Разработка цепочки повседневных дел

Навыки, которые вы записали под заголовком "РАЗРАБОТАТЬ ЦЕПОЧКУ ПОВСЕДНЕВНЫХ ДЕЛ", ребенок в основном усвоил и может применять без вашей помощи, однако он еще должен научиться применять их в определенном порядке без вмешательства со стороны. Под цепочкой мы понимаем применение более чем одного навыка в должном порядке.Сравнение обучения ребенка умению выполнять определенную последовательность действий с созданием цепочки мы считаем правомерным. У ребенка есть много отдельных звеньев, и он просто должен научиться соединять их в правильном порядке.

Критическими точками любой цепи являются точки соединения звеньев. В нашем случае это, моменты, когда, скажем, закончена чистка зубов и должна начаться уборка постели, когда уборка постели закончена и нужно начать обуваться. Именно в эти моменты смены деятельности чаще всего требуетесь вы: напомнить, намекнуть, направить, подтолкнуть или помочь. Часто дети, закончив очень хорошо одно дело, начинают просто отвлекаться - листать журнал, дремать и т.п., - даже если они "знают", что нужно сделать дальше, и с готовностью сделают это после вашего напоминания. Главное, чему вы теперь будете учить своего ребенка, - это умение пользоваться моментом окончания одного дела как подсказкой или сигналом, что пора начинать другое. Вы будете учить его спрашивать себя: "Что дальше?" Лучше дать ему возможность самому найти ответ, чем отвечать. "Что дальше?" - это простое напоминание, которым ребенок сможет воспользоваться сам.

Что дальше? Куинси надела юбку и снова уселась на кровать. Мама заглянула в комнату, и у нее чуть не сорвалось с языка: "Куинси, надень рубашку!" Она вовремя спохватилась, подумала и просто спросила: - Что дальше? Сейчас маме пришлось своим вопросом напомнить Куинси о рубашке, но скоро она научится задавать себе такой вопрос сама.

Подобно маме Куинси, вам тоже нужно будет поначалу задавать вопрос: "Что дальше?" - давая тем самым ребенку сигнал или подсказку. Когда этот вопрос задаст он сам, ответ для него уже будет очевиден. Один из способов, позволяющих снабдить ребенка подсказками, состоит в создании определенной цепи повседневных дел, связанных с уходом за собой, и в приучении его выполнять их всегда в одном и том же порядке, по меньшей мере до тех пор, пока эта последовательность не будет усвоена им достаточно надежно. Вскоре окончание одного дела станет сигналом к началу следующего.

Еще одной хорошей подсказкой может стать таблица, иллюстрирующая эту последовательность действий рисунками или словами. Повесьте такую таблицу на стену там, где ребенок выполняет соответствующие действия, и после выполнения каждой задачи, отмечайте этот факт вместе с ним. Постепенно начните уменьшать свое участие в этом процессе, призывая его самого делать отметки в таблице по окончании каждого мероприятия. Картинка или слово, обозначающие следующий вид деятельности, послужат ему сигналом, и ваше напоминание уже не потребуется. Спустя некоторое время ему уже не нужно будет так часто заглядывать в таблицу. Сама его деятельность станет источником сигналов, указывающих "что дальше".

Таблицы

О таблицах мы несколько раз уже говорили. Попробуем теперь внимательнее присмотреться к ним и понять, как можно их использовать для того, чтобы направить и поощрить деятельность ребенка.

