Нормативно-до кументал ьное оснащение системы коррекционно-развивающего обучения
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (выписка)
п. 8. Общеобразовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество общего образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся .
п. 24. Медицинское обслуживание обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за общеобразовательным учреждением медицинским персоналом, который наряду с администрацией и педагогическим персоналом несет ответственное ть за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество литания обучающихся.
п. 18. С учетом интересов родителей (лиц, их заменяющих) по согласованию с учредителем в общеобразовательном учреж-
дении могут открываться классы компенсирующего обучения, а также специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии.
Примечание:В соответствии с принятым МДО положением термин «классы компенсирующего обучения» заменен термином «классы коррекционно-развивающего обучения».
Выписка из решения коллегии Министерства
образования Российской Федерации от 17.05.94 г.
№ 11/1 «Вариативность педагогических систем
общего образования (из опыта работы системы
образования в г. Москве)»
... Учитывая вышеизложенное, коллегия постановляет:
3. Рекомендовать . . . концепцию коррекционно-развивающего обучения, разработанную Московским департаментом образования для использования в системе образования России.
Типовое положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы
I. Общие положения
1.1.Классы коррекционно-развивающего обучения создаются в общеобразовательных учреждениях в соответствии с концепцией коррекционно-развивающего обучения, утвержденной коллегией Министерства образования РФ, руководствуются в своей деятельности Законом Российской Федерации «Об образовании» и настоящим Типовым положением.
1.2. Классы коррекционно-развивающего обучения являются новой формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.
1.3. Классы коррекционно-развивающего обучения сохраняют непрерывность реабилитационного пространства на основе интеграции дошкольных, школьных, внешкольных учреждений, УПК, ПТУ.
1.4. Деятельность классов коррекционно-развивающего обучения строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.
1.5. Цель организации указанных классов — создание в общеобразовательных учреждениях целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной системе строго определяются и логически взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности.
Система работы в классах коррекционно-развивающего обучения направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.
Целенаправленная работа по формированию общих способностей к учению, коррекции индивидуальных недостатков развития, а также лечебно-профилактическая работа должны обеспечить выполнение детьми с трудностями в обучении Федерального образовательного стандарта требований к знаниям и умениям обучающихся.
Важнейшей задачей является охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей указанной категории, а также их социально-трудовая адаптация.
П. Организация и функционирование классов коррекционно-развивающего обучения
И.1.Классы коррекционно-развивающего обучения могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих специально подготовленными для данной работы кадрами, необходимым научно-методическим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации учебного процесса и лечебно-профилактической помощи данной категории детей и подростков.
П.2. Классы коррекционно-развивающего обучения открываются приказом директора школы на основании заключения на каждого ребенка психолого-медико-педагогического консилиума школы, психолого-медико-педагогической консуль-
тации (ПМПК) муниципалитета, округа о необходимости данного типа обучения.
Дети, поступающие в школу из коррекционно-развивающих групп дошкольных учреждений, зачисляются в классы кор-рекционно-развивающего обучения без дополнительного обследования на основании существующего медико-педагогического заключения.
Зачисление в указанные классы производится только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заявления.
П.З. Классы коррекционно-развивающего обучения открываются преимущественно на ступени начального общего образования в начале первого или второго года обучения и функционируют до 9 класса включительно. На ступени основного общего образования классы коррекционно-развивающего обучения могут быть открыты в дневных школах не позднее 5— 6, а в вечерних — 7 классов.
П.4. Обучение в коррекционно-развивающих классах первой ступени продолжается 3—5 лет, в зависимости от потенциальных возможностей развития и успешности обучения ребенка. Продление сроков обучения возможно только по заключению психолого-медико-педагогической консультации или медико-педагогической комиссии индивидуально на каждого обучающегося.
И.5. В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка).
Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (т. е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов — восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работо-
способностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма).
П.6. При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы по решению психолого-медико-педагогического консилиума обучающиеся коррекционно-развивающих классов могут быть переведены в обычные классы с согласия самих обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих).
П.7. Обучающиеся, проявляющие особые склонности и способности к отдельным учебным дисциплинам, могут посещать уроки в общеобразовательном классе, а также факультативные занятия.
П.8. Наполняемость классов коррекционно-развивающего
обучения — 9—12 человек. »
11.9. Распорядок дня для обучающихся в указанных клас
сах устанавливается с учетом повышенной утомляемости кон
тингента обучающихся. Целесообразна работа этих классов в
первую смену по режиму продленного дня с организацией
дневного сна (до 3 класса включительно), трехразового пита
ния, необходимых оздоровительных мероприятий.
