Основные направления коррекционной работы
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах пред
метов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;
3. Развитие основных мыслительных операций:
формирование навыков соотносительного анализа;
развитие навыков группировки и классификации (на базе
овладения основными родовыми понятиями);
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
формирование умения планировать свою деятельность;
развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).
6. Развитие речи, владение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Обеспеченность учебно-методическими
Материалами государственных федеральных
Программ для специальных школ VII вида
И классов КРО
1. Категориидетей, обучающихся в специальном (коррек-ционном) учреждении VII вида.
В специальных (коррекционных) учреждениях VII вида, а также в классах КРО, функционирующих в общеобразовательных школах, обучаются дети с задержкой психического развития (ЗПР) конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения.
Специальные (коррекционные) школы и (или) школы-интернаты для детей с ЗПР (на основании приказа № 103 Совмина СССР от 3 июля 1981 г.), а также классы выравнивания (на основании письма № 72-М от 17 сентября 1985 г.) комплектуются преимущественно детьми с более выраженной
формой задержки психического развития (церебрально-органического происхождения) по заключению медико-педагогических комиссий (МПК или ПМПК). Дети с другими формами задержки остаются в массовых классах в традиционной системе обучения.
Комплектование специальных (коррекционных) учреждений VII вида (классы выравнивания) осуществляется только на начальной ступени обучения — в подготовительный, 1, 2 классы и, как исключение, в 3 класс. Состав учащихся начальных классов подвижен. По окончании начальных классов дети с ЗПР (50—60%) переходят на массовое обучение. На весь срок обучения (9 классов) остаются в школах, школах-интернатах, классах выравнивания только дети с наиболее тяжелыми формами ЗПР. На основной ступени дети обучаются «год в год» по программам общеобразовательной школы. Закончив 9 классов, они поступают в училища, техникумы, вечерние школы. Дальнейшее обучение в средней школе (10—11 классы) не практикуется. Выпускники неполной средней школы получают свидетельства об окончании учебного заведения установленного для общеобразовательных школ образца.
Наряду с классами выравнивания с 1994 г. в общеобразовательных школах действуют классы коррекционно-развива-ющего обучения (КРО) для детей с трудностями в обучении (по клинико-психологической классификации — это дети с ЗПР всех четырех вариантов конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза).
Классы коррекционно-развивающего обучения (КРО) — новая форма активной своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и адаптации к школе, рекомендованная МО РФ (решение коллегии № 11/1 от 17.05.94). Классы КРО комплектуются в соответствии с Положением о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденным приказом МДО № 217 от 29.05.95.
Зачисление в классы коррекционно-развивающего обучения производится на основе комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ученика в МПК (ПМПК).
Предусмотрены четыре варианта комплектования классов КРО. При первом варианте комплектования дети поступают во 2 класс КРО (2, 3, 4 классы). Второй вариант комплектования — 1—4 классы КРО. Третий вариант — только 1, 2 классы. Программы выполняют «диагностическую» роль. Если ребенок усваивает программу, его можно через 1—2 года
переводить на массовую систему обучения, если не усваивает — переводить на программы классов КРО первого варианта. Четвертый вариант предполагает обучение в УВК. Дошкольные I и II подготовительные группы комплектуются детьми 5—6-летнего возраста.
По итогам обучения в начальной школе решается вопрос дальнейшего обучения детей: они или переходят в обычные массовые классы после 1, 2 или 4 класса, или продолжают обучение в коррекционно-развивающих классах «год в год» с массовыми классами. Возможно также комплектование пятых классов по итогам обучения в начальной школе.
2. Наличие государственных федеральных программ для каждой категории детей в специальном учреждении VII вида.
Специальные (коррекционные) учреждения VII вида и классы выравнивания для детей с ЗПР в общеобразовательных школах работают по специально созданным программам для начальной (I) ступени. На II ступени используются программы 5—9 классов общеобразовательной школы. Программы для начальных классов регулярно переиздаются МО РФ. К программам 5—9 классов выработаны изменения и рекомендации по перераспределению учебного материала.
