Нормативно-до кументал ьное оснащение системы коррекционно-развивающего обучения

Типовое положение об общеобразовательном учреждении (выписка)

п. 8. Общеобразовательное учреждение несет в установлен­ном законодательством Российской Федерации порядке ответ­ственность за качество общего образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекват­ность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся .

п. 24. Медицинское обслуживание обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за общеобразовательным учреждением медицинским персона­лом, который наряду с администрацией и педагогическим персоналом несет ответственное ть за проведение лечебно-про­филактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиени­ческих норм, режим и качество литания обучающихся.

п. 18. С учетом интересов родителей (лиц, их заменяющих) по согласованию с учредителем в общеобразовательном учреж-





нормативно-до кументал ьное оснащение системы коррекционно-развивающего обучения - student2.ru дении могут открываться классы компенсирующего обучения, а также специальные (коррекционные) классы для обучаю­щихся с отклонениями в развитии.

Примечание:В соответствии с принятым МДО положени­ем термин «классы компенсирующего обучения» заменен тер­мином «классы коррекционно-развивающего обучения».

Выписка из решения коллегии Министерства

образования Российской Федерации от 17.05.94 г.

№ 11/1 «Вариативность педагогических систем

общего образования (из опыта работы системы

образования в г. Москве)»

... Учитывая вышеизложенное, коллегия постановляет:

3. Рекомендовать . . . концепцию коррекционно-развиваю­щего обучения, разработанную Московским департаментом образования для использования в системе образования России.

Типовое положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы

I. Общие положения

1.1.Классы коррекционно-развивающего обучения создаются в общеобразовательных учреждениях в соответствии с концеп­цией коррекционно-развивающего обучения, утвержденной коллегией Министерства образования РФ, руководствуются в своей деятельности Законом Российской Федерации «Об об­разовании» и настоящим Типовым положением.

1.2. Классы коррекционно-развивающего обучения являют­ся новой формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с труд­ностями в обучении и адаптации к школе.

1.3. Классы коррекционно-развивающего обучения сохраня­ют непрерывность реабилитационного пространства на осно­ве интеграции дошкольных, школьных, внешкольных учреж­дений, УПК, ПТУ.

1.4. Деятельность классов коррекционно-развивающего обу­чения строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.

1.5. Цель организации указанных классов — создание в об­щеобразовательных учреждениях целостной системы, обеспе­чивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной системе строго определяются и логически взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности.

Система работы в классах коррекционно-развивающего обу­чения направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-лично­стной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Целенаправленная работа по формированию общих способ­ностей к учению, коррекции индивидуальных недостатков развития, а также лечебно-профилактическая работа должны обеспечить выполнение детьми с трудностями в обучении Федерального образовательного стандарта требований к зна­ниям и умениям обучающихся.

Важнейшей задачей является охрана и укрепление физи­ческого и нервно-психического здоровья детей указанной ка­тегории, а также их социально-трудовая адаптация.

П. Организация и функционирование классов коррекци­онно-развивающего обучения

И.1.Классы коррекционно-развивающего обучения могут быть организованы во всех видах общеобразовательных уч­реждений, располагающих специально подготовленными для данной работы кадрами, необходимым научно-методическим обеспечением, соответствующей материальной базой для орга­низации учебного процесса и лечебно-профилактической по­мощи данной категории детей и подростков.

П.2. Классы коррекционно-развивающего обучения откры­ваются приказом директора школы на основании заключения на каждого ребенка психолого-медико-педагогического кон­силиума школы, психолого-медико-педагогической консуль-





нормативно-до кументал ьное оснащение системы коррекционно-развивающего обучения - student2.ru тации (ПМПК) муниципалитета, округа о необходимости данно­го типа обучения.

Дети, поступающие в школу из коррекционно-развивающих групп дошкольных учреждений, зачисляются в классы кор-рекционно-развивающего обучения без дополнительного обсле­дования на основании существующего медико-педагогического заключения.

Зачисление в указанные классы производится только с со­гласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заяв­ления.

П.З. Классы коррекционно-развивающего обучения откры­ваются преимущественно на ступени начального общего об­разования в начале первого или второго года обучения и функ­ционируют до 9 класса включительно. На ступени основного общего образования классы коррекционно-развивающего обу­чения могут быть открыты в дневных школах не позднее 5— 6, а в вечерних — 7 классов.

