Потребности детей с ограниченными
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
г. Южно-Сахалинск
2014 г.
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. / Г.Н. Картухина, В.Н. Якубова, Е.А. Терещенко, Н.А. Бондарюк.
В сборник включены статьи специалистов центральной психолого-медико-педагогической комиссии по актуальным вопросам диагностики, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Статьи содержат актуальную теоретическую, методическую информацию по запросам родителей, учителей, воспитателей, специалистов территориальных психолого-медико-педагогических комиссий и школьных психолого-медико-педагогических консилиумов.
Г.Н. Картухина, председатель ЦПМПК,
учитель-логопед высшей
квалификационной категории
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ОРГАНИЗАЦИИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Взаимодействие учителя-логопеда ПМПК с учителями-логопедами
и педагогами образовательных организаций
Для осуществления комплексного логопедического обследования и составления качественного заключения учителю-логопеду необходима информация об особенностях поведения, общения, обучения и развития ребенка, указанная в психолого-педагогических характеристиках или заключениях.
Поэтому содержание таких характеристик должно отвечать определенным требованиям. При составлении психолого-педагогической характеристики на ребенка с ОВЗ, направленного в ПМПК, необходимо учитывать следующие рекомендации:
5. Характеристика должна содержать обобщенные результаты наблюдения за обучающимся (воспитанником) в течение определенного этапа обучения.
6. Временные рамки наблюдения за ребенком должны соотноситься с учебным годом, меньшие сроки могут допускаться при выраженных нарушениях в развитии детей и необходимостью своевременного вмешательства в коррекцию при организации учебно-воспитательного процесса.
7. При составлении характеристики следует осуществлять подбор и систематизацию фактов, опираясь на наблюдения, зафиксированные в педагогической карте на ученика, или описание в дневнике наблюдений.
8. Факты, описанные в характеристике, должны быть характерными для поведения данного ребенка и изложены последовательно.
9. В характеристике следует избегать поверхностных оценочных суждений, указаний на личностные недостатки, например, ссылки на плохое поведение, нарушения дисциплины. Нарушения речевых или учебных навыков должны быть обоснованными, т.е. указаны педагогические меры по организации помощи ребенку с указанием ее результативности на протяжении всего периода обучения.
10. В характеристике на ребенка с ОВЗ необходимо указывать положительные стороны его личности, интересы и способности.
11. Педагогу не следует использовать специальные термины, обозначающие диагнозы, болезни и другие специфические особенности развития психики детей, так как это является компетенцией специалистов.
12. Содержание характеристики должно быть согласовано со специалистами школьных ПМПк. Согласование характеристики с руководителем образовательной организации не должно носить формальный характер, так как администрация несет ответственность за достоверность информации, создание условий по организации психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и контроль за исполнением рекомендаций, выданных ранее специалистами ПМПК.
13. С характеристиками на детей, направленных школами или детскими садами в ПМПК, обязательно должны быть ознакомлены родители (законные представители). Информация о согласовании должна быть указана на последнем листе характеристики.
14. Структура и содержание характеристики должны соответствовать современным требованиям ведения педагогической документации: необходимо соблюдать последовательность, четкость и краткость изложения, избегать противоречий в суждениях, обосновывать поставленные вопросы, формулировать предложения по организации психолого-педагогической помощи ребенку в процессе дальнейшего обучения.
Рекомендации к структуре и содержанию
Общие сведения о ребенке.
Если ребенок обучается в школе, необходимо указывать срок обучения в данной организации, в каком классе оставался на повторное обучение. Например, ученик 3 класса может обучаться пятый год, так как повторно был оставлен во 2 и 3 классах, необходимо указывать вид специальной (коррекционной) образовательной программы.
Если ребенок прибыл из другой школы, необходимо описать сведения о предыдущем периоде: год поступления, причины перевода и др.
Кроме этого, в данном разделе необходимо отметить количество длительных пропусков занятий и их причины. При наличии нарушений зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата необходимо указать степень нарушений, если такие сведения имеются в школьной карте, или со слов родителей (законных представителей) в соответствии с медицинской картой развития ребенка.
Для учителя-логопеда ПМПК необходима информация о семье ребенка: сведения о составе семьи, наличии других детей, их возрасте, особенностях развития и обучения. Полезной может быть информация об уровне образования родителей, их участии в воспитании детей, понимании проблем в развитии и (или) обучении своего ребенка, др.
