Основные направления коррекционной работы

1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;

развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах пред­
метов (цвет, форма, величина);

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений, форми­рование звукового анализа;

3. Развитие основных мыслительных операций:
формирование навыков соотносительного анализа;
развитие навыков группировки и классификации (на базе

овладения основными родовыми понятиями);

формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

формирование умения планировать свою деятельность;

развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явле­ниями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-лично­стной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

6. Развитие речи, владение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем и обогаще­ние словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Обеспеченность учебно-методическими

Материалами государственных федеральных

Программ для специальных школ VII вида

И классов КРО

1. Категориидетей, обучающихся в специальном (коррек-ционном) учреждении VII вида.

В специальных (коррекционных) учреждениях VII вида, а также в классах КРО, функционирующих в общеобразователь­ных школах, обучаются дети с задержкой психического раз­вития (ЗПР) конституционального, соматогенного, психоген­ного и церебрально-органического происхождения.

Специальные (коррекционные) школы и (или) школы-ин­тернаты для детей с ЗПР (на основании приказа № 103 Со­вмина СССР от 3 июля 1981 г.), а также классы выравнива­ния (на основании письма № 72-М от 17 сентября 1985 г.) комплектуются преимущественно детьми с более выраженной





формой задержки психического развития (церебрально-орга­нического происхождения) по заключению медико-педагоги­ческих комиссий (МПК или ПМПК). Дети с другими форма­ми задержки остаются в массовых классах в традиционной системе обучения.

Комплектование специальных (коррекционных) учреждений VII вида (классы выравнивания) осуществляется только на начальной ступени обучения — в подготовительный, 1, 2 клас­сы и, как исключение, в 3 класс. Состав учащихся начальных классов подвижен. По окончании начальных классов дети с ЗПР (50—60%) переходят на массовое обучение. На весь срок обучения (9 классов) остаются в школах, школах-интернатах, классах выравнивания только дети с наиболее тяжелыми фор­мами ЗПР. На основной ступени дети обучаются «год в год» по программам общеобразовательной школы. Закончив 9 клас­сов, они поступают в училища, техникумы, вечерние школы. Дальнейшее обучение в средней школе (10—11 классы) не практикуется. Выпускники неполной средней школы получа­ют свидетельства об окончании учебного заведения установ­ленного для общеобразовательных школ образца.

Наряду с классами выравнивания с 1994 г. в общеобразо­вательных школах действуют классы коррекционно-развива-ющего обучения (КРО) для детей с трудностями в обучении (по клинико-психологической классификации — это дети с ЗПР всех четырех вариантов конституционального, соматоген­ного, психогенного и церебрально-органического генеза).

Классы коррекционно-развивающего обучения (КРО) — но­вая форма активной своевременной помощи детям, испыты­вающим трудности в обучении и адаптации к школе, рекомен­дованная МО РФ (решение коллегии № 11/1 от 17.05.94). Классы КРО комплектуются в соответствии с Положением о классах коррекционно-развивающего обучения в общеоб­разовательных учреждениях, утвержденным приказом МДО № 217 от 29.05.95.

Зачисление в классы коррекционно-развивающего обучения производится на основе комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ученика в МПК (ПМПК).

Предусмотрены четыре варианта комплектования классов КРО. При первом варианте комплектования дети поступают во 2 класс КРО (2, 3, 4 классы). Второй вариант комплектова­ния — 1—4 классы КРО. Третий вариант — только 1, 2 клас­сы. Программы выполняют «диагностическую» роль. Если ребенок усваивает программу, его можно через 1—2 года




переводить на массовую систему обучения, если не усваива­ет — переводить на программы классов КРО первого вари­анта. Четвертый вариант предполагает обучение в УВК. Дош­кольные I и II подготовительные группы комплектуются детьми 5—6-летнего возраста.

По итогам обучения в начальной школе решается вопрос дальнейшего обучения детей: они или переходят в обычные массовые классы после 1, 2 или 4 класса, или продолжают обучение в коррекционно-развивающих классах «год в год» с массовыми классами. Возможно также комплектование пятых классов по итогам обучения в начальной школе.

2. Наличие государственных федеральных программ для каждой категории детей в специальном учреждении VII вида.

Специальные (коррекционные) учреждения VII вида и клас­сы выравнивания для детей с ЗПР в общеобразовательных школах работают по специально созданным программам для начальной (I) ступени. На II ступени используются програм­мы 5—9 классов общеобразовательной школы. Программы для начальных классов регулярно переиздаются МО РФ. К про­граммам 5—9 классов выработаны изменения и рекомендации по перераспределению учебного материала.

