Разработка и реализация программы регулирования поведения
В данной главе рассказывается о том, как проводить в жизнь программу регулирования поведения. Сначала мы рассмотрим более подробно одну часть паттерна О-П-Р (см. главу 15) - реакцию, - чтобы определить, каким образом она может подкреплять нежелательное поведение вашего ребенка. Затем мы поговорим о том, как можно изменить свою реакцию. Далее подобным же образом будет исследована обстановка, в которой проявляется нежелательное поведение.
Анализ реакции на поведение ребенка
На всем протяжении книги мы говорим о реакции, поощрении и его влиянии на поведение ребенка. Понятно, что ребенок уже научился различать две главные вещи, относящиеся к результату: он научился делать то, что, по всей вероятности, приведет к вознаграждению, и не делать того, что так или иначе приведет к неприятным последствиям.
Иными словами, ребенок действует в согласии с уже известным нам правилом и с учетом возможных неприятных последствий, если ситуация изменится на противоположную:
скорее всего, ребенок повторит поступки, которые поощряются;
менее вероятно, что ребенок повторит поступки, которые не поощряется.
Помните Гэри из главы 15? Для него внимание близких - внимание к его особе - было приятным. Согласно первому правилу, можно быть уверенными, что нежелательное поведение Гэри за столом будет продолжаться, так как все члены семьи сразу же обращали на него внимание, когда он вскакивал из-за стола.
Тщательно проанализируйте, что обычно происходит сразу после нежелательной выходки ребенка. Может быть, вы или кто-то из членов вашей семьи реагируете на его поведение таким образом, что это поощряет его и побуждает продолжать в том же духе и дальше? Наш опыт позволяет выделить три основных типа реакций, способных поощрять нежелательное поведение. Надеемся, что ознакомив вас с конкретными примерами, мы сможем облегчить вам задачу по выявлению таких ваших реакций, которые создают у ребенка мотивацию к нежелательному поведению.
Внимание
Все дети жаждут внимания. Ребенок, который усердно учится в школе, помогает маме мыть посуду, делится своими игрушками, делает все это, во всяком случае отчасти, потому, что таким образом добивается от окружающих внимания и одобрения. Неудивительно, что объятия, улыбки, интерес и похвала являются вознаграждением и, следовательно, сильным побудительным мотивом вести себя "хорошо". Удивительно здесь то, что реакция, которая чаще всего является причиной нежелательного поведения, - это тоже внимание.
Внимание, которое следует за нежелательным поведением, - это не объятия, не улыбки и не одобрительное похлопывание по спине. Почти всегда это неприятные слова или нахмуренные брови и резко брошенное: "Прекрати!" Но с точки зрения ребенка, такая реакция - это проявление внимания к его поведению. Каждый раз вы как бы говорите своему ребенку: "Я сейчас обратил на тебя внимание из-за того, что ты сделал".
Помните, как ведет себя Сара? Хотя она знает, как самой одеться, она отлынивает и отказывается одеваться, создавая таким образом по утрам трудности для семьи.
При рассмотрении О-П-Р в данной ситуации становится ясно, что Сара научилась пользоваться эффективной стратегией, позволяющей ей привлекать к себе внимание мамы. Как вы догадываетесь, вероятнее всего, Сара будет отлынивать до тех пор, пока мама будет уговаривать ее.
Действия
Когда малыш плачет, мы машинально предполагаем, что он хочет есть или испытывает другие неудобства. Поэтому мы кормим его, меняем пеленки, поем ему песенку или придумываем игру, способную привлечь его внимание. Как правило, после этого малыш перестает плакать.
По мере того как малыш подрастает, он учится выражать свои желания, не прибегая к плачу, или удовлетворяет их сам.
Когда нужно, он уже может подождать, пока его потребности не будут удовлетворены. Но у некоторых детей умение выразить свои желания, сделать что-то самому или подождать развивается медленно, и зачастую оно бывает ограниченным. Такие дети выражают свои потребности и желания, главным образом, своим поведением. Ребенок может заплакать, завопить ударить вас, когда хочет чего-то. Порой родители, сами того не сознавая, поощряют нежелательное поведение, вознаграждая ребенка своими действиями.
