Концепция коррекционно-развивающего обучения
В 1993 г. Институтом коррекционной педагогики была разработана единая концепция, которая получила название «Концепция коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы» (Дефектология. — 1995. — № 1). Концепция коррекционно-развивающего обучения получила положительную оценку у многих ведущих специалистов на экспертных советах в рамках Федеральной программы «Российская школа», а также на экспертных советах общего среднего образования МО РФ. Она рассматривалась и была утверждена коллегией МО РФ по представлению Московского департамента образования. Основные положения концепции докладывались на конференции по комгенсирующему обучению в Новгороде (ноябрь 1994), на московской конференции по коррекционно-развивающему обучению (апрель 1996), а также на проблемных семинарах, курсах переподготовки руководящих кадров народного образования в РИПКРО, МИПКРО Москвы, других городов России: Самары, Тюмени, Владимира, Пензы, Уренгоя, Пскова и др.
В концепции реализуются следующие основные положения:
комплексность в диагностико-консультативной и коррекци-
онно-развивающей работе, обеспечивающая своевременное
выявление и квалификацию трудностей в обучении, а также определение комплекса мер, лечебных, профилактических, коррекционных и развивающих, способствующих преодолению, компенсации недостатков;
вариативность учебных планов, образовательных и коррекционных программ, в том числе разноуровневых по содержанию и срокам обучения;
своевременное выявление и квалификация тех или иных неблагоприятных вариантов развития - «предвестников» школьных трудностей, организация коррекционно-развивающего воспитания и обучения в дошкольных учреждениях;
активная интеграция учащихся в общеобразовательные классы массового типа из коррекционно-развивающих дошкольных групп или классов после одного-двух лет обучения, а также по окончании начальной ступени обучения;
максимальная социально-трудовая адаптация учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в подростковом возрасте к современным социальным условиям (в том числе к условиям рынка труда).
Реализация этой концепции предполагает прежде всего создание блока консультативно-диагностической службы (городская, окружная, служба в общеобразовательном учреждении).
В настоящее время в Институте коррекционной педагогики РАО разрабатывается учебно-методическое оснащение классов коррекционно-развивающего обучения: созданы вариативные учебные планы (4 варианта для начальных классов, 3 варианта для 5—9 классов), [а_также вариативные учебные программы, которые обеспечивают фронтальную коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса (утверждены экспертными советами МО РФ). Внесены изменения в содержание обучения в 5—9 классах, ведется экспериментальная проверка этих изменений. Совместно с Московским департаментом образования (С. Н. Коровина, Н. Н. Гурова) было разработано Типовое положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях, которое утверждено на коллегии Московского департамента образования 10 ноября 1994 г. (Дефектология. — 1996. — № 2).
Зачисление в классы коррекционно-развивающего обучения производится на основе комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ученика.
Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) — это форма дифференциации образования, позволяющая решать
3 Коррекциошю-ралпинающее обучение
задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Данная форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов (КРО), которые позволяют обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами соматического и нервно-психического здоровья. Именно в таких классах возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативно-го, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений работы с детьми.
Важным фактором в системе коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума за продвижением каждого ребенка. Обсуждение результатов наблюдений проводится не менее одного раза в четверть на малых педсоветах или консилиумах.
Особая роль принадлежит охране и укреплению соматического и психоневрологического здоровья учащихся. Поэтому организуются профилактическое лечение детей и физическое закаливание в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями каждого.
При успешной коррекции и сформированной готовности к школьному обучению дети поступают в обычные классы, функционирующие по традиционной системе обучения, или при необходимости продолжения коррекционной работы — в классы коррекционно-развивающего обучения.
По итогам начальной школы по любому из четырех вариантов учебного плана решается вопрос о дальнейшем образовании: или дети переходят в обычные массовые классы, или продолжают обучение в коррекционных классах меньшей наполняемости чем массовые, но «год в год» с последними. Возможно также комплектование пятых классов по итогам обучения в начальной школе.
Коррекционная направленность обучения реализуется с помощью набора базовых учебных предметов, которые составляют инвариантную часть учебного плана. К числу таких предметов, кроме математики и русского языка, относятся ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение. Введение специально разработанных указанных учебных курсов позволяет обеспечивать максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, обогащать его двигательную деятельность, корригировать эмоци-
ональный тонус; дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в том числе ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности. Фронтальное коррекци-онно-развивающее обучение, осуществляемое учителем на всех уроках, дает детям возможность усваивать программный материал на уровне образовательного стандарта начальной школы. Проверка и оценка работы учащихся классов коррекционно-развивающего обучения проводится в соответствии с требованиями, изложенными в вариативных программах (Программы специальных (коррекционных) учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: Просвещение, 1996).
Существенной чертой коррекционно-развивающего педагогического процесса является индивидуально-групповая коррекционная работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития. Такие занятия могут иметь общеразвивающие цели, например: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики. Вместе с тем подобные занятия могут иметь и предметную направленность (подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и др.). Значительное место занимают также логопедические занятия для детей с нарушениями речи.