Этапы в развитии ребёнка
В соответствии с данными современных исследований, отставание в развитии большинства детей с синдромом Дауна находится в пределах от лёгкой до средней степени. Интеллектуальную деятельность некоторых детей можно назвать пограничной или находящейся в пределах между низкой и средней, и только совсем немногие дети имеют выраженную задержку интеллектуального развития. Из этого следует, что у детей с синдромом Дауна умственные возможности могут колебаться в широком диапазоне.
Ещё одно неверное представление связано с процессами, происходящими в зрелом возрасте. Считалось, что с возрастом умственные способности людей с синдромом Дауна постепенно снижаются. Однако, наблюдения ученых в течение нескольких лет за группой людей с синдромом Дауна, не обнаружили наличия этого явления.
Затруднять их обучение могут следующие факторы:
· отставание в моторном развитии (в развитии тонкой и общей моторики);
· возможные проблемы со слухом и зрением;
· проблемы с развитием речи;
· слабая кратковременная слуховая память;
· более короткий период концентрации;
· трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков;
· трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;
· трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.);
Зрение. Дети с синдромом Дауна обычно имеют хорошие способности к наглядному обучению и могут использовать их для прохождения учебной программы, но многие имеют тот или иной недостаток зрения (60-70% детей). Уже в дошкольном возрасте они должны носить очки.
Слух. До 20% детей могут иметь сенсоневральную потерю слуха, вызванную дефектами развития уха и слухового нерва. Уровень их слухового восприятия может меняться в течение дня.
Речь. Дети с синдромом Дауна имеют:
· меньший словарный запас;
· пробелы в освоении грамматических конструкций;
· способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
· большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;
· трудности в понимании заданий.
Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости, более слабой мускулатуры рта и языка физически затрудняют произношение слов, и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией.
Мышление. Глубокое недоразвитие речи этих детей часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения, труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным изучение отдельных школьных предметов.
Память. Характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти), требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала.
Внимание. Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.
Воображение. Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка но, однако, соединять их в целое изображение не могут.
Поведение. Характеризуется, в основном, послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт. Могут встречаться и разнообразные поведенческие расстройства.
Эмоции. У детей с синдромом Дауна отмечается сохранность элементарных эмоций. Большинство из них ласковы, иногда привязчивы. Некоторые выражают положительные эмоции ко всем взрослым, вступают с ними в контакт, некоторые – преимущественно к тем, с которыми они общаются постоянно. У детей положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче они обычно не огорчаются. Не всегда могут правильно оценить результаты своей деятельности, и эмоция удовольствия обычно сопровождает окончание задания, которое при этом может быть выполнено неправильно. Им доступны страх, радость, грусть. Обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.
Личность. В личностном плане этим детям в большей степени свойственна внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У некоторых из детей с синдромом Дауна наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большинству из них присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны.
Развитие ребенка с синдромом Дауна напрямую зависит от своевременно оказанной помощи. Ранняя комплексная помощь – это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.
Отмечен положительный опыт пребывания в детском саду ребенка с синдромом Дауна и одно из наиболее ценных умений, которые ребенок приобретает там - это умение играть. Игра является естественным средством развития и усвоения знаний. Здесь дети с синдромом Дауна на первых порах нуждаются в помощи. Они должны имитировать действия и поступки, учиться делать что-то непосредственно в процессе игры, и не только управлять происходящими событиями, но и вызывать их. Они должны делать выбор и делиться с другими участниками игры. На их поведение налагаются ограничения, и они должны учиться действовать в их соответствии совместно. Все эти навыки помогают сформировать правильную модель поведения и решать задачи, которые стоят перед педагогами и родителями.
Детский сад – это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в основной поток сверстников, это возможность воспитываться в языковой среде с детьми, более продвинутыми в речевом отношении.
В детском саду для такого ребенка организуют индивидуальные занятия с логопедом. Во время занятий делается акцент на развитие восприятия речи и речевой активности. Для достижения результатов работы с детьми с синдромом Дауна необходимо взаимодействие персонала детского сада и родителей. Участие родителей помогает организовать домашние задания в соответствии с занятиями в детском саду. Таким образом, открытое общение ДОУ и семьи жизненно важно для оптимального развития ребёнка.