В настоящее время в Институте коррекционной педагоги­ки РАО разрабатывается учебно-методическое оснащение клас­сов коррекционно-развивающего обучения: созданы вариатив­ные учебные планы (4 варианта для начальных классов), а также вариативные учебные программы, обеспечивающие фронтальную коррекционную направленность учебно-воспи­тательного процесса (утверждены экспертными советами МО РФ). Внесены изменения в содержание обучения в 5—9 клас­сах, ведется экспериментальная проверка.

Изданные программы для начальной ступени обучения (1996,1998) соответствуют вариантам 1 и 3 комплектования классов КРО и вариантам 1 и 2 структуры коррекционной школы VII вида. По варианту 1 класс комплектуется из детей, обучавших­ся в 1 массовом классе; дети принимаются во 2 класс КРО и учатся во 2, 3, 4 классах, что соответствует 2, 3, 3 дополни­тельному классам выравнивания. По варианту 3 комплектова­ния классов КРО дети учатся только в 1 или в 1, 2 классах, после чего переходят на массовую программу или на програм­му варианта 1 учебного плана. Этот вариант комплектования классов КРО соответствуют подготовительному и 1 классам ва­рианта 2 структуры коррекционной школы VII вида.





Основные направления коррекционной работы - student2.ru Программы

Продолжение



№п/п Учебные предметы Год издания программ Готовые проекты программ
Программы для варианта 1 учебного плана (2—4 классы) Русский язык (РД. Три-гер, НЛ. Цыпина) Окружающий мир (С.Г. Шевченко) Природоведение (С.Г. Шевченко) Математика (Г.М. Капустина) Трудовое обучение (Г.И. Жаренкова) Ритмика (НЛ. Цыпина) Физическая культура (Е.Н. Морсакова) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразователь­ной школе. — М.: Просвещение, 1996. Программы для варианта 2 учебного плана (1—4 классы) Русский язык (РД. Три-гер, ЮЛ. Костенкова) Окружающий мир (С.Г. Шевченко) Математика (Г.М. Капустина) Трудовое обучение (Т.В. Кузьмичева) Физическая культура (Е.Н. Морсакова) Ритмика (НЛ. Цыпина)
Программы для варианта 2 учебного плана (1—2 классы) Русский язык (РД. Три-гер, НЛ. Цыпина) Окружающий мир (С.Г. Шевченко) Математика и констру­ирование (Г.М. Капус­тина) Физическая культура (Е.Н. Морсакова) Ритмика (НЛ. Цыпина) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразователь­ной школе. — М.: Просвещение, 1996. Программы для вариан­та 4 учебного плана учебно-воспитательных комплексов (УВК) Формирование элемен­тарных математических представлений (I—II под­готовительные группы) (Г.М. Капустина) Подготовка к обучению грамоте (I—II подготови­тельные группы) (РД. Тригер) Ознакомление с окружа­ющим миром и развитие речи (I—II подготови­тельные группы) (С.Г. Шевченко) Изодеятельность в I и II подготовительных группах

      Ритмика в I и II подго­товительных группах. Физкультура в I и II подготовительных группах
Программы для Сборник программ  
  общеобразовательных для общеобразо-  
  учреждений Российс- вательных учреж-  
  кой Федерации дений Российской  
  Математика. Русский Федерации. — М.:  
  язык. География. Просвещение,  
  Биология. Иностранный 1995.  
  язык. Программы вечер-  
  Физика них (сменных) об­щеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1995.  

3. Обеспеченность школ учебной литературой (по учебным дисциплинам).

Специальные (коррекционные) учреждения VII вида, а так­же классы выравнивания и классы коррекционно-развивающе-го обучения (КРО) используют учебники общеобразовательной школы. Специально для указанных учреждений разрабатыва­ются дидактические материалы (тетради-учебники, вкладыши, рабочие тетради и др.). Учебники, перечисленные ниже, наи­более соответствуют программам для учреждений VII вида.