В настоящее время в Институте коррекционной педагогики РАО разрабатывается учебно-методическое оснащение классов коррекционно-развивающего обучения: созданы вариативные учебные планы (4 варианта для начальных классов), а также вариативные учебные программы, обеспечивающие фронтальную коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса (утверждены экспертными советами МО РФ). Внесены изменения в содержание обучения в 5—9 классах, ведется экспериментальная проверка.
Изданные программы для начальной ступени обучения (1996,1998) соответствуют вариантам 1 и 3 комплектования классов КРО и вариантам 1 и 2 структуры коррекционной школы VII вида. По варианту 1 класс комплектуется из детей, обучавшихся в 1 массовом классе; дети принимаются во 2 класс КРО и учатся во 2, 3, 4 классах, что соответствует 2, 3, 3 дополнительному классам выравнивания. По варианту 3 комплектования классов КРО дети учатся только в 1 или в 1, 2 классах, после чего переходят на массовую программу или на программу варианта 1 учебного плана. Этот вариант комплектования классов КРО соответствуют подготовительному и 1 классам варианта 2 структуры коррекционной школы VII вида.
Программы
Продолжение
№п/п | Учебные предметы | Год издания программ | Готовые проекты программ |
Программы для варианта 1 учебного плана (2—4 классы) Русский язык (РД. Три-гер, НЛ. Цыпина) Окружающий мир (С.Г. Шевченко) Природоведение (С.Г. Шевченко) Математика (Г.М. Капустина) Трудовое обучение (Г.И. Жаренкова) Ритмика (НЛ. Цыпина) Физическая культура (Е.Н. Морсакова) | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1996. | Программы для варианта 2 учебного плана (1—4 классы) Русский язык (РД. Три-гер, ЮЛ. Костенкова) Окружающий мир (С.Г. Шевченко) Математика (Г.М. Капустина) Трудовое обучение (Т.В. Кузьмичева) Физическая культура (Е.Н. Морсакова) Ритмика (НЛ. Цыпина) | |
Программы для варианта 2 учебного плана (1—2 классы) Русский язык (РД. Три-гер, НЛ. Цыпина) Окружающий мир (С.Г. Шевченко) Математика и конструирование (Г.М. Капустина) Физическая культура (Е.Н. Морсакова) Ритмика (НЛ. Цыпина) | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1996. | Программы для варианта 4 учебного плана учебно-воспитательных комплексов (УВК) Формирование элементарных математических представлений (I—II подготовительные группы) (Г.М. Капустина) Подготовка к обучению грамоте (I—II подготовительные группы) (РД. Тригер) Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (I—II подготовительные группы) (С.Г. Шевченко) Изодеятельность в I и II подготовительных группах |
Ритмика в I и II подготовительных группах. Физкультура в I и II подготовительных группах | |||
Программы для | Сборник программ | ||
общеобразовательных | для общеобразо- | ||
учреждений Российс- | вательных учреж- | ||
кой Федерации | дений Российской | ||
Математика. Русский | Федерации. — М.: | ||
язык. География. | Просвещение, | ||
Биология. Иностранный | 1995. | ||
язык. | Программы вечер- | ||
Физика | них (сменных) общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1995. |
3. Обеспеченность школ учебной литературой (по учебным дисциплинам).
Специальные (коррекционные) учреждения VII вида, а также классы выравнивания и классы коррекционно-развивающе-го обучения (КРО) используют учебники общеобразовательной школы. Специально для указанных учреждений разрабатываются дидактические материалы (тетради-учебники, вкладыши, рабочие тетради и др.). Учебники, перечисленные ниже, наиболее соответствуют программам для учреждений VII вида.
