Отучение от постоянного присутствия и внимания мамы.

Играя, ребенок самое большее удовольствие получает от того факта, что с ним всегда вы, ваше внимание и поощрение. Для многих детей (особенно сначала) самое интересное при этом не игрушка, но постоянное внимание "педагога". Если вы хотите научить своего ребенка игре независимой, вам придется постепенно начать лишать его своего внимания.

Когда он начнет чем-то заниматься сам, отойдите от него немного. Можно даже сидеть рядом, но "читать" журнал, отрываясь от него не чаще, чем нужно, чтобы чуть-чуть ободрить его. Чем дольше он будет сосредотачиваться на своем занятии, тем дальше и на более продолжительный срок удаляйтесь от него. Придет время, когда вы сможете привлекать его к какой-то игре, уходить из комнаты и через несколько минут возвращаться, чтобы похвалить его и, может быть, даже наградить чем-то вкусным.

Но что делать, если ребенок бросит свою игру, захочет пойти с вами или начнет вести себя плохо, как только вы покинете его? Вы можете отчитать его или побудить пойти назад, но эти меры только поощрят такое его поведение, и в следующий раз вероятность того, что он опять пойдет за вами, будет еще выше. Тот факт, что ребенок повел себя нежелательным образом, наводит на мысль, что либо вы не достаточно хорошо структурировали задание, либо слишком быстро удалились. Попробуйте еще раз. Немного упростите ему задачу и объясните снова, что ему нужно закончить свое задание и тогда вы на него посмотрите. Скажите это спокойным тоном, чтобы его следование за вами и ваше объяснение правил не стали для него своего рода игрой, которой вы его вознаграждаете. Несколько таких мер с вашей стороны, и ребенок начнет слушаться.

Отучение от постоянного присутствия и внимания мамы Майкл и его мама прошли длинный путь! Сначала они занимались всего лишь подбором одной карточки с изображенным на ней яблоком к другой такой же. Затем были деревья и птицы. Довольно скоро поощряемый маминой похвалой Майкл научился подбирать друг к другу целую стопку карточек. Недавно мама перестала давать ему в руку каждую карточку. А еще через некоторое время стала немного отходить от него, хваля его усилия не чаще, чем нужно. А сейчас она лишь побуждает его начать это занятие и уходит из комнаты - Майкл слишком занят, чтобы заметить это!

Наблюдение за прогрессом и преодоление трудностей

Перечень шагов которые ребенок должен сделать, чтобы усвоить выбранный навык, послужит вам средством измерения прогресса. Можно записывать даты, когда ребенок овладевает тем или иным шагом. Можно вести дневник, делая в нем заметки о прошедших уроках, и следить за вехами на пути к усвоению этого навыка. Что бы вы ни делали, записывайте его - и ваши - успехи.

Дойдя до этого места, вы, может быть, захотите еще раз просмотреть главу 7 и вспомнить наши соображения по поводу того, что нужно делать, когда учебный процесс идет хорошо... и когда этого не происходит.

Примеры занятий

Родители говорят, что разбор конкретных примеров помогает лучше понять, что нужно делать на уроке. Поэтому мы включили два кратких отчета об уроках, на которых использовались теперь уже знакомые вам принципы.

Сначала мы вернемся к Джейсону и Мэри Бет и посмотрим, как Джейсон сумел подойти к обучению своей юной кузины, взяв на вооружение изложенные в этой книге принципы.

Джейсон и Мэри Бет Джейсон открывает калитку, входит, улыбается Мэри Бет и направляется в угол двора. Мэри Бет играет со своим совком и ведерком, наблюдая за тем, как Джейсон убирает игрушки и веточки в "учебном углу". Миссис Салливан наблюдает за этой сценой из окна гостиной. В течение последних пяти дней ее племянник Джейсон приходит сюда после своих теннисных тренировок учить Мэри Бет играть в мяч. И каждый раз так похож на все предыдущие: тот же убранный угол двора, тот же резиновый мяч средних размеров, те же 10-15 минут, даже тот же набор угощений. Джейсон идет к песочнице и говорит: - Пойдем, Мэри Бет, пора играть - ловить мяч. Джейсон уже больше не водит Мэри Бет за ручку в "учебный угол". Это приходилось делать только в первые два дня занятий. Сегодня она охотно идет за ним. - Умница, Мэри Бет. Ты сама пришла сюда. - Он тут же дает ей кусочек печенья. Держа в руке мяч, Джейсон становится прямо перед Мэри Бет на расстоянии, чуть больше ее вытянутой руки. - Хорошо, Мэри Бет. Лови мяч! - Мэри Бет протягивает руки и складывает ладони лодочкой. (Джейсон не может удержаться от мысли, как быстро она научилась этому. Физическая помощь ей для этого потребовалась только в первый день.) Он осторожно бросает - почти опускает - мяч ей в руки. - Хорошо, Мэри Бет! Ты поймала мяч. - Майкл Джордан из нее не получится, - думает Джейсон, - но она определенно на верном пути.

