Анализа психологического климата коллектива
1. Общие сведения о коллективе: наименование, дата создания;
демографические, национальные, экономические и половозрастные особенности группы, вид творческой деятельности; содержание, организация.
2. Отношение учащихся к занятиям. Наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса, всего коллектива. Взаимопомощь, ее формы и организация. Дисциплина коллектива при выполнении учебной и домашней работы.
3. Личность руководителя и его влияние на коллектив (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.) отношение к нему коллектива, его авторитет среди учеников, стиль руководства коллективом.
4. Актив коллектива. Наличие у него авторитета среди учеников. Характеристика активистов (инициативность, самостоятельность, настойчивость, требовательность, организаторские способности). Наличие в классе неофициального актива, его характеристика и отношения с официальным активом, причина их влияния на класс. Актив класса, принципы формирования, его работа.
5. Состояние сплоченности и организованности коллектива. Умение распределять между собой обязанности и работу. Умение подчиняться распоряжением уполномоченных лиц. Критика и самокритика в коллективе. Состояние дисциплины в классе. Случаи нарушения дисциплины и характерные причины.
6. Моральные убеждения и идеалы учеников коллектива. Интересы к общественно - политическим событиям и социальным проблемам в нашей стране, за рубежом. Уровень развития патриотизма и национальной гордости. Кому и в чем подражают в классе. Нравственные ценности школьников. Уровень сформированности доброты, терпимости друг к другу, совестливости, честности, ответственности, чувства долга и собственного достоинства. Отношение к общим делам, удачам и неудачам класса и отдельных учащихся.
7. Психологический климат в коллективе. Преобладающие настроения и эмоции, удовлетворенность учащихся общением друг с другом и учителями. Проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи. Развитие критики и самокритики. Интеллектуальный климат в классе (имеется ли в классе единое мнение по наиболее важным вопросам? Насколько развиты критика и самокритика? Насколько быстро класс находит общий язык при решении общегрупповых задач? Взаимоотношения между учениками класса. Что лежит в основе этих взаимоотношений: общая работа, общие интересы, признания авторитета, взаимопомощь. Наличие группировок, их влияние на класс, основа их возникновения и степень заинтересованности общими делами коллектива. Характер и направленность дружбы. Наличие отверженных и возможные пути изменения отношения к ним сверстников. Особенности поведения в конфликтных ситуациях. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками. Эмоциональное неблагополучие отдельных учащихся.
8. Волевые качества коллектива (способен ли коллектива создавать напряжение всех духовных и физических сил для преодоления серьезных трудностей и препятствий? Ставит ли он перед собой общие цели и как стремится к их осуществлению? Может ли коллектива напряженно работать над поставленной задачей и доводит ли дело до конца
9. Успешность коллектива. Общие показатели успешности класса из учебных предметов. Отношение учеников к отдельным учебным предметам и учителям. Взаимопомощь в обучении. Дисциплина на уроках. Отрицательные моменты в учебной деятельности (списывание, шпаргалки, подсказывание). Отличники класса, их отношение ко всем ученикам класса, в том числе к отстающим. Неуспевающие ученики, причины их неуспеваемости.
10. Общественная работа коллектива. Интерес класса к общешкольной жизни и участие в нем. Место общественно - полезной работы и характер ее выполнения классом. Проявления сознательной дисциплины в работе. Общественные обязанности учеников. Отношение к общественным делам, участие класса в общешкольной жизни. Наличие пассивных учащихся.
11. Кругозор коллектива. Их общее развитие, интерес к искусству, литературе и спорту. Формы его проявления (коллекционирование, читательские конференции, диспуты, обсуждения пересмотренных кинофильмов, спектаклей и т.п.).
12. Культура поведения коллектива. Отношение к учителям, родителям и товарищам.
13. Влияние на класс родительской общественности. Стиль взаимоотношений с родителями, наличие актива, организация работы сродителями, степенеи вовлеченности родителей в коллективную жизнь
14.Общие выводы. Специфические черты коллектива, стадия его развития, существующие достоинства и недостатки. Пути преодоления .