Слова, относящиеся к одной теме
Детям предлагается составить список слов, относящихся к определенной теме, например «соревнование», «работа»,
«место»... Ребенок может играть в эту игру один или с другими людьми (друзьями или родителями). Вот несколько примеров. Животные: верблюд, осел, буйвол... Растения: цветок, рис, таро14, клевер... Пища: окра15, рис, таро, мясо...
14Колоказия, или «египетский боб». — Прим. перев.
15Окра или бамия — стручковое растение. — Прим. перев.
Слова, относящиеся к эмоциям: удовольствие, грусть... Слова, относящиеся к одежде: форма пожарника, спортивная одежда, гидрокостюм...
Слова, относящиеся к машинам, средствам передвижения, ремеслу, сельскому хозяйству, письму или любым другим занятиям:...
Мы можем обратиться к таким словарям, как Фикх аль-луга («Как понимать язык»), составленный ас-Саслаби; Джавахир аль-альфаз («Драгоценные слова»), составленный Кудамой б. Джа'фаром; и Ар-рафид («Дань языку»), составленный Амином Насир ад-Дином.
Победителем становится тот, кто сможет до самого конца игры добавлять слова в список, не делая при этом ошибок.
Слова, начинающиеся на одну и ту же букву
Детям предлагается назвать слова, начинающиеся на определенную букву. Тот, кто произнесет слово неправильно или не сможет придумать подходящего слова в течение одной минуты, выходит из игры.
П р и м е р 1
(гласные обозначают букву ' в арабском языке)
'алям — флаг
Имам — мужское имя
'улум — науки
'алим — ученый
али — высокий
'Умар — мужское имя
П р и м е р 2 кальб — собака кабир — большой
курумб — капуста
кубри — мост Карим — мужское имя камиль —
законченный
В данном случае мы можем обратиться к подходящим словарям (читая слова в алфавитном порядке), таким как Аль-му'джам ал-васит (Средний словарь) и Аль-муджам аль-ваджиз (Краткий словарь), изданные Академией арабского языка в Каире.
Слова, оканчивающиеся на одну и ту же букву
Эта игра похожа на предыдущую, однако одинаковая буква должна находиться в конце слов.
П р и м е р 1
мауз — бананы джауз — миндаль лауз — орехи
фауз — выигрыш
П р и м е р 2
сур — стена/забор
саур — бык
а'вар — одноглазый сувар — картины нур — свет
В данном случае мы можем обратиться за помощью к сло- варям рифм, таким как Алъ-камус алъ-мухит (Полный словарь), составленный алъ-Файрузабади и Мухтар ас-саххах (Избранный и точный словарь), составленный Мухаммадом б. Бакром Абд ал-Кадиром ар-Рази.
Слова, имеющие одну общую букву
Эта игра похожа на две предыдущие, но в словах не совпадают ни первая, ни последняя буквы — группа слов должна иметь только одну общую букву.
П р и м е р
(в этих словах общая буква — «д»)
дир — щит суде — висок даур — пол
муда'аба — шутка
бард — холод
Следует заметить, что четыре вышеописанные игры и дру-
гие, подобные им, помогают детям складывать слова вместе и таким образом, легко узнавать и запоминать их. Один лингвист говорит: «Ум ребенка стремится объединять слова вместе в соответствии с их формой». Кроме того, сравнение и объединение слов расширяет языковые познания ребенка, обостряет его воображение и приучает его объединять понятия для того, чтобы прийти к заключению о сходстве или различии.
Антонимы
Детям даются отдельные слова или слова, вписанные в предложения, или слова, находящиеся в контексте друг с другом. Им предлагается назвать антонимы этих слов. Предложения должны бьггь простыми, хорошо сформулированными и забавными, помогающими детям вспоминать противоположные слова.
Примеры противоположностей
алъ-харара и алъ-буруда (жар и холод) мутакйдим и мутхир (передний и задний) джайид и ради' (добро и зло)
ас-уад и абйад (черный и белый) фадхиля и разиля (добродетель и порок) хафиф и сакил (легкий и тяжелый)
«Цветные» слова
Вначале пишется короткая история или отрывок текста, ко- торый читают дети. Затем каждая группа слов закрашивается в соответствии с их значением. Например, слова,
обозначающие гнев, закрашиваются красным цветом слова, обозначающие удовлетворение, закрашиваются зеленым слова, которые означают виды пищи, закрашиваются коричневым слова, относящиеся к украшению, закрашиваются розовым слова, связанные с водой, закрашиваются синим и так далее. Важно с помощью цветов закрепить в уме детей новые слова вместе с их значениями. Таким образом, ребенок осознает связь между словами и тем, как некоторые слова помогают другим укорениться в его сознании для того, чтобы ими можно было воспользоваться при необходимости.
Пирамида из букв
Нарисуйте пирамиду из клеточек, состоящую из последовательных полей или рядов, так, чтобы в каждом ряду было на одну клеточку больше, чем в предыдущем. В первую клетку на вершине пирамиды впишите одну букву. Попросите игроков добавить новую букву во второй ряд, чтобы в итоге, вместе с предыдущей буквой, образовалось слово. Таким образом, для получения новых слов в каждый ряд добавляется одна буква.
