Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман
Предисловие к русскому изданию
Организация "Помощь детям России" (ARC) выражает благодарность Фарине Малвани (Farina Malwani) за ее щедрую финансовую помощь, которая позволила покрыть большую часть расходов на издание этой книги. ARC хотела бы также поблагодарить Центр лечебной педагогики и лично Анну Битову за научное редактирование текста и сотрудничество в работе над данным проектом, а также всех добровольцев ARC, принимавших участие в проекте, и особенно Сару Филпс (Sarah Philps), без которой многие проекты ARC, включая настоящий, не могли бы осуществиться.
Книга, которую вы держите в руках - это, прежде всего, прекрасное практическое руководство. Книга посвящена преодолению трудностей, с которыми сталкивается ребенок с особенностями развития в повседневной жизни. Ее по праву можно назвать учебником для родителей и всех тех, кто воспитывает, обучает "особых" детей, стремится передать им умения и навыки, необходимые для самостоятельной и полноценной жизни в обществе.
Настоящее издание также незаменимо для специалистов, работающих с детьми с нарушениями развития. Сейчас, когда большинство коррекционных программ придают решающее значение обучению детей письму, чтению и другим дисциплинам, не учитывая, что для многих из них, возможно, более актуально научиться есть или одеваться, издание подобного руководства приобретает особую значимость.
Мы с радостью представляем "Путь к независимости" широкому кругу читателей. Книга впервые переведена на русский язык и пока, к сожалению, не имеет аналогов в нашей стране. И это неудивительно: ведь до недавнего времени дети с тяжелыми нарушениями развития либо помещались в интернаты, где они были изолированы от семьи и общества, либо жили дома с родителями, не имея возможности обучаться и общаться с другими людьми. Но жизнь меняется, и сейчас для многих родителей будущее их детей уже не представляется столь безрадостным. Все больше и больше людей с особенностями развития интегрируются, вливаются в повседневную жизнь общества, подобно тому как это происходило 30-40 лет назад в Европе и Америке. И книга стала необходимой именно сейчас, когда новые возможности предъявляют новые требования к детям и их родителям.
Хотелось бы обратить внимание читателей на перевод и употребление такого термина, как "children with special needs". Теперь уже традиционно он переводится на русский язык как "дети с особыми потребностями" или "дети с особенностями развития". Деликатность термина может создать впечатление, что речь идет только о необычно развивающихся детях, которые не имеют ничего общего с детьми, страдающими серьезными нарушениями. Это не так. Просто постепенно в нашу жизнь входит традиция западных стран, объединяющая одним понятием детей и взрослых с самыми разными проблемами развития: от достаточно легких особенностей до серьезных нарушений. Таким образом, подчеркивается не тяжесть состояния, а потребность человека в особых условиях жизни и обучения, лишение которых рассматривается как нарушение прав людей с особенностями развития.
Книга написана в традициях американской психологической школы. В ее основе - продуманная до мелочей, многократно проверенная система пошагового обучения. "Step by step" - "Шаг за шагом" - это блестяще отработанный американцами метод, на котором построены многие образовательные и психологические программы для детей и взрослых.
Одним из основных преимуществ пошаговой системы является то, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка, имеющего проблемы в развитии, определенному навыку именно в том возрасте и в том объеме, в котором этот навык формируется в случае обычного развития. Предлагаемая авторами книги концепция обучения и воспитания основывается именно на этой системе.
"Путь к независимости" научит вас быть хорошим педагогом для вашего ребенка, поможет разработать для него индивидуальную, программу занятий, учитывающую его особенности. Книга подробно и в доступной форме рассказывает о том, как обучать ребенка, как преодолевать трудности, возникающие в процессе обучения, и добиваться прогресса в развитии ребенка. Вы встретите множество примеров из жизни американских детей и их родителей, которые, при всей непохожести, несомненно покажутся вам близкими и понятными. Такие "картинки из жизни" прекрасно дополняют и разъясняют основное содержание книги.
А. Л. Битова,
Д. В. Волкова
Центр лечебной педагогики (Москва)
Раздел I
Основные принципы обучения ребенка
Глава 1
Итак, в путь
Эта книга, более всего, пожалуй, о надеждах - ваших и вашего ребенка.
В сознании многих людей еще совсем недавно понятие "дети с отклонениями в развитии" почти автоматически ассоциировалось с понятием неспособности и провала. И если на ребенка навешивался ярлык, он уже рассматривался как человек, который не может. Несмотря на то, что родители и педагоги часто предпринимали героические усилия для того, чтобы показать, сколь многому эти дети могут научиться в действительности, все же еще чаще беспощадный "здравый смысл" советовал не ожидать слишком многого. Скольким родителям пришлось в своей жизни выслушать различные вариации на тему: "Он (она) сможет научиться делать только то-то и то-то"! И причиной этому был ярлык, которого не было на других детях.
Слово "родители" тоже было своего рода ярлыком, означавшим, что люди этой категории в определенном смысле имеют достаточно ограниченные возможности. Они - родители. А значит -не профессионалы. А значит, их представление о собственном ребенке, независимо от того, что они способны с ним сделать, слишком мало о чем говорит и всерьез рассчитывать на правильность их выбора - где и чему учить ребенка - нельзя. Они считались только родителями, теми, кто должен "заботиться о физическом благополучии" своих детей, а уж решать, куда отдать их учиться, могли другие.
Большие надежды
К счастью, времена изменились. В период, прошедший с конца 1960-х годов, мы стали свидетелями не только принятия исторического законодательства, но и связанного с ним кардинального сдвига в понимании истинных возможностей детей с особенностями развития и истинных возможностей их родителей. Сейчас в глазах общества дети с особенностями развития - это дети, которые могут. Они могут учиться. Могут плодотворно взаимодействовать со своими сверстниками, на которых нет такого ярлыка. Они могут рассматриваться как будущие члены общества со всем многообразием его жизни. Изменился и взгляд на их родителей. Они стали полноправными партнерами профессионалов, и это служит гарантией того, что их дети реально смогут воспользоваться правами на образование, отдых, работу.
Для детей с особенностями развития наступила по-настоящему новая эра. Теперь вопрос о том, где и какое образование следует получить тому или иному ребенку, специалисты решают вместе с родителями, причем с позитивных позиций. При этом новые роли, которые теперь играют родители и специалисты, требуют от них переоценки степени их личной ответственности. Кто решает, чему будет учиться ребенок, кто возьмется судить, насколько он преуспевает в этом? В сущности, наступление этой новой эры в жизни детей с особенностями развития побуждает родителей пересматривать вопрос о том, что значит быть родителями, а педагогов - что значит быть педагогом.