1. Привлеките ребенка к составлению таблицы.Побудите его спросить и самого же ответить, как будет использоваться таблица. Пусть он поможет вам составить таблицу и повесить ее.
2. Стремитесь делать таблицу простой.Самая лучшая таблица - простая, такая, которой легко следовать. Возможно, вам захочется сделать ее более наглядной с помощью ярких красок и картинок, однако, нам кажется, что не стоит стремиться к созданию "произведения искусства" и тратить на него слишком много времени. У вас может появиться потребность что-то изменить в ней и сделать новую, когда первая будет заполнена отметками.
3. Держите ее на виду. Поместите таблицу вблизи того места, где ребенок будет пользоваться своими навыками, и так, чтобы он мог до нее достать. Таблица вряд ли принесет вам пользу, если ее держать в закрытом шкафу или ящике. Излюбленным местом часто становится дверца холодильника.
4. Неизменно интересуйтесь ею. Таблица только тогда будет что-то значить для ребенка, когда она представляется важной вам. Некоторые родители после первых вспышек энтузиазма теряют к ней интерес. Со временем таблица вполне сможет заменить ваши напоминания, но заменить ваш интерес не сможет никогда.

Теперь мы приведем пример цепочки утренних действий, составленной для одного ребенка, а также таблицы, которая использовалась в период обучения умению отвечать на вопрос: "Что дальше?"

1. Мою лицо и руки.
2. Чищу зубы.
3. Расчесываю волосы.
4. Одеваюсь.
5. Обуваюсь.
6. Застилаю постель.

Таблица Джефа Тим и Беки, брат и сестра Джефа, закричали: - Ура! У нас сегодня блины! Миссис Граймс шлепнула на сковородку первую ложку теста и подумала: - Да, хорошо, когда есть несколько минут, чтобы приготовить им завтрак, который они по-настоящему любят, ведь теперь уже мне не нужно каждую минуту бежать к Джефу. И тут же вошел Джеф, держа в руке контрольную таблицу. Миссис Граймс сегодня уже сделала одну отметку, после того как он почистил зубы, а сейчас он ждет еще три отметки за то, что снял пижаму, оделся и причесался. Миссис Граймс сказала Тиму и Беки: - Я сейчас вернусь. Джеф собирается убирать постель. Поскольку Джеф не совсем еще усвоил этот навык, миссис Граймс пока была вынуждена немного помогать ему. - Скоро Джеф научится все делать самостоятельно, совсем как вы.

Со временем Джеф научится сам делать отметки в таблице. А там, может быть, он уже станет пользоваться небольшой карманной таблицей со словами вместо картинок. Но, как всегда, заполненная отметками таблица будет означать, что скоро его усилия будут вознаграждены, а какое это будет вознаграждение, решено заранее Джефом и его родителями. Конечно, когда-нибудь он перестанет нуждаться и в таблице, и в наградах за исполнение полагающихся по утрам обязанностей.

А теперь задумайтесь на минутку о навыках вашего ребенка, которые вы раньше поместили в графу "РАЗРАБОТАТЬ ЦЕПОЧКУ КОНКРЕТНЫХ ДЕЙСВИЙ". Сумеете ли вы правильно воспользоваться вопросами ("Что дальше?") и составить таблицы, способные помочь ребенку более плавно переходить от одного дела к другому?

Последние замечания

Мы сознаем, что в этой главе наши советы относительно процесса обучения не были такими конкретными, как в четырех предыдущих главах. Здесь вам предстоит самим приложить описанную стратегию к вашим конкретным ситуациям. Мы также отдаем себе отчет в том, что все это легче рассказать, чем сделать. Ожидать от своего ребенка большего - значит больше рисковать, и принять правильное решение всегда очень трудно. Часто создать мотивацию для подростка с особенностями развития бывает очень нелегко, и нередко после первого неудачного дня возникает соблазн бросить эту новую стратегию. Если вы станете меньше помогать, то в первое время на выполнение того же задания у вас будет уходить больше времени, ведь вам придется внимательно наблюдать за действиями ребенка, ждать, пока он закончит, и мириться с не самым хорошим качеством исполнения.

И все же, мы думаем, вы согласитесь, что сделать ребенка более самостоятельным важно и на это не жаль даже больших усилий. Не всегда все будет идти гладко или так, как описано в книге. Но если вы будете постоянно следовать описанной здесь общей стратегии, вы, весьма вероятно, с гордостью заметите, что ваш ребенок все более и более самостоятельно справляется с уходом за собой.