П р и м е р 1
Добавьте одну букву в ряд на вершине пирамиды и поставьте их в ряд (1); затем добавьте по одной букве в каждый из следующих трех рядов и расставьте буквы в рядах так, чтобы в конце получилось четыре имеющихся слова (по одному слову в ряду). Вот решение:
|
П р и м е р 2
Пароль
Нарисуйте квадрат, затем разделите его на маленькие
последовательные квадратики. Поставьте по одной букве в каждый из маленьких квадратов (в соответствии с
определенным порядком). Игрокам предлагается вычеркнуть
все буквы, за исключением тех, которые образуют ключевое слово, заданное в вопросе. Давайте рассмотрим пример.
Вычеркните из списка следующие слова, расположенные
вертикально или горизонтально и читающиеся сверху вниз или наоборот:
16 Рабабат, или ребек — старинный смычковый музыкальный инструмент.— Прим. перев.
барид (почта) Умар (мужское имя) румман (гранат) бир (доброта) манзиль (дом) худхуд (удод)
Ключевым словом является столица арабского государства. Эта игра поможет детям научиться быстро соображать. Учителя также могут выбирать ключевые слова из новых полезных слов и объяснять какую-либо важную информацию,
относящуюся к этим словам.
Советы
Для того чтобы сделать языковые игры, в которые мы играем с детьми, более оживленными, увлекательными и полезными, нам необходимо обратить внимание на следующие моменты.
Когда мы играем с буквами и словами, которые начинаются и кончаются на одну и ту же букву, мы можем хлопать в такт и петь.
В таких играх, как «Рыбалка с буквами» и «Складывание слов», мы можем постепенно добавлять новые слова. Лучше начинать с объектов, окружающих ребенка, таких как животные, птицы, одежды, инструменты. Мы можем
объяснять эти новые слова с помощью картинок, посещений (если речь идет о каких- либо местах) или интересных историй.
В такие игры детям следует играть вместе с родителями, братьями и сестрами или друзьями, в атмосфере любви, ободрения и оживления, победители и старательные участники должны награждаться призами.
Важно сделать для этих игр альбомы с новыми словами и методами для того, чтобы можно было оценивать выполнение
упражнений и вносить дальнейшие улучшения и новшества в игры.
При подборе игр и их проведении нам необходимо учиты-
вать уровень умственного, языкового и психического развития ребенка. Нам также следует предпринимать постепенные шаги при дальнейшем совершенствовании этих игр.
Интеллектуальные игры
(головоломки и загадки)
Арифметические задачи
1. Какое число, если его умножить на самое себя, а затем добавить к нему четыре, будет равняться 20?
2. Какие два числа, если их умножить друг на друга, будут равны 12, а если их сложить, будут равны 13?
3. Как следует нам использовать три девятки, чтобы получить 8?
4. У Набиля была некоторая сумма денег. Он обошел 7 пунктов и раздал половину этой суммы бедным людям в каждом из этих пунктов. Когда он закончил, у него остался
только 1 фунт. Сколько фунтов у него было вначале?
5. По улице шло несколько уток. Одна утка шла впереди двух других; одна утка шла позади двух других; а одна утка шла между двумя другими. Каково минимальное количество уток, которые могли бы идти таким образом?
6. Когда ты идешь в школу, ты проходишь 20 домов на правой стороне дороги. Когда ты возвращаешься домой, ты
проходишь 20 домов на левой стороне дороги. Сколько всего домов расположено между школой и твоим домом?
7. Мужчина весит 70 кг. У него есть два сына по имени Мухаммад и Али. Каждый из них весит 35 кг. Все трое хотят пересечь реку в лодке, которая выдерживает груз, не
превышающий 70 кг. Как им разрешить эту проблему?
8. Один человек купил в магазине канцелярских товаров ручку за 1 фунт. Он дал продавцу десятифунтовую банкноту, но у продавца не было сдачи. Тогда продавец пошел в находившийся рядом бакалейный магазин и поменял десятифунтовую банкноту на банкноты по одному фунту. Он отдал покупателю 9 фунтов. Через некоторое время бакалейщик пришел к продавцу канцелярских товаров и сказал ему, что десятифунтовая банкнота оказалась
фальшивой. Продавец взял поддельную банкноту и дал бакалейщику настоящую. Затем он задумался, сколько денег
потерял при этой сделке: 9 фунтов, 10 фунтов, 20 фунтов или
11 фунтов?
9. Каждый день Хасан отправляется на рынок, чтобы продать 30 апельсинов. Он продает 2 апельсина за 1 фунт, зарабатывая в итоге 15 фунтов. Друг Хасана Али также продает 30 апельсинов. Он продает 3 апельсина за 1 фунт, зарабатывая в итоге 10 фунтов. Когда оба этих человека продадут все свои апельсины, у них двоих оказывается всего
25 фунтов. Однажды Али заболел, и Хасан взял на продажу его апельсины. Так у него оказалось 60 апельсинов. Он решил продавать 5 апельсинов за 2 фунта, чтобы не причинить ущерба ни себе, ни своему другу. Распродав все апельсины в конце дня, он обнаружил, что у него только 24 фунта. Куда пропал еще 1 фунт?