Гибкая структура дошкольных и школьных учреждений для детей с трудностями в обучении, тесная связь между этими упражнениями позволяют своевременно, без увеличения сроков пребывания ребенка в школе выбирать оптимальный путь для его обучения.
В связи со сложностью профессиональных задач, которые должны решать специалисты коррекционно-развивающего обучения, довольно остро стоят вопросы теоретической и практической кадровой подготовки. Так, 10% специалистов из 150 опрошенных с высшим психологическим или дефектологическим образованием указали, что владеют некоторыми знаниями и навыками в области коррекционной педагогики и психологии. Учителя классов выравнивания и классов компенсирующего обучения полагают, что не имеют такой подготовки, поскольку работа с детьми, испытывающими трудности в обучении, требует особого подхода, который отличается от традиционного, ориентированного на стандартно заданную модель ученика. з*
Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе принципов коррекционной педагогики. Она предполагает также глубокое понимание со стороны специалистов основных причин и особенностей отклонений в развитии психической деятельности ребенка, умение определять условия для интеллектуального развития и обеспечивать личностно-развивающую среду, которая позволяла бы реализовывать познавательные резервы школьников.
Развитие системы коррекционно-развивающего обучения требует реализации новых подходов к решению проблемы подготовки и переподготовки кадров. Для работы с детьми нужны специалисты, владеющие/ основами знаний в области смежных наук, хорошо ориентирующиеся в вопросах коррекционной педагогики, психологии, логопедии. Особенно важно умение специалистов взаимодействовать друг с другом в работе. Использование широкого спектра психологических и педагогических мероприятий повышает эффективность всего комплекса учебно-воспитательных технологий. В связи с этим необходимы увеличение удельного веса и качественная перестройка психологической подготовки каждого специалиста, принимающего участие в работе с детьми, обучение технологиям взаимодействия, а также технологиям практических занятий в классах и дошкольных группах. Специальным предметом в системе подготовки педагогов должна стать работа с родителями (консультирование по вопросам индивидуальной коррекции в развитии ребенка, роли семьи в нормализации жизнедеятельности детей, общее педагогическое просвещение родителей).
Реализация системы коррекционно-развивающего обучения в дифференцированных условиях общеобразовательных учреждений предполагает комплексную работу по ряду направлений. Рассмотрим эти направления:
I. Обеспечение взаимодействия дошкольных и школьных образовательных учреждений общего и специального (коррек-ционного) типов и параллельных консультативно-диагностических служб на основе комплексного подхода к решению задач предупреждения и преодоления трудностей в обучении у детей дошкольного и школьного возраста. Решение этой задачи, на наш взгляд, обеспечивается развитием следующих служб:
1. Межведомственные постоянно действующие психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК).
2. Окружные психолого-медико-педагогические консультации на базе образовательных учреждений общего и коррек-ционного типа.
3. Психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений.
П. Построение модели общего и индивидуализированного коррекционно-развивающего педагогического процесса для детей с трудностями в обучении на основе принципа единства диагностики и коррекции:
1. Обеспечение ранней коррекции неблагоприятных вариантов развития у детей в коррекционно-развивающих группах дошкольных учреждений комбинированного и компенсирующего вида с целью профилактики (предупреждения) трудностей в обучении и школьной дезадаптации.
2. Обеспечение преемственности дошкольного и школьного обучения в условиях учебно-воспитательного комплекса (УВК) «начальная школа — детский сад», «детский сад — начальная школа».
3. Преодоление трудностей в обучении и в школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста в условиях коррекционно-развивающих классов, которые должны обеспечивать реализацию задач коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
III. Обеспечение непрерывности реабилитационного процесса в среднем звене (на второй ступени обучения) на основе разработки разноуровневого содержания обучения детей.
IV. Внедрение модели социальной профилактики в условиях школы. Обеспечение сотрудничества триады «педагог — ребенок с трудностями обучения — семья», направленного на формирование адекватной позиции родителей по отношению к своим детям и их недостаткам.
V. Интеграция детей в общество путем усиления трудовой и профессионально-трудовой подготовки на второй ступени обучения (создание профклассов, профшкол, продолжение обучения в сменных вечерних школах, реабилитационных центрах).
VI. Подготовка (вузовская) специалистов (психологи, дефек-тологи, логопеды, воспитатели-дефектологи) для коррекцион-но-развивающей работы с детьми в дифференцированных условиях обучения в общеобразовательной школе.
VII. Повышение квалификации учителей общеобразова
тельных учреждений и их переподготовка через систему ка
бинетов дефектологии институтов повышения квалификации
учителей посредством курса «Коррекция отставания в развитии учащихся начальных классов общеобразовательной школы ».
Рассмотрим организацию и конкретные задачи работы этой системы по следующим направлениям: диагностико-консуль-тативному, коррекционно-развивающему, лечебно-профилактическому, социально-трудовому.