Раздел II
Формирование навыков

Глава 13

Независимость.
Навыки ухода за домом

В данной главе представлена стратегия развития самостоятельности ребенка в делах, связанных с уходом за домом. Эта стратегия аналогична той, которая описана в предыдущей главе (навыки ухода за собой), за исключением некоторых существенных моментов. Они-то и будут в центре нашего внимания. Но сначала давайте ненадолго вернемся к Джиму и Элисон, с которыми мы познакомились в двенадцатой главе. Они напомнят нам, как много проблем, связанных с домашним хозяйством, может возникнуть в течение одного часа.

Обычный день (продолжение) Элисон с полной сумкой продуктов врывается в квартиру. - Джил, помоги, ради Бога. К обеду придет Джим... Понимаешь, сегодня ведь пятница, а у нас такой беспорядок. - Джим? Какой Джим? - Перестань, не валяй дурака. Правда, сейчас 5.15, а он придет в 6.00. - О'кей. Начинай готовить, а я приберусь. Джил откладывает журнал и сосредотачивается: веник, совок, тряпка, жидкость для чистки мебели, да... и пылесос. Все готово. Она выносит мусор, подметает пол и включает пылесос, чтобы почистить ковер. Его гудение заглушает грохот сковородок и хлопанье дверцы буфета на кухне - это Элисон собирает все, что ей понадобится для приготовления обеда. Вскоре пылесос замолкает, и гостиная наполняется лимонным запахом жидкости для полировки мебели. Солнце быстро садится, по комнате, теперь вполне прибранной, тянутся длинные тени. Элисон входит и зажигает свет. - Браво! Выглядит отлично! Большое спасибо, Джил. Не холодно тут? - Немного. Элисон включает отопление и направляется в кухню, но тут раздается звонок. Сейчас 5.50! Джим пришел раньше! Джим сразу включается в работу. Его обязанность - сварить кофе в электрической кофеварке. Элисон кладет пикшу в жаровню и только включает миксер, чтобы приготовить десерт, как свет гаснет! Джил, слегка испуганная и возбужденная, кричит из гостиной: - Эй, что там случилось? - Я думаю, это пробки. Такое уже случалось, и Элисон в спешке находит в ящике фонарик, а Джим вызывается пойти вниз и заменить пробки. Элисон щелкает выключателем миксера и становится в дверях, чтобы крикнуть ему, когда свет зажжется. Теперь с обедом может ничего не получиться, да и в кино они рискуют опоздать. Элисон встревожено бросает взгляд на часы, но лишь для того только, чтобы, усмехнувшись, убедиться, что кругом темно и ничего не видно...

Джим, Элисон и Джил опередили нас, продемонстрировав владение всеми типами навыков, которые должны стать предметом рассмотрения в данной главе. Вернитесь к ним и подумайте, сколько всего нужно уметь, чтобы приготовить обед, организовать уборку гостиной, отрегулировать температуру и освещенность в доме, решить непредвиденную задачу, связанную с перегоревшими пробками. Дай мы им время (и немного больше розеток), они могли бы постирать накопившееся за неделю белье и тем самым продемонстрировали бы еще один навык, который тоже относится к уходу за домом. Но молодые люди, которые, как мы видели, умеют поддерживать в доме порядок, постигли эту премудрость не по мановению волшебной палочки; им потребовались серьезные, тщательно продуманные занятия и большая практика.

Многие домашние дела, о которых мы будем говорить в настоящей главе, ваш ребенок, возможно, никогда еще не пробовал делать, а некоторые он сделать не в состоянии. Мы часто невольно думаем об уходе за домом и поддержании порядка в нем как о делах, которые по соображениям безопасности или удобства должны оставаться под нашим контролем. Однако , ограждать детей и подростков с особенностями развития от домашних хлопот, по большому счету, не всегда в их интересах.

Оценка

Прежде чем начать заниматься, вам нужно точно так же, как в предыдущей главе, оценить степень самостоятельности ребенка и вашу роль в том, что он пытается делать, будь то помощь или руководство.

