Разработка цепочки повседневных дел
Навыки, которые вы записали под заголовком "РАЗРАБОТАТЬ ЦЕПОЧКУ ПОВСЕДНЕВНЫХ ДЕЛ", ребенок в основном усвоил и может применять без вашей помощи, однако он еще должен научиться применять их в определенном порядке без вмешательства со стороны. Под цепочкой мы понимаем применение более чем одного навыка в должном порядке.Сравнение обучения ребенка умению выполнять определенную последовательность действий с созданием цепочки мы считаем правомерным. У ребенка есть много отдельных звеньев, и он просто должен научиться соединять их в правильном порядке.
Критическими точками любой цепи являются точки соединения звеньев. В нашем случае это, моменты, когда, скажем, закончена чистка зубов и должна начаться уборка постели, когда уборка постели закончена и нужно начать обуваться. Именно в эти моменты смены деятельности чаще всего требуетесь вы: напомнить, намекнуть, направить, подтолкнуть или помочь. Часто дети, закончив очень хорошо одно дело, начинают просто отвлекаться - листать журнал, дремать и т.п., - даже если они "знают", что нужно сделать дальше, и с готовностью сделают это после вашего напоминания. Главное, чему вы теперь будете учить своего ребенка, - это умение пользоваться моментом окончания одного дела как подсказкой или сигналом, что пора начинать другое. Вы будете учить его спрашивать себя: "Что дальше?" Лучше дать ему возможность самому найти ответ, чем отвечать. "Что дальше?" - это простое напоминание, которым ребенок сможет воспользоваться сам.
Что дальше? Куинси надела юбку и снова уселась на кровать. Мама заглянула в комнату, и у нее чуть не сорвалось с языка: "Куинси, надень рубашку!" Она вовремя спохватилась, подумала и просто спросила: - Что дальше? Сейчас маме пришлось своим вопросом напомнить Куинси о рубашке, но скоро она научится задавать себе такой вопрос сама. |
Подобно маме Куинси, вам тоже нужно будет поначалу задавать вопрос: "Что дальше?" - давая тем самым ребенку сигнал или подсказку. Когда этот вопрос задаст он сам, ответ для него уже будет очевиден. Один из способов, позволяющих снабдить ребенка подсказками, состоит в создании определенной цепи повседневных дел, связанных с уходом за собой, и в приучении его выполнять их всегда в одном и том же порядке, по меньшей мере до тех пор, пока эта последовательность не будет усвоена им достаточно надежно. Вскоре окончание одного дела станет сигналом к началу следующего.
Еще одной хорошей подсказкой может стать таблица, иллюстрирующая эту последовательность действий рисунками или словами. Повесьте такую таблицу на стену там, где ребенок выполняет соответствующие действия, и после выполнения каждой задачи, отмечайте этот факт вместе с ним. Постепенно начните уменьшать свое участие в этом процессе, призывая его самого делать отметки в таблице по окончании каждого мероприятия. Картинка или слово, обозначающие следующий вид деятельности, послужат ему сигналом, и ваше напоминание уже не потребуется. Спустя некоторое время ему уже не нужно будет так часто заглядывать в таблицу. Сама его деятельность станет источником сигналов, указывающих "что дальше".
Таблицы
О таблицах мы несколько раз уже говорили. Попробуем теперь внимательнее присмотреться к ним и понять, как можно их использовать для того, чтобы направить и поощрить деятельность ребенка.
1. Привлеките ребенка к составлению таблицы.Побудите его спросить и самого же ответить, как будет использоваться таблица. Пусть он поможет вам составить таблицу и повесить ее.
2. Стремитесь делать таблицу простой.Самая лучшая таблица - простая, такая, которой легко следовать. Возможно, вам захочется сделать ее более наглядной с помощью ярких красок и картинок, однако, нам кажется, что не стоит стремиться к созданию "произведения искусства" и тратить на него слишком много времени. У вас может появиться потребность что-то изменить в ней и сделать новую, когда первая будет заполнена отметками.
