Навыки ухода за домом, выбранные для отработки
ОБУЧИТЬ ОСНОВНЫМ ШАГАМ (из колонки 1 раздела "Степень владения") ______________________ ______________________ ______________________ | НАУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ! (из колонки 2 раздела "Степень владения") ______________________ ______________________ ______________________ |
РАЗРАБОТАТЬ ЦЕПОЧКУ ПОВСЕДНЕВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДЕЛ (из колонок 2 и 3 раздела "Степень владения") ______________________ ______________________ ______________________ | ПОТРЕБНОСТЬ В МОТИВАЦИИ (из колонки "Проблема" раздела "Мотивация") ______________________ ______________________ ______________________ |
На пути к независимости в делах, связанных с домашним хозяйством
Уборка дома, стирка белья, готовка, использование инструментов, мелкий ремонт. Как видите, мы затронули широкий круг вещей, связанных с уходом за домом. Но как начать учить ребенка столь многочисленным и столь разным умениям?
Вы уже хорошо начали, тщательно оценив умения ребенка в этой области. И теперь ваша работа будет заключаться в том, чтобы применить общую стратегию, которая была рассмотрена в главе 12, к конкретным задачам, сформулированным вами в форме "Навыки ухода за домом, выбранные для отработки". Стратегия предусматривает создание мотивации к применению навыков, обучение умению принимать решения относительно применения навыков и разработку цепочки конкретных дел. Поскольку примеры, которые приводятся в этой главе, не могут охватить все группы навыков ухода за домом, вам придется самим решать, как наш пример уборки комнаты приложить к другим задачам, например к стирке, к приготовлению пищи и т.п.
Мотивация к применению навыка
Навыки ухода за домом, записанные вами под заголовком ПОТРЕБНОСТЬ В МОТИВАЦИИ, - это навыки, которые ребенок умеет применить самостоятельно, но не делает этого без настойчивого понуждения. На самом деле большинству из нас мысль о необходимости выполнить ту или иную работу по дому не приносит особой радости. Поэтому, как и в главе 12, мы обратимся к поощрению как к средству создания мотивации.
Все рассмотренные в предыдущей главе способы создания мотивации к применению навыков ухода за собой можно использовать и в ситуациях, которым посвящена данная глава. Чтобы вознаградить усилия ребенка по уходу за домом, хороши будут и ваше внимание, и любимые занятия, и жетончики. Примеры, относящиеся к работе по дому, продолжают иллюстрировать этот общий подход, а также, в дополнение к нему, "стратегии", касающиеся непосредственно навыков ухода за домом. Работа по дому важна и для вас, и для ребенка. Выполняя ее, он не только начинает чувствовать себя членом семьи, вносящим свой вклад в ее жизнь, но и приобретает привычки и умения, которые в дальнейшем смогут помочь ему с трудоустройством.
Как выбрать для ребенка повседневные обязанности? Во-первых, обратитесь к навыку, основными шагами которого он овладел. Во-вторых, выберите работу, полезную для семьи, а не просто для того, чтобы чем-нибудь его занять. Просмотрите таблицу оценки состояния навыков ухода за домом и определите те виды работ, которые удовлетворяют этим требованиям. К ним можно добавить одну или две обязанности, потребность в которых возникает не так часто. Например, ребенок может выносить мусор или раскладывать по местам продукты.
После завершения этой работы вам нужно будет пройти еще три шага, которые позволят как следует подготовиться к работе над программой развития навыков ухода за домом.
1. Привлечь ребенка к составлению плана.
2. Составить таблицу.
3. Продумать систему оплаты труда.
Привлечение ребенка к составлению плана
Как можно больше обсуждайте с ребенком различные виды трудовой деятельности. Вы можете предлагать ему конкретную работу и спрашивать, что хотел бы делать он. По ходу такой дискуссии следует составлять нечто вроде договора относительно каждого вида деятельности: как часто он будет это делать и как вы с ним будете "расплачиваться". Можно договориться, что сначала он будет выполнять определенную работу неделю. В течение этой недели важно беседовать с ним о том, "как идут дела". Вы должны быть уверены также, что ребенок понимает, что вы возложили на него реальную ответственность и что любая работа важна.
Составление таблицы
Начертите таблицу, которую можно повесить на стену, или сделайте карточку, которую ребенок будет носить с собой в портмоне. Вы (а желательно, он) каждый день после выполнения условленной работы можете делать в этой таблице отметки. Таблица станет ему наглядным напоминанием о том, что нужно сделать, а в дни "зарплаты" - важным свидетельством того, что работа выполнена. Еще лучше ввести балльную систему оценки сделанной за день работы, например:
0 = не выполнил работу
1 = сделал небольшую часть работы или выполнил работу но только после напоминания
2 = выполнил работу хорошо
3 = выполнил работу отлично
Большинство детей и подростков, на которых рассчитана эта глава, способны понять такого рода балльную систему, а вам она даст хорошую возможность обсуждать с ребенком качество работы. Ему всегда нужно объяснять, почему он заработал ту или иную оценку (что он сделал хорошо, а что мог бы сделать лучше). Спустя некоторое время он сумеет достаточно хорошо изучить эту систему и сможет выставлять себе оценки сам, сообщая вам, почему он оценил свою работу так, а не иначе.
