Каким быть классному ученическому собранию?
Важной формой работы классного руководителя с детьми является классное собрание, где дети учатся демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности.
Классное собрание — это высший орган самоуправления в ученическом коллективе. Главное его назначение — обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся класса, роли первичного коллектива в жизни школы. Главные функции классного собрания— стимулирующая и организующая. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
Классное собрание распределяет поручения, избирает старосту (командира), представителей в органы ученического коллектива, заслушивает отчеты школьников о выполнении поручений, обсуждает различные памятки, положения (о консультантах по предметам, дежурстве по классу и школе и др. )
Классное собрание может быть посвящено одной проблеме (тематическое), но возможно и обсуждение ряда организационных вопросов (утверждение плана, выборы, отчеты, информация о делах или итогах работы).
Экстренные (внеочередные) собрания созываются, когда какие-либо вопросы необходимо обсудить и решить немедленно. Одна из их разновидностей — летучка, которая длится 10-15
минут. Здесь распределяются участки работы, назначаются сроки выполнения и ответственные. В исключительных случаях такое собрание может быть созвано по просьбе классного руководителя, педагогов или администрации школы. Целесообразно рассмотрение некоторых вопросов на совместном собрании родителей и учащихся или учащихся и учителей, когда, например, предстоит обсудить предстоящий ремонт классного помещения, подготовку к экзаменам, выпускному вечеру, походу, экскурсии, наметить перспективы в деятельности коллектива.
Тематика классных собраний подсказывается проблемами, возникающими в коллективе. Важно, чтобы в планировании собраний участвовали сами ученики под руководством ученического актива и классного руководителя. Староста (командир) класса может провести анкету с вопросами: какое из классных собраний в прошедшем учебном году тебе запомнилось? почему? чего, на твой взгляд, не хватает нашим собраниям? какие вопросы ты предлагаешь обсудить в этом году? Планируются классные собрания примерно один раз в месяц. Но если школьники собираются экстренно, вне плана, это свидетельствует о неформальном проведении классных собраний и ученическом самоуправлении. Надо учитывать, что не все вопросы, вынесенные на собрания, можно предусмотреть вперед на год, многое будет подсказано текущими делами.
Классное собрание — это форма работы самого ученического коллектива, для которой характерна совместная деятельность учащихся и педагога, организованная на основе равенства их прав.
На классном собрании классный руководитель выступает одновременно и как представитель государственного учреждения, наделенный определенными официальными полномочиями, и как член классного коллектива, где он связан со своими воспитанниками отношениями старшего и младших товарищей. Поэтому личное участие педагога в подготовке классного сборания, его работе и осуществлении решений, как правило, является обязательным.
Учитель вместе с ребятами голосует за принятие решений и несет за их выполнение персональную ответственность. Однако классный руководитель не только занимает позицию и выполняет роль равноправного члена ученического коллектива, но и является старшим товарищем, главным помощником школьников при подготовке и проведении собрания, а иногда и его руководителем. Во всех случаях он
незаметно, ненавязчиво, скрыто проводит через ребят свое мнение, идею, мысль. Предложения в открытой формеим высказываются в последнюю очередь, если это вообще будет целесообразно.
Классному руководителю необходимо учить детей демократическому порядку проведения собрания: умению слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективные решения и голосовать заих принятие, подчиняться воле большинства.
Непросто вовлечь ребят в разговор, преодолеть их скованность, смущение, а то и просто неумение выражать свои мысли вслух, в присутствии товарищей, педагогов.
Успешным приемом коллективного обсуждения вопросов, так же как и при проведении КТД, часа классного руководителя, является работа в микроколлективах примерно из 4-8 человек.
Участники собрания располагаются группами по кругу, чтобы каждый видел всех и все видели каждого. Ведущий (или ведущие — например, один из учеников или педагог) ставит вопросы, требующие решения. Они могут быть объявлены заранее. Затем дается время (3-10 минут) в зависимости от характера и объема вопросов, для совещания по микроколлективам. Сомкнувшись в тесные кружки, участники собрания сообща ищут решение, причем каждый высказывает свое мнение, предложения, обдумывает сказанное товарищами. Руководитель группы сводит воедино высказывания, составляет общее мнение. Если вопросов несколько, то лучше распределить, кто будет выступать от имени группы по каждому из них.
Следующая часть — выступления представителей микроколлективов. Здесь возможен спор, дискуссия. Нужно обосновывать свои предложения, отвергая другие предложения, если в этом есть необходимость. Ведущий направляет обсуждение и формирует решение, которое нашли участники собрания. Если во время обсуждения возник новый острый вопрос, выяснились взаимоисключающие точки зрения или предложения, стоит дать возможность снова подумать, посоветоваться по группам в течение3-5 минут. Затем представители микроколлективов выступают с тем или иным мнением, сложившимся в результате «внутреннего» обсуждения.