3. Держите ее на виду. Поместите таблицу вблизи того места, где ребенок будет пользоваться своими навыками, и так, чтобы он мог до нее достать. Таблица вряд ли принесет вам пользу, если ее держать в закрытом шкафу или ящике. Излюбленным местом часто становится дверца холодильника.
4. Неизменно интересуйтесь ею. Таблица только тогда будет что-то значить для ребенка, когда она представляется важной вам. Некоторые родители после первых вспышек энтузиазма теряют к ней интерес. Со временем таблица вполне сможет заменить ваши напоминания, но заменить ваш интерес не сможет никогда.
Теперь мы приведем пример цепочки утренних действий, составленной для одного ребенка, а также таблицы, которая использовалась в период обучения умению отвечать на вопрос: "Что дальше?"
1. Мою лицо и руки.
2. Чищу зубы.
3. Расчесываю волосы.
4. Одеваюсь.
5. Обуваюсь.
6. Застилаю постель.
Таблица Джефа Тим и Беки, брат и сестра Джефа, закричали: - Ура! У нас сегодня блины! Миссис Граймс шлепнула на сковородку первую ложку теста и подумала: - Да, хорошо, когда есть несколько минут, чтобы приготовить им завтрак, который они по-настоящему любят, ведь теперь уже мне не нужно каждую минуту бежать к Джефу. И тут же вошел Джеф, держа в руке контрольную таблицу. Миссис Граймс сегодня уже сделала одну отметку, после того как он почистил зубы, а сейчас он ждет еще три отметки за то, что снял пижаму, оделся и причесался. Миссис Граймс сказала Тиму и Беки: - Я сейчас вернусь. Джеф собирается убирать постель. Поскольку Джеф не совсем еще усвоил этот навык, миссис Граймс пока была вынуждена немного помогать ему. - Скоро Джеф научится все делать самостоятельно, совсем как вы. |
Со временем Джеф научится сам делать отметки в таблице. А там, может быть, он уже станет пользоваться небольшой карманной таблицей со словами вместо картинок. Но, как всегда, заполненная отметками таблица будет означать, что скоро его усилия будут вознаграждены, а какое это будет вознаграждение, решено заранее Джефом и его родителями. Конечно, когда-нибудь он перестанет нуждаться и в таблице, и в наградах за исполнение полагающихся по утрам обязанностей.
А теперь задумайтесь на минутку о навыках вашего ребенка, которые вы раньше поместили в графу "РАЗРАБОТАТЬ ЦЕПОЧКУ КОНКРЕТНЫХ ДЕЙСВИЙ". Сумеете ли вы правильно воспользоваться вопросами ("Что дальше?") и составить таблицы, способные помочь ребенку более плавно переходить от одного дела к другому?
Последние замечания
Мы сознаем, что в этой главе наши советы относительно процесса обучения не были такими конкретными, как в четырех предыдущих главах. Здесь вам предстоит самим приложить описанную стратегию к вашим конкретным ситуациям. Мы также отдаем себе отчет в том, что все это легче рассказать, чем сделать. Ожидать от своего ребенка большего - значит больше рисковать, и принять правильное решение всегда очень трудно. Часто создать мотивацию для подростка с особенностями развития бывает очень нелегко, и нередко после первого неудачного дня возникает соблазн бросить эту новую стратегию. Если вы станете меньше помогать, то в первое время на выполнение того же задания у вас будет уходить больше времени, ведь вам придется внимательно наблюдать за действиями ребенка, ждать, пока он закончит, и мириться с не самым хорошим качеством исполнения.
И все же, мы думаем, вы согласитесь, что сделать ребенка более самостоятельным важно и на это не жаль даже больших усилий. Не всегда все будет идти гладко или так, как описано в книге. Но если вы будете постоянно следовать описанной здесь общей стратегии, вы, весьма вероятно, с гордостью заметите, что ваш ребенок все более и более самостоятельно справляется с уходом за собой.
Раздел II
Формирование навыков
Глава 13
Независимость.
Навыки ухода за домом
В данной главе представлена стратегия развития самостоятельности ребенка в делах, связанных с уходом за домом. Эта стратегия аналогична той, которая описана в предыдущей главе (навыки ухода за собой), за исключением некоторых существенных моментов. Они-то и будут в центре нашего внимания. Но сначала давайте ненадолго вернемся к Джиму и Элисон, с которыми мы познакомились в двенадцатой главе. Они напомнят нам, как много проблем, связанных с домашним хозяйством, может возникнуть в течение одного часа.