К примеру, мама, которая обнаружила, что три печенья помогают унять гнев дочери, не понимает, чему она при этом учит свою дочь, а дочь начинает понимать: чтобы получить печенье, нужно всего лишь завопить и топнуть ножкой.
Такие действия, как кормление, игры, поездка на автомобиле или прогулка пешком, также являются эффективной реакцией для поддержания нежелательного поведения.
В двух нижеследующих примерах описываются типичные ситуации, когда реакция взрослых ненамеренно поощряет нежелательное поведение.
1. "Разреши ему посмотреть телевизор! Я не могу больше вынести его вопли по этому поводу!" Конечно, после того как вы сказали ребенку "нет", очень трудно выдержать свою линию, если он в ответ на это начинает вопить, пинаться, бегать по дому или просто сидит с несчастным лицом. Удивительно, что когда вы уступаете и позволяете ему получить или сделать то, что он хотел, вам кажется, что это срабатывает - он становится спокойным и счастливым! Поэтому многие родители оказываются в ловушке - ведь проще уступить и таким образом поощрить нежелательное поведение ребенка. Непосредственным результатом является то, что вы, как вам кажется, справились с нежелательным поведением вашего ребенка и этим, конечно, вознаградили себя. Однако вам следует помнить, чему ребенок учится при такой стратегии: в следующий раз, когда ему захочется чего-то добиться от вас, он уже будет знать, что нежелательное поведение срабатывает.
2. "Если ты перестанешь хныкать, я дам тебе кусочек торта". Часто родители пытаются "договориться" со своим ребенком во время нежелательного поведения. Подумайте еще раз о том, чему научится ребенок в такой ситуации. Чтобы получить вознаграждение, нужно начать вести себя именно таким образом. И каждый раз, когда ребенок получает кусочек торта, он все лучше усваивает, как правильно он поступил, что захныкал.
Убежать или избежать?
Порой мы оказываемся в такой неприятной ситуации, что думаем только об одном: "Как мне из этого выбраться?" Это может быть переполненный автобус, скучная беседа или визит дядюшки Джо с кучей детей и собак. Что бы это ни было, самое большое вознаграждение в подобной ситуации - это возможность из нее выбраться.
Теперь представьте себе ребенка, которого чему-то учат, а у него не очень получается. Нередко в школе можно встретить ребенка, который намеренно плохо ведет себя, потому что знает, что учитель выгонит его за такое поведение из класса. Поступая таким образом, учитель, сам того не сознавая, поощряет нежелательное поведение. Ребенок даже не станет дожидаться начала урока, а постарается набедокурить пораньше, чтобы тем самым избежать провала на уроке.
Часто подобное нежелательное поведение поощряется дома, когда родители пытаются откупиться от ребенка и избежать неприятной ситуации. Очень часто такое решение проблемы плохого поведения бывает характерным для определенных ситуаций. Например, на занятиях, когда ребенка обучают новым умениям и просят выполнить какие-нибудь действия, которые он просто не любит. Это могут быть действия, связанные, например, с купанием или укладыванием в постель. Многие дети вскоре обнаруживают, что "своевременный" плач или хорошо разыгранный гнев помогают им "соскочить с крючка" или отсрочить неприятное мероприятие.
Помните Джеки в главе 15?
Ясно, что отмена занятий - это поощрение поведения Джеки. Чему же мама на самом деле учит свою дочь, когда поступает таким образом?
Задумайтесь над нежелательным поведением вашего ребенка. Что обычно следует за таким поведением? Ругаете ли вы его, уговариваете ли, а может, ублажаете его, чтобы он успокоился? Торгуетесь ли вы с ним, обещая ему что-то приятное, если он перестанет вести себя плохо? Сдаетесь ли вы, если видите, что он ведет себя плохо, как бы говоря вам: "Я не хочу этого"?
Заполните нижеследующие графы, записав свою реакцию на плохое поведение ребенка:
Плохое поведение | Поощряющая реакция |
_____________________ _____________________ _____________________ | _____________________ _____________________ _____________________ |