Общая характеристика личности ребенка.
Необходимо отметить внешний вид ребенка (опрятность, неряшливость, аккуратность), уровень культурно-гигиенических навыков, формы общения со сверстниками, особенности поведения, так как эти характеристики способствуют более полному пониманию причин трудностей адаптации в детском коллективе и могут быть полезными для учителя-логопеда при оценке не только речевых, но и личностных особенностей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют общие и специфические особенности в развитии. При составлении характеристики необходимо не только обобщить материал, отметить закономерности в обучении и поведении, но и определить специфические трудности в обучении и понять их причины.
С целью эффективной организации педагогической работы по сбору информации для характеристики необходимо составить примерный планнаблюдений за поведением и деятельностью ребенка, в котором предусмотреть анализ особенностей, характерных для поведения, общения и учебной деятельности детей с ОВЗ.
В связи с тем, что терминология специалистов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, врачей) отличается спецификой, педагогам предлагается примерный перечень определений особенностей в развитии ребенка при составлении педагогической характеристики.
Для учителя-логопеда полезной может быть следующая информация о ребенке:
· общительный или замкнутый, легко или формально идет на контакт, отказывается от совместной деятельности или работает только под контролем педагога, адекватно (неадекватно) воспринимает учебную ситуацию, если взаимодействие затруднено, указать причины (понимает ли смысл задания, испытывает затруднения в общении и др.);
· активный, подвижный, вялый, инертный, пассивный, медлительный, легко возбудимый, неуравновешенный, спокойный, заторможенный, плаксивый, др.;
· быстро или медленно реагирует на замечания, принимает помощь частично или в полном объеме, легко или с трудом переключается в новые условия задачи, др.;
· преобладает настроение жизнерадостное, подавленное, угрюмое, реагирует без особых эмоций, отмечаются частые колебания настроения без видимых причин, др.;
· проявляет настойчивость в преодолении трудностей или отказывается от выполнения заданий, требующих интеллектуального напряжения, преобладает пассивность в действиях, др.;
· обращается за помощью, использует ее, помощь эффективна (неэффективна), при каких условиях;
· отношение к сверстникам дружелюбное, негативное, проявляет агрессивность без видимых причин, проявляет уважение к взрослым или позволяет грубость, нецензурные выражения и др.;
· проявляет организаторские способности в трудовых или иных действиях, отказывается от поручений, не подчиняется правилам в игровой деятельности, др.;
· откликается на поощрения, понимает замечания, старается их исправить или замыкается, обижается, др.;
· речевая активность снижена, избегает речевого контакта, взгляда в глаза, не реагирует на речевые замечания, затрудняется составить словесный отчет о проделанной учебной задаче, др.;
· внешний вид неопрятный, культурно-гигиенические навыки сформированы недостаточно, др.;
· преобладает слуховое, зрительное, тактильное запоминание с опорой на наглядный материал, запоминает по механическому типу после многократного повторения, нуждается в поэтапном предъявлении инструкций с показом образца (алгоритм действий), без систематического повторения быстро забывает, воспроизводит материал с пропусками, искажениями, придумывает, фантазирует, др.;
· внимание неустойчивое, не умеет сосредоточиться на задании, не дослушивает инструкцию до конца, действует хаотично, спонтанно, с трудом переключается в новые условия, отвлекается на посторонние звуки, шумы, прислушивается к ним, не умеет самостоятельно контролировать свои действия, не сидит на учебном месте, передвигается по комнате во время урока, нуждается в постоянном психолого-педагогическом сопровождении;
· не умеет самостоятельно сравнивать сходные понятия, исключать лишнее по существенным признакам, классифицировать, систематизировать их, затрудняется определять причинно-следственные закономерности, определять последовательность событий, др.;
· в интеллектуальной деятельности преобладают действия с опорой на конкретные ситуации, с трудом понимает логические связи, нуждается в дополнительном разъяснении с опорой на развернутый наглядный материал, др.;
· имеет представления в соответствии с возрастом о сенсорных эталонах (величина, форма, цвет) или отдельные, недифференцированные, фрагментарные знания, др.;
· понимает (не понимает) закономерности временных отношений (смена времен года, дней недели, частей суток, др.);
· ориентируется (не ориентируется) в пространственных отношениях, в том числе на листе бумаги, на доске, др.;
· в учебной деятельности преобладают игровые действия, темп работы быстрый или медленный, действует спонтанно, не дослушивает инструкцию, или постепенно включается в работу, быстро устает, отказывается завершать задание, не заинтересован в результате, нуждается в дополнительных паузах для отдыха, жалуется на плохое самочувствие (головная боль, сонливость и др.).
Таким образом, качество педагогических характеристик на детей с ОВЗ, направленных в ПМПК, будет зависеть от взаимодействия учителя-логопеда с педагогами, специалистами школы при подготовке документов. Полная и объективная информация об особенностях обучения и поведения ребенка позволит эффективно организовать логопедическое обследование в ПМПК, составить итоговое заключение и рекомендации по созданию необходимых условий в образовательной организации по коррекции нарушений речи.
Литература:
1. Дифференциальная диагностика детей с нарушениями развития. Методическое пособие / сост. Картухина Г.Н. – Южно-Сахалинск, изд-во СОИПиПКК, 2005.
2. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Академия, 2011 г. – 336c.
3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. Пособие для студ. Психол. Факультетов высш. Учеб. Заведений. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 384 с.
5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 136 с.
6. Сатарова Л.А. Компетентность в области инклюзии как одно из условий успешной модернизации образования. [Электронный ресурс] // Труды СГА: электронный научный журнал, 2009, №4. (http:// www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/04_2009/06.pdf).
В.Н. Якубова, учитель-логопед
высшей квалификационной категории