Солидарность с каждым мусульманином

Солидарность в Исламе является свидетельством подлинного братства и дорогой к искренней любви и великому счастью, Раю и Награде Аллаха. Абу Давуд передает в хадисе, рассказанном Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах!), о том, что Пророк (мир ему!) сказал:

«Правоверный является зеркалом для своего верующего брата; он охраняет его имущество и защищает его». В другом повествовании, переданном Ат-Тирмизи, мы читаем следующее предание: «Каждый из вас является зеркалом для своего брата; если вы видите в нем порок, помогите ему избавиться от него». В двух сахихах (двух сборниках достоверных хадисов, т. е. собранных аль-Бухари и Муслимом) Абу Хурайра рассказывает, что Пророк (мир ему!) сказал: «Жил купец, который давал людям взаймы. Если он видел, что человек бедствует, он говорил своим подчиненным: "Оставьте займ ему, чтобы Аллах простил меня". За эти благочестивые дела Аллах простил его». Ат-Табарани передает в хадисе, рассказанном Умаром, что Пророк (мир ему!) сказал: «Самое достойное дело состоит в том, чтобы порадовать верующего, прикрыв его наготу, или утолив его голод, или снабдив его тем, в чем он нуждается».

Солидарность имеет несколько разновидностей, которые объединяются между собой для того, чтобы создать общество, полагающееся на руководство свыше, благочестие, любовь и братство. Мы находим физическую солидарность в предании, записанном со слов имама Муслима, в котором Пророк (мир ему!) сказал: «Тот, кто помогает верующему преодолевать тяготы, с которыми мы сталкиваемся в своей жизни, будет сохранен Аллахом от одного из ужасов Судного дня. Тому, кто поддерживает неимущего, поможет Аллах в этой жизни и в жизни будущей. Тот, кто утаивает недостатки мусульманина, и его пороки будут сокрыты в

солидарность с каждым мусульманином - student2.ru  
этой жизни и в жизни будущей. Аллах помогает тем, кто подает руку брату своему».

Другой вид — это солидарность психологическая. Истинное братство

— это то, в котором брат чувствует,

что его братья всегда поддерживают его и разделяют с ним его взлеты и падения. Посланник Аллаха (мир

ему!) сказал: «По отношению друг к другу верующие подобны строению, отдельные части которого поддерживают друг друга». Таким образом, подлинное братство с его физической

и психологической сторонами становится благословением вдвойне.

На солидарность в знании указывает имам аль-Газали, го-

воря: «Потребность твоего брата в знании не меньше, чем его потребность в деньгах. Если ты образован, ты должен отдать часть своего знания и ему. Если ты учишь и направляешь его, а он не поступает в соответствии с этим поучением, ты должен наставить его».

Во главе всех видов солидарности стоит солидарность ду-

ховная. Верующие нуждаются в собраниях для размышления и созерцания, в которых каждый брат способен передать

что-то из своей веры и духовной высоты другому брату, —

это дает им всем возможность с верой ступать по пути

Аллаха. Как Ибн Раваха сказал Абу ад-Дарде (да будет Аллах доволен ими обоими!), держа его за руку: «Приди, чтобы пожить в вере хотя бы немного, ведь сердце меняется очень быстро».

Солидарность и ее различные виды обладают огромным позитивным влиянием на детей, как показывают на практике

деяния Пророка (мир ему!), его благородных Сподвижников и славных последователей. Имам Ахмад передает предание, рассказанное дочерью аль-Хаббаба б. аль-Аратта, в котором

она говорит: «Хаббаб отправился воевать в сопровождении

(мусульман). Пророк же (мир ему!) заботился о нас до такой

степени, что подоил нашу козу и наполнил миску молоком (то есть больше обычного). Когда Хаббаб вернулся, он подоил козу, но надоил молока как обычно». Абу Давуд рассказывает, что: «Зайд б. Хариса отправился в Мекку и привел дочь Хамзы (дяди Пророка). Тогда Джа'фар (двоюродный брат Пророка) сказал: "Я возьму ее (к себе домой). У меня больше прав заботиться о ней. Она — моя двоюродная сестра, и ее тетя живет со мной. Тетя — это мать". Али сказал: "У меня больше прав обладать ею. Она моя племянница. Я пошел, чтобы привести ее". Когда Посланник Аллаха узнал об этом инциденте, он рассудил, чтобы дочь Хамзы пошла к Джа'фару, сказав: "Тетя — это мать"».