Предварительное обсуждение вопросов в малых группах создает обстановку раскованности, свободного обмена мнениями, дает возможность каждому высказаться, завязать разговор и подойти к неформальному коллективному решению.
Педагог во время собрания увлеченно, заинтересованно работает вместе с детьми: думает, советует, ищет лучшие варианты решений. Он старается поддержать, развить, дополнить выступления, побуждает к размышлению вопросами: «А почему?», «А чем ваш вариант лучше?» и др.
Приведем пример проведения ученического собрания на тему: о Как организовать работу в классе».
Цель: провести выборы организаторов работы и определить перспективы развития группы. Воспитательные задачи:
— воспитание у детей уважения друг к другу;
— формирование навыков совместной деятельности;
— развитие у учащихся способностей формулировать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
Проведение
1. Вступительное слово ведущего:
«Мы собрались по важному поводу: вместе определить те проблемы, которые нас волнуют сегодня. Для того чтобы сформулировать проблемные вопросы, разобъемся на группы» (время на обсуждение 5-7 минут).
2. После обсуждения учащиеся предлагаютвопросы, которые фиксируются на доске. Например:
— Как сделать нашу жизнь интересной?
— Как сделать так, чтобы не было отстающих?
— Какие общественные поручения необходимы в классе?
— Как бороться с равнодушием?
— С какими другими коллективами, классами мы будем общаться, участвовать в совместных делах?
3. Чтобы наши обсуждения на собраниях были интересными и продуктивными, необходимо ответить на следующие вопросы:
— Как должно проходить собрание, в какой форме?
— Что должно быть обязательным при обсуждении?
— Каковы правила проведения нашего собрания? Учащиеся обсуждают эти вопросы в течение5-7 минут по группам, предлагают свои варианты.
Так могут быть определены следующие правила:
— критикуешь — предлагай;
— правило поднятой руки;
— не допускай оскорбления личности;
— уважай мнение других;
— принятое решение должно выполняться и др.
4. «Теперь давайте определим, кто должен организовать работу классного собрания. Должен ли это быть постоянный ведущий или он будет меняться на каждом классном собрании? Предлагая свои варианты, аргументируйте их».
Учащиеся предлагают варианты:
— постоянный, так как он уже будет знать, как проводить классное собрание;
— должен меняться, так как одному будет тяжело и это будет надоедать;
— один должен быть постоянным,чтобы следитьза ходомдела, а другой — ему помогать.
Принимается вариант: один ведущий классного собрания должен быть постоянным, другой — меняться, являясь помощником в организации.
5. «Целесообразно выбрать человека, который отвечал бы за организацию всей жизни класса, дать ему название. Чтобы выбор был успешен, сначала определим качества, которым он должен соответствовать. Каким вы хотите видеть главного организатора?»
Учащиеся предлагаютварианты, которые фиксируются:
— успевающий в учебе;
— ответственный;
— хозяйственный;
— инициативный;
— умеющийувлечь других и т. п.
6. В течение 5 минут учащиеся определяютфункции командира (организатора):
— функция связного;
— организатор дел;
— должен видеть все, что происходитв коллективе;
— объективно решать текущие вопросы;
— за всем происходящим должен наблюдать и отвечать за все.
7. Выборы (с обсуждением) командира.
8. «Мы выбрали командира, теперь подумаем, кто будет выполнять функцию секретаря, который должен фиксировать основные положения, принимаемые на классном собрании.
Кто хочет выполнять функции секретаря?» Если нет желающих, то следует проголосоватьза выдвинутые предложения.
9. « Мы выбрали командира класса, секретаря. Теперь можно определить перспективы дальнейшей работы, наметить темы ближайших классных собраний. Предложенныевамитемы записаны на доске. Каждый может подойти и поставить «плюс» напротив трех важных для него проблем (учащиеся выбирают).
Давайте посмотрим, какие темы набрали наибольшее количество «плюсов».
Теперь определим темы ближайших классных собраний.
Все это вывесим в нашем классном уголке, чтобы каждый мог видеть и знать, о чем в дальнейшем пойдет речь.
По поводу обсуждения каждой темы совет дела будет вывешивать ориентировочные вопросы для обсуждения, к которым вы заранее можете подготовиться».
10. «На основе всех ваших предложений инициативная группа выработает основные положения классного собрания, и с этим решением вы сможете ознакомиться»,
11. «Наше собрание подходит к концу. Теперь целесообразно определить, кто будет подготавливать следующие классные собрания».
Каждый выбирает тему собрания, в подготовке которого хотел бы участвовать. Формируются группы, выполняющие роль советов дел при подготовке собраний.
