Программа по коммуникации с использованием
Программа по коммуникации с использованием
Вербальных и невербальных средств.
Оглавление.
Формирование умения положительно реагировать на контакт с педагогом
Формирование умения положительно реагировать на присутствие нескольких людей
Установление контакта.
Формирование умения устанавливать зрительный контакт с взрослым
Формирование умения реагировать на собственное имя
Формирование умения приветствовать собеседника
Формирование умения привлекать к себе внимание различными средствами (звучащие предметы, жесты, изображения, речь и др.)
Поддержание контакта.
Формирование умения поддерживать зрительный контакт в процессе общения
Формирование умения выражать свои желания взглядом, жестом, изображением, словом
Формирование умения обращаться с просьбой о помощи
Формирование умения выражать согласие\несогласие в ответ на заданный вопрос или предложенную ситуацию
Формирование умения выражать благодарность
Формирование умения соблюдать очередность в разговоре
Формирование умения отвечать на вопросы
Формирование умения задавать вопросы
Формирование умения соблюдать дистанцию в разговоре
Формирование умения общаться с собеседником с учетом его эмоционального состояния
Завершение контакта.
Формирование умения прощаться с собеседником
Содержание.
Формирование умения положительно реагировать на контакт с педагогом
Ожидаемый результат:
положительное реагирование на контакт с педагогом
Методические рекомендации:
При первичном контакте с ребенком педагог говорит спокойным, ласковым голосом, обращается к ребенку по имени. Также предлагает ребенку те виды деятельности, которые его привлекают (пускать мыльные пузыри, построить что-либо из конструктора и др.). Педагог заранее, из беседы с родителями или из личных наблюдений, выясняет, что привлекает ребенка. Если ребенок уже занимается чем-либо, педагог ненавязчиво подключается к его деятельности.
Формирование умения положительно реагировать на присутствие нескольких людей
Ожидаемый результат:
положительное реагирование на присутствие нескольких людей
Методические рекомендации:
Если ребенок негативно реагирует на присутствие в помещении нескольких людей, то начинать работу с ним следует в небольшом помещении класса наедине с педагогом. После того, как ребенок начинает спокойно реагировать на взаимодействие с педагогом, педагог постепенно вводит его в группу детей. Время нахождения ребенка в группе увеличивается, начиная с нескольких секунд/минут. Если ребенку тяжело сразу находиться в группе детей, то к индивидуальному занятию с ним подключают второго ребенка.
Установление контакта.
Формирование умения устанавливать зрительный контакт с взрослым
Ожидаемый результат:
установление зрительного контакта с взрослым
Методические рекомендации:
При установлении первичного зрительного контакта с ребенком лицо педагога находится на уровне глаз ребенка. Педагог обращается к ребенку по имени, просит его выполнить инструкцию/просьбу «Посмотри на меня». В момент привлечения внимания педагог может держать на уровне своих глаз лакомство или игрушку, которые привлекут внимание ребенка. Таким образом, сначала подкрепляется непроизвольный взгляд в направлении лица взрослого. Если ребенок трудно переносит зрительный контакт «глаза в глаза», то учитель привлекает его внимание к другим частям своего лица, например, красит яркой помадой губы, наносит грим на нос и т.д.
Как только ребенок посмотрел на лицо взрослого, тот должен улыбнуться ему и поощрить. Поощрением может быть словесная похвала («Молодец!», «Умница!» и др.), приятные для ребенка виды тактильного контакта (обнять, пощекотать и др.), лакомства, игрушки.
Формирование умения привлекать к себе внимание различными средствами (звучащие предметы, жесты, изображения, речь и др.)
Ожидаемый результат:
привлечение к себе внимания:
ñ звучащие предметы
ñ жесты
ñ изображения
ñ речь
Методические рекомендации:
Ребенка обучают использовать любое из доступных ему средств в ситуации, когда он хочет что-либо сообщить. Например: ребенок на коляске может обратить на себя внимание, нажав кнопку звонка/показав пиктограмму на подлокотнике коляски и др.
Поддержание контакта.
Завершение контакта.
Программа по коммуникации с использованием