Технология системы коррекционно-развивающего обучения

Современные требования общества к подготовке подрастаю­щего поколения могут быть реализованы при дифференциро­ванном подходе к целям, содержанию и срокам освоения об­разовательного стандарта. Важнейшим принципом при выборе сроков, содержания и целей обучения является принцип дос­тупности учебного материала.

Реализация принципа доступности учебного материала вы­двигает перед образовательным учреждением проблему опре­деления психологической, эмоциональной и социальной готов­ности ребенка к школе на разных ступенях обучения:

возраст 5—6 лет — уровень общего развития (интеллекту­альное, речевое, социокультурное) ребенка;

возраст 6—7 лет — достижение готовности к началу школь­ного обучения;

возраст 9—10 лет — наличие готовности к обучению на основной ступени (по результатам начального обучения);

подростковый возраст — достижение готовности к обуче­нию, социальной адаптации, в том числе к выбору профессии на средней ступени обучения (9—11 классы).

Определение готовности ребенка к обучению в школе и выбор оптимальных педагогических условий должны осуще­ствляться комплексно специалистами из смежных областей знаний (общая педагогика, дефектология, возрастная педаго­гическая психология, физиология, клиника психоневрологи­ческих заболеваний, социология и др.).

Системный анализ личностных особенностей дает возмож­ность не только выявить и квалифицировать отдельные недо­статки развития, но и определить его динамику, понять при­чины, взаимосвязь и взаимовлияние тех или иных нарушений.

Задачи диагностики, таким образом, трансформируются в диагностико-консультативные задачи. Наблюдение за ребен­ком организуется в привычной для него игровой, учебной, трудовой деятельности или в бытовой ситуации. В этом слу­чае первоначальное экспериментальное обследование допол­няется и уточняется, становится объективным. Построение коррекционно-развивающего педагогического процесса, необ­ходимого для преодоления и (или) профилактики негативных проявлений в развитии, основывается на комплексных под­ходах, которые включают лечебные и лечебно-профилактичес­кие мероприятия, укрепление физического здоровья ребенка, общую коррекционную направленность фронтального учебно-воспитательного процесса (на уроках, на внеклассных заня­тиях, во время самоподготовки),индивидуально-групповую коррекционную работу в зависимости от специфических не­достатков в развитии (кинезитерапия, логопедия, лечебно-физ­культурная коррекция, формирование зрительно-простран­ственных координации, психокоррекция и др.).

При выборе оптимальных педагогических условий для школь­ников важно учитывать как их индивидуально-типологические особенности, так и возрастные этапы развития. В связи с этим необходимо предусмотреть коррекцию и компенсацию недостат­ков развития на основе ведущего вида деятельности (игровая деятельность в дошкольный период, учебно-познавательная в школьном возрасте, познавательно-трудовая в подростковом возрасте).

Сказанное выше свидетельствует о необходимости создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогичес­кие условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особен-





технология системы коррекционно-развивающего обучения - student2.ru технология системы коррекционно-развивающего обучения - student2.ru технология системы коррекционно-развивающего обучения - student2.ru технология системы коррекционно-развивающего обучения - student2.ru технология системы коррекционно-развивающего обучения - student2.ru ностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В этой системе строго определены и логически вза­имодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социально-трудо­вое направления работы с детьми.

Система работы в классах коррекционно-развивающего обу­чения направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-лично­стной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности детей, повышение их работоспособности, акти­визацию познавательней деятельности.

Целенаправленная работа по формированию общих способ­ностей к учению, коррекции индивидуальных недостатков развития, а также лечебно-профилактическая работа должны обеспечивать реализацию Федерального образовательного стан­дарта требований к знаниям и умениям школьников.

Наши рекомендации