Поступив в школу, дети с синдромом Дауна погружаются в процесс развития и роста, который протекает в соответствии с их способностями.
Если ребёнок имеет возможность играть со своими ровесниками, ему будет относительно легко взаимодействовать с одноклассниками в школе.
Ответственность за то, чтобы ребёнок приспособился к новым условиям, возлагается на родителей и педагогов. Успех их усилий во многом будет зависеть от опыта приобретенного ребенком в дошкольные годы дома или в детском саду.
Многие проявления развития, которые мы ожидаем увидеть у ребёнка в дальнейшем, у ребёнка с синдромом Дауна могут и не наблюдаться, поэтому образовательная программа должна адаптироваться применительно к его способностям и особым потребностям.
Детей с синдромом Дауна школа должна обучить не только базовым академическим дисциплинам (чтению, письму, арифметике), но и подготовить их к столкновению со всеми сторонами жизни, какими бы разными они ни были. Научить их выполнять работу, которая должна быть выполнена, ладить с людьми и знать, куда обратиться, чтобы найти ответ на вопрос.
Очень важно, чтобы дети с синдромом Дауна оказывались в таких ситуациях, которые могут обусловить их успех. Для эффективного обучения педагогу необходимо с самого начала позитивно подходить к работе с данными детьми.
Примерные задания по рисованию и подготовке к письму:
· перерисовать круг;
· перерисовать крест (+);
· перерисовать овал;
· нарисовать лицо;
· нарисовать квадрат;
· нарисовать человека;
· перерисовать треугольник;
· рисовать, не заходя за две ограничительные линии;
· обвести линии;
· обвести круг;
· перерисовать буквы;
· обвести написанное имя;
· перерисовать написанное имя;
· обвести слова;
· перерисовать слова;
· рисовать по подражанию и с комментариями педагога («Я веду линию вниз, потом вдоль, потом – вверх, и опять вдоль. Ты делай так же.»);
· рисовать квадрат после того, как ребенку подсказали, что для этого нужно сделать (педагог подсказывает : «Веди вниз, вдоль, вверх, вдоль»);
· рисовать квадрат после того, как педагог, взяв руку ребенка в свою, нарисовал квадрат вместе с ним (педагог, взяв руку ребенка в свою, рисует вместе с ним квадрат, задерживая проведение линии при каждой смене направления движения руки, т.е., в углах квадрата);
· соединить 4 точки, образующие квадрат (нарисовать 4 точки на бумаге, сказать: «Я соединяю эти точки. Смотри, получился квадрат». Нарисовать еще такие же точки и подсказать ребенку, как их соединить.).
Детям с синдромом Дауна ввиду недостаточности мелкой моторики целесообразно давать упражнения на перерисовывание по шаблону очертаний букв и цифр, и только после этого он может попытаться нарисовать их самостоятельно. Важный момент – обучение без ошибок: достаточная практика в обведении, а затем в срисовывании. В обучении письму (рисованию) возможно перерисовывание с завязанными глазами по шаблону, предъявляемому ему предварительно. В этом случае происходит нейтрализация зрительной обратной связи от руки, ребенок сосредоточивается только на одной системе обратной связи – проприоцептивной (от лат. capio. cepi. «принимать, воспринимать»). Такая нейтрализация позволяет закрепить «моторные программы» – при том условии, что ребенок обводит очертания точно по шаблону. Овладение навыками счета для детей с синдромом Дауна происходит труднее, чем освоение чтения, что связано с абстрактной природой числа.
Примерные задания по обучению счету от 1 до 5:
· механический счет от 1 до 5;
· счет движущихся предметов от 1 до 5;
· счет фиксированных предметов от 1 до5;
· счет беспорядочно движущихся предметов от 1 до 5;
· счет фиксированных, но неупорядоченных предметов от1 до5;
· механический счет путем называния чисел от 1 до 5;
· счет и определение размеров набора из 1-5 предметов;
· пересчет подмножеств набора из 1-5 предметов;
· сопоставление с числами от 1 до 5;
· выбор числа от 1 до 5;
· называние по порядку чисел от 1 до 5;
· называние в произвольном порядке чисел от 1 до 5;
· счет от 1 до 5 с указанием соответствующей карточки с числом;
· упорядочивание карточек с числами от1 до 5;
· механический счет до предъявленного числа (от 1 до 5);
· отбор карточек с числами от 1 о 5;
· отбор компонентов из карточек с числами от 1 до 5;
· отбор набора предметов, соответствующего карточке с числом от1 до 5;
· сопоставление множеств (наборов) предметов с числами на карточках от 1 до 5.
