Глава 5. Ребенок входит в подростковый возраст: ужасные отношения, чудовищный язык, как оставить его одного дома, и многое другое
У родителей часто возникают сложности, когда они используют мой метод для воспитания детей переходного возраста. В этом случае нелегко «определить и описать» конкретное нежелательное поведение. Родителей таких детей обычно беспокоят интонации и манеры ребенка. Они жалуются на обидчивость, вспышки гнева, приступы мрачного настроения и постоянное демонстративное пренебрежение. Все это периодически приводит к проблемам и конфликтам. Родителям все время кажется, что ребенку грозит опасность. Они видят, что сегодняшняя вспыльчивость, плохое настроение и неверно интерпретированная независимость скоро перейдут в полномасштабную революцию: невыполнение просьб; неудачное и, возможно, необратимое изменение внешности; приобретение странной одежды; круглосуточный сарказм и наигранное удивление в ответ на любые обращения. В этот период подросток, кажется, считает секунды, чтобы навсегда покинуть непереносимое общество своей семьи.
Родители подростков приходят ко мне на консультацию и говорят о том, что дети выходят из‑под их контроля и живут в атмосфере презрения к окружающим. При этом дети обладают какой‑то извращенной гордыней. «Она смеется над нами, – говорят родители. – Нет, даже хуже. Она только делает вид , что смеется, да еще с издевкой». Иногда родители мрачно отмечают: «Нельзя сказать, что он прямо перечит нам – пока – но бормочет себе под нос всякие гадости. Сначала мы наказывали его за это, но нам приходилось делать это постоянно. У нас был не дом, а поле боя. Теперь мы просто не обращаем внимания на его бормотание».
Родители не просто задеты за живое – они доведены до точки . Я часто слышу: «После всего, что мы сделали… Мы не заслужили такого обращения». Да, они возили детей в гости, на мероприятия и тренировки; покупали одежду (чтобы ребенок выглядел прилично и его не забрали в полицию); платили за уроки музыки, танцев и пр. Родители пытались всегда быть на связи. Старались понять и простить. После всего этого ребенок не имеет права так себя вести! Родителей раздражает, что их подросток требует взрослого обращения с собой, а сам поступает как эгоист. В 12 дочь делает вид, что ей 22, а ведет себя как 7‑летняя.
На самом деле вы не должны обращать слишком много внимания на такое поведение. Если вы будете наказывать за каждое проявление неуважения, невыполнения и т. д., то лишь усугубите ситуацию. Лучший способ изменить отношение ребенка к вам – это исправить его поведение, и мы знаем как. Я говорю обиженным родителям: забудем об уязвленной гордости. Попробуйте мой метод в течение недели‑двух. Для начала разбейте «неуважение» на серию действий, с которыми можно работать. Неуважение – абстрактное понятие, а мы можем реально повлиять на конкретные вещи.
Отвлечемся от оскорбленного самолюбия («После всего, что для него сделал…») и от соблазна отомстить. Если бы постоянное наказание действительно помогало исправить поведение, я первый рекомендовал бы вам наказывать. Но это бесполезно. На самом деле даже жесткое и грубое наказание, в том числе то, что закон рассматривает как жестокое обращение с детьми, приводит к росту агрессии со стороны ребенка. Ваш родительский альтруизм требует, чтобы вы отстранились от собственных чувств и взглянули на поведение как на стратегическую проблему. Я говорю о том альтруизме, благодаря которому вы даете ребенку кров и пищу, средства передвижения и свое внимание независимо от того, как он к вам относится.
Взгляд в будущее
Я очень сочувствую родителям, переживающим трудный период взросления ребенка. Поверьте, я встречал в своей практике самых чудовищных подростков на свете. Но вот несколько соображений, которые помогут вам более оптимистично смотреть в будущее.
