Организация и задачи диагностико-консультативной работы

Коррекционно-развивающее обучение может осуществлять­ся во всех видах общеобразовательных учреждений, которые располагают специально подготовленными для этой работы кадрами, необходимым программно-методическим обеспече­нием, соответствующей материальной базой для организации учебно-воспитательного процесса и лечебно-профилактической помощи детям и подросткам данной категории.

Классы коррекционно-развивающего обучения открывают­ся приказом директора школы на основании заключения на каждого ребенка психолого-медико-педагогического конси­лиума школы, психолого-медико-педагогической консульта­ции муниципалитета, округа о необходимости данного типа обучения.

Дети, которые поступают в школу из коррекционно-разви-вающих групп дошкольных учреждений, зачисляются в клас­сы коррекционно-развивающего обучения без дополнительного обследования на основании вынесенного ранее медико-педа­гогического заключения. Зачисление производится только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) при наличии за­явления от них.

Классы коррекционно-развивающего обучения открывают­ся преимущественно на ступени начального общего образова­ния в первый или второй год обучения и функционируют до 9 класса включительно. На ступени основного общего обра­зования классы коррекционно-развивающего обучения могут быть открыты в дневных школах не позднее 5 класса (в исклю­чительных случаях — 6), а в вечерних — не позднее 7 класса.

Обучение в коррекционно-развивающих классах I ступени продолжается 3—5 лет, в зависимости от потенциальных воз­можностей развития ребенка и успешности обучения. Продле­ние сроков возможно только по заключению психолого-меди-

ко-педагогической консультации или медико-педагогической комиссии на каждого школьника индивидуально.

В классы коррекционно-развивающего обучения принима­ют детей, испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социаль­ных причин (проявления легких остаточных нарушений функ­ций головного мозга, функциональная незрелость централь­ной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ос-лабленность, церебрастенические состояния, а также педа­гогическая запущенность вследствие неблагоприятных соци­альных условий предшествующего развития ребенка).

Трудности, которые испытывают дети, могут быть обуслов­лены как недостатками внимания, эмоционально-волевой ре­гуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляцион­ных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов — воспри­ятия, памяти, мышления, а также негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной коорди­нации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и пред­ставлений об окружающем мире, несформированностью опе­рациональных компонентов учебно-познавательной деятель­ности.

Приему в указанные классы не подлежат дети с выраженны­ми отклонениями в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выражен­ные нарушения общения в форме раннего детского аутизма).

При положительной динамике развития, успешном усвое­нии учебной программы на основе решения психолого-меди­ко-педагогического консилиума ученики с их собственного согласия и разрешения их родителей (лиц, их заменяющих) могут быть переведены в обычные классы.

Школьники, которые проявляют особые склонности и спо­собности к отдельным учебным дисциплинам, могут посе­щать уроки в общеобразовательном классе, а также факуль­тативные занятия.

Необходимое звено этой системы — школьные психолого-медико-педагогические консилиумы, которые осуществляют диагностику учащихся и консультирование родителей и педа­гогов. В состав консилиума по приказу директора учреждения вводится заместитель директора по учебно-воспитательной





организация и задачи диагностико-консультативной работы - student2.ru организация и задачи диагностико-консультативной работы - student2.ru работе, логопед, учитель-дефектолог, практический психолог, врач, учитель начальных классов, имеющий опыт работы в коррекционном классе. Психолого-медико-педагогический консилиум консультирует родителей и учителей по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и пе­дагогической поддержки детям с трудностями в обучении, готовит документы на МПК или городскую ПМПК в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной дина­мики в обучении и воспитании ребенка.

В задачи консилиума входят:

организация и проведение комплексного изучения личнос­ти ребенка с использованием диагностических методик пси­хологического, педагогического, клинического обследования;

выявление уроцня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоци­онально-личностной зрелости, уровня общего развития речи детей;

выявление потенциальных (резервных) возможностей ребен­ка, разработка рекомендаций для учителя в целях обеспече­ния индивидуального подхода в обучении и воспитании;

выбор дифференцированных педагогических условий, необ­ходимых для коррекции недостатков развития и для органи­зации коррекционно-развивающего процесса;

выбор оптимальных для развития ученика образовательных программ, соответствующих готовности ребенка к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных осо­бенностей развития, адаптивности к ближайшему окружению;

обеспечение общей коррекционной направленности учеб­но-воспитательного процесса, которая включает активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого развития, нормализацию учебной де­ятельности, коррекцию недостатков эмоционально-личност­ного развития;

определение путей интеграции детей в соответствующие классы, которые работают по основным образовательным про­граммам, при положительной динамике и компенсации недо­статков развития;

профилактика физических, интеллектуальных и психоло­гических нагрузок, эмоциональных срывов, организация ле­чебно-оздоровительных мероприятий;

подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обучаемого для представления в психолого-медико-педагогическую консультацию.