Какими бы мы увидели Джейсона и Мэри Бет, если бы вернулись к ним еще через месяц? Может быть, они бросали бы мяч друг другу, может быть, забрасывали бы его в корзину для бумаг или катали бы его, стараясь попасть в цель, а может быть, мы увидели бы, что продвинулись они совсем немного. Мы не можем сказать, с какой скоростью Мэри Бет будет учиться, но мы знаем наверняка, что сейчас она учится.



Пошаговый принцип организации занятий Итак, в путь. Миссис Уоткинс решила научить своего 6-летнего сына Дэрила, мальчика с задержкой интеллектуального развития, играть с простыми игрушками. Сам он не слишком преуспел в этом деле, и миссис Уоткинс подумала, что в данном случае полезнее будут регулярные занятия. Выбор навыка. Она начала с головоломки. Она знала, что Дэрилу нравится это занятие и он может установить элемент головоломки, если она, миссис Уоткинс, помогает ему от начала до конца. Кроме того, в индивидуальной программе Дэрила в детском саду есть обучение навыкам тонкой моторики, так что она и педагог смогут работать над аналогичными задачами. Миссис Уоткинс понимает также, что если Дэрил научится собирать головоломки, у него появится занятие, за которым он сможет проводить время сам. Все это убеждает ее в том, что стоит заняться именно головоломкой. Определение шагов. Она достала головоломку, состоящую из четырех элементов, и записала шаги, которыми они будут продвигаться к цели. (Первый - вынуть один элемент и вместе с Дэрилом положить его на место...) Поощрение. Да, конечно, ей придется в качестве вознаграждения воспользоваться лакомством, по крайней мере, в первое время, и миссис Уоткинс будет держать наготове шарики сухого завтрака, которые Дэрил любит больше всего. Оборудование сцены. Пора начинать. Миссис Уоткинс внимательно осматривает кухню. Именно ее она решила использовать в качестве "классной комнаты". - Собаку придется удалить, - думает она, - то, что на столе: счета, салфетки, солонку - тоже нужно убрать. Что ж, теперь все готово. О-ох, забыла отодвинуть таймер. Дэрил очень любит слушать его звонок, и если оставить его на столе, он будет только отвлекать. Дэрил сможет поиграть с ним после занятий. Она кладет на чистый стол головоломку, а немного поодаль ставит чашку с шариками сухого завтрака (чтобы Дэрил не набросился на них, как только войдет в кухню). Процесс обучения. Вот теперь все готово, и миссис Уоткинс сообщает домашним, что ближайшие 15 минут они с Дэрилом проведут на кухне, и просит не беспокоить их. Дэрил сидит в гостиной на "своем" стуле, крутя в пальцах ложку. - Дэрил, пойдем, соберем головоломку. Беря его за руку, она незаметно опускает ложку в карман. Когда они вошли в кухню и приблизились к столу, миссис Уоткинс отпустила руку Дэрила, подошла к его стулу и жестом пригласила его сесть. - Дэрил, сядь сюда! Закрыв дверь, миссис Уоткинс взяла Дэрила за руку и подвела его к стулу. - Молодец, Дэрил, ты сел, - похвалила она его и дала один шарик. Миссис Уоткинс положила перед Дэрилом головоломку и вынула почти до конца один из ее элементов. - Дэрил, вложи его сюда! - она взяла его руку и помогла поставить этот элемент на место. - Хорошо, Дэрил! Еще один шарик. Они проделали один и тот же шаг четыре раза подряд, и каждый последующий раз она помогала ему чуть меньше предыдущего. Когда они дошли до четвертого раза, ей даже не пришлось дотрагиваться до его руки, чтобы направить ее. Он сам протянул руку к элементу и втолкнул его. Все это время миссис Уоткинс брала один и тот же элемент, давала его Дэрилу и говорила: "Вложи его!" Первое время ему нужно было немного помочь, но потом он уже смог сам класть его и зарабатывать шарик сухого завтрака и... мамину ласку. Следующий шаг программы - вынимать два элемента головоломки, затем по одному давать их Дэрилу со словами: "Вложи его!" Дэрил берет первый элемент головоломки, нацеливается на нее и... промахивается. Его побег из-за стола столь стремителен, что стул опрокидывается. Наблюдение за прогрессом и преодоление трудностей. Такое случилось впервые, и миссис Уоткинс понимает, что все дело в постигшей Дэрила неудаче. Твердо, но спокойно она возвращает его за стол. Когда он садится, миссис Уоткинс предлагает ему вновь сделать первый шаг (она почти полностью вынимает элемент головоломки из его "гнезда" и помогает Дэрилу вложить его на место). - Молодец, Дэрил, ты вложил его в головоломку. Она дает Дэрилу еще один шарик, крепко обнимает его и, отодвинув головоломку, пододвигает к нему таймер. - На сегодня хватит! Глядя на Дэрила, играющего с таймером, миссис Уоткинс с гордостью говорит: - Знаешь, Дэрил, мы оба просто молодцы!