Наш праведный предшественник всегда заботился о детях своего брата (по Исламу) в течение сорока лет после смерти брата. Он навещал их каждый день, узнавая об их нуждах и давая им деньги. Таким образом, детям возмещалось за смерть их отца и они могли получить больше добра, находясь в руках своего нового опекуна. Брат всегда навещал дом своего брата, спрашивая: «Не нужно ли вам масла для готовки? Не нужно ли вам соли? Не нужно ли вам чего-нибудь другого?» Он делал так, в то время как его брат ни о чем не знал.

Одним словом, придерживаясь этих трех столпов (желания добра, наставления и солидарности), ранние мусульмане без устали и скуки прививали своим детям эти эстетические качества. Давайте обратим внимание на следующий случай, которому можно дать название (братства и любви). Имам Ахмад и другие рассказывают: «Когда Посланник (мир ему!) увидел, как две маленькие девочки дерутся между собой, он придержал их рукой и разнял, читая при этом молитву». Другой случай, показывающий пример милосердного отношения к птицам и зверям, заключается в следующем. Имам Муслим рассказывает: «Абдулла б. Умар проходил мимо группы мальчиков из курайшитов, которые сажали птиц на высокое место и пускали в них стрелы. Увидев ибн Умара, мальчики убежали. Тогда он с крайним неодобрением сказал:

"Кто это сделал? Аллах проклинает тех, кто поступает подобным образом". И Посланник Аллаха (мир ему!) также осуждает тех, кто превращает живое существо в мишень для стрельбы из лука». Аль-Бухари также рассказывает: «Когда Анас (да будет доволен им Аллах!) увидел, как несколько мальчиков привязали курицу и пускали в нее стрелы, он сказал им: "Посланник Аллаха приказал не использовать птиц в качестве мишеней"».

Так мусульманское общество стало безупречным и просве-

щенным обществом. Оно ведет детей по прямому пути через Коран и веру с их эстетическими ценностями к формированию нового поколения.

Красота и основы жизни

Нет сомнения в том, что родители обладают инстинктом, побуждающим их любить своих детей, защищать их и проявлять снисходительность к ним. Они склонны жалеть их и действовать в их интересах. Поэтому неудивительно, что Славный Коран наилучшим образом описывает эти

искренние родительские чувства. В одном месте он говорит о детях как об украшении жизни: «Богатство и сыновья —

украшение... в земной жизни...» (18:46) (Аль-Мунтахаб). В

солидарность с каждым мусульманином - student2.ru  
другой раз он рассматривает их как огромную благодать, за которую необходимо

восхвалить Аллаха: «Мы (Аллах)... даровали вам богатство и сынов и сделали

вас народом более многочисленным» (17:6) (Аль-Мунтахаб). И в третий раз

он расценивает их как самое дорогое: «И те (рабы Всемилостивого), которые говорят: "Господи наш! Дай нам от наших жен и потомства прохладу глаз (ибо они повинуются Аллаху) и сделай нас образцом для

богобоязненных!"» (25:74).

Эти три аята показывают,

солидарность с каждым мусульманином - student2.ru  
насколько глубоко заложил Аллах в сердца родителей великое чувство по отношению к их детям. Это чувство является стимулом, побуждающим родителей воспитывать своих детей, заботиться об их делах и действовать в их интересах.

