Искреннее и правдивое намерение
Эмир правоверных, отец Хафсы, Умар б. аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему!) говорил: "Поистине, дела оцениваются только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение (в Медину) к Аллаху и Посланнику Его переселится к Аллаху и Посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся" (передано Муслимом и аль-Бухари).
Следует заметить, что аль-Бухари начал свою самую знаменитую книгу именно с этого предания и использовал его
в качестве подобные мягкому тесту, из которого легко лепить. Но когда они открыли глаза, они увидели общество, члены которого чаще всего кричат, напрягая голос. Эти дети
восприняли наши собственные недостатки и унаследовали их для того, чтобы, в свою очередь, передать их однажды своему потомству. Это коллективное преступление, и оно должно
терзать нас более чем что-либо другое».
Пока я раздумывал над тем, как выбраться из этой трясины,
мне на ум пришло предание, рассказанное имамом Ахмадом и аль-Бухари об Анасе (да будет доволен им Аллах!). Он сказал:
«У Пророка (мир ему!) была превосходная, сильная и резвая
верблюдица по имени аль-Азбаа. Поистине, она была быстрее других верблюдов. Однажды какой-то бедуин, ехавший на
сильной молодой верблюдице, опередил ее. Изумленные мусульмане сказали: "Аль-Азбу обогнали!" тогда Пророк
(мир ему!) сказал: "Аллах предопределил так, чтобы величие всякой земной вещи было когда-нибудь унижено"». Я долгое время размышлял над этим преданием, пока не понял, что Пророк (мир ему!) и его Сподвижники преподали нам практический урок и дали настоящее решение проблемы, затронутой в описанном выше случае. В разгар скачек все глаза были устремлены на аль-Азбу в надежде, что она победит и обгонит свою соперницу. Но Аллах предуготовил ей проиграть. Тут мы обнаруживаем, что вежливые Сподвижники ни разу не произнесли ни одного непристой- ного слова и не продемонстрировали ни одного неподобающего жеста. Они просто были поражены и опечалены и заметили: «Аль-Азбу обогнали!» Мы также находим, что господин Пророков (мир ему!) преподал своим Сподвижникам, а после них и нам, великолепный урок добронравия и благопристойности, когда он, будучи владельцем проигравшей верблюдицы, сказал: «Аллах предопределил так, чтобы величие всякой земной вещи было когда-нибудь унижено».
Это очень ценное наставление, которое призывает и молодых, и старых мусульман быть беспристрастными. Это пожелание того, что сегодня называется спортивным
мастерством или, скорее, «мусульманским спортом», рассматривающего победу как благодать и благословение Аллаха, а поражение как предначертание и наставление
Аллаха. В Исламе спорт выбирает своим девизом нравственные принципы, своим методом — терпимость, а своей основой — братство и любовь. О родители! У нас все
еще есть это решение, и да ниспошлет нам Аллах удачу! Давайте же вместе с нашими детьми обратимся вновь к тому мусульманскому спорту, который привносит в игру красоту и
удобоисполнимость и превращает ее в основное воспитательное средство, как это происходило во времена Пророка (мир ему!) и его верных Сподвижников.
Скажи «нет» ставкам в игре
Наши дети способны так увлечься, что один из них может сказать другому: «Давай соревноваться», чтобы проигравший отдал победителю определенную денежную сумму или какой-нибудь приз. Каждый из них может даже поставить на кон одинаковое количество денег, и тот, кто выиграет, получит их все. Подобный вид ставок запрещен в
|
Здесь возникает вопрос: запрещены ли все виды ставок? На самом деле, Ислам допускает заключение пари, ради получения оружия для джихада; ради приобретения верблюдов и лоша- дей; овладения стрельбой или любыми другими военными тактиками. Составители сборников
хадисов (Асхаб ас-Сунан и имам Ахмад) рассказывают, что
Посланник Аллаха (мир ему!) сказал: «Заключать пари запрещено, если только это не делается ради копыт (имеются в виду верблюды и лошади) и стрел». Но в этом случае выплата вознаграждения может совершаться только одним соперником или какими-либо другими людьми. Это считается видом поощрения, подобным предоставлению общественных постов, в военных учениях, таких как стрельба, или же спортивном мастерстве, таком как борьба, футбол и так далее. В качестве дополнительного подтвержде- ния, что такой вид пари дозволен, имам Ахмад рассказывает, что Ибн Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом!) сказал: «Пророк (мир ему!) принимал участие в скачках на лошадях и вознаграждал победителей».
Вот почему мы, родители и учителя, должны объяснять этот принцип своим детям и предостерегать их против
недозволенного заключения пари. Мы также должны поощрять их выполнять условия разрешенного пари, чтобы у них было сильное тело и благородный характер. Не причиняй
вреда себе или другим.