Счет от 0 до 10:
· счет движущихся предметов от 1 до 10;
· счет фиксированных предметов от 1 до 10;
· счет беспорядочно движущихся предметов от 1 до 10;
· счет фиксированных, но неупорядоченных предметов от 1 до 10;
· механический счет путем называния чисел от 1до 10;
· счет и определение предметов набора из 1-10 предметов;
· пересчет подмножеств набора из 1-10 предметов;
· сопоставление с числами от 1 до 10;
· выбор числа от 1 до 10;
· называние по порядку чисел от 1 до 10;
· называние в произвольном порядке чисел от 1 до 10;
· счет от 1 до 10 с указанием соответствующей карточки с числом;
· упорядочивание карточек с числами от 1 до 10;
· механический счет до предъявленного числа (от 1 до 10);
· отбор карточек с числами от 1 до 10;
· отбор подмножеств из карточек с числами от 1 до 10;
· отбор набора предметов, соответствующего карточке с числом от 1 до 10;
· сопоставление множеств (наборов) предметов с карточками от 1- до 10.
Даже после того, как ребёнок с синдромом Дауна начинает ходить в школу, у него остается время для общения с другими людьми, для занятий домашними делами. Он может выполнять достаточное количество самых разных повседневных дел. Дома формируются и навыки самообслуживания – во время одевания и раздевания. Детей необходимо приучить к обычным гигиеническим процедурам: чистить зубы, мыть руки, ухаживать за волосами, обувью и одеждой. Ребёнок с синдромом Дауна лучше принимают в обществе, если он выглядит чисто и опрятно, если его причёска и одежда соответствует тому, как причёсываются и одеваются его ровесники в настоящее время. Дома формируется еще один навык – это развитие самостоятельности. Необходимы создавать такие условия, в которых при решении проблемы ребенок с синдромом Дауна не будет испытывать особых трудностей, и сможет самостоятельно успешно справиться. Однако это не значит, что он никогда не должен сталкиваться с проблемными жизненными ситуациями и обстоятельствами. Ребенок должен знать, как вести себя за пределами дома и как взаимодействовать с людьми. Он должен уметь проводить время в одиночестве. Ребенку следует научиться занимать себя, для этого он должен иметь подходящие игрушки и материалы. Большое удовольствие ребенок с синдромом Дауна получает от игр со сверстниками, которые можно организовать дома. Движения под музыку помогают в развитии навыков общей моторики ребенка, учат сохранять равновесие. Они являются средством самовыражения. Ритмичные танцы улучшают координацию движений и делают сами движения более точными и плавными. Посещение театров, музеев также дарят детям положительные эмоции. Занятия спортом способствуют разностороннему развитию ребёнка, укрепляют его физическое здоровье.
Целенаправленная система социально - педагогических мероприя тий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень его развития, способствует социальной активности. Современные исследования показали наличие глубокой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия между родителями и ребенком, эффективностью программ ранней помощи, дошкольной и школьной помощи. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.
Литература:
1. Синдром Дауна. Факты. Пособие для родителей (брошюра). Составитель Е.В. Поле-М.: Монолит, 2004, – 32 с.
2. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. Т.П. Медведева – М.: Монолит, 2007. – 208 с.
3. Малыш с синдромом Дауна. Книга для родителей. П.Л. Жиянова, Е.В. Поле. – М.: Монолит, 2007. – 208 с.
4. Хрестоматия для родителей. Сборник статей, опубликованных в журнале «Сделай шаг» за 1997-2008 гг.Издание 2-е, переработанное и дополненное. Составители: П.Л. Жиянова, Н.С. Грозная. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008 – 208 с.
5. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. П.Л. Жиянова при участии М.Ф. Гимадеевой. – М.: Монолит, 2002. – 197 с.
6. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии Гуманитарного центра «Монолит», 2004. – 264 с.
7. Семейно-центрированная модель ранней помощи. П.Л. Жиянова. – М.: Монолит, 2006. – 288 с.
8. Логоритмика для детей с синдромом Дауна. Книга для родителей. Сост. Л.В. Лобода; ред. Е.В. Поле. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»», 2008. – 80 с.
