Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения

Индивидуализация обучения означает, что оно ориенти­ровано на индивидуально-психологические особенности ребен­ка и построено с их учетом. Рассмотрим с этой точки зрения, как осуществляется традиционное обучение в массовом клас­се. Класс состоит из учащихся с разными уровнем интеллек­туального развития, степенью подготовленности к усвоению знаний, отношением к учению, познавательными интересами. Педагог не может при традиционной организации обучения принимать во внимание возможности всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к среднему уров­ню — развития, подготовленности, успеваемости. Иначе го­воря, он строит обучение, ориентируясь на некую заданную

Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения - student2.ru Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения - student2.ru Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения - student2.ru Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения - student2.ru найти общий признак. Однако дети с трудностями в обучении допускают в три раза больше ошибочных ответов, среди кото­рых наиболее часто встречаются следующие:

полное отсутствие («не знаю», «забыл») словесного обобще­ния группы предметов;

замена родового названия функциональным определением (посуда — «из нее едят»; одежда — «забыл... надевать»; му­зыкальные инструменты — «на них играют»);

неадекватное употребление родового слова-термина (овощи — фрукты, мебель — посуда и др.);

замена родового слова названием одной из картинок, упот­ребленным во множественном числе (обувь — «ботинки», насекомые — «бабочки»);

ситуативные обобщения (елочные игрушки — «на елку»; учебные принадлежности — «школа»).

Если сравнить ответы одного и того же ученика, то можно увидеть, что ребенок часто ориентируется на самые разные признаки, используя то одни из них, то другие как основу для объединения предметов в группы. То указывается на назначе­ние предметов, то предметы объединяются на основе житейс­ких ситуаций, и тут же для группировки других предметов используются точные словесные обобщения. По объему освоен­ных точных обобщающих слов-терминов дети рассматриваемой категории резко отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Из 27 предложенных для словесного обобщения групп только 4 (грибы, рыбы, игрушки, цветы) были правиль­но названы всеми детьми.

Следует отметить, что с задачей классификации предметов по родовому принципу большинство второклассников, испы­тывающих трудности в обучении, не справляются. Встреча­ются ошибки, при которых группировка выполнена по цвету (ель, ландыш, дуб, горох, кузнечик, огурец, сосна объедине­ны в одну группу, потому что зеленые), по материалу (трак­тор, кофейник, кастрюля — железные), по функционально­му признаку (экскаватор, лопата, грабли, молоток — ими все делают, чинят и копают... ). Нередко группы создаются на си­туативной основе. Например, дети объединяют в одну груп­пу мебель, посуду, настольные игры, игрушки, а иногда и обувь, потому что «в комнате это есть», а лыжи, клюшку, санки и шарф — так как это «зимой все нужно» и т. п.

Характерно создание двух-трех неполных групп, составля­ющих одно понятие («роза, ромашка — это цветы», «ландыш, колокольчик — тоже цветы», «еще цветы — мак»). Когда

детям предлагалось образовать группу, они испытывали за­труднения и справлялись с ними только при конкретном ука­зании объединить все цветы или всех птиц и т. п.

Анализ объема и характера знаний и представлений млад­ших школьников с трудностями в обучении об окружающей действительности диктует необходимость организации спе­циальной коррекционной работы по повышению уровня их общего развития. Наряду с задачами расширения кругозо­ра, повышения уровня умственного развития этих школьни­ков стоят задачи обогащения словаря и развития связной

речи.

Содержание коррекционной работы, направленной на вос­полнение пробелов предшествующего развития, активизацию познавательной деятельности и развитие речи указанной ка­тегории детей, нашло отражение в учебной программе «Озна­комление с окружающим миром и развитие речи».

Глава III

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО

ОБУЧЕНИЯ

Наши рекомендации