Во‑первых, подростки не всегда оправдывают свою дурную репутацию. Исследования показали, что большинство детей спокойно переживают подростковый возраст и не дают повода для беспокойства родителям. Кроме того, те же исследования подтверждают, что родители могут сделать многое для склонения весов в свою пользу: показать ребенку хорошие семейные отношения, помочь принять правильные ценности и взгляды и т. д. (Мы вернемся к этому вопросу в конце книги.) Естественно, когда ребенок борется за свою независимость, сложно обойтись без конфликтов, но с этим можно справиться, не прибегая к чрезвычайным мерам.
Во‑вторых, вы можете подумать, что подростковый возраст – это конкретный период человеческой жизни.
Нет. Не думайте, что ребенку на роду написано потерять разум и контроль в определенном возрасте, а потом вернуться в «человеческое» состояние. Все не так, переходный возраст не связан с датами. В 1980‑х на одной конференции мы с коллегами часами спорили, как правильно определить этот период жизни, и остановились на том, что подростковый возраст начинается в 10 лет (когда наступает раннее созревание) и продолжается до того момента, когда человек начинает жить самостоятельно (заканчивает школу, уезжает в колледж или живет дома, но работает и т. д.). Существуют огромные индивидуальные различия. Один 11‑летний ребенок только‑только начинает входить в этот период, а другой уже давно выглядит как подросток. Один и тот же ребенок может быть взрослым в одних ситуациях и совершенным дитятей в других. Стало ясно, что термины «предподростковый» и «подростковый» почти завели обсуждение в тупик[6]и что невозможно установить жесткие возрастные рамки этих периодов.
Что с ними?
Я думаю, предподростковый и подростковый возраст следует рассматривать как открытые стадии формирования личности, которые состоят из дискретных и перекрывающихся изменений. Некоторые изменения очевидны: это половое созревание и «вылет из гнезда» (ребенок больше времени проводит вне дома). На ребенка все большее влияние оказывают сверстники, друзья и другие взрослые, помимо родителей. Но изменения происходят и в головном мозге ребенка. Развиваются и созревают системы мозга, которые отвечают за принятие решений, планирование и мышление, и это оказывает влияние на то, как человек общается с миром. Подростки часто ведут себя вызывающе, что, возможно, связано всего лишь с изменением функций мозга. Но, как показывают исследования, поведение подростков в значительной степени связано с общением со сверстниками, которые испытывают те же изменения.
Переходный возраст, естественно, влияет на жизнь всей семьи. В таблице я привел некоторые «ключевые» точки, которые нужно иметь в виду:
Единственный способ избежать такой перестройки организма ребенка – сбежать из дома. Я серьезно. По статистике, наступает самый рискованный период для семейной пары, когда дети входят в переходный возраст (хотя, к моему стыду, ученые еще не провели исследований, чтобы выяснить причину и следствие; развод и подростковый период могут совпасть с кризисом среднего возраста у взрослых). Обычно родители думают, что ребенок – это то, что записано в левой колонке таблицы, пока «предподростки», дети в раннем подростковом возрасте, не познакомят их с особенностями, записанными в правой колонке. Это происходит неожиданно: ребенок только что не мог сам сходить в туалет, а теперь имеет обо всем свое мнение, причем ясное, уверенное и непоколебимое.
Поэтому, прежде чем рассмотреть конкретные проблемы поведения, взглянем на переходный возраст с точки зрения родителей.
Для начала скажу, что многие проблемы, описанные в главе 4, в переходном возрасте продолжаются и развиваются. Родители теряют контроль и власть. Публичные сцены становятся серьезнее и вызывают большее расстройство и смущение у родителей, по мере того как дети все чаще выходят из дома. Кроме того, теперь за ребенком просто не уследить. Няни уходят в прошлое, и ребенок, оставшийся один дома, может причинить семье больше неприятностей, особенно если дома есть опасные или нежелательные вещи (оружие, алкоголь, сигареты). Возможно проявление разрушительного поведения. Если подростку что‑то «не по нутру», он может портить вещи и даже ранить себя и вас.