10. В каждой из двух корзин находится определенное количество яиц. Если мы возьмем яйцо из одной корзины и положим его в другую, то во второй корзине окажется в 2 раза больше яиц, чем в первой корзине. Если же мы сделаем наоборот — возьмем яйцо из второй корзины и положим его в
первую, тогда в обеих корзинах будет одинаковое число яиц.
Сколько яиц изначально находилось в каждой из корзин?
11. Я договорился встретиться с другом в 2 часа. Однако мои часы отставали на 5 минут, а я думал, что они на 5 минут спешат. Я пришел на место, думая, что пришел вовремя. Когда я пришел?
12. Я зарабатываю ровно столько же, сколько и ты. Твоя зарплата — это моя двойная зарплата минус 500 фунтов. Сколько денег получает каждый из нас?
13. Однажды мы вылили в пустой контейнер стакан воды. На следующий день мы вылили в контейнер 2 стакана воды. На третий день мы вылили 4 стакана, а на пятый день — 8 стаканов, после чего контейнер оказался заполненным водой. Сколько стаканов воды мы вылили в контейнер?
14. Я сказал своему другу: «Мои часы отстают на 15 минут, а я считал, что они на 5 минут спешат». Затем я взглянул на свои часы, которые показывали 8 часов 5 минут. Каково правильное время?
15. Отец поделил стадо овец между своими тремя детьми. Одному из них он отдал треть стада; другому — половину, а третьему — одну девятую часть, однако после этого осталась еще одна овца. Сколько всего овец было в стаде?
Языковые загадки
1. Слово состоит из четырех букв и означает амн и истикрар («безопасность» и «стабильность»). Что это за сло- во? Примите во внимание следующую информацию:
4-я буква + 2-я буква означают инхана («склоненный»); 1-я
буква + 4-я буква + 3-я буква означают ала («высота»);
3-я буква + 4-я буква + 1-я буква означают алъ-йаум ас-сабик («предыдущий день»).
Данная таблица поможет вам угадать слово
4-я буква | 3-я буква | 2-я буква | 1-я буква |
2. Слово состоит из восьми букв. Если убрать первую букву,
то получится слово саманийя («восемь»). Что это за слово?
3. В слове три буквы без точек. Если убрать первую букву, то получится другое название кошки. Если убрать последнюю букву, то получится слово «молчать». Что это за слово?
4. Если прочесть слово наоборот, то оно превращается в предлог. Что это за слово?
5. У нее маленькое тело, но она выполняет очень важную работу. На голове у нее рог, а на хвосте у нее — глаз. Что это за слово?
6. Это не рот и не желудок, но он съедает большое ко- личество вещей. Когда ты его кормишь, он живет и растет; когда ты его поишь, он умирает. Что это за слово?
7. Это справедливый судья, у которого есть руки, но нет языка. Люди всегда бывают довольны его решением, хотя он не произносит ни слова. Что это такое?
8. Ахмад, Хамди, Хаммад, Мадих и Хамид — это пять имен, образованных от букв, составляющих слово «Ахмади». Они обозначены символами, так, что каждый символ соответствует одной из букв этих имен, однако имена рас- положены в другом порядке. Можете ли вы назвать символ каждой буквы из пяти букв, образующих слово «Ахмади», и, таким образом, узнать новый порядок пяти слов? Под- черкнутые буквы в арабском языке обозначают гласные.
9. Как следует говорить: сафар аль-байд абйадун или сафар алъ-байд абйадан?
В первом предложении слово «абйадун» стоит в изъяви-
тельном наклонении, в то время как во втором предложении слово «абйадан» стоит в винительном падеже. Однако оба этих предложения по-английски означают одно и то же:
«Белого ли цвета желток у яйца?»
Геометрические загадки
1. Можно ли убрать из этой фигуры 2 спички так, чтобы получилось только 2 квадрата?
2. У нас есть 15 спичек, которые образуют 5 квадратов (как показано на картинке ниже). Можете ли вы сформировать 3 квадрата, убрав только 3 спички?
3. Для того чтобы сформировать фигуру, показанную ниже,
мы использовали 18 спичек. Попытайтесь:
убрать 3 спички, чтобы получилось 6 треугольников;
убрать 5 спичек, чтобы получилось 5 треугольников.
4. Количество прямоугольников, которые ясно видны на этой картинке, равняется 8, но есть еще и другие прямо- угольники, которые их пересекают. Сколько всего прямо- угольников на картинке?
5. Определите на картинке внизу количество: ( 1 )
треугольников; (2) квадратов; (3) прямоугольников
6. На картинке вверху показан участок земли, разделенный на восемь равных квадратов, между которыми проходят узкие улицы. Пунктиром обозначена дорога, по которой рабочий идет из своего дома (А) на место своей работы (Б). Сколько дорог, равных главной дороге, может пройти рабочий?