Указанные задачи относятся к числу основных. Другие име­ют более конкретную направленность и реализуются в различ­ных видах деятельности сотрудников учреждения. Организа­ция работы консилиума зависит от того, какое значение ей придает администрация общеобразовательного учреждения. Системный подход здесь тоже важен: как контроль и за уров­нем достижений учащихся по отдельным компонентам содер­жания обучения, и за общим образованием.

Основные направления деятельности консилиума:

выработка коллективных обоснованных рекомендаций по главным направлениям работы с учащимися;

формирование у обучающих (работники образовательных учреждений) адекватной оценки педагогических явлений в целом и школьных проблем детей и подростков;

комплексное воздействие на личность ребенка;

консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;

социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах — жестоком обращении родителей, их пьянстве.

Особая роль принадлежит работе по охране и укреплению соматического и психоневрологического здоровья школьни­ков, в связи с чем проводятся их профилактическое лечение и физическое закаливание в соответствии с индивидуальны­ми потребностями и возможностями каждого.

В функции специалистов консилиума входит предупрежде­ние психофизиологических перегрузок, эмоциональных сры­вов, создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса (педагоги и учащиеся).

По данным исследований, проведенных в ИКП РАО, в Ин­ституте физиологии и др., среди факторов, которые обуслов­ливают возникновение трудностей при обучении в начальной школе, наиболее распространены такие: отягощенность ран­него периода развития, задержка в формировании познава­тельных процессов (мышление, речь), недостаточное развитие моторных функций, зрительного восприятия, незрелость эмо­ционально-личностной сферы, нарушения соматического и нервно-психического здоровья, характерные для детей с ЗПР. Вот почему необходим комплексный подход к выявлению трудностей в обучении.

Важна не только квалификация состояния ребенка. Глав­ное — определение формы и сроков коррекционно-развиваю­щего обучения.





Выбор первоочередных коррекционных задач и оптималь­ных путей их решения осуществляется специалистами кон­силиума и фиксируется в журнале комплексного динамичес­кого наблюдения за ребенком. К первому (в новом учебном году) заседанию консилиума готовят следующую документа­цию: медицинское, психологическое, логопедическое ипеда­гогическое представления на каждого ребенка (примерные образцы документов см. «Приложение»).

Специалисты консилиума, опираясь на знание возрастных особенностей, проводят динамическое наблюдение за уча­щимися и обследование детей с целью выявления пробелов предшествующего обучения и развития, их характера и при­чин, изучают социальную ситуацию развития ребенка, усло­вия, которые для него созданы в семье. Полученные резуль­таты фиксируются в Протоколе первичного обследования ребенка.

Психологическое, логопедическое, медицинское обследо­вание проводят специалисты, так как именно психолог, врач, дефектолог, логопед могут аргументированно подобрать ком­плекс лечебных, профилактических, коррекционных (лого-коррекция, психокоррекция) мер, которые обеспечат органи­зацию коррекционно-развивающего обучения и воспитания в соответствии с диагностикой. Протокол первичного обследо­вания и представления специалистов являются составной ча­стью журнала комплексного динамического наблюдения за ребенком (ведет дефектолог — член консилиума). По резуль­татам первичного комплексного обследования ребенка спе­циалистами — членами консилиума — вырабатываются ре­комендации и программа индивидуальной коррекционной работы. Обсуждение результатов динамического наблюдения и коррекционной работы проводится специалистами конси­лиума не менее одного раза в четверть на малых педсоветах или заседаниях консилиума. В конце учебного года на заседа­нии консилиума рассматриваются результаты коррекционной работы; психолог и логопед составляют заключения, а педаго­ги (учитель и воспитатель) готовят психолого-педагогическую характеристику на каждого учащегося. Эти документы так­же фиксируются в журнале комплексного динамического на­блюдения за ребенком и учитываются при решении вопроса о дальнейшей работе с данным учеником.

Специалисты школьного консилиума должны иметь воз­можность для получения необходимой консультативной по­мощи (у врача-психоневролога, старшего логопеда, физиолога).

Поэтому в округе, в городе должна действовать консультатив­но-диагностическая служба. Если школьный консилиум ре­шает задачи динамического наблюдения за ребенком в отдель­ном образовательном учреждении, то ПМПК собирает данные для квалифицированного планирования развития сети до­школьных и школьных учреждений в зависимости от коли­чества детей с проблемами в развитии.

Наши рекомендации