9. Опыт работы интегративного детского сада. / Составители В.В.Алексеева, И.В. Сошина. – М.:Теревинф, 2004. – 184 с.
Е. А. Терещенко, учитель-дефектолог
первой квалификационной категории
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В настоящее время актуален вопрос обучения детей с нарушенным интеллектом в общеобразовательной школе, как вопрос, отвечающий социальным запросам современного общества.
Каждый ребенок имеет право на образование и возможность получить приемлемый уровень обучения. Мы знаем, что все дети талантливы, каждый имеет уникальные качества, интересы, способности в обучении. Ребенок со специфическими трудностями может и должен получить все необходимое для удовлетворения своих особых потребностей в общеобразовательной школе.
Совместное обучение детей с нарушениями интеллекта, с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательных учреждениях требует создания специальных педагогических условий, обеспечивающих реализацию интегрированного подхода. Успех интегрированного обучения во многом зависит от грамотно организованного психолого-педагогического сопровождения учащихся со стороны общеобразовательной школы.
В работе с детьми с нарушением интеллекта необходимо учитывать особенности их развития. Учащиеся с нарушением интеллекта испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по основным учебным предметам (математика, чтение, письмо). Эти трудности обусловлены особенностями развития их высших психических функций. У данной категории детей отмечается значительное отставание в познавательном развитии.
Дети с нарушением интеллекта – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такое развитие, при котором страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.
У детей с нарушениями интеллекта более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Слабость произвольного внимания проявляется в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.
Для детей с нарушениями интеллекта характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. У них отмечается замедленный темп переработки информации. Эти особенности при обучении детей с нарушениями интеллекта проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, похожие по звучанию буквы, слова. Отмечается также узость объема восприятия. Дети данной категории выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша важный для общего понимания материал. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса. Их восприятием необходимо руководить.
Основные процессы памяти у этих детей также имеют свои особенности: лучше запоминаются внешние, иногда случайно воспринимаемые зрительно признаки, трудно осознаются и запоминаются внутренние логические связи, позже формируется произвольное запоминание; большое количество ошибок при воспроизведении словесного материала. Характерна эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. Воображение детей с нарушениями интеллекта отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью.
Все мыслительные операции у детей с нарушениями интеллекта недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Затруднен анализ и синтез предметов. Выделяя в предметах (в тексте) отдельные их части, дети не устанавливают связи между ними. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, учащиеся затрудняются проводить сопоставительный анализ и синтез, проводят сравнение по несущественным признакам. Отличительной чертой мышления детей с нарушениями интеллекта является некритичность, невозможность заметить свои ошибки, сниженная активность мыслительных процессов, слабая регулирующая роль мышления.
Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Наблюдаются различные виды нарушений письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.
Эмоционально-волевая сфера у данной категории детей имеет ряд особенностей. Отмечается неустойчивость эмоций. Переживания неглубокие, поверхностные. Имеют место случаи внезапных эмоциональных перепадов: от повышенной эмоциональной возбудимости, до выраженного эмоционального спада.
Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества волевых процессов детей с нарушением интеллекта. Такие дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдается подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии развиваются негативизм и упрямство. Все эти особенности психических процессов этих воспитанников влияют на характер протекания их деятельности.
Отмечая несформированность навыков учебной деятельности у детей с интеллектуальным недоразвитием, следует констатировать у них недоразвитие целенаправленности деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Дети с нарушениями интеллекта приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с другим заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей. Эти дети не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение. Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей.
Все отмеченные особенности психической деятельности детей с нарушениями интеллекта носят стойкий характер, поскольку являются результатом органического поражения на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, постнатальные). Однако при правильно организованном медико-педагогическом воздействии отмечается положительная динамика в развитии детей данной категории.
Осуществляя идею интегрированного обучения детей с нарушением интеллекта, учителя общеобразовательных школ, не прошедших предварительную подготовку и ранее не работающие по программам специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида, встречают трудности при заполнении классных журналов, отражающих уровень прохождения материала, затрудняются в выборе учебников, рекомендованных для обучения детей с нарушениями интеллекта. Допуская ошибки, педагоги обучают таких детей по программам общеобразовательных школ, используют учебники, материал которых труднодоступен учащимся. Все это приводит к тому, что ребенок в силу своих психофизических возможностей не может усвоить предлагаемый материал.
