Символическая оценка настроения после мероприятия.
Например, предлагается зафиксировать свое настроение, опустив жетон в один из пакетов со следующими рисунками:
а) светит солнце;
б) сквозь тучи пробиваются лучи солнца;
в) идет дождь.
Символическая оценка используется не во всех случаях, так как есть такие формы работы, в которых важно оценить не эмоциональное состояние, а их полезность и важность. В ряде случаев эмоциональная оценка не является критерием эффективности мероприятия. (Например, это серьезный и сложный разговор, дискуссия, которые могут побудить к осмыслению, переживанию, но при этом эмоциональное состояние может быть противоречивым, неоднозначным. )
6. Отдаленная оценка формы работы.В конце года учащимся, родителям предлагается вспомнить все дела, в которых они участвовали или которые организовали в коллективе, и оценить их с помощью цветограммы, шкалы, словесно. У детей и родителей есть возможность оценить эти дела в сравнении, а классному руководителю остается проанализировать результаты оценок и выявить наиболее эффективные средства.
Важным показателем эффективности любого дела (мероприятия) является последействие, то есть когда в процессе проведения очередного дела, подведения его итогов рождается новая идея, система действий по ее реализации или новое дело.
Об эффективности формы работы можно судить по тому, как участники включились в анализ, насколько глубоко и сущност-но они характеризуют проделанную работу на этапе подготовки и осуществления мероприятия.
Перед коллективным анализом формы работы очень важно оценить результативность (как дело повлияло на каждого ребенка и отношения детей), а также знать мнение учащихся об эффективности используемых приемов и средств в ходе проведенного мероприятия.
Эффективность форм работы изучается для того, чтобы классный руководитель мог внести коррективы в последующие действия, в организацию очередных дел с учетом поставленных целей и задач, постоянно отслеживать результаты своей работы.
§ 16. Какие требования необходимо соблюдать при изучении эффективности работы?
Об эффективности работы классного руководителя можно судить по динамике результатов, характеризующих предыдущее и нынешнее состояние педагогического процесса.
Вряд ли возможно и целесообразно стремление изучить этот процесс с учетом всех показателей. Отбор критериев, показателей и соответственно методик исследования ведется с учетом конкретных условий и тех задач, которые решаются коллективом и классным руководителем в данный период. При этом, безусловно, некоторые критерии и методики используются ежегодно, чтобы с помощью метода сравнения можно было бы определять результаты и оценивать эффективность педагогической работы.
Необходимо стремиться к тому, чтобы изучение состояния
и результатов работы классного руководителя органично вписывалось в педагогический процесс, чтобы диагностическая деятельность носила воспитывающий характер и способствовала решению педагогических задач. Диспут, коллективный анализ, самоанализ не только интересны и полезны для школьников, но и при правильной педагогической инструментовке дают объективную информацию о состоянии воспитательного
процесса.
Если изучение ведется открыто, например при анкетировании, классный руководитель предварительно разъясняет его полезность для самих опрашиваемых, для улучшения дальнейшей работы в классе, показывает важность откровенного и заинтересованного отношения детей, родителей, учителей при ответах на поставленные вопросы, В этом случае полезно познакомить опрашиваемых с результатами исследования. Итоги сообщаются в интерпретированном, обобщенном, систематизированном виде, без указания авторов того или иного мнения. Знакомство с итоговой информацией может быть завершено обсуждением и разработкой путей решения выявленных недостатков, проблем.
При проведении диагностического исследования необходимо соблюдение педагогического такта. Недопустимо' без согласия автора публичное оглашение ответов на вопросы анкеты или беседы, сообщение результатов, которые унижают достоинство отдельных учителей или школьников.
При исследовании результатов и эффективности работы необходимо использовать не одну методику, а их систему, в кото-
рой методы дополняли бы друг друга и подтверждали объективность, достоверность результатов изучения. Методики должны по возможности представлять собой обычное учебное или воспитательное средство, подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, родителей, специфики коллектива и взаимоотношений в нем.
В ряде случаев при проведении изучения важно исключать влияние испытуемых друг на друга. Это может быть обеспечено заполнением персонального опросника, анкеты. Педагог подчеркивает важность независимости мнений при изучении проблемы.
Необходимо также учитывать, что применять некоторые методики может только специалист или незнакомый для опрашиваемых человек, чтобы нейтрализовать влияние или порой даже давление знакомого педагога на испытуемых.
При изучении эффективности работы классного руководителя особенно важно предусмотреть возможность как качественного, так и количественного анализа полученных данных. Целесообразно в этом плане продумать конкретные показатели, способы их фиксирования, математическую обработку. Поэтому методики должны быть достаточно простыми и не требовать громоздких процедур для обработки и интерпретации полученных результатов. Полезно составить специальные таблицы, доступные для восприятия детей и взрослых, где ежегодно фиксируются основные, наиболее важные данные «срезовых» исследований.
Объективность информации, ее сравнение возможны в том случае, если обеспечивается систематичность изучения результатов и эффективности работы классного руководителя. В дан-• ном случае это означает:
а) проведение «срезовых» исследований в одно и то же время учебного года;
б) соблюдение определенной периодичности изучения (одни показатели целесообразно фиксировать при проведении каждой формы работы ежемесячно, другие — два раза в год, например в октябре и апреле.
в) обеспечение преемственности в использовании диагностического инструментария исследования.
Систематичность изучения эффективности работы предусматривает его плановость, которая помогает соблюдать чувство меры в организации исследований в коллективе, чтобы не перегружать школьников и их родителей анкетами или выполнением каких-то заданий. В противном случае может снижаться
объективность получаемой информации. Нам кажется нецелесообразным проведение анкетного опроса учащихся и родителей, учителей класса более 2 раз в году. Полезно составить план изучения эффективности работы в классном коллективе, структура которого может быть следующей (таблица 9).
Таблица 9
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Что изучить | Методика (методы) изучения | Дата | Ответственный |
Сложность изучения эффективности работы классного руководителя требует проведения опроса по одной и той же проблеме со всеми участниками педагогического процесса: учителями класса, учащимися, родителями. Степень сходства их суждений, мнений, оценок обеспечивает большую объективность информации и выводов.
При отборе содержания и способов изучения состояния и результатов работы важно учитывать, что большинство методик позволяет зафиксировать не один, а несколько показателей. Так, при составлении «срезовых» анкет включаются вопросы на определение психологической атмосферы в коллективе, взаимодействия членов коллектива, воспитанности и активности детей. Разумеется, что каждый коллектив имеет свою специфику, поэтому при изучении результатов работы классного руководителя целесообразно использовать методики, адекватные конкретным особенностям педагогического процесса.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РАБОТЫ