П.4. Обучение в коррекционно-развивающих классах пер­вой ступени продолжается 3—5 лет, в зависимости от потен­циальных возможностей развития и успешности обучения ребенка. Продление сроков обучения возможно только по за­ключению психолого-медико-педагогической консультации или медико-педагогической комиссии индивидуально на каж­дого обучающегося.

И.5. В классы коррекционно-развивающего обучения прини­маются дети, испытывающие трудности в обучении и школь­ной адаптации вследствие различных биологических и соци­альных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость цент­ральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педа­гогическая запущенность вследствие неблагоприятных соци­альных условий предшествующего развития ребенка).

Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обус­ловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (т. е. слабостью регуля­ционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов — вос­приятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работо-

способностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма).

П.6. При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы по решению психолого-медико-педагогического консилиума обучающиеся коррекционно-раз­вивающих классов могут быть переведены в обычные классы с согласия самих обучающихся и их родителей (лиц, их за­меняющих).

П.7. Обучающиеся, проявляющие особые склонности и спо­собности к отдельным учебным дисциплинам, могут посещать уроки в общеобразовательном классе, а также факультатив­ные занятия.

П.8. Наполняемость классов коррекционно-развивающего
обучения — 9—12 человек. »

11.9. Распорядок дня для обучающихся в указанных клас­
сах устанавливается с учетом повышенной утомляемости кон­
тингента обучающихся. Целесообразна работа этих классов в
первую смену по режиму продленного дня с организацией
дневного сна (до 3 класса включительно), трехразового пита­
ния, необходимых оздоровительных мероприятий.

Детям и подросткам со сниженной работоспособностью при наличии выраженных невротических расстройств, аффектив­ном поведении организуется индивидуальный щадящий режим (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели) и обязательная лечебная психотерапевтичес­кая помощь (специалисты могут привлекаться по договору).

Для обучающихся в коррекционно-развивающих классах I ступени вводится дополнительное каникулярное время в феврале месяце продолжительностью в 7 календарных дней.

11.10. Для организации и проведения специалистами раз­
личных профилей комплексного изучения детей, испытыва­
ющих трудности в обучении и адаптации к школьной жизни,
в общеобразовательном учреждении приказом директора мо­
жет создаваться психолого-медико-педагогический консили­
ум. В его состав входят заместитель директора по учебно-вос­
питательной работе, опытные учителя, работающие с этой
категорией детей, детский психиатр, дефектолог, учитель-





нормативно-до кументал ьное оснащение системы коррекционно-развивающего обучения - student2.ru нормативно-до кументал ьное оснащение системы коррекционно-развивающего обучения - student2.ru логопед, психолог. Специалисты, не работающие в данном учреждении, привлекаются для работы в консилиуме по до­говору.

11.11. Взадачи консилиума входят:

изучение личности ребенка, выявление уровня и особенно­стей развития познавательной деятельности, памяти, внима­ния, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи;

выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного диф­ференцированного подхода в процессе обучения и воспита­ния;

выбор оптимальной для развития ученика учебной програм­мы и типа школы при отсутствии положительной динамики в обучении (в течение одного года пребывания ученика в ука­занном классе);

определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным програм­мам, при положительной динамике и компенсации недостат­ков развития;

профилактика физических, интеллектуальных и психоло­гических перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;

подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обучаемого для представления в психолого-медико-педагогическую консультацию.

11.12. При отсутствии в школах указанного консилиума его
функции могут выполнять психологические службы округа
(муниципалитета), реабилитационные центры (компенсцент-
ры) для детей и подростков, психолого-медико-педагогичес­
кие консультации.

III. Организация коррекционно-развивающего образова­тельного процесса

III.I.Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательно­го учреждения с классами коррекционно-развивающего обу­чения, утвержденными для них программами Министерства образования Российской Федерации, программами для массо­вых классов, адаптированными к особенностям психофизичес­кого развития ребенка и согласованными с методическими службами.

Обучение организуется как по специальным учебникам для этих классов, так и учебникам массовых классов в зависимо-

сти от уровня развития обучающихся. Решение по этому воп­росу принимает учитель.

111.2.Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государствен­ным образовательным стандартом.

