Характеристика должна подтверждаться данными психодиагностического исследования: проведение социометрия, беседы, тестирования.
Рекомендуемые методики изучения коллектива
Рекомендуемые методики для изучения коллектива младших школьников и дошкольников: диагностическая методика «Социометрия» 1, 3,7, 8 варианты, «Мультфильм о нашем коллективе», «Необитаемый остров», «Аукцион». Для старших и средних школьников рекомендованы остальные все методики. Методика диагностики коллектива по А.Н. Лутошкину тестируется, исходя из наблюдений и анализа педагога.
Изучение коллектива рекомендуется начинать с социометрии, затем проводится различная диагностика по психологическому климату в коллективе, стилям руководства (анкеты, опросы, наблюдение, диагностические таблицы и пр.). В конце провести итоговый тест на изучение психологического климата в коллективе по А.Н. Лутошкину.
Диагностическая методика «Социометрия»
1 вариант
Ребятам предлагается ответить на три вопроса, которые записываются на доске или на листке бумаги. Они должны назвать три фамилии членов своего коллектива при ответе на каждый вопрос. Вопросы могут быть следующими:
1. Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят вашего коллектива ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания?
2. У тебя день рождения, кого из ребят своего коллектива ты бы пригласил на него?
3. Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющего на Марс. Подумай, кто из ребят мог бы быть с тобой рядом в корабле.
Вариант «Пьедестал почета»
Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения детей в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений обучающихся.
Детям раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из трёх ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь три человека из класса. Ребенок имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни коллектива.
3 вариант
«Круги на воде».
Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена ребят по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трёх имен.
4 вариант
Школьникам предлагается ответить на четыре вопроса:
1. Кого из ваших товарищей вы хотели бы видеть в составе вновь организуемого коллектива?
2. Кого из ваших товарищей вы не хотели бы видеть во вновь организованном коллективе?
3. Кто из товарищей, по вашему мнению, вас не выберет?
4. Кто из товарищей, по вашему мнению, вас выберет?
5 вариант
Учащимся предлагается определить своё отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения:
1. Ребята, с которыми я дружу в нашем коллективе, это______________________________________________________________
2. Ребята, с которыми я не дружу в коллективе, это________________________________________________________________
3. Ребята, с которыми я провожу время и после занятий, это__________________________________________________________________
4. Ребята, с которыми я, не общаюсь после занятий, это______________________________________________________________
5. Ребята, с которыми мне бы хотелось дружить в коллективе, это __________________________________________________________________
6. Ребята, без которых мне было бы трудно, это________________________________________________________________
6 вариант «Незаконченные предложения»
Школьникам необходимо завершить следующие фразы:
ü «Близкий мне человек в группе – это….»
ü «Мне приятно проводить свое свободное время с…»
ü «Мне приятно видеть в своем доме участников коллектива:…. …»
ü «Я не общаюсь с участниками коллектива:…. потому, что…»
ü «В случае необходимости я общаюсь с участниками коллектива:…. ….. потому, что….»
7 вариант«Секрет»
Перед началом исследования необходимо подготовить красочные открытки разной степени привлекательности и разного размера (большая, средняя, маленькая). Каждому ребенку из группы предлагается три открытки. Каждый ребенок отвечает на вопрос эксперта. При беседе с ребенком результаты фиксируются в бланке. Ребенок, отвечая на данные вопросы, не должен видеть детей группы. Он беседует с экспертом наедине.
Ход игры:Каждому ребенку из группы сказали «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». Ребенку дают три картинки и говорят: «Давай представим, что эти картинки твой секрет. Кому бы ты их доверил? Ты можешь дать тем детям, которым захочешь, только по одной «картинке-секрету» каждому. После выбора ребенком детей, его спрашивают «Почему ты решил отдать самый большой и красивый секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать средний секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать самый маленький секрет…..(называется имя)? А кому бы ты никогда не доверил свой секрет».
8 вариант “Космическое путешествие”
Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трёх человек. Фамилии этих детей записать на листе.
Обработка и интерпретация результатов социометрии Результаты социометрии заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке – имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например, школьник А (пусть это будет Алексеев Алеша) при ответе на первый вопрос выбрал Б (Борисова Борю), Г (Гришину Галю) и Е (Егорова Егора); при ответе на второй вопрос – Б, Ж и З; при ответе на третий – Б, Г и Е. Все эти выборы Алексеева Алеши вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников. Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым их школьников и заносите получившееся у вас число в последнюю строку – под каждой фамилией. В нашем случае самого Алексеева Алешу его одноклассники выбрали 11 раз. Эта цифра будет считаться его рейтингом. Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем: · лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги; · популярные( рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива) – они имеют средние рейтинги; · принятые (одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом )– они имеют невысокие рейтинги; · отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла. Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно сделать о школьниках А и Б, Б и Г, В и Д – они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы. Пример: Таблица 1 «Социометрическая матрица» Пример: Таблица 2 - Итоги социометрии: Вместо социометрической матрицы можно составить социограмму Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости с помощью специальных знаков Групповая социограмма имеет два варианта:конвенциональная социограмма и социограмма-мишень. На конвенциональной социограмме индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения. При построении конвенциональной социограммы индивиды располагаются по вертикали в соответствии с количеством полученных ими выборов таким образом, чтобы в верхней части социограммы оказались те, кто получил наибольшее количество выборов. Индивидов необходимо располагать на таком расстоянии друг от друга, чтобы оно было пропорционально порядку выбора. Если, например, два индивида, А и Г, выбрали друг друга в первую очередь, то расстояние между изображающими их кружочками на рисунке должно быть минимальным; если индивид Д выбрал А в третью очередь, то длина стрелки, соединяющей А и Д, должна быть примерно в три раза больше, чем длина стрелки, соединяющей А и Г. Конвенциональная социограмма, изображающая отношения в группе из 11 человек. Второй тип групповой социограммы - социограмма-мишень –представляет собой систему концентрических окружностей, количество, которой максимально количеству выборов , полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с полученным выборов | |||
По итогам социометрии можно построить диаграмму.