Характеристика будущего школьника
Наш сын подрастал. Он менялся. Уходили в прошлое капризы и истерики. Но я не скажу, что становилось легче. Необычайно подвижный и чрезвычайно любознательный, он постоянно крутился, что-то спрашивал, рассказывал, подбрасывал, катил... Без конца экспериментировал.
Сколько нервов потрачено из-за чрезмерного интереса маленького исследователя к зажигательным свойствам спичек и зажигалок! Я не стану рассказывать о подожженной бумаге, деревяшках и свечках — это слишком элементарно. Чаще сын проверял, натуральная ли кожа на папином ремне или тетином пальто, поджигал всевозможные дезодоранты. Бог миловал, все обошлось без трагедий.
Однажды он обнаружил на вешалке в коридоре дедушкино драповое пальто. Во внутреннем кармане лежали документы и сложенная газета. Я подоспела вовремя: сгорело только полгазеты. И дедушка до сих пор не знает, отчего расплавилась нейлоновая подкладка у кармана. Подобным экспериментам и шалостям не было числа.
Логическое мышление всегда помогало сыну понять ход моих мыслей после очередной проделки. «Бить будешь? » — спрашивал он, когда я снимала с ноги шлепанец (где-то я вычитала, что рука бьет всего больнее). Конечно, он убегал, защищался, вопил, но никогда надолго не обижался, потому что прекрасно понимал: попало за дело. Спустя много лет он мне скажет: «А правильно, что ты меня била (шлепала по предназначенному месту). Только так из меня мог получиться хороший человек!»
А пока «хороший человек» походил на юлу, которую раскручивал в детстве. Когда я с ним занималась, у меня буквально рябило в глазах: столько раз он успевал почесаться, наклониться, повернуться, что-то поднять и бросить, покатать машинку. И все это резко, быстро. Добавьте еще к этой характеристике его очень громкий голос.
Лет до 10-12 мы ни разу спокойно не посидели за столом. Мало того, что он каждую секунду что-то спрашивал или рассказывал и приходилось напрягаться, чтобы понять и ответить,— ни один завтрак или обед не обошелся без опрокинутой посуды. Наказывать? Но сделал-то не умышленно.
Когда я поручала ему помыть посуду (нужно ведь научить), то мысленно прощалась с тарелками и чашками.
Как-то он гостил у моей сестры. За вечер испортил два электроприбора (включил не туда, куда нужно), а будильник зазвенел у них в 3 часа ночи: мальчик заботливо завел его. О его проделках я, обычно, узнавала через некоторое время, например, за столом в день рождения, когда вспоминают все «смешное».
Каждое новое слово, предложение, какая-нибудь творческая мазня воспринимались нами как праздник. Сын увлекался комиксами (тем, где много нарисовано, но мало написано). Бывало, сделает очередную шалость (больше подходит гадость) и выдаст какой-нибудь комментарий из комикса. И запомнил же наизусть такую фразу, а главное — к месту сказано. Я его в этот момент расцеловать готова. Но шалость есть шалость! В душе все ликует (сколько слов новых! в нужных падежах!), а я брови нахмурю и отчитываю. Однако наш умник с детства был психологом и «читал» меня не хуже, чем я — его. И тогда, чтобы закрепить свою победу, выдавал еще что-нибудь.
Наверное, меня с трудом понимают родители слышащих детей. А нам каждое слово давалось с таким огромным трудом: показали предмет, подложили табличку, прочитали, сто раз повторили, чтобы запомнил и начал пользоваться в жизни.
Идет обычный ребенок с мамой, и она ему рассказывает, рассказывает. А я шагаю рядом и завидую до слез. По дороге ничего не могла подробно объяснить, ведь наши разговоры — спектакли с пантомимой и жестами. Поэтому я с детства приучала сына: на улице — самое необходимое, подробно — дома. А дома надо отставить все дела, сесть напротив друг друга и, призвав на помощь всю свою сообразительность и актерское мастерство, попытаться донести новое до его понимания.