12. «Итак, мы выбрали командира класса, наметили перспективы. У кого есть мнения о проделанной работе?»
Учащиеся высказываются. Можно коллективно проанализировать собрание. Педагог подводит итог.
Методика подготовки и проведения собрания, характер взаимоотношений классного руководителя и детьми в этом процессе меняются от класса к классу, по мере накопления опыта самостоятельной и самоуправленческой деятельности школьников.
Ответственность за подготовку и проведение собраний, выполнение решений несет староста (командир) класса, хотя на первом этапе, когда у учащихся еще нет подобного опыта, эту роль выполняет классный руководитель.
Педагогическое руководство процессом становления классных собраний будет протекать успешно, если учитель продумает перспективу на несколько лет вперед, например, с 5-го по 7-й класс, так, чтобы к 8-9-му классу ребята научились самостоятельно организовывать и вести собрания лишь при консультативной помощи учителя.
Как показывает практика, в 5-м классе собрания целесообразно проводить даже несколько раз в месяц, для того чтобы обсуждение и решение вопросов жизни коллектива, подведение итогов стало для учащихся потребностью. Собрание должно проходить оперативно, в течение20-30 минут, чтобы не ослабевало внимание детей и не допускалось формализма в принятии решений. Важно следить за регламентом, четко проводить голосование. Пятикласснику это нелегко сделать, поэтому педагог ведет собрание сам, чтобы показать учащимся образец. В повестку дня включаются и вопросы, тесно связанные с интересами каждого ученика: обсуждение оценок поведения за четверть, организация и проведение дежурства по классу, итоги участия в том или ином конкретном деле, обсуждение правил поведения на перемене и уроке (заранее готовятся памятки и обсуждаются их проекты).
По мере налаживания деятельности собраний классный руководитель привлекает к их ведению старосту (командира) класса. Педагог учит его формулировать вопросы повестки дня, составлять предполагаемое решение, следить за его выполнением. В помощь можно составить памятки председателю и секретарю собрания, а также выступающим.
Пока общественное мнение коллектива не сформировалось и актив еще недостаточно сплочен и авторитетен, целесообразно в индивидуальных и групповых беседах тактично выяснить точку зрения учащихся на предлагаемые для обсуждения вопросы, иногда незаметно для них подсказать пути правильного решения. Такая подготовка общественного мнения необходима для того, чтобы избежать скоропалительных предложений и решений. Легче и незаметнее всего влиять на суждения детей через микроколлективы.
Одна из задач классного руководителя — постепенное вовлечение в работу собраний все большего числа учащихся класса. С этой целью можно отдельным ученикам поручать, например, подготовку небольших выступлений, а микроколлективам — сатирических сценок.
На одном из собраний школьники могут составить «Положение о классном собрании», затем ежегодно вносить в него коррективы в соответствии с достигнутым уровнем самодеятельности и усложнением содержания работы.
В 6-м классе от назначения председателя и секретаря целесообразно перейти к их выборности. Хотя обычно ими становятся наиболее опытные организаторы, следует заблаговременно определять кандидатуры.
расширяется. В их повестку все чаще включаются вопросы, выходящиеза пределы классного коллектива: об участии класса в общешкольных мероприятиях, соревнованиях, дежурстве по школе.
В выступления на собраниях следует вовлекать всех шес-тикласников. Требуется кропотливая индивидуальная работа с пассивными учащимися. Педагог помогает школьникам, которым пока еще трудно публично выступать, подготовить какую-либо информацию. Он следит за тем, чтобы на собрании не выступали одни и те же, строго соблюдался регламент, очередность в предоставлении слова. Проводя итог собранию, уместно отметить активность учащихся, особенно тех, кто раньше ее не проявлял. В седьмом классе продолжается от-шлифовывание техники проведения собрания. Обязанности ведущего, председателя и секретаря по очереди выполняют все. За счет совершенствования процесса можно увеличить число обсуждаемых вопросов. К 7-му классу складываются традиции, законы и правила проведения собрания. Ими могут стать закон точности (закон «ОО»), закон поднятой руки, выпуск стенгазеты, пение любимых песен после окончания собрания и др.
Семиклассников отличает возросшее стремление к самостоятельности, независимости, тенденция к самоутверждению. В этой связи педагогу целесообразно предоставлять им возможность для максимального проявления активности. Инициатива созыва собрания, как правило, принадлежит самим детям. Помощь классного руководителя ученическому активу принимает все более консультативный характер. Главное внимание должно быть сосредоточено на предоставлении каждому подростку условий для самовыражения в процессе коллективной работы. В то же время классный руководитель следит и за тем, чтобы семиклассники не задерживались на одних и тех же организаторских ролях, а как можно чаще меняли их. Возросший уровень самостоятельности школьников, их расширившийся организаторский опыт позволяют педагогу доверять учащимся самостоятельное проведение собраний по вопросам самообслуживания, выставления оценок за поведение, распределения поручений.