Учебная литература
Учебные предметы | Учебник (автор, название, год издания) | Дидактические материалы (автор, название, год издания) |
1класс | ||
Математика | Моро М.И., Степанова СВ. Математика. — М.: Просвещение, 1994. | |
Русский язык | Рамзаева Т.Г. Русский | Тригер РД., Владимирова Е.В. |
язык. — М : Дрофа, 1994. | Звуки речи, слова, предложе- | |
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. | ния — что это?: Рабочие | |
Капельки сохнут: Учебник | тетради № 1—3. — Смоленск: | |
для 1 класса четырехлетней | Ассоциация «XXI век», 1998. | |
начальной школы. -- М., | Тригер РД., Владимирова Е.В., | |
1993. | Мещерякова ТЛ. Я учусь писать: Тетрадь с печатной основой. — Смоленск: Ассоциация «XXI век», 1998. | |
Ознакомление | Сороцкая О.Н., Плеша- | Шевченко С.Г. Природа и мы: |
с окружающим | ков АЛ. Ознакомление с | Тетрадь с печатной основой. — |
миром | окружающим миром. — | Смоленск: Ассоциация «XXI |
М.: Просвещение, 1996. | век», 1998. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас: Тетрадь с печатной основой № 1—2. — Смоленск: Ассоциация «XXI век», 1998. | |
2 класс | ||
Математика | Моро М.И., Бантова МЛ., Бельтюкова Г.В. Математика. — М.: Просвещение, 1998. | |
Русский язык | Рамзаева Т.Г. Русский язык. — М.: Дрофа, 1996. Горецкий В.Г., Климано-ва Л.Ф., Пискунова Л.К., Геллерштейн Л.С. Родное слово. — М.: Просвещение, 1994. |
Продолжение
Ознакомление с окружающим миром | Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учебник для четырехлетней начальной школы. — М.: Просвещение, 1998. | |
3 класс Математика Русский язык Природоведение | Вапняр Н.Ф., Моро М.И., Бантова МЛ., Бельтюкова Г.В. Математика. — М.: Просвещение, 1996. Рамзаева Т.Г. Русский язык. — М.: Дрофа, 1996. Горецкий В.Г., Климано-ва Л.Ф., Пискунова Л.К., Геллерштейн Л.С. Родное слово. — М.: Просвещение, 1994. Плешаков АЛ. Природоведение. — М.: Просвещение, 1996. | |
4 класс Математика Русский язык Природоведение | Вапняр Н.Ф., Моро М.И., Бантова МЛ., Бельтюкова Г.В. Математика. — М.: Просвещение, 1994. Рамзаева Т.Г. Русский язык. — М.: Дрофа, 1996. Горецкий В.Г., Климано ва Л.Ф., Пискунова Л.К., Геллерштейн Л.С. Родное слово. — М.: Просвещение, 1996. Плешаков АЛ. Природоведение. — М.: Просвещение, 1996. |
Продолжение
Продолжение
5 класс | ||
Математика | Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., | Кузнецова Л.В., Минае- |
Шварцбурд СИ., Жохов В.И. | ва С.С, Суворова СБ., | |
Учебник для 5 класса средней | Шевкин А.В. Арифмети- | |
школы. — 2-е изд. — М.: | ка. — М.: «ГАЛС», 1993. | |
Просвещение, 1992. | Рослова Л.О., Лурье ИЛ. Геометрия. — М.: «ГАЛС», 1993. Шарыгин И.Ф., Шевкин АЛ. Подумай и реши: Задачи на смекалку. — М.: «ГАЛС», | |
Русский язык | Ладыженская ГЛ., Баранов М.Т. Русский язык. 5 класс. — 16-е изд. — М.: Просвещение, 1994. | 1993. |
Литература | Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. Учебная хрестоматия для 5 класса. I, II ч. — М.: Просвещение, 1992. | |
История | Вигасин АЛ., Гозер Г.И., Свендинская И.С История древнего мира. — М.: Просвещение, 1996. | |
Немецкий | Бим ИЛ., Голотина АЛ. | |
язык | Немецкий язык: Учеб. пособие для 5 кл. средней школы. — М.: Просвещение, 1992. | |
6 класс | ||
Математика | Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., | Кузнецова Л.В., Минае- |
Шварцбурд СИ., Жохов В.И. | ва С.С, Суворова СБ., Шев- | |
Учебник для 6 класса средней | кин А.В. Арифметика. — | |
школы. — М.: Просвеще- | М.: «ГАЛС Плюс», 1994. | |
