Как подобрать подходящие игрушки для вашего ребенка?
|
и плохие стороны?»
Поскольку, в большинстве своем, мы не задаем себе подобных вопросов, мы способны принести своим детям
такие игрушки, которые будут совершенно бесполезны для них или даже причинят им вред. Поэтому очень важно познакомиться с характерными чертами полезной игрушки.
Игрушка должна:
а) Подходить ребенку по возрасту и возможностям
Исследования психологов показывают, что дети отличаются друг от друга по физическому, умственному, эмоциональному и культурному развитию. Им так же должны соответствовать подходящие игрушки, которые отвечают их потребностям. Мы должны выбирать игрушки, которые подходят нашим детям по уму, возрасту и способностям. Если игрушка слишком проста, она может им наскучить; если же она слишком замысловата, она может принести им разочарование и понизить их чувство собственного достоинства. Подобное разочарование способно привести их к агрессии по отношению к самой игрушке или другим детям. Вот почему хорошая игрушка — это та, которая подходит ребенку, развивает его способности, делает его радостным, веселым и наделяет его готовностью и желанием учиться.
б) Быть привлекательной для детей
Хорошая игрушка — это та, которая захватывает внимание ребенка и увлекает его надолго. Хорошая игрушка также возбуждает у ребенка любопытство, если она затейливая, непонятная или красочная. Эти признаки заставляют детей тянуться к своим игрушкам и играть, не расставаясь с ними. В этом смысле игрушка может привести к хорошим ре- зультатам, и ребенок станет лучше относиться к человеку, купившему ему такую игрушку, считая, что он подарил ему нечто драгоценное.
|
Важно заметить, что культура ребенка направляет его к участию в определенном ряде игр. Эти игры тесно связаны с окружающим его обществом. Существуют игры, свойственные детям, живущим в сельской местности; другие подходят для городских детей; некоторые
привычны для детей, живущих в пустыне, и так далее. Эти игры автоматически передаются из поколения в поколение,
поскольку они соответствуют тем реалиям, в которых живет
ребенок. Мы должны понимать, что западные игры противоречат нашим ценностям и убеждениям, искажают
образ мышления наших детей и отнимают у них их культуру и
религию.
Кроме трех вышеуказанных условий, которые необходимо соблюдать при выборе игрушек для наших детей, существует еще и ряд основополагающих научных принципов, способных помочь нам выбрать самые лучшие, самые полезные и эффективные игрушки. Мы можем перечислить их разновидности:
Психологические принципы
Удовлетворение таких детских стремлений и психологических потребностей, как свобода, порядок, безопасность, конструирование, лидерство и составление.
Подготовка детей к способности учиться и понимать и таким образом развивать свои склонности и желания.
Обеспечение их возможностями выражения своих
потребностей и предпочтений.
Эти принципы должны побуждать детей к развитию своих умственных и познавательных способностей.
Развитие способности осмысливать и понимать. Развитие и тренировка умения познавать и рассуждать. Возможность изобретать и фантазировать.
Совершенствование способности детей предсказывать ре-
зультат.
Социальные принципы
Наблюдение за равновесием между индивидуальными и коллективными занятиями.
Поощрение сочувствия, солидарности и соперничества.
Содействие в освоении социальных ролей.
Помощь в переходе от пассивных индивидуальных занятий к положительной коллективной деятельности.
Гигиенические принципы
Отсутствие острых краев, опасных углов и трещин, которые способны причинить детям боль или поранить их.
Следует убедиться в том, что игрушка не слишком тяжела для детей. Проверьте, чтобы игрушки были компактными, устойчивыми и сохраняли равновесие.
Игрушки не должны быть сделаны из легко воспламеняю-
щихся материалов.
Следует избегать игрушек, содержащих мелкие части,
которые легко можно проглотить, вдохнуть или засунуть в ухо.
Если игрушки выкрашены, необходимо убедиться в том,
что в краске не содержится токсических веществ.
Эстетические принципы
Приобретение таких игрушек, которые симметричны по форме, красиво оформлены и отвечают реальности.
Выбор игрушек привлекательных и стимулирующих цветов.
Следует убедиться в том, что игрушки несут в себе эстети- ческие принципы (психологического, нравственного или поведенческого характера).
С помощью вышеописанных пунктов можно задать самому себе следующие вопросы, ответив на которые мы решим, подходит ли та или иная игрушка нашим детям (отвечать следует «да» или «нет»):
1.Подходит ли игрушка ребенку, отвечает ли она уровню его умственного, физического и интеллектуального развития?
2.Привлекательна ли она?
3.Соотносится ли она с нашей культурой, религией и нрав-
ственными нормами?
4.Отсутствуют ли в ней ядовитые вещества или пагубные идеи?
5.Обеспечивает ли она ребенку возможность изобретать и фантазировать?
6.Помогает ли она ему проявлять участие по отношению к другим, объединяться и сотрудничать с ними?
7.Безопасна ли она?
8.Не ведет ли она к безверию (в психологическом, поведен-
ческом или нравственном отношении)?
Примечание. Если вы ответили «да» на 6 вопросов, включая вопросы под номерами 1, 4 и 7, тогда вы можете смело покупать эту игрушку.
Правильные игры
Когда мы рекомендуем детям учиться в процессе игры, мы должны побуждать родителей к тому, чтобы они предоставляли своим детям возможность играть и веселиться и принимали участие в детских занятиях. Мы говорим о таком виде игр, которые соответствуют основным принципам и нравственным устоям Ислама. Эти нравственные устои насаждались Сподвижниками и нашими благочестивыми предшественниками (да будет Аллах доволен ими всеми!) в сердцах их детей. Наши благочестивые предки соблюдали благопристойность, участвуя со своими детьми в их веселых занятиях. Игра служила им средством для наилучшего воспитания и совершенствования. Сегодня мы хотим следовать по их стопам и восстановить их славу, поэтому нам
необходимо укоренять эти основы и нравственные принципы в душах наших детей посредством хорошей речи, знания и целенаправленного участия.
Первый шаг родителей и учителей к достижению этой цели состоит в повторном обращении к этим основам и нравственным принципам, сопровождаемым молитвой
Аллаху о том, чтобы Он помог нам.