Без эмоций и актерского мастерства значение многих слов глухому ребенку невозможно передать. Возьмем определение «интересный». Понятия «интересная книга», «интересный фильм» — можно довольно быстро объяснить. Но ведь это же прилагательное применяется и в сочетании со словом «человек», например. И опять-таки: человек может быть внешне интересен, и интересен в смысле общения. Тут уж так легко не отделаешься. Всего одно слово, а работы — на несколько часов (только для объяснения).
Нужно не только выучить слово. За каждым из них у ребенка должно возникать реальное представление; поэтому самое сложное — сформировать представление о предмете. Это сложно, потому что у глухих детей разделено: слова на табличках и реальный огромный, непонятный мир. Реальный мир он воспринимает как нечто обособленное от наших занятий, а значит, второстепенное, менее существенное.
Как соединить в понимании глухого человечка существительное с определением (какой это предмет?)? Мы ходили по всей квартире и щупали все подряд (так ему казалось, а на самом деле только то, что требовалось и доступно на сегодняшний день, на данном периоде развития). Обязательно с блокнотиком, который всегда был при мне, где бы ни находилась с сыном. Записываем: деревянный стол, стеклянный стакан, железная вилка. Позднее: деревянный, твердый, полированный стол; мягкая пуховая подушка; стеклянный, хрупкий, прозрачный стакан. Привыкнув, что поначалу к каждому существительному подбирали только одно определение, ребенок поражался, что определений, оказывается, может быть много.
Наречия. Представьте себе, что вам нужно объяснить глухому малышу значение слова «впрочем». Стоит оно посреди предложения, ни с каким словом не связано. Вопросительные глазенки смотрят на тебя, и порой заходишь в тупик, не знаешь как доходчиво объяснить. И таких слов десятки. Поэтому многие слова мы вначале объединяли по значению и заменяли одним подсказывающим жестом, только нам понятным. Например, при словах: точно, правильно, наверняка, верно — мы энергично рубили ладонью воздух.
Сын читал, задавал много вопросов и умничал на каждом шагу. Ежедневно случались всевозможные курьезы. Однажды во время прогулки увидели мотороллер. Папа начал объяснять новое слово и писать его на песке. Сын не соглашается, пишет в ответ несуразицу — «невелик мопеда». Так и не поняв друг друга, пришли домой и стали разбираться. Наш грамотей в доказательство того, что он прав, показывает книжку. А там под картинкой написана фраза, что-то типа «...если груз у мопеда не велик...» Он и сделал вывод, что на картинке изображен «невелик мопеда».
Развивая у малыша мышление, интеллект и речь (сколько бы процесс обучения ни занимал времени), никогда не забывайте, что ребенку важно познать и другие грани жизни. Одна из них — общение с животными.
Дочка с самого раннего возраста безбоязненно подходила к любой собаке, чтобы погладить. А сын боялся не только собак, но и кошек. Когда он был один, то убегал в страхе от самых ласковых и безобидных четвероногих. Шагая же рядом с нами за руку, как бы в отместку за свою трусость старался пнуть их ногой. Конечно, нас такое поведение огорчало.
Мы решили подружить его с животными. Сначала в квартире появились рыбки, потом — хомячки. За рыбками в аквариуме с удовольствием наблюдали. Хомячки тоже были очень забавными. Потом у нас поселилась уютная и пушистая кошечка.
Глухой ребенок растет в довольно узком кругу, и постоянное соприкосновение с животными помогает заполнить вакуум от нехватки общения. Животные помогают детям познавать окружающее, узнать цену дружбе. Со своим четвероногим любимцем ваш ребенок никогда не почувствует себя ущербным, не таким, как все. Он будет гордиться, что у него есть верный друг, в отличие от многих людей прекрасно понимающий его речь.