Детям и подросткам со сниженной работоспособностью при наличии выраженных невротических расстройств, аффективном поведении организуется индивидуальный щадящий режим (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели) и обязательная лечебная психотерапевтическая помощь (специалисты могут привлекаться по договору).
Для обучающихся в коррекционно-развивающих классах I ступени вводится дополнительное каникулярное время в феврале месяце продолжительностью в 7 календарных дней.
11.10. Для организации и проведения специалистами раз
личных профилей комплексного изучения детей, испытыва
ющих трудности в обучении и адаптации к школьной жизни,
в общеобразовательном учреждении приказом директора мо
жет создаваться психолого-медико-педагогический консили
ум. В его состав входят заместитель директора по учебно-вос
питательной работе, опытные учителя, работающие с этой
категорией детей, детский психиатр, дефектолог, учитель-
логопед, психолог. Специалисты, не работающие в данном учреждении, привлекаются для работы в консилиуме по договору.
11.11. Взадачи консилиума входят:
изучение личности ребенка, выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи;
выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
выбор оптимальной для развития ученика учебной программы и типа школы при отсутствии положительной динамики в обучении (в течение одного года пребывания ученика в указанном классе);
определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам, при положительной динамике и компенсации недостатков развития;
профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;
подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обучаемого для представления в психолого-медико-педагогическую консультацию.
11.12. При отсутствии в школах указанного консилиума его
функции могут выполнять психологические службы округа
(муниципалитета), реабилитационные центры (компенсцент-
ры) для детей и подростков, психолого-медико-педагогичес
кие консультации.
III. Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса
III.I.Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения с классами коррекционно-развивающего обучения, утвержденными для них программами Министерства образования Российской Федерации, программами для массовых классов, адаптированными к особенностям психофизического развития ребенка и согласованными с методическими службами.
Обучение организуется как по специальным учебникам для этих классов, так и учебникам массовых классов в зависимо-
сти от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель.
111.2.Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.
111.3.Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
активизация познавательной деятельности учащихся; повышение уровня их умственного развития; нормализация учебной деятельности;
коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
социально-трудовая адаптация.
111.4. Для учащихся, не усваивающих учебную программу
на уроке, организуются индивидуальные и групповые коррек-
ционные занятия, которые имеют как общеразвивающую, так
и предметную направленность. Для их проведения использу
ются часы школьного компонента, а также консультативные
часы групп продленного дня. Продолжительность таких за
нятий не превышает 30 мин, наполняемость групп не превос
ходит 4—5 человек.
III.5. Для оказания логопедической помощи в штаты образовательного учреждения с классами коррекционно-развивающего обучения вводится должность логопеда из расчета не менее 15—20 человек с нарушениями речи.
111.6.Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях индивидуально и группами из 4—6 человек, а также в подгруппах из 2—3 человек.
111.7. При проведении уроков трудового и профессионального обучения класс делится на 2 группы, начиная с 5 класса.
111.8.Содержание трудового и профессионального обучения определяется исходя из региональных, местных условий, состояния здоровья обучающихся и осуществляется на основе вариативных профилей труда, включая в себя подготовку для индивидуально-трудовой деятельности.
111.9. Вопрос о формах итоговой аттестации, ее организации решается Департаментом образования.
ШЛО. Выпускники девятого класса, успешно освоившие курс основной школы, получают документ установленного образца.
IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение
IV.I. Вклассах коррекционно-развивающего обучения работают учителя, воспитатели и специалисты, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную подготовку.
IV.2. Для организации самоподготовки обучающихся в режиме продленного дня одновременно с воспитателями привлекаются учителя-предметники. Целесообразность такой работы, ее форма и продолжительность определяются психолого-медико-педагогическим консилиумом.
IV.3. В необходимом случае для работы с обучающимися классов коррекционно-развивающего обучения привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении, по договору (врач-психоневролог и другие специалисты).
IV.4. При наличии в школе более трех классов такого типа может рассматриваться вопрос о введении в штатное расписание образовательных учреждений дополнительно ставки специалистов: педагога-психолога, социального педагога, де-фектолога и др.
IV.5. Классным руководителям классов коррекционно-развивающего обучения производится доплата за классное руководство в полном объеме.
IV.6. Педагогическим работникам, специалистам классов коррекционно-развивающего обучения устанавливается надбавка в 20% к ставкам заработной платы и должностным окладам. Руководителям школ при наличии более 3-х классов, создавшим необходимые условия для их функционирования, может быть установлен 15% размер надбавки.
IV.7. Для работы данных классов оборудуются помещения, приспособленные для занятий, отдыха, дневного сна, физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.
Рекомендации по отбору детей в классы коррекционно-развивающего обучения
В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной
нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослаблен-ность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка).