Школа приобретает особенное значение. Ребенку полагается учиться более усердно, чем раньше, и на нем больше ответственности. Но он может совершенно не интересоваться учебой. Он все больше занят отношениями со сверстниками, и это занимает львиную долю его времени. Родители будто утратили авторитет. Раньше ваша похвала значила больше, чем вещественная награда за хорошее поведение. Теперь же, когда ребенок стал подростком и начал приобретать независимость, похвала потеряла свою ценность, потому что идет от вас. Ребенок хочет все меньше зависеть от вас, полагаться на вас и поэтому отвергает то, что вы предлагаете – не только положительные стимулы, но и «некондиционную» (не «крутую») любовь, модель правильного поведения и мораль и др.
Естественно, вы гораздо нужнее ребенку, чем когда‑либо: пока он познает мир и учится взаимодействовать с ним, вы, ваша любовь и стабильность, остаетесь «тихой гаванью», в которую всегда может «причалить» потерпевший крушение. Тем не менее все большая независимость ребенка и то, что он все меньше считается с родителями, вызывают ощущение потери. Но это временно (родители обычно чувствуют, что ребенок «возвращается», когда переходный период заканчивается), и вы всегда можете постараться исправить ситуацию. Например, вы можете обнаружить, что положительные стимулы все еще имеют вес, хотя ваша похвала и обесценилась. Это будут иные положительные стимулы, связанные с окружающим миром: поход с друзьями в кино, в развлекательный центр или в пиццерию, «вечеринка в пижамах» и т. п.
Но вас подстерегают и другие «минные поля». По мере «преображения» вашего ребенка у вас будет все больше поводов для придирок, выговоров и диктата. Внезапно вы обнаружите, что все чаще произносите: «В твоем возрасте я…» Если вы склонны читать 13‑летнему ребенку лекции о добре и зле, то, скорее всего, наступите на одну из мин.
Если вы склонны читать 13‑летнему ребенку лекции о добре и зле, то, скорее всего, наступите на мину.
«Начинающий» подросток может оставаться ребенком в одних вопросах и показать себя взрослым в других. Вы можете еще не столкнуться с проблемой секса и наркотиков – хотя 10–12‑летние дети уже могут интересоваться этим – но это все не за горами. Перемены настроения, вялость и чрезмерная энергичность меняются день ото дня, и родители боятся, что перемены могут быть связаны с наркотиками. Конечно, наркотики нельзя исключать, и родители должны контролировать ребенка в этом смысле. Однако раздражительность и резкие перемены характерны и для мальчиков, и для девочек. Мальчики часто становятся агрессивными, девочки же, наоборот, впадают в депрессию и переживания по поводу своей внешности. Но мальчиков тоже волнует внешний вид: взрослые мужчины иногда признаются, что принимали стероиды в старших классах. В целом и мальчики, и девочки становятся более чувствительными к вещам, которые раньше не имели для них никакого значения.
Исследования показывают, что поведение девочек и мальчиков существенно различается. Девочки, которые по сравнению со сверстницами раньше развиваются физически, чаще страдают от заниженной самооценки и неудовлетворенности собственной внешностью и вообще относятся к себе скептически: «Я это не смогу», «Я так не умею», «Это моя вина». У мальчиков же те, кто созревают раньше, больше уверены в себе и более популярны среди сверстников. Другие исследования говорят о том, что девочки чаще склонны винить себя, даже в тех вещах, где их вина невозможна в принципе. Мальчики – нет: «Я не виноват», «Я не хотел, ты сам напросился» и даже «Мама и папа вынудили меня украсть этот компакт‑диск, потому что не позволили потратить на него мои собственные деньги».
Кроме всего прочего, новое состояние ребенка вызывает даже небольшие трагедии (хотя не стоило бы говорить «небольшие», когда речь идет о подростках): «Я нигде не могу показаться с этой прической/в этой одежде», «Я подведу команду», «Он даже не взглянул на меня», «Меня никто не понимает и не разрешает играть в “Танчики”» и т. д.