Оценка состояния навыков ухода за домом Владение навыком 1. Не умеет делать основные шаги. Отметки в этой колонке делаются против навыков, основными шагами которых ребенок не овладел. Ему необходимо научиться выполнять некоторые (или все) действия, составляющие соответствующее умение. 2. Для принятия решений нуждается в помощи. Отметки в этой колонке делаются против навыков, основные шаги которых ребенок делать научился, но принимать решения относительно их применения - пока нет; ему приходится говорить, когда применить тот или иной навык, какие потребуются материалы, как начать и хорошо ли выполнено то, что он пытался сделать. 3. Владеет хорошо и самостоятельно. Отметка в этой колонке делается против навыков, все основные действия которых ребенок умеет выполнять и в отношении которых может принимать необходимые решения, так что вам совсеи не нужно быть рядом. Мотивация 1. Проблема. Отметка в этой колонке делается против навыков, которые ребенок не применяет без понуждения, то есть ему необходима мотивация. Не проблема. Отметка в этой колонке делается против навыков, которыми ребенок пользуется регулярно, без специальных напоминаний.
НАВЫКИ СТЕПЕНЬ ВЛАДЕНИЯ МОТИВАЦИЯ
Не умеет делать основные шаги Для принятия решений нуждается в помощи Владеет хорошо и самостоя тельно Проблема Не проблема
Уборка          
Убирает вещи          
Выносит мусор          
Подметает          
Вытирает пыль          
Пылесосит          
Моет окна и зеркала          
Моет пол шваброй          
Натирает пол          
Чистит раковину          
Моет унитаз          
Моет плиту          
Чистит духовку          
Размораживает и моет холодильник          
Моет и сушит посуду, кастрюли и сковородки          
Загружает должным образом посудомоечную машину (если она есть)          
Сгребает лопатой снег          
Стирка          
Отделяет вещи для ручной стирки от вещей для машинной стирки          
Отделяет вещи, подлежащие сухой чистке, от вещей, которые стирают          
Отделяет чистую одежду от грязной          
Отделяет светлую одежду от темной          
Стирает вещи руками          
Развешивает вещи для просушки          
Правильно загружает стиральную машину (знает, какой режим задать)          
Отмеряет нужное количество порошка          
Пользуется сушкой          
Пользуется машиной в прачечной-автомате          
Аккуратно вешает одежду          
Аккуратно складывает одежду          
Убирает одежду, куда надо          
Гладит одежду, когда нужно          
Приготовление пищи          
Убирает продукты на место          
Накрывает на стол          
Убирает со стола          
Покупает закуски          
Готовит холодный завтрак          
Делает бутерброды (из готовых продуктов)          
Готовит пищу из полуфабрикатов          
Готовит горячий завтрак (например, из яиц)          
Пользуется духовкой (устанавливает нужную температуру и время готовки)          
Готовит салаты и десерты          
Готовит основное блюдо          
Готовит сложные блюда          
Знает, где купить продукты и новые кухонные принадлежности          
Определяет по этикетке, какие продукты находятся в банках и коробках          
Правильно хранит оставшиеся продукты          
Распознает и выбрасывает испорченные продукты          
Находит нужные кухонные принадлежности и пользуется ими:          
тостером          
миксером          
соковыжималкой          
консервным ножом          
кофеваркой          
Пользуется мерной посудой и весами          
Замена использованных предметов          
Заменяет перегоревшую лампочку          
Заменяет туалетную бумагув туалете или кусок мыла в ванной          
Меняет батарейки в игрушках, радиоприборах и фонариках          
Заменяет мешок в пылесосе          
Меняет полиэтиленовые мешки для мусорного ведра          
Использование инструментов. Правильно пользуется:          
стремянкой          
молотком          
отверткой          
гаечным ключом          
плоскогубцами          
сантиметром, измерительной линейкой длиной в 1 м          
веревкой (завязывает узлы)          
Повседневное включение и выключение приборов и поддержание дома в должном состоянии          
Включает (и выключает) вилки электроприборов в розетки          
Открывает и закрывает окна и шторы в соответствии с температурой и освещенностью          
Регулирует систему отопления          
Регулирует параметры звука и изображения у радиоприемника и телевизора (и выбирает каналы)          
Принимает меры по обеспечению безопасности жилья (ночью и когда уходит из дома)          
Застилает постель          
Меняет постельное белье          
Поливает и "подкармливает" комнатные растения          
Подстригает живую изгородь и кусты (если есть)          
Устанавливает и снимает вторые рамы          
Выключает свет, телевизор и другие приборы, когда ими не пользуется          
Сгребает опавшие листья          
Заботится о домашних животных (кормит, поит, купает)          
Подстригает газон          
Заливает бензин и масло в газонокосилку (если она есть)          
Знает правила техники безопасности (особенно при пользовании газонокосилкой)          
Мелкий ремонт          
Устанавливает сломанные дверные петли и ручки          
Прибивает гвоздиками сетку от насекомых          
Меняет пробки          
Вешает картину          
Останавливает непрерывно льющуюся воду в унитазе          
Пользуется сантузлом для прочистки засорившихся труб унитаза или раковины          
Заделывает трещины в штукатурке          
Заново закрепляв поднимающуюся и опускающуюся гардину          
Удаляет пятна (с ковра, одежды, занавесок)          
Склеивает развитые вещи          
Устраняет простые неисправности в оправе очков          
Исправляет тостер, когда тот заедает          
Сращивает провода          
Красит большие поверхности кистью или роликом          
Красит маленькие поверхности и рамы кисточкой          
Моет кисти и ролики          
Знает, когда обратиться за профессиональной помощью, если нужно что-то починить          