ние, 1991. | Кузнецова Л£., Рослова Л.О., Суворова СБ., Геометрия. — М.: «ГАЛС Плюс», 1994. |
Русский язык | Ладыженская ГЛ., Баранов М.Т. Русский язык. 6 класс. — 17-е изд. — М.: Просвещение, 1994. | |
Литература | Полухина В.П. Литература. 6 класс: Учебник- хрестоматия для 6 класса средней школы. — М.: Просвещение, 1994. | |
История | Агибалова Е.В., Г.М. Донской Е.В. История средних веков. — М.: Просвещение, 1994. | |
Биология | Корчагина ВА. Биология. Бактерии, грибы, лишайники: Учебник для 6—7 классов средней школы, — 24-е изд. — М.: Просвещение, 1994. | |
География | Герасимова Т.Г., Грюнберг | Рабочие тетради по геогра- |
Г.Ю., Неклюкова Н.П. Геогра- | фии для 6—7 классов. — | |
фия. 6 класс. — М.: Просвещение, 1994. | М.: Дрофа, 1995. | |
Немецкий | Бим ИЛ., Сонникова Л.М. | |
язык | Немецкий язык: Кн. для чтения. — М.: Просвещение, 1996. | |
7 класс | ||
Математика | Макарычев Ю.Н., Мин- | Математика: Задания для |
дюк Н.Г., Нешков К.И., | учащихся 7 класса / Сост.: | |
Суворова СИ. Алгебра: Учеб- | Л.О. Денищева, Л.В. Кузне- | |
ник для 7 класса средней | цова, С.С. Минаева и др. — | |
школы / Под ред. С.А. Те-ляковского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. Погорелое А.В. Геометрия: Учебник для 7—11 классов средней школы. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1992. | М.: «ГАЛС Плюс», 1995. |
Прод(
9 класс Математика |
Русский язык | Баранов М.Т., Григорян М.Т. Русский язык. 7 класс. — М.: Просвещение, 1991. | |
Литература | Коровина ВЛ. Учебник-хрестоматия для 7 класса. — М.: Просвещение, 1995. | |
История | Рыбаков БА., Преображенский АА. История Отечества. — М.: Просвещение, 1994. | |
Биология | Быховский Б.Е., Козлова Е.В. Биология. 7—8 класс. Животные. — 20-е изд. — М.: Просвещение, 1994. | |
Физика | Перышкин А.В., Родина НЛ. Физика: Учебник для 7 класса средней школы. — 10-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1989. | |
География | Коринская ВА., Душина И.В., | Рабочие тетради по геогра- |
Щенев ВА. География. 7 класс. | фии для 6—7 классов. — | |
— М.: Просвещение, 1994. | М.: Дрофа, 1995. | |
Немецкий | Бим ИМ., Сонникова Л.М. Не- | |
язык | . мецкий язык: Кн. для чтения. — М.: Просвещение, 1996. | |
8 класс | ||
Математика | Макарычев Ю.Н., Мин дюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С£. — Алгебра: Учебник для 8 класса средней школы / Под ред. С.А. Те-ляковского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. Погорелое А.В. Геометрия: Учебник для 7—11 классов средней школы. — 3-е изд. — | |
М.: Просвещение, 1992. |
Русский язык | Бархударов СТ. Русский язык. 8 класс. — 17-е изд. — М.: Просвещение, 1993.
Литература |
Беленький Г.И. Литература. 8 класс: Учебник-хрестоматия для 8 класса. — М.: Просвещение, 1993.
История |
Федосов И А. История России. — М.: Просвещение, 1994. Зырянов П.И. История России XIX в. — М.: Просвещение, 1994.
Биология |
Быховский Б.Е., Козлова Е.В. Биология. 7—8 класс. Животные. — 20-е изд. — М.: Просвещение, 1994.
Физика |
Перышкин А.В., Родина Н.Л. Физика: Учебник для 8 класса средней школы. — 10-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1989.
Немецкий язык |
Бим ИЛ., Сонникова Л.М. Немецкий язык: Кн. для чтения. — М.: Просвещение. — 1994.
Макарычев Ю.Н., Мин-дюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова СБ. Алгебра: Учебник для 9 класса средней школы / Под ред. С.А. Теля-ковского. — М.: Просвещение, 1990.
Погорелое А.В. Геометрия: Учебник для 7—11 классов средней школы. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1992.