Смещение границ
Дети в переходном возрасте начинают «пробовать на прочность» прежние ограничения и бороться за свободу. Это нормальное состояние развивающейся личности, путь к самостоятельности, но оно вызывает массу конфликтов. Споры начинаются с бытовых вещей (одежда, манеры, косметика), и это лишь надводная часть айсберга. У вашего ребенка формируется новый «набор» желаний и потребностей, который родители просто не могут воспринимать всерьез: туфли со стразами, супердиета или тренажеры.
Вы скорее всего заметите еще кое‑что: ребенок не просто вас не слушает (к этому вы уже начинаете привыкать), но прислушивается к мнению других людей. Причем это мнение приходит из источников, с которыми вы не всегда можете согласиться. Внезапно сын или дочь начинают цитировать друзей, их родителей, спортсменов, рэперов и т. д. – такое ощущение, что в сравнении с ними вы вообще ничего не понимаете в жизни. И вы внезапно оказываетесь втянутым в дискуссии на самые разные темы, в том числе о будущем ребенка. Он не может утвердить свою независимость иначе, чем шокировать вас своими взглядами на собственное образование и карьеру.
Вам кажется, что ребенок теряет остатки здравого смысла. Да, это так, но это тоже нормально. «Нормально» (и встречается нередко), что ребенок все чаще ведет себя дерзко и вызывающе. Такое поведение характерно даже для детей, которые раньше считались «положительными» (и которые снова станут такими со временем). И девочки, и мальчики склонны к девиантному поведению[7]: экспериментируют с курением, алкоголем, наркотиками, вступают в интимные отношения. Они даже могут совершать правонарушения: драться, воровать, портить чужую собственность. Когда 5‑летний ребенок в магазине положит в карман шоколадку, родителям просто становится стыдно; когда то же самое делает 13‑летний, вы можете обнаружить его в полиции. По статистике, более 50 % мальчиков и 20–35 % девочек совершают хотя бы один акт правонарушения, и чаще всего это вандализм и мелкое воровство. Случаются и более серьезные правонарушения: употребление алкоголя, проституция и прогулки в ночное время.
Даже самые послушные дети могут время от времени прогуливать уроки, превращать «вечеринку в пижамах» в ночные путешествия по городу, пробовать на прочность запреты на изменение внешности (если дикая прическа «покатит», то как насчет пирсинга или татуировки?) или пропадать в виртуальном мире. Однажды ко мне обратилась мама, 11‑летняя дочь которой сделала без спросу татуировку. Некоторые подобные действия могут просто раздражать, но другие вызовут проблемы и будут просто опасными. Возможно, у вашего ребенка и его сверстников в переходном возрасте не будет возможности раздобыть алкоголь или ключи от машины. Но они могут сесть в машину со старшими товарищами, уже употребляющими алкоголь. Детей сложно изолировать от мира.
Даже если вы разрешаете что‑то, установите жесткие ограничения и санкции за их нарушение. Вы можете четко определить абсолютно недопустимое, например: «Мы не разрешаем тебе делать татуировки и пирсинг везде, кроме ушей. Если хочешь, мы вернемся к обсуждению этого вопроса, когда тебе исполнится 16». Подростку необходим риск, и вы должны принять это. Исследования показывают, что дети, которые никогда не вели себя дерзко и вызывающе, будучи подростками, демонстрируют такое поведение позже, и в более жесткой форме по сравнению с теми, кто лишь слегка экспериментировал. Иначе говоря, пробовать – это нормально. Ладно, на какое‑то время вы запретили татуировки. Но как быть с прогулами? Конечно, с этим мириться нельзя. Но вы должны по‑разному реагировать на прогулы и, скажем, на гвоздь в языке.
Если ребенок хочет выразить себя в непривычной одежде или прическе, подумайте, не разрешить ли это – подобные вещи быстро проходят. Вы не можете запрещать все подряд. Там, где есть возможность компромисса, используйте ее. (Иногда просто смешно слышать, как родители до хрипоты спорят с дочерью о том, сколько именно косметики можно использовать.) Если ребенок рискует оглохнуть от своей музыки, вы можете установить ограничение для времени прослушивания записей на полную мощность.
Даже если вы разрешаете что‑то, установите жесткие ограничения и санкции за их нарушение.