При этом мы советовали бы вам работать над этой главой так же, как над предыдущей:

1) просмотреть до конца всю главу, чтобы ознакомиться с ее основными положениями;
2) заполнить таблицу "Оценка состояния навыков ухода за домом" (стр. 101-104) прочитать главу внимательно.

Производя оценку состояния навыков ухода за домом, вы выясните как степень владения ребенка этими навыками, так и необходимость в мотивации. В таблице фигурируют три степени владения навыками: 1) ребенок не усвоил основные шаги; 2) ребенок усвоил основные шаги, но ему необходима помощь в принятии решений относительно применения навыка; 3) ребенок может хорошо, полностью и совершенно самостоятельно выполнить все, что нужно. Сделайте отметки в тех колонках, которые наилучшим образом характеризуют степень владения соответствующими навыками.

Что касается мотивации, то тут могут быть два варианта: 1) ребенок нуждается в мотивации, то есть, не применяет свой навык на практике без напоминания (колонка "Проблема"), и 2) не нуждается в мотивации, то есть пользуется соответствующим навыком регулярно и без напоминания (колонка "Не проблема"). Отметки в этих двух колонках делаются в том случае, если качество выполнения работы соответствует второму или третьему уровням мастерства.

После того как вы определите степень владения ребенком всеми представленными в таблице навыками, перейдите к форме "Навыки ухода за домом, выбранные для отработки" (помещенной ниже). С ее помощью вы выделите три (или столько, сколько сочтете нужным) навыка, отнесенных к первой степени владения, и запишите их под заголовком ОБУЧИТЬ ОСНОВНЫМ ШАГАМ. Далее выберете три (или столько, сколько сочтете нужным) навыка, отнесенных ко второй степени владения, и запишите их под заголовком НАУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ. Затем из колонок 2 и 3 раздела "Степень владения" выберете несколько связанных друг с другом навыков и запишите их под заголовком РАЗРАБОТКА ЦЕПОЧКИ ПОВСЕДНЕВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДЕЛ. Наконец, из навыков, отнесенных в колонку "Проблема" раздела "Мотивация", выберете три и запишите их под заголовком ПОТРЕБНОСТЬ В МОТИВАЦИИ.

Наши рекомендации