Использование "рулетки" Есть другой способ отработки навыков - не сосредотачиваться подолгу на одном, а чередовать их. Выбирать род занятий можно с помощью своего рода рулетки. Сделать ее нетрудно. Вращающаяся стрелка будет останавливаться на одном из нескольких отобранных заранее видах занятий, и ребенок будет выполнять соответствующую работу в течение недели. Вы можете легко изготовить это устройство вместе с ним. Возьмите бумажную тарелку и в ее центре с помощью кнопки закрепите картонную стрелку. Затем по краю тарелки нарисуйте или напишите названия различных видов работы. "Рулетка" дает возможность разнообразить деятельность и помогает лучше удерживать внимание ребенка на том, чем он в данное время занимается. Кроме того, эта система позволяет ему практиковаться во многих видах работ. |
Система оплаты труда
Выдача зарплаты как вознаграждения за выполненную работу не только усиливает мотивацию, но и предоставляет ребенку естественную возможность развивать умение обращаться с деньгами. Если вы разрешаете ему тратить деньги, вместо того, чтобы разрешить заработать их, вы ему не помогаете. Вы сумеете лучше подготовить его к будущему, если будете регулярно давать ему возможность выполнять работу по дому и поощрять его ответственное отношение к ней. Несмотря на то, что существует общая тенденция не очень-то рассчитывать на подростка с особыми нуждами, иногда для его же блага лучше установить планку повыше.
День выдачи зарплаты В обязанности Кристины входило: убирать со стола после обеда, споласкивать посуду и ставить ее горкой, а затем вытирать стол. За неделю она получила следующие оценки (при использовании описанной выше шкалы от 0 до 3: Пон. Втор. Среда Четв. Пятн. Суб. Воскр. 3 1 3 3 2 3 Выходн. Папа, мама и Кристина договорились, что воскресенье будет ее выходным днем. В субботу вечером папа сел с ней просмотреть ее таблицу и выдать причитающуюся сумму. Для Кристины это была хорошая возможность попратиковаться в счете денег. Они условились считать, что 3=75 центам, 2 = 50 центам, 1 = 0 и 0 = 0. Примерно 15 минут Кристина с папой считали и пересчитывали мелочь, а затем меняли ее на купюры. Они поговорили о том, как Кристина потратит заработанные 3 доллара 50 центов, и она решила истратить 1 доллар на мороженое, а оставшиеся деньги приберечь, чтобы накопить на браслет, который ей нравится. Пока они шли к машине, папа убедился, что Кристина довольна заработанными деньгами и тем, как она ими распорядилась. |
Разумеется, вы можете решить, что будете расплачиваться не деньгами, а чем-нибудь еще. Не забывайте, что ваша похвала всегда будет желанной наградой и хвалить нужно независимо от того, что еще вы даете ребенку. Вы можете также угостить ребенка, когда он закончит работу, сыграть с ним в какую-нибудь игру или дать жетончик, чтобы он смог накопить на что-то, что ему очень хочется. Чем вы будете расплачиваться, зависит, главным образом, от возможностей и желаний вашего ребенка. Но что бы вы ни выбрали, вы должны быть уверены, что это будет воспринято им как награда. Ведь он, безусловно, заслужил ее.
Если вы уже готовы начать приучать ребенка к работе по дому, ответьте на следующие вопросы:
Какой вид работы по дому вы с ребенком выбрали в качестве его повседневной обязанности? Другая постановка вопроса: какие виды работ вы будете выбирать с помощью "рулетки"?
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Как вы будете расплачиваться с ребенком?
___________________________________________________
Когда вы собираетесь обсуждать оценки и достижения ребенка, а также выдавать ему зарплату?
___________________________________________________
Заключение контракта Что включает в себя процесс заключения контракта? Подумайте о каком-нибудь контракте, который вы когда-либо подписывали, и вы обнаружите, что основные элементы этого процесса очень просты. Во-первых, вы соглашаетесь что-то сделать, и другая сторона также соглашается. Во-вторых, вы выясняете, что произойдет (какое вознаграждение будет получено), если обе стороны выполнят свои обещания. Наконец, контракт четко определяет, что произойдет, если обещания не будут выполнены. Контракт - это письменное соглашение, в котором зафиксировано, какие действия ожидаются и как они будут вознаграждены. Договариваясь о чем-то с ребенком, возьмите на вооружение основные принципы заключения контракта. ' После того как вы увидите, насколько хорошо ребенок может выполнять определенную работу по дому при условии, что его усилия поощряются, сядьте с ним и обсудите, чего вы от него ожидаете. Например, как часто вам хотелось бы, чтобы он выполнял оговоренные виды работ (каждый день, три раза в неделю). Затем зафиксируйте в контракте ваши и его ожидания и укажите, каким будет вознаграждение. Чтобы контракт полностью соответствовал принятой форме, вы можете добавить раздел, поясняющий, что произойдет, если один из вас не "сделает это" в указанный день или неделю. Укажите, есть ли возможность компенсировать пропущенный день работы. Или, если качество работы далеко от ожидаемого, может ли он исправить дело и все-таки получить вознаграждение. Вам вовсе не нужно всегда составлять письменный контракт. Ведь порой речь идет о вещах, достаточно простых, чтобы о них можно было договориться устно ("Когда ты закончишь работу, я сделаю отметку в твоей таблице"). Для работы, требующей более продолжительного времени (уборка комнаты, стирка, уборка после обеда, да и утреннее одевание), лучше записать на бумаге, какие стороны заключают контракт, и подписать его. Если вашему ребенку трудно читать, то по этому пути идти не стоит. Для того чтобы контракт был понятен ему, можно использовать картинки и некоторые простые слова. Иногда контракт можно дополнить таблицей с отметками о выполнении задания ("Если каждый день ты будешь получать по пять галочек, то сможешь пойти в магазин"). Таблица послужит ежедневным напоминанием о сделке, заключенной между вами и ребенком. |