Обычный день (продолжение) Элисон с полной сумкой продуктов врывается в квартиру. - Джил, помоги, ради Бога. К обеду придет Джим... Понимаешь, сегодня ведь пятница, а у нас такой беспорядок. - Джим? Какой Джим? - Перестань, не валяй дурака. Правда, сейчас 5.15, а он придет в 6.00. - О'кей. Начинай готовить, а я приберусь. Джил откладывает журнал и сосредотачивается: веник, совок, тряпка, жидкость для чистки мебели, да... и пылесос. Все готово. Она выносит мусор, подметает пол и включает пылесос, чтобы почистить ковер. Его гудение заглушает грохот сковородок и хлопанье дверцы буфета на кухне - это Элисон собирает все, что ей понадобится для приготовления обеда. Вскоре пылесос замолкает, и гостиная наполняется лимонным запахом жидкости для полировки мебели. Солнце быстро садится, по комнате, теперь вполне прибранной, тянутся длинные тени. Элисон входит и зажигает свет. - Браво! Выглядит отлично! Большое спасибо, Джил. Не холодно тут? - Немного. Элисон включает отопление и направляется в кухню, но тут раздается звонок. Сейчас 5.50! Джим пришел раньше! Джим сразу включается в работу. Его обязанность - сварить кофе в электрической кофеварке. Элисон кладет пикшу в жаровню и только включает миксер, чтобы приготовить десерт, как свет гаснет! Джил, слегка испуганная и возбужденная, кричит из гостиной: - Эй, что там случилось? - Я думаю, это пробки. Такое уже случалось, и Элисон в спешке находит в ящике фонарик, а Джим вызывается пойти вниз и заменить пробки. Элисон щелкает выключателем миксера и становится в дверях, чтобы крикнуть ему, когда свет зажжется. Теперь с обедом может ничего не получиться, да и в кино они рискуют опоздать. Элисон встревожено бросает взгляд на часы, но лишь для того только, чтобы, усмехнувшись, убедиться, что кругом темно и ничего не видно... |
Джим, Элисон и Джил опередили нас, продемонстрировав владение всеми типами навыков, которые должны стать предметом рассмотрения в данной главе. Вернитесь к ним и подумайте, сколько всего нужно уметь, чтобы приготовить обед, организовать уборку гостиной, отрегулировать температуру и освещенность в доме, решить непредвиденную задачу, связанную с перегоревшими пробками. Дай мы им время (и немного больше розеток), они могли бы постирать накопившееся за неделю белье и тем самым продемонстрировали бы еще один навык, который тоже относится к уходу за домом. Но молодые люди, которые, как мы видели, умеют поддерживать в доме порядок, постигли эту премудрость не по мановению волшебной палочки; им потребовались серьезные, тщательно продуманные занятия и большая практика.
Многие домашние дела, о которых мы будем говорить в настоящей главе, ваш ребенок, возможно, никогда еще не пробовал делать, а некоторые он сделать не в состоянии. Мы часто невольно думаем об уходе за домом и поддержании порядка в нем как о делах, которые по соображениям безопасности или удобства должны оставаться под нашим контролем. Однако , ограждать детей и подростков с особенностями развития от домашних хлопот, по большому счету, не всегда в их интересах.
Оценка
Прежде чем начать заниматься, вам нужно точно так же, как в предыдущей главе, оценить степень самостоятельности ребенка и вашу роль в том, что он пытается делать, будь то помощь или руководство.