Кроме того, обратите внимание на друзей своего ребенка, которые играют теперь более важную роль, чем когда‑либо. Друзья могут спровоцировать его на нежелательное поведение, а последствия окажутся весьма неприятными. Даже за «нормальными» подростковыми шалостями нужно присматривать, иначе ребенок может, например, попасть в полицию, а то и «заработать» исключение из школы, обучение в спецучреждении и т. п. Вам нужно все время быть поблизости, вовлекать ребенка в семейные дела, а еще лучше – приглашать в дом его друзей.
Например, девочки часто ходят с подружками в торговые центры. Но иногда такие походы заканчиваются у кого‑нибудь дома, что не всегда желательно. Будьте начеку; не оставляйте ребенка без присмотра, контактируйте с другими родителями. Если у вашей дочки есть мобильный телефон, вы можете разговаривать с ней, пока она бродит по торговому центру. Но не забудьте сказать ей, что причина контроля – ваше беспокойство и любовь к ней, что вы доверяете ей и ее друзьям, но хотите знать, что происходит. Конечно, девочке‑подростку это может не понравиться, но такова жизнь.
Вас может раздражать компания друзей вашего ребенка, но лучше присматривать за ними, чем мириться с длительным отсутствием ребенка дома. Иногда это значит, что приятели вашего сына болтаются у вас дома в воскресенье, обедают, общаются на непонятном языке, обсуждая способы уничтожения врагов в компьютерной игре. Да, порой даже придется утирать сопливые носы. Что ж, улыбайтесь, будьте тактичны и приветливы, будто приятели вашего сына – ваши лучшие друзья; периодически напоминайте себе, что все это временно и скоро закончится.
Семейные ценности
Родителям сложно смириться с тем, что их власть над ребенком ослабевает день ото дня, и это в самый опасный период его жизни. Но существует еще один способ влияния на дитя, не такой явный: это пример взаимоотношений и семейных ценностей, которые ребенок мог видеть на протяжении многих лет. Очень важно, какие отношения были у вас с ребенком раньше и как вы общаетесь с ним теперь. В этом может быть спрятан ключик к нынешней жизни ребенка. Если вы годами ворчали, придирались, кричали и наказывали, именно сейчас проявится результат такого обращения с ребенком. Он будет избегать вас и вычеркнет из своей жизни.
С другой стороны, именно в переходном возрасте вы пожнете плоды хорошего воспитания, т. е. того, что вы делали правильно. Никогда не поздно воспитывать. Важно, чтобы вы не прекращали вовлекать ребенка в семейные дела и демонстрировали настоящие ценности. Это поможет пережить даже самый сложный подростковый период. Показывайте, рассказывайте ребенку, как важно ходить в школу, делать уроки и выполнять домашние обязанности; организуйте семейные обеды, совместные поездки и занятия, помогайте другим. Исследования показывают, что дети, воспитанные в духе таких ценностей, имеют лучшие шансы на будущее: это как вакцинация против «подростковой лихорадки». В исследованиях детям предлагали программы, основанные на таких ценностях, а через несколько лет смотрели, что с ними произошло. Эти дети меньше прогуливали школу, употребляли алкоголь и совершали правонарушения, чем их сверстники.
Именно в переходном возрасте вы пожнете плоды хорошего воспитания, т. е. того, что вы делали правильно.
В каждой семье свой подход к воспитанию, и любые примеры, которые я могу привести, будут неполными. Родители могут вместе с детьми ходить в бассейн по субботам или в кафе по воскресеньям. Не обязательно что‑то делать всей семьей – папа может объединиться с дочерью, а мама – с сыном. Это могут быть семейные праздники, совместные занятия музыкой, спортом, общее хобби, волонтерство, чтение и обсуждение книг. Учите ребенка, что читать – это интересно, и не придирайтесь! Если в вашей семье не принято читать, обсуждайте новости, покупайте интересные журналы и предоставьте ребенку возможность высказать свое мнение. Поощряйте его интересоваться чем‑либо и помогайте ему развить интерес.