Основные направления коррекционной работы - student2.ru Основные направления коррекционной работы - student2.ru Основные направления коррекционной работы - student2.ru Основные направления коррекционной работы - student2.ru Основные направления коррекционной работы - student2.ru Учебная литература

Учебные предметы Учебник (автор, название, год издания) Дидактические материалы (автор, название, год издания)
1класс    
Математика Моро М.И., Степанова СВ. Математика. — М.: Просве­щение, 1994.  
Русский язык Рамзаева Т.Г. Русский Тригер РД., Владимирова Е.В.
  язык. — М : Дрофа, 1994. Звуки речи, слова, предложе-
  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. ния — что это?: Рабочие
  Капельки сохнут: Учебник тетради № 1—3. — Смоленск:
  для 1 класса четырехлетней Ассоциация «XXI век», 1998.
  начальной школы. -- М., Тригер РД., Владимирова Е.В.,
  1993. Мещерякова ТЛ. Я учусь писать: Тетрадь с печатной основой. — Смоленск: Ассоци­ация «XXI век», 1998.
Ознакомление Сороцкая О.Н., Плеша- Шевченко С.Г. Природа и мы:
с окружающим ков АЛ. Ознакомление с Тетрадь с печатной основой. —
миром окружающим миром. — Смоленск: Ассоциация «XXI
  М.: Просвещение, 1996. век», 1998. Шевченко С.Г., Капусти­на Г.М. Предметы вокруг нас: Тетрадь с печатной основой № 1—2. — Смоленск: Ассоци­ация «XXI век», 1998.
2 класс    
Математика Моро М.И., Бантова МЛ., Бельтюкова Г.В. Математи­ка. — М.: Просвещение, 1998.  
Русский язык Рамзаева Т.Г. Русский язык. — М.: Дрофа, 1996. Горецкий В.Г., Климано-ва Л.Ф., Пискунова Л.К., Геллерштейн Л.С. Родное слово. — М.: Просвеще­ние, 1994.  

Продолжение

Ознакомление с окружающим миром Виноградова Н.Ф. Окружаю­щий мир: Учебник для четырехлетней начальной школы. — М.: Просвеще­ние, 1998.  
3 класс Математика Русский язык Природоведение Вапняр Н.Ф., Моро М.И., Бантова МЛ., Бельтюко­ва Г.В. Математика. — М.: Просвещение, 1996. Рамзаева Т.Г. Русский язык. — М.: Дрофа, 1996. Горецкий В.Г., Климано-ва Л.Ф., Пискунова Л.К., Геллерштейн Л.С. Родное слово. — М.: Просвеще­ние, 1994. Плешаков АЛ. Природове­дение. — М.: Просвеще­ние, 1996.  
4 класс Математика Русский язык Природоведение Вапняр Н.Ф., Моро М.И., Бантова МЛ., Бельтюко­ва Г.В. Математика. — М.: Просвещение, 1994. Рамзаева Т.Г. Русский язык. — М.: Дрофа, 1996. Горецкий В.Г., Климано ва Л.Ф., Пискунова Л.К., Геллерштейн Л.С. Родное слово. — М.: Просвеще­ние, 1996. Плешаков АЛ. Природове­дение. — М.: Просвеще­ние, 1996.




Основные направления коррекционной работы - student2.ru Продолжение

Продолжение



 
  Основные направления коррекционной работы - student2.ru


5 класс    
Математика Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., Кузнецова Л.В., Минае-
  Шварцбурд СИ., Жохов В.И. ва С.С, Суворова СБ.,
  Учебник для 5 класса средней Шевкин А.В. Арифмети-
  школы. — 2-е изд. — М.: ка. — М.: «ГАЛС», 1993.
  Просвещение, 1992. Рослова Л.О., Лурье ИЛ. Геометрия. — М.: «ГАЛС», 1993. Шарыгин И.Ф., Шевкин АЛ. Подумай и реши: Задачи на смекалку. — М.: «ГАЛС»,
Русский язык Ладыженская ГЛ., Бара­нов М.Т. Русский язык. 5 класс. — 16-е изд. — М.: Просвещение, 1994. 1993.
Литература Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. Учебная хрестоматия для 5 класса. I, II ч. — М.: Просвещение, 1992.  
История Вигасин АЛ., Гозер Г.И., Свендинская И.С История древнего мира. — М.: Просве­щение, 1996.  
Немецкий Бим ИЛ., Голотина АЛ.  
язык Немецкий язык: Учеб. пособие для 5 кл. средней школы. — М.: Просвещение, 1992.  
6 класс    
Математика Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., Кузнецова Л.В., Минае-
  Шварцбурд СИ., Жохов В.И. ва С.С, Суворова СБ., Шев-
  Учебник для 6 класса средней кин А.В. Арифметика. —
  школы. — М.: Просвеще- М.: «ГАЛС Плюс», 1994.
  ние, 1991. Кузнецова Л£., Рослова Л.О., Суворова СБ., Геомет­рия. — М.: «ГАЛС Плюс», 1994.

