Технология системы коррекционно-развивающего обучения
Современные требования общества к подготовке подрастающего поколения могут быть реализованы при дифференцированном подходе к целям, содержанию и срокам освоения образовательного стандарта. Важнейшим принципом при выборе сроков, содержания и целей обучения является принцип доступности учебного материала.
Реализация принципа доступности учебного материала выдвигает перед образовательным учреждением проблему определения психологической, эмоциональной и социальной готовности ребенка к школе на разных ступенях обучения:
возраст 5—6 лет — уровень общего развития (интеллектуальное, речевое, социокультурное) ребенка;
возраст 6—7 лет — достижение готовности к началу школьного обучения;
возраст 9—10 лет — наличие готовности к обучению на основной ступени (по результатам начального обучения);
подростковый возраст — достижение готовности к обучению, социальной адаптации, в том числе к выбору профессии на средней ступени обучения (9—11 классы).
Определение готовности ребенка к обучению в школе и выбор оптимальных педагогических условий должны осуществляться комплексно специалистами из смежных областей знаний (общая педагогика, дефектология, возрастная педагогическая психология, физиология, клиника психоневрологических заболеваний, социология и др.).
Системный анализ личностных особенностей дает возможность не только выявить и квалифицировать отдельные недостатки развития, но и определить его динамику, понять причины, взаимосвязь и взаимовлияние тех или иных нарушений.
Задачи диагностики, таким образом, трансформируются в диагностико-консультативные задачи. Наблюдение за ребенком организуется в привычной для него игровой, учебной, трудовой деятельности или в бытовой ситуации. В этом случае первоначальное экспериментальное обследование дополняется и уточняется, становится объективным. Построение коррекционно-развивающего педагогического процесса, необходимого для преодоления и (или) профилактики негативных проявлений в развитии, основывается на комплексных подходах, которые включают лечебные и лечебно-профилактические мероприятия, укрепление физического здоровья ребенка, общую коррекционную направленность фронтального учебно-воспитательного процесса (на уроках, на внеклассных занятиях, во время самоподготовки),индивидуально-групповую коррекционную работу в зависимости от специфических недостатков в развитии (кинезитерапия, логопедия, лечебно-физкультурная коррекция, формирование зрительно-пространственных координации, психокоррекция и др.).
При выборе оптимальных педагогических условий для школьников важно учитывать как их индивидуально-типологические особенности, так и возрастные этапы развития. В связи с этим необходимо предусмотреть коррекцию и компенсацию недостатков развития на основе ведущего вида деятельности (игровая деятельность в дошкольный период, учебно-познавательная в школьном возрасте, познавательно-трудовая в подростковом возрасте).
Сказанное выше свидетельствует о необходимости создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особен-
ностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В этой системе строго определены и логически взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социально-трудовое направления работы с детьми.
Система работы в классах коррекционно-развивающего обучения направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности детей, повышение их работоспособности, активизацию познавательней деятельности.
Целенаправленная работа по формированию общих способностей к учению, коррекции индивидуальных недостатков развития, а также лечебно-профилактическая работа должны обеспечивать реализацию Федерального образовательного стандарта требований к знаниям и умениям школьников.