Продолжение
6 Коррскцнопно-ряапивяющрр обучение
Продолжение
Продолжение
Русский язык Литература История Биология Физика Немецкий язык | Бархударов СТ. Русский язык. 9 класс. — 17-е изд. — М.: Просвещение, 1994. Литература для 9 класса. — М.: Просвещение, 1994. Данилин АА., Косулина Л.Г. История России XX в. — М.: Просвещение, 1995. Цизмер AM., Петришина ОЛ. Биология. Человек и его здоровье: Учебник для 9 класса. — 20-е изд. — М.: Просвещение, 1994. Саенко П.Г. Физика: Учебник для 9 класса средней школы. — М.: Просвещение, 1990. Бим ИЛ., Сонникова Л.М. Немецкий язык: Кн. для чтения. — М.: Просвещение, 1994. |
4. Методическая обеспеченность учебного процесса (по учебным предметам и категориям обучающихся).
Учебные предметы | Вид методич. материалов (пособие, письмо, рекомендации) | Автор, название, год издания |
I Начальная школа: Русский язык, математика, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, трудовое обучение | Пособие для учителя | Обучение детей с задержкой псих, развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовс-кого, Н.А. Никашиной. — М., 1981, 1994. |
Русский язык, математика, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, изобразительное искусство, трудовое обучение | Пособие для учителя | Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе / Под ред. В.Ф. Мачихиной, Н.А. Цыпиной. — М., 1981, 1992. |
Математика, физкультура, ритмика, трудовое обучение, русский язык, окружающий мир, природоведение | Пособие для учителя | Программно-методические материалы « Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа» / Сост. С.Г. Шевченко. — М., 1998. |
Русский язык 1 класс | Пособие для учителя | Тригер РД. Подготовка к обучению грамоте. — Смоленск: Ассоциация «XXI век», 1998. |
Чтение 1—4 классы | Пособие для учителя | Цыпина НА. Обучение чтению детей с задержкой психического развития. — М.: Компенс-Центр, 1996. |
Окружающий мир 2—3 классы | Пособие для учителя | Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. — М., 1990. |
Методические рекомендации | Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. — Смоленск: Ассоциация «XXI век», 1998. | |
Методические рекомендации | Шевченко С.Г. Природа и мы. — Смоленск: Ассоциация «XXI век», 1998. |
6*
Продолжение
II Основная школа: 5—9классы Русский язык, математика, физика, химия, биология, иностранный язык, география | Методические рекомендации | Тригер РД., Цыпина НЛ„ Капустина Г.М., Жаренко-ва Г.И., Екжанова ЕЛ., Шевченко С.Г. и др. Рекомендации к изменениям в программах 5—9 классов общеобразовательной школы // Дефектология. — 1993. — № 2—6. |
Трудовое обучение, физика, биология, математика, химия, английский язык, русский язык, история | Методические рекомендации | Система коррекционно-развивающего обучения в г. Москве // Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. — М., 1998. — Вып. 2, 3. |
Математика | Пособие для учителя | Кузнецова Л.В., Лурье ИЛ., Минаева С.С. и др. Обучение математике в 5, 6, 7 классах с недостаточной математической подготовкой. — М.: «ГАЛС», 1993,1994,1995. |
5. Причины отсутствия необходимых учебно-методических
материалов.
Разработка учебно-методического оснащения для системы коррекционно-развивающего обучения осуществляется с 1995 г. Отсутствие необходимых материалов объясняется начальным этапом этой работы.
6. Потребности в обеспечении учебного процесса учебно-
методической литературой.
Обеспечение учебно-методической литературой учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях VII вида, классах выравнивания, классах коррекционно-развива-
ющего обучения должно вестись, в первую очередь в направлении разработки новых технологий по наиболее сложным разделам программы, а также определения критериев оценки достижений детей и эффективности их обучения. Виды учебно-методической литературы:
тетради-учебники, тетради с печатной основой для учащихся 2, 3, 4 классов по русскому языку, математике, ознакомлению с окружающим миром, трудовому обучению, изобразительной деятельности;
индивидуальные пакеты для учащихся 5—9 классов с разноуровневыми заданиями и контрольными работами;
дидактический материал для оценки уровня знаний, умений и навыков учащихся 1—9 классов.
Глав а V