Русский язык Ладыженская ГЛ., Бара­нов М.Т. Русский язык. 6 класс. — 17-е изд. — М.: Просвещение, 1994.  
Литература Полухина В.П. Литература. 6 класс: Учебник- хрестоматия для 6 класса средней школы. — М.: Просвещение, 1994.  
История Агибалова Е.В., Г.М. Донс­кой Е.В. История средних ве­ков. — М.: Просвещение, 1994.  
Биология Корчагина ВА. Биология. Бактерии, грибы, лишайники: Учебник для 6—7 классов средней школы, — 24-е изд. — М.: Просвещение, 1994.  
География Герасимова Т.Г., Грюнберг Рабочие тетради по геогра-
  Г.Ю., Неклюкова Н.П. Геогра- фии для 6—7 классов. —
  фия. 6 класс. — М.: Просве­щение, 1994. М.: Дрофа, 1995.
Немецкий Бим ИЛ., Сонникова Л.М.  
язык Немецкий язык: Кн. для чте­ния. — М.: Просвещение, 1996.  
7 класс    
Математика Макарычев Ю.Н., Мин- Математика: Задания для
  дюк Н.Г., Нешков К.И., учащихся 7 класса / Сост.:
  Суворова СИ. Алгебра: Учеб- Л.О. Денищева, Л.В. Кузне-
  ник для 7 класса средней цова, С.С. Минаева и др. —
  школы / Под ред. С.А. Те-ляковского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. Погорелое А.В. Геометрия: Учебник для 7—11 классов средней школы. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1992. М.: «ГАЛС Плюс», 1995.




Прод(

               
    Основные направления коррекционной работы - student2.ru
  Основные направления коррекционной работы - student2.ru
      Основные направления коррекционной работы - student2.ru
      Основные направления коррекционной работы - student2.ru
 
 
 

Основные направления коррекционной работы - student2.ru

9 класс Математика
Русский язык Баранов М.Т., Григорян М.Т. Русский язык. 7 класс. — М.: Просвещение, 1991.  
Литература Коровина ВЛ. Учебник-хрестоматия для 7 класса. — М.: Просвещение, 1995.  
История Рыбаков БА., Преображенский АА. История Отечества. — М.: Просвещение, 1994.  
Биология Быховский Б.Е., Козлова Е.В. Биология. 7—8 класс. Живот­ные. — 20-е изд. — М.: Просвещение, 1994.  
Физика Перышкин А.В., Родина НЛ. Физика: Учебник для 7 класса средней школы. — 10-е изд., перераб. — М.: Просвеще­ние, 1989.  
География Коринская ВА., Душина И.В., Рабочие тетради по геогра-
  Щенев ВА. География. 7 класс. фии для 6—7 классов. —
  — М.: Просвещение, 1994. М.: Дрофа, 1995.
Немецкий Бим ИМ., Сонникова Л.М. Не-  
язык . мецкий язык: Кн. для чтения. — М.: Просвещение, 1996.  
8 класс    
Математика Макарычев Ю.Н., Мин дюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С£. — Алгебра: Учебник для 8 класса средней школы / Под ред. С.А. Те-ляковского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. Погорелое А.В. Геометрия: Учебник для 7—11 классов средней школы. — 3-е изд. —  
  М.: Просвещение, 1992.  

Русский язык | Бархударов СТ. Русский язык. 8 класс. — 17-е изд. — М.: Просвещение, 1993.

Литература

Беленький Г.И. Литература. 8 класс: Учебник-хрестоматия для 8 класса. — М.: Просвеще­ние, 1993.

История

Федосов И А. История Рос­сии. — М.: Просвещение, 1994. Зырянов П.И. История Рос­сии XIX в. — М.: Просвеще­ние, 1994.

Биология

Быховский Б.Е., Козлова Е.В. Биология. 7—8 класс. Живот­ные. — 20-е изд. — М.: Просвещение, 1994.

Физика

Перышкин А.В., Родина Н.Л. Физика: Учебник для 8 класса средней школы. — 10-е изд., перераб. — М.: Просвеще­ние, 1989.

Немецкий язык

Бим ИЛ., Сонникова Л.М. Не­мецкий язык: Кн. для чтения. — М.: Просвещение. — 1994.

Макарычев Ю.Н., Мин-дюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова СБ. Алгебра: Учеб­ник для 9 класса средней школы / Под ред. С.А. Теля-ковского. — М.: Просвеще­ние, 1990.

Погорелое А.В. Геометрия: Учебник для 7—11 классов средней школы. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1992.

