Наши дети любят играть и не любят учиться
|
жизни не было места играм. Что же произошло? Я ничего не понимаю, я устал. Что же мне делать?»
Я был поражен и сказал: «Да наградит тебя Аллах за эти
огромные усилия, но могу ли я сказать тебе, в чем состоит главная причина плохой учебы твоих детей в школе и низких оценок?» Он удивился и воскликнул: «Что ты говоришь? Разве может отец причинить вред своим детям, которые составляют самое дорогое, что у него есть в жизни? Уверен, ты сам не понимаешь, что ты сказал!» — «Не сердись, друг, — ответил я. — Давай спокойно обсудим этот вопрос. У детей есть инстинкт к игре. Мы можем считать игру одной из насущных потребностей детства. Как же ты тогда можешь
лишать их этой необходимости и в то же время требовать, чтобы они были отличниками? Поступая таким образом, ты неосознанно заставляешь их ненавидеть учебу. Ты лишаешь их того, что они любят и в чем нуждаются, заставляя их учиться вместо того, чтобы играть.
Мой друг! Игра и учеба суть две стороны одной медали, и они должны происходить вместе. Существует близкая связь
между играми ребенка и процессом его школьного и
нравственного развития. Игра — вовсе не средство убить время, а занятие, с помощью которого ребенок избавляется от
усталости после учебы или от лености после сна. Игра
представляет собой стадию, после которой он приобретает способность более успешно учиться и понимать, получив
свою долю невинных радостей. Тем самым он обретает
большую готовность к взаимодействию с жизнью, учебе и старанию.
По этому поводу имам аль-Газали (да помилует его Алла^!)
говорит: "Когда ребенок заканчивает свои занятия в куттабе,
нужно позволить ему поиграть и позабавиться, только умеренно. Если препятствовать ребенку играть и заставлять его слишком много учиться, это всегда делает его менее милосердным и умным и может даже привести его к отказу от занятий раз и навсегда".
Ибн Маскуба выразил тот же смысл, сказав: "Ребенку нужно разрешать мирно играть для того, чтобы он мог
получить облегчение от тяжелого труда, в который он вовлечен во время поисков знания. Когда он играет, ему не приходится ни испытывать боль, ни сильно уставать."»
В этот момент мой друг заметил: «Ты хочешь сказать, что игра занимает важное место в жизни ребенка в качестве разумного применения его обширных запасов энергии,
средства для выражения его глубоких чувств и приемлемого способа развлечения, получения удовольствия и счастья. В процессе игры развивается способность ребенка мыслить,
запоминать и понимать. Ты также имеешь в виду, что когда мы лишаем ребенка игры под предлогом того, чтобы он не
тратил зря отведенное на учебу время, это приводит его к тому, что он начинает плохо учиться в школе и все время пребывает в состоянии беспокойства, смятения и неудовлетворенности».
Я сказал ему: «Именно это я и имел в виду. Это неоспоримая правда, которая привела современных психологов к
следующей мысли: "Обучение, происходящее в раннем детстве, не приносит плодов и не может быть принято или выдержано ребенком, если оно не сопровождается играми".
Нам нужна такая методика воспитания, внешняя форма которой призывает к игре и развлечению, в то время как изучение, усвоение и тяжелая работа включаются в ее
содержание. Главная причина, по которой наши дети не любят учиться, — отсутствие такого принципа в наших современных системах воспитания, которые плохо разработаны, не
учитывают особенностей природы детей и истощают их физическую и умственную энергию. Более того, они заставляют детей изучать скучный материал так, словно те
приговорены к нескольким годам каторги».
Тогда мой друг добавил: «Да поможет Аллах нашим детям! Я не ощущал подобных мучений в своем детстве, но я всего лишь забочусь об их пользе. Что же мне делать? Должен ли я
отменить для них ограничения вообще и позволить им играть и резвиться, сколько им вздумается? Что еще я могу сделать?» Я ответил: «Не следует давать детям играть за счет других
обязанностей. Например, они не должны проводить большую часть своего времени, играя в футбол, плавая или сооружая башни из кубиков, поскольку Аллах дал нам повеления по
поводу поклонения, родительских прав на послушание и доброе отношение со стороны детей и обязанности прилагать усилия для обучения и поиска знания. Детские игры должны
уравновешиваться другими их обязанностями, как утвердил Пророк Ислама (мир ему!), сказав Абдулле б. Амру б. аль-Асу: «О, Абдулла ибн Амр! Аллах, твое тело и твоя семья
имеют на тебя права; итак, воздавай им должное по их праву».
Тогда мой друг сказал: «Да наградит тебя Аллах! Кажется, теперь мне все стало ясно, и больше ничего не нужно обсуж- дать. Я должен покинуть тебя, чтобы осуществить то, о чем мы говорили. Да поможет нам Аллах!»