Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения
Индивидуализация обучения означает, что оно ориентировано на индивидуально-психологические особенности ребенка и построено с их учетом. Рассмотрим с этой точки зрения, как осуществляется традиционное обучение в массовом классе. Класс состоит из учащихся с разными уровнем интеллектуального развития, степенью подготовленности к усвоению знаний, отношением к учению, познавательными интересами. Педагог не может при традиционной организации обучения принимать во внимание возможности всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню — развития, подготовленности, успеваемости. Иначе говоря, он строит обучение, ориентируясь на некую заданную
найти общий признак. Однако дети с трудностями в обучении допускают в три раза больше ошибочных ответов, среди которых наиболее часто встречаются следующие:
полное отсутствие («не знаю», «забыл») словесного обобщения группы предметов;
замена родового названия функциональным определением (посуда — «из нее едят»; одежда — «забыл... надевать»; музыкальные инструменты — «на них играют»);
неадекватное употребление родового слова-термина (овощи — фрукты, мебель — посуда и др.);
замена родового слова названием одной из картинок, употребленным во множественном числе (обувь — «ботинки», насекомые — «бабочки»);
ситуативные обобщения (елочные игрушки — «на елку»; учебные принадлежности — «школа»).
Если сравнить ответы одного и того же ученика, то можно увидеть, что ребенок часто ориентируется на самые разные признаки, используя то одни из них, то другие как основу для объединения предметов в группы. То указывается на назначение предметов, то предметы объединяются на основе житейских ситуаций, и тут же для группировки других предметов используются точные словесные обобщения. По объему освоенных точных обобщающих слов-терминов дети рассматриваемой категории резко отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Из 27 предложенных для словесного обобщения групп только 4 (грибы, рыбы, игрушки, цветы) были правильно названы всеми детьми.
Следует отметить, что с задачей классификации предметов по родовому принципу большинство второклассников, испытывающих трудности в обучении, не справляются. Встречаются ошибки, при которых группировка выполнена по цвету (ель, ландыш, дуб, горох, кузнечик, огурец, сосна объединены в одну группу, потому что зеленые), по материалу (трактор, кофейник, кастрюля — железные), по функциональному признаку (экскаватор, лопата, грабли, молоток — ими все делают, чинят и копают... ). Нередко группы создаются на ситуативной основе. Например, дети объединяют в одну группу мебель, посуду, настольные игры, игрушки, а иногда и обувь, потому что «в комнате это есть», а лыжи, клюшку, санки и шарф — так как это «зимой все нужно» и т. п.
Характерно создание двух-трех неполных групп, составляющих одно понятие («роза, ромашка — это цветы», «ландыш, колокольчик — тоже цветы», «еще цветы — мак»). Когда
детям предлагалось образовать группу, они испытывали затруднения и справлялись с ними только при конкретном указании объединить все цветы или всех птиц и т. п.
Анализ объема и характера знаний и представлений младших школьников с трудностями в обучении об окружающей действительности диктует необходимость организации специальной коррекционной работы по повышению уровня их общего развития. Наряду с задачами расширения кругозора, повышения уровня умственного развития этих школьников стоят задачи обогащения словаря и развития связной
речи.
Содержание коррекционной работы, направленной на восполнение пробелов предшествующего развития, активизацию познавательной деятельности и развитие речи указанной категории детей, нашло отражение в учебной программе «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».
Глава III
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО
ОБУЧЕНИЯ