Продолжение




6 Коррскцнопно-ряапивяющрр обучение



Основные направления коррекционной работы - student2.ru Продолжение

Продолжение



 
  Основные направления коррекционной работы - student2.ru


Русский язык Литература История Биология Физика Немецкий язык Бархударов СТ. Русский язык. 9 класс. — 17-е изд. — М.: Просвещение, 1994. Литература для 9 класса. — М.: Просвещение, 1994. Данилин АА., Косулина Л.Г. История России XX в. — М.: Просвещение, 1995. Цизмер AM., Петришина ОЛ. Биология. Человек и его здоровье: Учебник для 9 класса. — 20-е изд. — М.: Просвещение, 1994. Саенко П.Г. Физика: Учебник для 9 класса средней шко­лы. — М.: Просвещение, 1990. Бим ИЛ., Сонникова Л.М. Не­мецкий язык: Кн. для чтения. — М.: Просвещение, 1994.  

4. Методическая обеспеченность учебного процесса (по учебным предметам и категориям обучающихся).

Учебные предметы Вид методич. материалов (пособие, письмо, рекомендации) Автор, название, год издания
I Начальная школа: Русский язык, математи­ка, ознакомление с окру­жающим миром и раз­витие речи, трудовое обучение Пособие для учителя Обучение детей с задержкой псих, развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовс-кого, Н.А. Никашиной. — М., 1981, 1994.

Русский язык, математи­ка, ознакомление с окру­жающим миром и развитие речи, изобрази­тельное искусство, трудовое обучение Пособие для учителя Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе / Под ред. В.Ф. Мачихиной, Н.А. Цыпиной. — М., 1981, 1992.
Математика, физкультура, ритмика, трудовое обучение, русский язык, окружающий мир, природоведение Пособие для учителя Программно-методические материалы « Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа» / Сост. С.Г. Шевченко. — М., 1998.
Русский язык 1 класс Пособие для учителя Тригер РД. Подготовка к обучению грамоте. — Смоленск: Ассоциация «XXI век», 1998.
Чтение 1—4 классы Пособие для учителя Цыпина НА. Обучение чтению детей с задержкой психического развития. — М.: Компенс-Центр, 1996.
Окружающий мир 2—3 классы Пособие для учителя Шевченко С.Г. Ознакомле­ние с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. — М., 1990.
  Методические рекомендации Шевченко С.Г., Капусти­на Г.М. Предметы вокруг нас. — Смоленск: Ассоциа­ция «XXI век», 1998.
  Методические рекомендации Шевченко С.Г. Природа и мы. — Смоленск: Ассоциа­ция «XXI век», 1998.



6*

Основные направления коррекционной работы - student2.ru Основные направления коррекционной работы - student2.ru Продолжение

II Основная школа: 5—9классы Русский язык, математи­ка, физика, химия, биология, иностранный язык, география Методические рекомендации Тригер РД., Цыпина НЛ„ Капустина Г.М., Жаренко-ва Г.И., Екжанова ЕЛ., Шевченко С.Г. и др. Реко­мендации к изменениям в программах 5—9 классов общеобразовательной школы // Дефектология. — 1993. — № 2—6.
Трудовое обучение, физика, биология, математика, химия, английский язык, русский язык, история Методические рекомендации Система коррекционно-развивающего обучения в г. Москве // Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. — М., 1998. — Вып. 2, 3.
Математика Пособие для учителя Кузнецова Л.В., Лурье ИЛ., Минаева С.С. и др. Обучение математике в 5, 6, 7 классах с недостаточной математичес­кой подготовкой. — М.: «ГАЛС», 1993,1994,1995.

5. Причины отсутствия необходимых учебно-методических
материалов.

Разработка учебно-методического оснащения для системы коррекционно-развивающего обучения осуществляется с 1995 г. Отсутствие необходимых материалов объясняется начальным этапом этой работы.

6. Потребности в обеспечении учебного процесса учебно-
методической литературой.

Обеспечение учебно-методической литературой учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях VII вида, классах выравнивания, классах коррекционно-развива-

ющего обучения должно вестись, в первую очередь в направ­лении разработки новых технологий по наиболее сложным разделам программы, а также определения критериев оцен­ки достижений детей и эффективности их обучения. Виды учебно-методической литературы:

тетради-учебники, тетради с печатной основой для учащих­ся 2, 3, 4 классов по русскому языку, математике, ознаком­лению с окружающим миром, трудовому обучению, изобра­зительной деятельности;

индивидуальные пакеты для учащихся 5—9 классов с раз­ноуровневыми заданиями и контрольными работами;

дидактический материал для оценки уровня знаний, уме­ний и навыков учащихся 1—9 классов.

Глав а V

Наши рекомендации