Игра ведет ко всем путям обучения и личностного развития
Отец может спросить: «Я хочу воспитать своего сына так, чтобы он был идеалом благородства, порядочности и мужест- венности. Что мне следует делать?»
Наш ответ этому доброму отцу таков: «Используй игру, пос- кольку именно она является средством достигнуть этой цели». Не думай, получив такой ответ, что мы смеемся над тобой; это
несовместимо с нашим подходом. Для подтверждения данного нами совета давайте прочтем то, что повествует Ат-Тирмизи в своем сборнике преданий о Пророке (мир ему!), который сказал: «Проворность ребенка, его живость, энергия и общительность по отношению к другим усиливают его добрый склад ума, когда он вырастает». По этому хадису мы понимаем, насколько важна игра в жизни ребенка, поскольку он испытывает инстинктивную любовь к движению, бегу и различным занятиям. Итак, мы должны работать с этим инстинктом и направлять его в полезную сторону. Кроме того, это предание отмечает, что игра — путь ребенка к здравомыслию и знанию.
В поддержку этого хадиса японский психолог говорит:
«Взросление при отсутствии детства — это беда». Что побудило этого ученого сказать подобную фразу? Возможно,
это объясняется тем, что японские традиции стремятся скорее превратить детей во взрослых. Детям внушается, что вначале они — молодые люди, затем просто люди, а потом пожилые
люди. Из-за этого дети одеваются по-взрослому, ведут себя, как взрослые, и с ними так же обращаются. Тем не менее после Второй мировой войны Япония осознала, что из-за войны и своего увлечения массовой индустриализацией и
техническим прогрессом она забыла, насколько важно давать детям возможность наслаждаться своим детством и играть в компании своих родителей. Вот почему японские психологи
приходят к выводу: беда японской нации заключается в том,
что люди в детстве были лишены возможности играть.
Существует важный совет, касающийся игры как пути к благородству и порядочности, двум характерным признакам
мужественности. Урва б. аз-Зубайр сказал своим детям: «О
дети мои! Играйте, поскольку благородство приходит после игры».
Возможно, ученый или изобретатель спросит: «Мы хотим
передать своим детям изобретательский и новаторский дух.
Как нам преуспеть в этом деле?»
Для того чтобы ответить на этот серьезный вопрос, мы можем сказать, что одним из важнейших способов успешного выполнения подобной задачи является направление детской игры в сторону пользы и творчества. Игра, о которой мы говорим, имеет две стороны: явную, отличающуюся весельем, развлечением и радостью, и скрытую, характеризующуюся изобретательностью и новаторством. Для подтверждения истинности этих слов вы можете понаблюдать за группой играющих детей. Вы обнаружите, что они мыслят так же, как мы. Вам даже может понравиться их способ мышления, когда вы увидите, что их мысли оказываются зрелыми и могут иногда даже не всякому взрослому прийти в голову. Мы можем заключить, что иногда наши дети придумывают нечто новое; но мы не преувеличим, если скажем, что они постоянно выдумывают новшества.
Возможно, некоторые родители считают, что детские занятия — это всего лишь игры и веселье. Однако сами дети рассматривают их совсем по-другому. Для них игра — это не просто развлечение, объединение различных занятий, изобретательство и воплощение новых идей. Они превращают игру в серьезное дело, которому отдают все свои силы и с которым вступают в искреннее взаимодействие. Это означает, что игра очень много значит для развития у ребенка изобретательских и новаторских способностей. Вот почему так необходимо предоставлять нашим детям возможность играть и развлекаться для того, чтобы они могли изобретать, фантазировать и достигать хороших результатов.
Существует множество способов, помогающих усилить изобретательскую способность ребенка во время игры.
Среди игрушек должны быть предмета, побуждающие
ребенка тренировать свои мышцы, а также другие средства,
которые будят мышление и фантазию.
Полезны игры, требующие напряжения сил и соответствующие возрасту ребенка.
Следует побуждать ребенка к тому, чтобы он сам придумывал и мастерил свои игрушки.
Необходимо | подталкивать | его к само- |
стоятельному | изобретению | предметов и |
размышлению над новыми идеями.
|
Когда ребенок привносит разнообразие в
свою игру, его следует не осуждать за это, а хвалить. То, что кажется нам порчей игрушек, видится им как дополнение,
особенно когда он объясняет это дополнение логическим
путем, насколько позволяют его способности и характер.
Наблюдение родителей за ребенком не должно превращаться в постоянное вмешательство и внесение своих предложений, поскольку дети любят свободу и могут замкнуться в себе из-за ограничений, создаваемых их родителями.
И в конце концов, если ребенка правильно направлять во время игры, это станет сутью его будущего развития и способ-
ности изобретать.
Возможно, мать спросит: «Я хочу вырастить своего ребенка благовоспитанным, великодушным человеком. Что я должна
делать?»
Этой доброй матери мы можем дать следующий ответ:
«Лучшей поддержкой для тебя является Аллах, и ты можешь использовать во благо любовь своего ребенка к игре. Она
помогает ребенку формировать возвышенные нравственные
устои. Через игру ребенок учится взаимодействовать с другими, жертвовать собой ради красоты, обладать
настойчивостью, быть скромным, когда он выигрывает,
сохранять терпение во время своего проигрыша и так далее...
Имея такие возвышенные черты характера, он бывает довольным собой и уверенным в себе, и это дает ему возможность адаптироваться к условиям жизни в своем обществе».
Существует несколько средств, которые могут помочь ребенку развить в себе новаторские способности во время игры.
Игра помогает формировать социально зрелое поведение посредством взаимодействия ребенка с другими людьми.
Играя, дети учатся уступать свои игрушки другим детям.
Благодаря этому внимание ребенка сосредоточивается не на самом себе как отдельной личности, а на всей группе детей в целом.
Ребенок учится делиться своими переживаниями в игре со своими сверстниками и действовать с ними сообща. Тем самым уменьшается его склонность к эгоистичности и
агрессии.
Семья играет важную роль, потому что она обеспечивает ребенка игрушками. Если делать это мудро, то можно
смягчить агрессию между братьями и сестрами. Кроме того, игрушки могут способствовать полезному приложению детьми своей энергии.
Игры в командах занимают значительное место в деле вну- шения ребенку таких желанных качеств, как способность идти на компромисс, сотрудничество, терпение, любовь, искренняя близость и так далее...
Существует еще много поднимаемых родителями и учителями вопросов, которые касаются детского развития, и ответ на них простой: «игра». Это означает, что правильно
использование «игры» может привести будущее поколение к мужественности, изобретательности, нравственности и так далее...