В приложении Г вы найдете наши предложения по составлению некоторых программ обучения. Там есть разделы "Навыки, необходимые, чтобы играть одному" и "Навыки, необходимые, чтобы играть с другими".

Раздел II
Формирование навыков

Глава 12

Независимость.
Навыки ухода за собой

Как и большинство родителей детей с особенностями развития, вы, вероятно, с беспокойством думаете о будущем своего ребенка. Эта обеспокоенность усиливается обычно, когда ребенок достигает переходного возраста. "Где она будет через 10 лет, а где - через 25?" "Найдется ли для него место в обществе?" "Что с ним случится, когда нас не будет рядом?"

Это трудные вопросы, и просто так на них не ответишь. Однако не думать об этом нельзя, как нельзя рассчитывать на то, что в дальнейшем все как-нибудь само образуется. Ответственность за планирование будущего и подготовку к нему лежит, главным образом, на вас.

Что можно в этом смысле начать делать уже сейчас? Учить ребенка быть более самостоятельным. Если вы внимательно проанализируете его обычный день, вы, вероятно, обнаружите, что ваше непосредственное участие распространяется на очень большую его часть. Значит, одной из ваших целей должно стать обучение ребенка умению самостоятельно справляться с некоторыми повседневными делами. Мы выбрали для рассмотрения навыки, относящиеся к трем областям. Одна из них - навыки ухода за собой - обсуждается в данной главе. Главы 13 и 14 посвящены, соответственно, уходу за домом и умению оперировать информацией.

К навыкам ухода за собой относятся навыки, необходимые для того, чтобы одеться и раздеться, привести себя в порядок и оказать себе первую медицинскую помощь. Умея делать это, можно хорошо начать новый день и хорошо выглядеть на публике. Рассуждая об этих вещах, мы предполагаем, что ваш ребенок уже овладел большинством из "базовых" навыков, представленных в главе 9, то есть, что он умеет надевать штаны, рубашку, носки и ботинки, умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки, мыть руки и лицо, однако ему еще нужно учиться применять свои навыки на практике - в нужное время и в контексте других обычных занятий. Другими словами, мы исходим из того, что ребенок уже умеет выполнять действия, из которых состоят навыки ухода за собой. В этой главе акцент делается на обучении умению принимать решения относительно этих, уже усвоенных навыков: когда применить тот или иной из них, что для этого понадобится и когда соответствующую задачу можно считать выполненной. К примеру, даже если ваш ребенок способен сам надеть свитер (действия), он все еще может нуждаться в вашей помощи, чтобы определить, достаточно ли холодно для того, чтобы надеть свитер, выбрать свитер, подходящий к брюкам, и убедиться, что он одет правильно (решения).

Наши рекомендации