111.3.Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

активизация познавательной деятельности учащихся; повышение уровня их умственного развития; нормализация учебной деятельности;

коррекция недостатков эмоционально-личностного и соци­ального развития;

социально-трудовая адаптация.

111.4. Для учащихся, не усваивающих учебную программу
на уроке, организуются индивидуальные и групповые коррек-
ционные занятия, которые имеют как общеразвивающую, так
и предметную направленность. Для их проведения использу­
ются часы школьного компонента, а также консультативные
часы групп продленного дня. Продолжительность таких за­
нятий не превышает 30 мин, наполняемость групп не превос­
ходит 4—5 человек.

III.5. Для оказания логопедической помощи в штаты обра­зовательного учреждения с классами коррекционно-развива­ющего обучения вводится должность логопеда из расчета не менее 15—20 человек с нарушениями речи.

111.6.Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получа­ют логопедическую помощь на специально организуемых ло­гопедических занятиях индивидуально и группами из 4—6 человек, а также в подгруппах из 2—3 человек.

111.7. При проведении уроков трудового и профессиональ­ного обучения класс делится на 2 группы, начиная с 5 клас­са.

111.8.Содержание трудового и профессионального обучения определяется исходя из региональных, местных условий, со­стояния здоровья обучающихся и осуществляется на основе вариативных профилей труда, включая в себя подготовку для индивидуально-трудовой деятельности.

111.9. Вопрос о формах итоговой аттестации, ее организации решается Департаментом образования.

ШЛО. Выпускники девятого класса, успешно освоившие курс основной школы, получают документ установленного образца.





нормативно-до кументал ьное оснащение системы коррекционно-развивающего обучения - student2.ru IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение

IV.I. Вклассах коррекционно-развивающего обучения ра­ботают учителя, воспитатели и специалисты, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специ­альную подготовку.

IV.2. Для организации самоподготовки обучающихся в ре­жиме продленного дня одновременно с воспитателями привле­каются учителя-предметники. Целесообразность такой работы, ее форма и продолжительность определяются психолого-ме­дико-педагогическим консилиумом.

IV.3. В необходимом случае для работы с обучающимися классов коррекционно-развивающего обучения привлекают­ся специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении, по договору (врач-психоневролог и другие спе­циалисты).

IV.4. При наличии в школе более трех классов такого типа может рассматриваться вопрос о введении в штатное распи­сание образовательных учреждений дополнительно ставки специалистов: педагога-психолога, социального педагога, де-фектолога и др.

IV.5. Классным руководителям классов коррекционно-раз­вивающего обучения производится доплата за классное руко­водство в полном объеме.

IV.6. Педагогическим работникам, специалистам классов коррекционно-развивающего обучения устанавливается над­бавка в 20% к ставкам заработной платы и должностным окладам. Руководителям школ при наличии более 3-х клас­сов, создавшим необходимые условия для их функциониро­вания, может быть установлен 15% размер надбавки.

IV.7. Для работы данных классов оборудуются помещения, приспособленные для занятий, отдыха, дневного сна, физкуль­турно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.

Рекомендации по отбору детей в классы коррекционно-развивающего обучения

В классы коррекционно-развивающего обучения принима­ются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной

нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослаблен-ность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных усло­вий предшествующего развития ребенка).

Основным медицинским показанием к отбору детей в классы коррекционно-развивающего обучения является диагноз задержки психического развития конституционального, соматогенного, психогенного или церебрально-органического происхождения, включающий как различные варианты синдрома психического инфантилизма (гармонический, дисгармонический, органичес­кий), так и нейродинамические и энцефалопатические рас­стройства, недостаточность отдельных корковых функций.

Приему в указанные классы подлежат дети с нарушением работоспособности, повышенной истощаемостью по типу стой­кого астенического синдрома как в рамках соматогенной за­держки психического развития, так и вследствие:

астенических состояний при хронических заболеваниях внутренних органов, аллергических заболеваниях, склонно­сти к частым респираторным заболеваниям, хронических тон­зиллитах и других заболеваниях;

астено-невротических состояний соматогенной и церебраль­но-органической природы (нарушения сна, аппетита, вегето-сосудистая дистония), синдрома истинной невропатии;

невротических и неврозоподобных состояний (страхи, тики, легкое заикание, не требующие обучения в речевой школе, ночной энурез);

церебрастенических состояний (компенсированная и суб-компенсированная гидроцефалия, церебро-эндокринные состо­яния, посттравматическая церебрастения) без грубых наруше­ний интеллектуального развития.