Оценка состояния навыков ухода за домом Владение навыком 1. Не умеет делать основные шаги. Отметки в этой колонке делаются против навыков, основными шагами которых ребенок не овладел. Ему необходимо научиться выполнять некоторые (или все) действия, составляющие соответствующее умение. 2. Для принятия решений нуждается в помощи. Отметки в этой колонке делаются против навыков, основные шаги которых ребенок делать научился, но принимать решения относительно их применения - пока нет; ему приходится говорить, когда применить тот или иной навык, какие потребуются материалы, как начать и хорошо ли выполнено то, что он пытался сделать. 3. Владеет хорошо и самостоятельно. Отметка в этой колонке делается против навыков, все основные действия которых ребенок умеет выполнять и в отношении которых может принимать необходимые решения, так что вам совсеи не нужно быть рядом. Мотивация 1. Проблема. Отметка в этой колонке делается против навыков, которые ребенок не применяет без понуждения, то есть ему необходима мотивация. Не проблема. Отметка в этой колонке делается против навыков, которыми ребенок пользуется регулярно, без специальных напоминаний. |
НАВЫКИ | СТЕПЕНЬ ВЛАДЕНИЯ | МОТИВАЦИЯ | |||
Не умеет делать основные шаги | Для принятия решений нуждается в помощи | Владеет хорошо и самостоя тельно | Проблема | Не проблема | |
Уборка | |||||
Убирает вещи | |||||
Выносит мусор | |||||
Подметает | |||||
Вытирает пыль | |||||
Пылесосит | |||||
Моет окна и зеркала | |||||
Моет пол шваброй | |||||
Натирает пол | |||||
Чистит раковину | |||||
Моет унитаз | |||||
Моет плиту | |||||
Чистит духовку | |||||
Размораживает и моет холодильник | |||||
Моет и сушит посуду, кастрюли и сковородки | |||||
Загружает должным образом посудомоечную машину (если она есть) | |||||
Сгребает лопатой снег | |||||
Стирка | |||||
Отделяет вещи для ручной стирки от вещей для машинной стирки | |||||
Отделяет вещи, подлежащие сухой чистке, от вещей, которые стирают | |||||
Отделяет чистую одежду от грязной | |||||
Отделяет светлую одежду от темной | |||||
Стирает вещи руками | |||||
Развешивает вещи для просушки | |||||
Правильно загружает стиральную машину (знает, какой режим задать) | |||||
Отмеряет нужное количество порошка | |||||
Пользуется сушкой | |||||
Пользуется машиной в прачечной-автомате | |||||
Аккуратно вешает одежду | |||||
Аккуратно складывает одежду | |||||
Убирает одежду, куда надо | |||||
Гладит одежду, когда нужно | |||||
Приготовление пищи | |||||
Убирает продукты на место | |||||
Накрывает на стол | |||||
Убирает со стола | |||||
Покупает закуски | |||||
Готовит холодный завтрак | |||||
Делает бутерброды (из готовых продуктов) | |||||
Готовит пищу из полуфабрикатов | |||||
Готовит горячий завтрак (например, из яиц) | |||||
Пользуется духовкой (устанавливает нужную температуру и время готовки) | |||||
Готовит салаты и десерты | |||||
Готовит основное блюдо | |||||
Готовит сложные блюда | |||||
Знает, где купить продукты и новые кухонные принадлежности | |||||
Определяет по этикетке, какие продукты находятся в банках и коробках | |||||
Правильно хранит оставшиеся продукты | |||||
Распознает и выбрасывает испорченные продукты | |||||
Находит нужные кухонные принадлежности и пользуется ими: | |||||
тостером | |||||
миксером | |||||
соковыжималкой | |||||
консервным ножом | |||||
кофеваркой | |||||
Пользуется мерной посудой и весами | |||||
Замена использованных предметов | |||||
Заменяет перегоревшую лампочку | |||||
Заменяет туалетную бумагув туалете или кусок мыла в ванной | |||||
Меняет батарейки в игрушках, радиоприборах и фонариках | |||||
Заменяет мешок в пылесосе | |||||
Меняет полиэтиленовые мешки для мусорного ведра | |||||
Использование инструментов. Правильно пользуется: | |||||
стремянкой | |||||
молотком | |||||
отверткой | |||||
гаечным ключом | |||||
плоскогубцами | |||||
сантиметром, измерительной линейкой длиной в 1 м | |||||
веревкой (завязывает узлы) | |||||