При обучении детей с нарушением интеллекта в общеобразовательной школе необходимо руководствоваться специальными образовательными программами:
Программы подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под ред. В.В. Воронковой, М., Просвещение, 1999 (2003, 2007, 2009) представлены в отдельном сборнике. Цель занятий в подготовительном классе – повышение уровня как психологической, так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению. Название таких учебных предметов, как чтение, письмо, математика, является условным. Обучение строится по типу заданий, проводимых в дошкольных организациях. Основной задачей в этот период является подготовка учащихся к овладению грамотой, первоначальными навыками счета. Большое внимание уделяется общему и речевому развитию учащихся, а также коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1, 2. Под ред. В.В. Воронковой. М., Владос, 2000 (2005, 2009). В первый сборник вошли программы по общеобразовательным предметам: русскому языку (чтение, развитие речи, грамматика, правописание), естествознание, математике, биологии, географии, истории, обществознанию, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре. Коррекционный блок представлен программой по социально-бытовой ориентации (СБО). Второй сборник включает программы по столярному, слесарному, переплетно-картонажному делу, подготовке младшего обслуживающего персонала, сельскохозяйственному труду, цветоводству и декоративному садоводству. Обучение завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия. По окончании основной школы выдается свидетельство установленного образца.
Внутри образовательного учреждения, в котором обучаются дети с особенностями в развитии, всем ходом интегрированного образовательного процесса руководит школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Он же осуществляет необходимую корректировку общеобразовательных маршрутов обучающихся с интеллектуальным недоразвитием, если в этом возникает необходимость. Кроме того, члены ПМПк рекомендуют посещение занятий дополнительного образования, контролируют результативность обучения и психолого-педагогического сопровождения.
При совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с особенностями психофизического развития учителю важно одинаково понимать и принимать всех учащихся, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке необходимо видеть личность, которая способна воспитываться и развиться.
На уроках педагогу необходимо создавать такие условия, чтобы дети могли контактировать друг с другом, ученики класса в равной мере должны быть вовлечены в коллективную деятельность, каждый школьник по мере своих способностей должен быть включен в общий учебно-воспитательный процесс.
Позитивного результата во взаимоотношениях школьников в условиях интегрированного обучения можно достичь только при продуманной системной работе, составными частями которой являются формирование положительного отношения к учащимся с особенностями психофизического развития и расширение опыта продуктивного общения с ними.
Учителя и специалисты ПМПк составляют календарно-тематическое планирование таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учеником, была адекватна его личной образовательной программе.
Обучение по специальным (коррекционным) программам для детей с нарушением интеллекта на первой образовательной ступени осуществляется по предметам «Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи», «Математика», «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», «Трудовое обучение». Все эти предметы легко интегрируются с общеобразовательными предметами, предусмотренными в общеобразовательной школе. Это позволяет всем детям посещать одни и те же уроки.
На второй ступени сложнее выстроить подобную систему работы, так как в соответствии с программами для детей с нарушением интеллекта (С(К)ОУ VIII вида) не предусмотрено изучение предметов «Иностранный язык», «Химия», «Физика» в 5-9 классах. Учебные предметы, которые не предусмотрены специальной (коррекционной) программой для детей с нарушением интеллекта, учащиеся с особенностями в развитии не посещают. В это учебное время этим школьникам рекомендуется посещение уроков трудового обучения в условиях других классов.
Урок в классе, где обучаются совместно обычные школьники и школьники с особенностями в развитии, должен быть отличным от уроков в классах, где обучаются равные по способностям к обучению воспитанники.
Приведем пример структурной организации урока в общеобразовательном классе, где осуществляется совместное обучение детей с нарушением интеллекта (приложение 1).
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль за знаниями и умениями). Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он выстраивается по структуре уроков малокомплектных школ: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с нарушением интеллекта выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление раннее изученного. Затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся с особенностями в развитии: проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал. Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока.
При обучении учеников с нарушением интеллекта в общеобразовательном классе учитель нуждается в адресном дидактическом обеспечении урока и учебного процесса в целом. Обеспечение учебниками и учебными пособиями учеников и учителей ложится на администрацию школы, которая приобретает комплекты учебников по запросу учителей.
Нормы оценок по математике, письменных работ по русскому языку по программе VIII вида даны в приложениях 2, 3.
Учащиеся с нарушением интеллекта могут посещать различные занятия системы дополни