Прочитав этот список, некоторые родители могут сказать: это все ребенку не понравится. Да, с точки зрения вечно недовольного 13‑летнего подростка, так и есть. Но продолжайте заниматься сами и привлекать его. Должно быть занятие, которое его привлечет. Постарайтесь придумать такое и для его друзей – это поможет вам укрепить связь с ним и удержать в семье. Разрешайте приглашать и сами приглашайте к обеду одного‑двух его друзей или ходите с ними на стадион, на пляж и т. п.
Ищите возможности для разностороннего развития ребенка. Пусть он занимается спортом, музыкой, готовит вместе с вами или делает что‑то еще. Продолжайте занятия, но предоставьте ребенку выбор увлечений. Если ему нравится музыка, возможно, он захочет попробовать разные музыкальные инструменты или научиться петь. (Этот тот возраст, когда ребенок неохотно посещает уроки фортепиано или скрипки, но ни за что не откажется поиграть на электрической гитаре или барабанах.) Помимо развития личности, такие занятия требуют определенной ответственности. Ребенок может одновременно приобрести и другие полезные навыки.
Не скупитесь в вопросах, связанных с семейными занятиями и другими видами желательного поведения. Если новый велосипед или дорогие краски послужат развитию личности ребенка и приведут его в хорошую компанию и у вас есть деньги, – это лучшее вложение. И наоборот, старайтесь не тратить деньги на занятия, которые могут спровоцировать у ребенка девиантное поведение: жестокие фильмы, видеоигры и т. п.
Роль родителей в это время исключительно важна. Старайтесь проводить время с ребенком, даже если ему не нравится ваше присутствие. Всегда будьте рядом, откликайтесь на просьбы и попытайтесь что‑то делать вместе каждый день. Лучше всего организовать совместные поездки по делам, например, за продуктами. Даже поездки на занятия и с занятий можно провести с пользой, например, поговорить о чем‑то важном. Это прекрасное время для обсуждения сложных тем (секс, наркотики и т. д.).
Искусство компромисса
Подумайте, в каких вопросах вы можете уступить ребенку и какие запреты останутся непреложными. Напишите список и посмотрите, как дополнить раздел разрешений. Старайтесь предоставить ребенку большую свободу действий во второстепенных вопросах, например, в выборе стиля одежды или в бесконечных разговорах по телефону. Рассматривая потенциально конфликтные вопросы, спросите себя: «Будет ли это иметь значение через 10 лет или быстро забудется?»
Следует понимать разницу между рассудительностью и твердостью в выполнении правил и назначении наказаний. Может быть, вы хотите настоять на своем, но чувствуете, что лучше уступить. Если вы говорите себе: «Я раньше не разрешал этого и теперь не позволил бы», – особенно перед тем, как наказать ребенка, сделайте паузу. Не исключено, что пришло время изменить правила. Старайтесь лавировать. Бывает, что отношения с ребенком превращаются в битву за власть, которая почти всегда приведет вас к поражению. Как ни странно, но следует быть благоразумным и склонным к компромиссам, особенно когда вы пытаетесь контролировать ребенка. И не путайте компромисс со слабостью – это разные вещи.
Умейте отступить и вернуться к переговорам в более подходящее время. Уходя, постарайтесь удержаться и не бросить «словесную гранату», например: «Я не могу разговаривать с тобой, когда ты ноешь, как сопляк, и говоришь глупости». Под влиянием эмоций вы можете наговорить массу вещей, которые расстроят или рассердят ребенка. Если вы так поступите, то получите в ответ неуважение и пренебрежение с его стороны.
Важное правило: уместная похвала всегда более действенна, чем наказание. Например: «Мне нравится, как ты сегодня вел себя. Ты пришел и спросил разрешение. Это говорит о том, что ты умеешь думать и планировать».
Вы можете заскучать по тем дням, когда все проблемы с ребенком ограничивались походом в магазин, уборкой комнаты и использованием столовых приборов. Это тоже здорово, но такова жизнь.