Как нам следует рассказывать истории нашим детям?
История овладевает человеческой памятью тремя способами: человек оказывается свидетелем ее событий, слышит ее или читает о ней в книге, так что образ или цепочка образов остаются в его памяти и припоминаются, когда это необходимо, — и тем самым могут влиять на его нравственные устои и поведение.
Когда мы слушаем историю или читаем о ней, количество действенных образов, откладывающихся у нас в памяти,
зависит от того, насколько ясны слушателю события,
содержащиеся в рассказе, и насколько глубок его отклик на него, а также от метода, используемого как для устных, так и
для письменных рассказов. Стиль, которым рассказываются
истории, влияет на представление описываемых в них событий, достижение поставленных ими целей и содействие
производимому ими эффекту. Таким образом, Славный Коран оказывается неподражаемым по
|
рассказы о Пророках представлены в нем в ясной и убедительной форме. В ритме их событий, в их последовательности и в том, как они поданы, вы чувствуете Божественную Длань. Поэтому когда человек с просвещенным умом и понимающим
сердцем читает или слушает кораническую историю, он,
несомненно, переживает описываемые в ней обстоятельства,
вступает во взаимодействие с изложенными в ней событиями и находится под влиянием ее уроков и наставлений.
Поскольку каждый стиль обладает своим собственным
действием и особым вкусом, кораническая история может повторяться в нескольких сурах, но на разный лад для того, чтобы показать уникальный, не имеющий равных метод и манеру выражения Корана. Кроме того, разнообразие
коранических стилей направлено на подчеркивание назиданий, заключающихся в аятах и выражаемых словами и фразами, а также обладающих серьезным смыслом, — но только для тех мудрых людей, которые благословлены и направлены свыше к постижению красоты и истины Корана.
|
историй, и это оказывается довольно
трудной задачей для родителей и учителей.
Тот, кто овладел искусством
рассказов для детей, способен в любое время легко справиться с
рассказываемой им историей, будь та радостной или грус-
тной, поскольку он хорошо изучил ее прежде, чем рассказывать детям. Такой человек стремится прочувствовать
характер истории, осознать ее сущность, определить ее
задачи и найти в ней драматические и волнующие места с целью передать детскому уму атмосферу этой истории.
Рассказчик должен говорить четко, просто и естественно,
стараясь не прибегать к излишним украшениям речи. Он также должен изменять ход повествования так, чтобы
слушателям не было скучно. Кроме того, следует делать уместные паузы для того, чтобы управлять эмоциональным напряжением детей и давать им возможность перевести дух и
восстановить свое внимание и активность.
Очень полезно использовать диалоги и повторы для того,
чтобы слушатели могли понять историю и с готовностью слушать ее. Рассказчик может произносить такие фразы, как:
«Как вы думаете, что же он собирается делать? Куда, по
вашему мнению, он убежит? Победит ли он в этом случае?»
Голос тоже имеет большое значение в мастерстве рассказчика историй. Голос, откликающийся на события в истории, или, другими словами, изменение тона голоса в соответствии с тем или иным событием, будь то выражение
страха, радости или грусти, — является существенным и действенным фактором по ходу изложения.
Известно, что плохое изложение может испортить прекрас-
ную историю. Поэтому когда мы рассказываем историю на- шим детям, наш голос должен быть теплым и мелодичным для того, чтобы разбудить благородные ценности, принципы и благие качества в их сердцах. Стоит упомянуть и о том, что материнский голос, как правило, бывает нежным, спокойным и богатым интонациями. Он часто соответствует событиям рассказа и гармонирует с ними.
Рассказчик может прервать историю на захватывающем моменте, чтобы не потерять интерес детей и заставить их
задуматься о возможном конце. В частности, если история временно останавливается на ключевом моменте, сказав такую фразу как: «Он хотел бы, чтобы у него было...» или
«Увидев это, он бросился, чтобы это поднять, но когда он подбежал, то...», взрослый добавляет: «Давайте закончим рассказ завтра, если на то есть Воля Аллаха».
Название рассказа имеет особенное значение, поскольку в нем содержится краткое содержание истории и наиболее существенные из ее поучений и примеров. Поэтому рассказчик должен время от времени напоминать детям
название рассказа, пока они не запомнят его и не станут узнавать истории по их названиям. Мать может сказать: «Вы помните историю о голубе? А кому нравится история об
удоде?» Подобным же образом, если дети захотят, чтобы им рассказали определенную историю, они могут сказать: «Отец, не расскажешь ли ты нам историю о капле дождя или
историю о яблоке?..»
Рассказчик должен наполнить свое повествование любовью, сочувствием и нежностью, подходя к детям и
ласково касаясь их волос, при этом окидывая их своим любящим взглядом, приятно улыбаясь и говоря с добротой в голосе. Такие вещи помогают детям чувствовать себя
безопасно и удобно и дают повествованию возможность проникнуть в глубины их сердца и ума.
Огромное влияние оказывают на ребенка те рассказы, герои которых носят его (ее) имя, или те, в которых говорится о каких-либо любимых людях или известных местах. Поэтому рассказчику следует «привязывать» историю к имени ребенка, его окружению и его знакомым таким образом, чтобы она была более волнующей и интересной.
В заключение скажем, что это — самые важные правила искусства рассказывать истории, которым должны следовать родители и учителя ради того, чтобы эти истории были увлекательными и действенными, а также ради получения множества преимуществ и хороших результатов для сердца и ума наших детей.