Повседневное включение и выключение приборов и поддержание дома в должном состоянии | |||||
Включает (и выключает) вилки электроприборов в розетки | |||||
Открывает и закрывает окна и шторы в соответствии с температурой и освещенностью | |||||
Регулирует систему отопления | |||||
Регулирует параметры звука и изображения у радиоприемника и телевизора (и выбирает каналы) | |||||
Принимает меры по обеспечению безопасности жилья (ночью и когда уходит из дома) | |||||
Застилает постель | |||||
Меняет постельное белье | |||||
Поливает и "подкармливает" комнатные растения | |||||
Подстригает живую изгородь и кусты (если есть) | |||||
Устанавливает и снимает вторые рамы | |||||
Выключает свет, телевизор и другие приборы, когда ими не пользуется | |||||
Сгребает опавшие листья | |||||
Заботится о домашних животных (кормит, поит, купает) | |||||
Подстригает газон | |||||
Заливает бензин и масло в газонокосилку (если она есть) | |||||
Знает правила техники безопасности (особенно при пользовании газонокосилкой) | |||||
Мелкий ремонт | |||||
Устанавливает сломанные дверные петли и ручки | |||||
Прибивает гвоздиками сетку от насекомых | |||||
Меняет пробки | |||||
Вешает картину | |||||
Останавливает непрерывно льющуюся воду в унитазе | |||||
Пользуется сантузлом для прочистки засорившихся труб унитаза или раковины | |||||
Заделывает трещины в штукатурке | |||||
Заново закрепляв поднимающуюся и опускающуюся гардину | |||||
Удаляет пятна (с ковра, одежды, занавесок) | |||||
Склеивает развитые вещи | |||||
Устраняет простые неисправности в оправе очков | |||||
Исправляет тостер, когда тот заедает | |||||
Сращивает провода | |||||
Красит большие поверхности кистью или роликом | |||||
Красит маленькие поверхности и рамы кисточкой | |||||
Моет кисти и ролики | |||||
Знает, когда обратиться за профессиональной помощью, если нужно что-то починить |
При этом мы советовали бы вам работать над этой главой так же, как над предыдущей:
1) просмотреть до конца всю главу, чтобы ознакомиться с ее основными положениями;
2) заполнить таблицу "Оценка состояния навыков ухода за домом" (стр. 101-104) прочитать главу внимательно.
Производя оценку состояния навыков ухода за домом, вы выясните как степень владения ребенка этими навыками, так и необходимость в мотивации. В таблице фигурируют три степени владения навыками: 1) ребенок не усвоил основные шаги; 2) ребенок усвоил основные шаги, но ему необходима помощь в принятии решений относительно применения навыка; 3) ребенок может хорошо, полностью и совершенно самостоятельно выполнить все, что нужно. Сделайте отметки в тех колонках, которые наилучшим образом характеризуют степень владения соответствующими навыками.
Что касается мотивации, то тут могут быть два варианта: 1) ребенок нуждается в мотивации, то есть, не применяет свой навык на практике без напоминания (колонка "Проблема"), и 2) не нуждается в мотивации, то есть пользуется соответствующим навыком регулярно и без напоминания (колонка "Не проблема"). Отметки в этих двух колонках делаются в том случае, если качество выполнения работы соответствует второму или третьему уровням мастерства.
После того как вы определите степень владения ребенком всеми представленными в таблице навыками, перейдите к форме "Навыки ухода за домом, выбранные для отработки" (помещенной ниже). С ее помощью вы выделите три (или столько, сколько сочтете нужным) навыка, отнесенных к первой степени владения, и запишите их под заголовком ОБУЧИТЬ ОСНОВНЫМ ШАГАМ. Далее выберете три (или столько, сколько сочтете нужным) навыка, отнесенных ко второй степени владения, и запишите их под заголовком НАУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ. Затем из колонок 2 и 3 раздела "Степень владения" выберете несколько связанных друг с другом навыков и запишите их под заголовком РАЗРАБОТКА ЦЕПОЧКИ ПОВСЕДНЕВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДЕЛ. Наконец, из навыков, отнесенных в колонку "Проблема" раздела "Мотивация", выберете три и запишите их под заголовком ПОТРЕБНОСТЬ В МОТИВАЦИИ.