Показанием для обучения в данных классах являются нару­шения учебной деятельности (негрубые расстройства школьного поведения, учебной мотивации и др.) в рамках задержки пси­хического развития психогенного происхождени, а также при:

патологическом формировании личности по типу аффектив­ной возбудимости, психастении, неустойчивости, истероидно-сти, дисгармонического инфантилизма;

педагогической запущенности детей, обусловленной воспи­танием в неблагоприятной микросоциальной среде;

некоторых психических заболеваниях в стадии ремиссии (шизофрения, эпилепсия) без явлений деменции и выражен­ных расстройств поведения.





нормативно-до кументал ьное оснащение системы коррекционно-развивающего обучения - student2.ru В классы коррекционно-развивающего обучения принима­ются дети, страдающие негрубой церебральной патологией в виде задержки психического развития церебрально-орга­нического генеза, а также остаточных явлений резидуально-органического поражения головного мозга в рамках ММД, ведущих к стойким трудностям в усвоении учебного матери­ала; легкими проявлениями речевых и двигательных нару­шений церебрально-органической природы, не требующих обучения в специальных учреждениях; проявлениями гипер­динамического синдрома.

Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обус­ловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (т. е. слабостью регуля­ционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов — вос­приятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работос­пособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Не подлежат приему в указанные классы дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, эпилептическая или шизофреническая деменция, грубые на­рушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выражен­ные нарушения общения в форме раннего детского аутизма). Дети, страдающие различными видами слабоумия, значитель­ным снижением зрения, слуха, выраженными нарушениями речи, двигательной сферы, выраженными проявлениями син­дрома раннего детского аутизма, могут быть направлены в специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера. Нежелательно направление в дан­ные классы детей с выраженными психопатоподобными рас­стройствами (стойкой выраженной аффективной возбудимо­стью, значительной расторможенностью и агрессивностью, нарушением влечений), судорожными пароксизмами, дневны­ми энурезом и энкопрезом. В этих случаях показано обуче­ние ребенка на дому при динамическом наблюдении психо­неврологом, обеспечивающим медикаментозную коррекцию.

I

Рекомендации

по предельной наполняемости классов, воспитательных групп,

групп продленного дня в специальных общеобразовательных

школах-интернатах (школах), детских домах и домах-интернатах,

дошкольных учреждениях, специальных классах и группах в

профессионально-технических училищах, общеобразовательных

школах, школах-интернатах, детских домах и дошкольных

учреждениях общего типа, утвержденные Министерством

образования РСФСР и согласованные с Министерством

финансов РСФСР 16. 07. 91 № 09215

Дети, имеющие отклонения в развитии Количество детей в классе (группе)
ранний возраст (до 3 л.) дошкольный возраст (с 3 до 7 л.) школьный, подростковый и юношеский возраст (с 7 до 18 л.)
Нарушения речи: с тяжелыми нарушениями речи сфонетико-фонематическим нарушением речи и нарушением произношения отдельных звуков до 6 до 10 до 12 до 12
Нарушения слуха: глухие слабослышащие и поздно- оглохшие ДО 6 ДО 6 до 6 до 8 до 6 до 10 (Iотд.) до 10 (IIотд.)
Нарушения зрения: слепые слабовидящие скосоглазием и амблиопией ДО 6 ДО 6 до 6 до 6 до 10 до 10 до 8 до 12
Нарушения опорно-двигатель­ного аппарата ДО 6 до 8 до 10
С задержкой психического развития ДО 6 до 10 до 12
Умственно отсталые ДО 6 до 10 до 12
С глубокой умственной отсталостью   до 8 до 10
Со сложными дефектами до 5 до 5 до 5

Примечание: Исходя из местных условий может устанавливаться меньшая по сравнению с рекомендованной наполняемость классов, воспитательных групп и групп продленного дня.



нормативно-до кументал ьное оснащение системы коррекционно-развивающего обучения - student2.ru нормативно-до кументал ьное оснащение системы коррекционно-развивающего обучения - student2.ru нормативно-до кументал ьное оснащение системы коррекционно-развивающего обучения - student2.ru нормативно-до кументал ьное оснащение системы коррекционно-развивающего обучения - student2.ru Московский типовой учебный план для классов

Наши рекомендации