Основным медицинским показанием к отбору детей в классы коррекционно-развивающего обучения является диагноз задержки психического развития конституционального, соматогенного, психогенного или церебрально-органического происхождения, включающий как различные варианты синдрома психического инфантилизма (гармонический, дисгармонический, органический), так и нейродинамические и энцефалопатические расстройства, недостаточность отдельных корковых функций.
Приему в указанные классы подлежат дети с нарушением работоспособности, повышенной истощаемостью по типу стойкого астенического синдрома как в рамках соматогенной задержки психического развития, так и вследствие:
астенических состояний при хронических заболеваниях внутренних органов, аллергических заболеваниях, склонности к частым респираторным заболеваниям, хронических тонзиллитах и других заболеваниях;
астено-невротических состояний соматогенной и церебрально-органической природы (нарушения сна, аппетита, вегето-сосудистая дистония), синдрома истинной невропатии;
невротических и неврозоподобных состояний (страхи, тики, легкое заикание, не требующие обучения в речевой школе, ночной энурез);
церебрастенических состояний (компенсированная и суб-компенсированная гидроцефалия, церебро-эндокринные состояния, посттравматическая церебрастения) без грубых нарушений интеллектуального развития.
Показанием для обучения в данных классах являются нарушения учебной деятельности (негрубые расстройства школьного поведения, учебной мотивации и др.) в рамках задержки психического развития психогенного происхождени, а также при:
патологическом формировании личности по типу аффективной возбудимости, психастении, неустойчивости, истероидно-сти, дисгармонического инфантилизма;
педагогической запущенности детей, обусловленной воспитанием в неблагоприятной микросоциальной среде;
некоторых психических заболеваниях в стадии ремиссии (шизофрения, эпилепсия) без явлений деменции и выраженных расстройств поведения.
В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, страдающие негрубой церебральной патологией в виде задержки психического развития церебрально-органического генеза, а также остаточных явлений резидуально-органического поражения головного мозга в рамках ММД, ведущих к стойким трудностям в усвоении учебного материала; легкими проявлениями речевых и двигательных нарушений церебрально-органической природы, не требующих обучения в специальных учреждениях; проявлениями гипердинамического синдрома.
Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (т. е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов — восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Не подлежат приему в указанные классы дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, эпилептическая или шизофреническая деменция, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма). Дети, страдающие различными видами слабоумия, значительным снижением зрения, слуха, выраженными нарушениями речи, двигательной сферы, выраженными проявлениями синдрома раннего детского аутизма, могут быть направлены в специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера. Нежелательно направление в данные классы детей с выраженными психопатоподобными расстройствами (стойкой выраженной аффективной возбудимостью, значительной расторможенностью и агрессивностью, нарушением влечений), судорожными пароксизмами, дневными энурезом и энкопрезом. В этих случаях показано обучение ребенка на дому при динамическом наблюдении психоневрологом, обеспечивающим медикаментозную коррекцию.
I
Рекомендации
по предельной наполняемости классов, воспитательных групп,
групп продленного дня в специальных общеобразовательных
школах-интернатах (школах), детских домах и домах-интернатах,
дошкольных учреждениях, специальных классах и группах в
профессионально-технических училищах, общеобразовательных
школах, школах-интернатах, детских домах и дошкольных
учреждениях общего типа, утвержденные Министерством
образования РСФСР и согласованные с Министерством
финансов РСФСР 16. 07. 91 № 09215
Дети, имеющие отклонения в развитии | Количество детей в классе (группе) | ||
ранний возраст (до 3 л.) | дошкольный возраст (с 3 до 7 л.) | школьный, подростковый и юношеский возраст (с 7 до 18 л.) | |
Нарушения речи: с тяжелыми нарушениями речи сфонетико-фонематическим нарушением речи и нарушением произношения отдельных звуков | до 6 | до 10 до 12 | до 12 |
Нарушения слуха: глухие слабослышащие и поздно- оглохшие | ДО 6 ДО 6 | до 6 до 8 | до 6 до 10 (Iотд.) до 10 (IIотд.) |
Нарушения зрения: слепые слабовидящие скосоглазием и амблиопией | ДО 6 ДО 6 до 6 | до 6 до 10 до 10 | до 8 до 12 |
Нарушения опорно-двигательного аппарата | ДО 6 | до 8 | до 10 |
С задержкой психического развития | ДО 6 | до 10 | до 12 |
Умственно отсталые | ДО 6 | до 10 | до 12 |
С глубокой умственной отсталостью | до 8 | до 10 | |
Со сложными дефектами | до 5 | до 5 | до 5 |
Примечание: Исходя из местных условий может устанавливаться меньшая по сравнению с рекомендованной наполняемость классов, воспитательных групп и групп продленного дня.
Московский типовой учебный план для классов