Разновидности хлопания в ладоши
Сейчас мы представим вам несколько приемов, полезных в том случае, если у вас нет помощника, чтобы научить ребенка хлопать в ладоши:
Шаг 1: Повтори Шаг 1 предыдущего раздела «Хлопание в ладоши».
Шаг 2: Как только вы произнесете команду «Сделай это», возьмите руки ребенка в свои и начните хлопать в ладоши его руками. В этом случае вы одновременно с ребенком будете хлопать в ладоши. После нескольких хлопков похвалите его за отличное выполнение задания.
Шаг 3: Ослабление подсказок. Произнесите словесную команду, возьмите руки ребенка и похлопайте вместе один или два раза, потом отпустите и похлопайте сами несколько раз, повторяя «Сделай так». После этого сразу же похвалите ребенка за правильное выполнение хлопков.
Вам нужно продолжать постепенно ослаблять подсказки. Вместо того, чтобы хлопать вместе с ребенком, просто скажите ему словами, возьмите его руки и сложите из в позицию для хлопания. Сразу же после этого сами несколько раз хлопните в ладоши. Если ребенок ответит правильно и хотя бы раз хлопнет в ладоши, сразу же поощрите его, и в следующей попытке постарайтесь еще больше ослабить подсказку. Если же ребенок не захочет хлопать в ладоши, вернитесь к шагу 2.
Шаг 4: Дайте словесную команду и начните сами хлопать в ладоши. Если ребенок не начнет повторять за вами, используйте такую подсказку, как поднятие его рук с колен. Затем, продолжая хлопать в ладоши, произнесите «Сделай это» один или два раза. Если ребенок не ответит вам правильно, вам нужно вернуться на шаг назад и использовать более очевидную подсказку. Таким способом вы сможете эффективно научить ребенка хлопать в ладоши, имитируя ваши движения, без подсказок и вашей помощи.
Когда ребенок начнет правильно имитировать ваши движения (согласно нормам), начинайте смешивать три движения – поднимание рук, дотрагивание до носа и хлопание в ладоши – используйте при этом процедуру случайного чередования. Помните, что ребенок должен правильно имитировать ваши движения, когда вы чередуете их в случайном произвольном порядке. Иначе ребенок может научиться повторять определенную последовательность движений, которую вы ему предлагаете. Таким образом, перед вами стоит двойная задача (в том случае, если ребенок имеет проблемы в имитации этих трех действий). Первое - вам нужно заставить ребенка сосредоточить все его внимание на вас. Второе - вам необходимо контролировать последовательность представления этих трех движений.
После того, как ребенок сможет уверенно имитировать все три движения, выберите 10 новых движений, список мы привели ниже, и начинайте обучать им ребенка. Если какое-то одно из первых трех движений покажется вам сложным для обучения вашего ребенка, и задача окажется непосильной, выберите другие три движения из приведенных ниже. Используйте все ваше мастерства для обучения ребенка, и постепенно ослабляйте подсказки.
К началу
Дополнительный перечень имитационных движений
Постукивание по столу | Дотронуться до коленей |
Встать | Дотронуться до головы |
Потрогать живот | Дотронуться до зубов |
Дотронуться до локтя | Взять предмет со стола |
Топнуть ногой | Дотронуться до языка |
Воздушный поцелуй | Потрогать уши |
Махнуть рукой «пока» | Обхватить себя за плечи |
Поднять руки в стороны | Дотронуться до век |
Поднять одну руку | Повернуться вокруг себя |
Заметьте, что мы не группируем движения, связанные с «головой» (дотронуться до головы, до рта, до глаз, до языка), потому что они выглядят слишком одинаково и могут смутить ребенка. Распределите их подальше друг от друга, и это облегчит ребенку задачу различить эти движения. Постепенно ребенок научится различать движения, которые на первый взгляд кажутся одинаковыми (как например различные движения с «головой»), но этот навык придет позже.
К началу
Имитация мимики и жестов
Некоторые психологи и психиатры теоретизируют на тему того, что важной проблемой для детей с задержкой развития является отсутствие «языка тела» или «чувства себя». Так это или не так, но этот вопрос до сих пор остается открытым, и ответ на него скорее всего дать невозможно. Причина, почему мы должны научить ребенка имитировать выражение лица и жесты в том, что ребенок должен понять и обратить внимание на свое собственное выражение лица, положение тела и жесты. Приемы и упражнения, описанные в этой главе, помогут ребенку понять вас и самого себя, почувствовать свою личность, ощутить себя частицей окружающего мира. Мимика и жесты – это более тонкое и сложное поведение, чем те движения, которые мы рассматривали в предыдущей главе. Поэтому мы не можем начать учить ребенка этому, пока он не научится уверенно имитировать достаточное количество основных движений.
Вероятнее всего начинать работу над мимикой и жестами лучше всего перед зеркалом. Постарайтесь найти достаточно большое зеркало, чтобы вы могли видеть в него и себя и ребенка.
К началу
«Открываем рот»
Шаг 1: Сядьте вдвоем перед зеркалом и постарайтесь, чтобы ребенок сосредоточил свое внимание на вашем отражении в зеркале. Скажите «Сделай это», и откройте широко ваш рот.
Шаг 2: Если ребенок не повторит за вами, подскажите ему. Скажите «Сделай это» и руками помогите ребенку открыть рот. Похвалите его, а после удачной попытки уберите подсказку, чтобы ребенок смог уверенно, повторяя за вами, открыть рот.
Шаг 3: После того как ребенок научится имитировать открывание рта перед зеркалом, начинайте учить его в положении лицом к лицу. Скажите «Сделай это» и сами широко откройте рот. Если ребенок не повторит за вами сразу же, воспользуйтесь подсказкой из предыдущего Шага 2. Постепенно откажитесь от подсказки, если увидите, что ребенок может уверенно повторять за вами.
После того, как ребенок научится открывать рот, начинайте обучать его любому из движений, приведенных ниже. Начинайте это делать перед зеркалом, а потом переходите в положение лицом к лицу. Обучайте ребенка таким же методом, как вы учили его имитировать основные движения. В этом случае вы сможете помочь ребенку развить навыки и постепенно отказаться от подсказок; это приведет к тому, что ребенок постепенно начнет уверенно имитировать ваши действия без подсказок. Помните, что повторять движения вы должны в произвольной последовательности, чтобы ребенок не смог запомнить просто порядок движений и выполнять задания механически.
Дополнительный перечень движений, которым вы можете научить ребенка перед зеркалом, а затем в положении Лицом-к-лицу
Улыбка | Нахмуриться |
Причмокивание губами | Надуть губы (выпятить нижнюю губу вперед) |
Помотать головой «нет» | Кивнуть головой «да» |
Надуть щеки и выдохнуть воздух | Прикусить губу |
Сморщить губы | Поворачивание головы из стороны в сторону |
Чистить зубы | Подмигивание |
Высунуть язык |
Помните, что ребенок должен уметь имитировать каждое новое движение вперемешку с выученными раньше, прежде чем вы начнете можете вводить в работу следующее движение.
К началу