Отметим, что особенности подготовки и проведения классных собраний от 5-го к 7-му классу указаны весьма условно, так как возможна ситуация, когда и в 8-м классе у учащихся отсутствует опыт проведения классных собраний. В этом слу-
чае требуется творческий подход к вышеизложенным рекомендациям.
Усилия классного руководителя, затраченные на обучение школьников подготовке и проведению классных собраний, полностью оправдываются. Участие в этом процессе является для них хорошей школой организаторского мастерства и демократии.
§ 11. Как выбратьлидера?
Принципиальная особенность ученического самоуправления — удовлетворениепотребности в самоорганизации, присущей всякому сообществу, особенно детскому. В нем непременно и стихийно выдвигаются лидеры («задвигаются» изгои) всего объединения или его части по личностым качествам (силач, совесть класса, юморист), по талантам (чтец, компьютерщик, музыкант). . . От педагога требуется содействие тому, чтобы доверие к ребятам, вера в их ответственное отношение к делу — даже при неумении на первых порах его толково вести — помогали укреплению их истинного авторитетав глазах одноклассников, чтобы при решении текущих проблем «работал» прежде всего авторитет личности, а не власти, которую та представляет.
При этом важнопедагогическое стимулирование лидерства, осуществляемое как непосредственно, так и опосредованно на основе дифференциации и индивидуализации педагогического влияния на учащихся. Педагогическое стимулирование лидерства предполагает выявление в различных видах деятельности наиболее способных организаторов и включение их в ситуации, где они могут проявить свои способности.
Лидер — человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится «выложиться» для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства; именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «завести» окружающих.
Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.
Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах коллектива класса и всех его членов, которых он ведет за собой (а по большому счету — в интересах всех людей).
Лидер-разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).
В классе встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры — генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, эрудиты, умельцы.
Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в трудовой, спортивной, поисково-туристской и другой деятельности.
Лидеры-инициаторы выделяются на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.
Лидер-умелец — это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе — самый опытный турист).
Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном к сфере межличностного общения в коллективе, группе в рамках класса. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.
Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено их стремлением хорошо знать своих одноклассников, что позволяет им соответственно этим знаниям строить взаимоотношения. Эмоциональные лидеры нередко не испытывают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между одноклассниками точнее характеризуют деловые лидеры.
Для воздействия на коллектив наряду с умением воспринимать личные отношения большое значение имеет умение определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте — деловые. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.
Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение класса, но и, прежде всего, благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.
Для развития группы как коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержа-
ния деятельности, что обеспечивает каждому возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыковорганизациидругих людей и самоорганизации.
Назовем качества личности, определяющиеделового лидера:
а) способность управлять собой («если хочу, то смогу»): в полной мере использовать свое время, энергию, умение преодолевать трудности, выйти из стрессовых ситуаций, заботиться о накоплении сил (в том числе и физических);
б) наличие четких личных целей («знаю, что хочу»): ясность в вопросах о целях своих поступков, наличие целей, совместимых с условиями общения и деятельности, понимание реальности поставленных целей и оценка продвижения к ним;
в) умение решать проблемы («найти выход в лабиринте мнений»), вычленять главное и второстепенное, оценивать варианты решения проблемы, прогнозировать последствия принятых решений, определять необходимые ресурсы для решения проблемы;
г) творческий подход к организации людей («не так, как все»): поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем, умение генерировать идеи, стремление к нововведениям;
д) умение влиять на окружающих («вести за собой»): уверенность в себе, умение устанавливать хорошие личные отношения, способность убеждать и внушать, умение слушать других;
е) знание особенностей организаторской деятельности: умение составить план, подобрать и расставить людей, включить их в его выполнение, стимулировать работу товарищей, тактично осуществляя контроль за их работой;
ж) наличие организаторских способностей (в их единстве):
организаторское чутье (психологическая избирательность, практическо-психологический ум, психологический такт), эмоционально-волевая воздейственность (общественная энергичность, требовательность, критичность), склонность к организаторской работе;
з) умение работать с группой («сплотить товарищей): понимание важности такого фактора, как сплоченность коллектива, способность преодолевать трудности, препятствующие эффективной работе, умение добиваться согласия, стремление к анализу условий развития группы и поиск их реализации.
В практике работы многих школ оправдала себя достаточно несложная методика выбора лидера, рассчитанная на учащих-"12-16 лет, т. е. на тех, кто учится в7-11-х классах.
с спои у руководителю
Методика состоит из нескольких микроигр, позволяющих поэтапно определить структуру межличностных отношений в классе, выявить лидеров и организовать выборы актива на основе состязательности.