Нашим детям обычно доставляет удовольствие играть с животными и птицами. Вы можете видеть, как какой-нибудь
ребенок возится с кошкой или воробышком, испытывая к ним любовь и искреннюю привязанность. Вы можете даже наблюдать, как он разговаривает с животным или рассказывает ему сказку. Это хорошо и полезно для детей, поскольку, играя с этими существами, они приобретают уверенность в себе и смелость. Кроме того, они приучаются к доброжелательности и великодушию, когда кормят, поят животных и ухаживают за ними.
В самый разгар детской радости и веселья от игры с живот-
ными, мы не должны забывать благородный принцип Пророка, гласящий: «Не причиняйте вреда себе или другим». Детям не следует играть с такими животными, как собаки, которые способны нанести им травму. Собака может укусить ребенка или обслюнявить его тело и одежду, распространяя, таким образом, заразу. Кроме того, когда ребенок приводит к себе домой собаку, ангелы не входят в такой дом, и, в результате, он будет лишен добра, милости и процветания. Имам аль-Бухари рассказывает в своем сахихе, что Салим передает, как его отец сказал: «Однажды Джибриль пообещал Пророку (мир ему!), что придет к нему, но надолго задержался. Когда Пророку (мир ему!) стало тяжко (от затянувшегося ожидания), он вышел (из дома), встретил Джибриля (снаружи) и пожаловался ему на это, а он сказал: "Поистине, мы (ангелы) не входим в (такой) дом, где есть собака или изображение!"»
Имам Ибн Хаджар аль-Аскалани пересказывает это предание следующим образом: «Однажды Джибриль пообещал Пророку (мир ему!), что придёт к нему...» Аиша добавляет: «В определенное время», как говорится в сахихе Муслима. Аиша также добавляет: «Но когда это время настало, он (Джибриль) не явился». Фраза «...Пророку (мир ему!) стало тяжко (от затянувшегося ожидания)» заменена, согласно рассказу Аиши, следующей: «В руке его (Пророка) был посох, и он отбросил его в сторону со словами: "Ни Аллах, ни Посланник Его не нарушают обещаний!"» В третьем повествовании со слов Маймуны, включенном в
|
Сокращенная фраза «Мы (ангелы) не
входим в (такой) дом, где есть собака или изображение» удлиняется в повествовании Аиши, включающем в себя следующее: «Потом он (Пророк) повернулся и вдруг увидел под своей кроватью щенка. Он спросил: "О Аиша! Когда вошла эта собака?!" Она сказала: "Клянусь Аллахом, я (ничего) не знала о ней!" И по его велению этого щенка вывели, после чего к нему явился Джибриль, и он (Пророк) сказал (ему): "Ты обещая мне, и я сидел, ожидая тебя, а ты не пришел ко мне!" На это он (Джибриль) сказал: "Мне не давала сделать это собака, которая находилась в твоем доме"».
Существует еще и другого рода вред, который следует учитывать, когда дети играют с животными и птицами. Они
могут, к примеру, так увлечься игрой, что забудут про салят (намаз), учебу или какие-либо другие обязанности. Рассказывают, что у Шурайха был сын, который очень любил играть с собаками. Однажды он был так занят игрой с ними,
что забыл про салят. Узнав об этом случае, Шурайх написал наставнику своего сына несколько стихотворных строк, смысл которых сводился к следующему: «Он (сын) не
выполнил салят из-за игры и беготни с этими грязными, внушающими соблазн собаками. Когда вы окажетесь одни, вырази ему неодобрение и дай ему назидание, какое ты
обычно даешь умным, опытным людям. Если же ты решишь побить его, то дай ему только три удара розгой. Можешь быть уверен, что мой сын дорог мне больше всех, тем не менее он
заслуживает наказания за те неприятности, которые он мне причинил».
Подобно тому, как мы заинтересованы в безопасности
наших детей, когда они играют с животными и птицами,
также мы должны позаботиться о том, чтобы наши дети не
причиняли вреда им самим, не били бы их, не запирали в клетки и не убивали. В обоих сахихах приводится, как Ибн Умар (да будет Аллах доволен им и его отцом!) проходил мимо группы мальчиков из племени курайшитов, которые сажали птиц на высокое место и стреляли в них из лука. Увы, неправедные стрелы были направлены против хозяина птиц. Увидев Ибн Умара, мальчики убежали. Тогда он сказал: «Кто это сделал? Аллах проклинает тех, кто поступает таким образом». Посланник Аллаха (мир ему!) также проклинает тех, кто использует живое существо в качестве мишени для стрел.