Тема 4. Методика развития словаря детей дошкольного возраста
Цель:раскрыть методику словарной работы в детском саду.
Теоретическая часть. Сущность и значение словарной работы ее сложность и многоаспектность. Особенности развития словаря детей, задачи и содержание работы, своеобразие методики в разных возрастных группах.
Практическая часть.Определите примерный словарь-минимум для своей возрастной группы по теме «Одежда» (по желанию студента тема может быть другой), руководствуясь при этом следующими критериями:
- отнесенность слова к общеупотребительной лексике, необходимой для усвоения содержания представлений, рекомендованных программой детского сада для общения с окружающими и совершенствования детской деятельности;
- доступность слова детям по его лексическим, грамматическим, фонетическим особенностям;
- учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы;
- значимость слова для решения воспитательных задач;
- значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений;
- частота употребления слова взрослыми, учет статистических характеристик активного словаря взрослых людей с которыми общаются дети;
- в словарь должны входить слова, относящиеся к разным частям речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия.
Изучите запас бытового словаря по этой теме в вашей группе.
Для этого подберите к словам вашего словаря-минимума наглядный материал (предметы, картинки, игрушки). Ребенку предлагают: «Скажи, как это называется?» В случае затруднения говорят: «Покажи то-то» (при этом взрослый правильно называет объект, его части, признаки или действия). Полученные данные занесите в протокол обследования, который может иметь форму таблицы (см. Приложение 7, табл. 7).
С учетом данных обследования продумайте систему работы по обогащению и активизации словаря по выбранной теме. Опишите проведенную работу и ее результаты.
Приложение: протоколы диагностики, словарь-минимум, конспекты работы.
Литература
1. Гризик, Т. И. В мире слов : пособие по изучению и развитию словаря детей 5-6 лет / Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2006. – 40 с.
2. Логинова, В. И. Развитие словаря // Развитие речи дошкольного возраста ; под ред. Ф.А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984. – С. 79-101.
3. Струнина, Е. М. Работа над смысловой стороной слова / Е. М. Струнина // Развитие речи дошкольного возраста ; под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984. – С. 101-104.
4. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) : пособие для воспитателей детских садов / Е. И. Тихеева. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 1972. – 176 с.
5. Ушакова, О. Умноватый мальчик. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников / О. Ушакова, Л. Колунова // Дошкольное воспитание. – 1994. – №9. – С. 11-14.
Тема 5. Методика формирования грамматического строя речи
Цель работы: раскрыть методику формирования грамматического строя речи в дошкольном возрасте.
Теоретическая часть.Исследования проблемы формирования грамматического строя речи у детей в дошкольном возрасте. Значение формирования грамматического строя речи для развития ребенка. Типичные трудности в овладении синтаксической и морфологической сторонами речи, способами словообразования, словотворчеством, их причины. Своеобразие методики формирования грамматического строя в разных возрастных группах.
Практическая речь. Выявите уровень сформированности у детей вашей группы грамматического строя русского языка на основе содержания программных требований по формированию грамматического строя в каждой возрастной группе. (Примерный ход обследования через выполнение игровых заданий и упражнений см. в Приложении 7). Укажите выявленные ошибки, трудности.
С учетом данных обследования продумайте систему работы по оптимизации решения задач формирования грамматической стороны речи. Опишите проведенную работу и ее результаты.
Приложение:протоколы обследования, конспекты работы.
Литература
1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи : методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова – 2-изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 296 с.
2. Борисенко, М. Г. Животные наших лесов / М.Г. Борисенко, Н. А. Лукина. – СПб : Паритет, 2005. – 32 с. + цв. вкл. (Серия «Грамматика в играх и картинках».) (Кроме того, можно обратиться к выпускам: «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Осень», «Зима», «Перелетные и зимующие птицы», «Домашние животные», «Зимние забавы», «Новогодний праздник»).
3. Гризик, Т. И. Маленький волшебник : пособие для обследования и закрепления граммат. строя речи у детей 4-5 лет / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М. : Просвещение, 2005. – 47 с.
4. Тюрикова, И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей / И. Тюрикова // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 2. – С. 20-23 ; № 3. – С. 21-27 ; № 4. – С. 33-38.