Поскольку Ислам заботится о том, чтобы следовать эстетическому аспекту в воспитании детей даже в раннем возрасте, он рождает это чувство в сердцах родителей посредством веры до и после того как им даруются дети. Это рассматривается как психологическая подготовка и практические шаги навстречу формированию благоприятной окружающей среды, в которой дети способны получить эстетическое воспитание. Ат-Табарани, со слов правдивых людей, рассказывает: «Салама, кормилица сына пророка Ибрахима, сказала: "О Посланник Аллаха! Ты обе- щаешь мужчинам много блага и ничего не обещаешь женщинам!" Он сказал: "Ты говоришь так по наущению своих подруг?" Она сказала: "Да. Они попросили меня это сказать". Он сказал: "Разве не достаточно одной из вас быть беременной, когда ее муж доволен ею, и получить награду, подобную награде постящегося и сражающегося во имя Аллаха? А когда она бывает охвачена родовыми муками, не- бесные и земные существа не ведают того непомерного блага, которое ожидает ее. И когда она рождает, она бывает вознаграждена (Аллахом) за каждую толику молока и за каждый глоток, сделанный ее ребенком. Если же она

бодрствует ночью ради своего ребенка, она получает такое же вознаграждение, какое принимает человек, освобождающий семьдесят рабов во имя Аллаха"».

Ат-Табарани также ряссказывает, что Пророк (мир ему) сказал: «Благодаря своей беременности, родам и кормлению ребенка, женщина оказывается подобна тому, кто

сражается за дело Аллаха».

Все вышеупомянутое рассматривается как психологическая подготовка для матерей. Что касается отцов,

то ат-Табарани рассказывает, что Посланник Аллаха (мир ему!) сказал: «Если женщина рождает девочку, тогда Аллах, слава Ему, посылает (ей) Ангела, несущего с собой

множество благодати и говорящего: "Слабая (женщина) вышла из слабой (женщины)". Тот, кто несет за нее ответственность, будет получать помощь до самого

Судного дня». Имам Ахмад и аль-Баззар рассказывали, что Посланник Аллаха (мир ему!) сказал: «Тот, кто имеет трех дочерей и дает им образование, проявляет к ним мягкость и

удовлетворяет их потребности, несомненно, достигнет Рая». Некоторые из Сподвижников спросили: «О Посланник Аллаха! А как насчет двух дочерей?» Он ответил: «За две (дочери) так же». Тогда некоторые из Сподвижников

подумали, что если бы они спросили про одну дочь, он (Посланник) дал бы такой же ответ. Имам Муслим рассказывает про Абу Хорайру, что Посланник Аллаха

сказал: «Ты можешь потратить динар ради дела Аллаха, динар для освобождения раба, динар, чтобы помочь бедняку, и динар на нужды своей семьи. И лучший динар будет тот,

который ты потратишь на нужды своей семьи». Ат-Табарани достоверно рассказывает в аль-Кабире (Большом сборнике хадисов), что Пророк (мир ему!) сказал:

«Если отец смотрит на своего сына

и остается доволен им, ему даруется награда, подобная той,

как если бы он освободил раба. Некоторые из Сподвижников спросили: "А как же насчет трехсот шестидесяти взглядов?"

Он ответил: "Аллах — более велик (то есть чем ваши ожидания)"».

Когда подобное чувство преобладает в сердце и направляет

ум, тогда усилия отцов обращаются в чаяния, а их печаль — в радость. Из любви, понимания, честности и веры они спешат воспитать своих детей в эстетическом духе (будь то в отношении поступков, нравственных норм или чувств) с первых мгновений их жизни или даже раньше.

солидарность с каждым мусульманином - student2.ru  
Когда ребенок выходит на свет из надежного убежища материнской

утробы и издает свой первый крик,

родственники и друзья очень радуются этой доброй вести. Все

присутствующие поздравляют

родителей, повторяя красивые слова аль-Хасана аль-Басри: «Да будет благословен

новорожденный младенец, за которого вы должны

благодарить Подателя (Аллаха). Да возрастет он и да будет вам послушен».

Родители, преисполненные радости и милосердия, спешат

укоренить эстетические ценности в уме и сердце своих детей и с самых первых мгновений их жизни познакомить их с

переживанием красоты, с ее чувственной и духовной сторонами. Давайте же прочтем об этом подробнее.

Наши рекомендации