Контрольный список игровых навыков.
Список содержит навыки, использующиеся во многих типах игр. Против каждого навыка сделайте отметку в колонке, которая отвечает степени владения ребенком соответствующим навыком.
Не делает | Делает, когда ему оказывают существенную помощь | Делает, когда ему оказывают некоторую помощь | Делает сам | |
КАТЕГОРИЯ А. БАЗОВЫЕ ИГРОВЫЕ НАВЫКИ | ||||
Обращает внимание на говорящего | ||||
Обращает внимание на музыку | ||||
Хватает или держит в руке крупную игрушку или предмет | ||||
Хватает или держит в руке мелки или карандаш | ||||
Толкает, тянет и поворачивает игрушки | ||||
Называет игрушки и предметы предназначенные для игры | ||||
Называет части тела | ||||
Играет в простые игры - в прятки ("ку-ку", ищет спрятанные игрушки) | ||||
Выполняет указания: дает или берет игрушки | ||||
Выполняет указания: открывает и закрывает крышки или двери | ||||
Выполняет указания: выстраивает в ряд игрушки на столе или на полу | ||||
Выполняет указания: переносит игрушки с места на место | ||||
Сидит один не меньше 5 минут | ||||
Имитирует жесты | ||||
КАТЕГОРИЯ Б. НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ ИГРЫ В ОДИНОЧЕСТВЕ | ||||
Сидит без какого бы то ни было внимания со стороны в течение 5 - 10 минут | ||||
Надевает кольца на стержень | ||||
Строит башню из трех кубиков | ||||
Строит башню из шести кубиков | ||||
Переливает или пересыпает (ложкой, стаканчиком) воду или бусинки из одной емкости в другую | ||||
Опускает бусинки в емкость | ||||
Нанизывает бусинки на нить | ||||
Режет ножницами | ||||
Приклеивает картинки | ||||
Рисует мелком на бумаге каракули | ||||
Раскрашивает картинки в книжке раскраске, в основном не выходя за линии | ||||
Собирает простые головоломки, состоящие из отдельных картинок | ||||
Собирает головоломки, состоящие из 4-6 элементов одной картинки | ||||
Собирает головоломки, состоящие из 7-15 элементов одной картинки | ||||
Собирает головоломки, состоящие из более чем из 18 элементов одной картинки | ||||
Справляется с играми на подбор карточек по цвету и форме (типа ЛОТО) | ||||
Играет в лото на подбор картинок | ||||
Играет в компьютерные игры | ||||
КАТЕГОРИЯ В. НАВЫКИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ ВО ВРЕМЯ ИГР С ДРУГИМИ УЧАСТНИКАМИ | ||||
Бросает мешочек с бобами в груповой игре | ||||
Бросает мешочек с бобами | ||||
Бросает и ловит средних размеров мяч, если дистанция между игроками составляет примерно 90 сантиметров | ||||
Бросает и ловит маленький мяч, если дистанция между игроками составляет примерно 90 сантиметров | ||||
Бросает и ловит средних размеров мяч, если дистанция между игроками превышает 3 метра | ||||
Бросает и ловит маленький мяч, если дистанция между игроками превышает 3 метра | ||||
Ударяет по мячу ногой, как в футболе | ||||
Ударяет по мячу рукой, как в волейболе | ||||
Сбивает битой мяч с метки в бейсболе | ||||
Катается на 3 колесном велосипеде | ||||
Катается на коньках | ||||
Плавает | ||||
Рисует красками вместе с другими ребятами (когда двое или больше детей рисуют одну большую картину) | ||||
Лепит из глины вместе с другими ребятами общее произведение | ||||
Учавствует в драматическом представлении: изображает кого-то другого (например маму, супермена) | ||||
Танцует | ||||
Поет вместе с другими детьми | ||||
Исполняет простую пантомиму | ||||
Принимает участие в постановке пьесы для кукольного театра вместе с другими детьми | ||||
Учавствует с другими детьми в шуточном представлении |
Было бы правильно обсудить выбранные вами навыки с педагогом (и, если возможно, со специалистом по ЛФК). Он (или она) не только будет рад приветствовать в вашем лице партнера, но, вероятно, и поделится с вами некоторыми соображениями относительно того, чему нужно в данное время учить ребенка. Эти соображения могут повлиять на ваше окончательное решение. Запишите в специально для этого оставленном месте три навыка, которые вы избрали (пункт "Срок окончания работы" пока оставьте; чуть ниже мы его обсудим). Записывая свою задачу, старайтесь быть максимально конкретными. Формулировка должна точно определять, во-первых, то действие, которому вы хотите обучить ребенка (не "играет в мяч", а "ловит мяч"), во-вторых, условия, при которых он должен выполнять это действие ("ловит мяч, когда его бросают с расстояния 1 м"), и в-третьих, качество или степень самостоятельности, с которой он должен выполнить это действие ("без посторонней помощи ловит мяч, когда его бросают с расстояния 1 м"). Включение в формулировку условий выполнения нужного действия (когда) и качества или степени самостоятельности при его выполнении (насколько хорош) даст вам возможность оценивать прогресс.
Задача (навык) 1: ______________________________________
Срок____________________
Задача (навык) 2: _____________________________________
Срок_____________________
Задача (навык) 3: _____________________________________
Срок____________________
О сроках
Возможно, вы уже принимали участие в разработке индивидуальных программ обучения (ИПО) для своего ребенка в детском саду или школе. Помимо навыков, которые должен усвоить ребенок, в ИПО указываются сроки их усвоения. Конечно, эти сроки всегда отражают лишь ваши предположения. Ребенок может учиться быстрее или медленнее, чем думаете вы и педагог. Но указание сроков позволяет лучше отслеживать прогресс.
Поэтому вернитесь к трем своим задачам и прикиньте, в какие сроки их можно было бы реально выполнить. Например:
Задача: Строит башню из пяти кубиков, направляемый моими указаниями.
Срок: к 1 марта.
Задача: Ездит на трехколесном велосипеде вокруг нашего жилого массива без посторонней помощи.
Срок: к концу летних каникул.
Минутку! Вы проделали все, что мы вам порекомендовали. Если нет, пожалуйста, найдите несколько минут, чтобы проанализировать вашу ситуацию с помощью контрольного списка и выбрать из него игровые навыки для работы.