Состав редакционной коллегии

СОСТАВ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ

ЧепурныхЕ. Е. -   заместитель министра образования Россий­ской Федерации, кандидат педагогических наук;  
Бруднов А. К. -   начальник Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России;  
Вульфов Б. 3. -   зав. кафедрой педагогики Университета РАО, доктор педагогических наук;  
Волохов А. В. - \   заместитель председателя Союза пионерских организаций - федерации детских организаций, кандидат педаго­гических наук;  
Евладова Е. Б. -   зав. лабораторией дополнительного образования Института общего образования Минобразования России, кандидат педагогических наук;  
Караковский В. А. -   - директор средней школы № 825 Москвы, академик РАО, доктор педагогических наук;  
Киселев В. Н. -   директор Санкт-Петербургского городского Дворца детского творчества;  
Клятова Н. И. -   директор Московского городского Дворца детско-юношеского творчества;  
Кучер Н. И. -   начальник отдела Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России;  
Лебедев О. Е. -   член-корреспондент РАО, доктор педаго­гических наук, профессор Университета педагогического мастерства;  
Остапец-Свешников А. А. -   академик Академии детско-юношеского туризма, руководитель клуба «Родина», доктор педагогических наук.  

ВВЕДЕНИЕ

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни учителя счита­ют эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподаватель­ской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в шко­ле является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между уча­щимися. В классах реализуется забота о социальном благопо­лучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствую­щая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координа­тором воспитательных воздействий остается классный руково­дитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с уче­никами, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интерес­но и с пользой организовать школьную жизнь.

В последние годы в ряде школ появилась новая должность — «классный воспитатель», которая позволяет педагогам, рабо­тающим с классом, полностью сосредоточиться на воспитатель­ной работе.

Серьезные изменения, происходящие сегодня во всех сферах

социальной жизни, затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становят­ся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой — дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на осно­ве адекватного выбора способов решения своих социальных про­блем. Эти изменения требуют поиска новых подходов к органи­зации деятельности участников педагогического процесса в образовательных учреждениях, и прежде всего в школе, где многие проблемы уже не могут быть решены традиционными средствами. Необходимы интересные проекты и изыскания не только в содержании образования, но и в самой структуре отно­шений между педагогами и учащимися, между администраци­ей школы и членами педагогического коллектива. Их основой должно стать сотрудничество и равноправное партнерство.

Авторы данной книги, адресованной классным руководите­лям общеобразовательных и профессиональных школ, исходят из того, что воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с социальной средой. Роль классного руководителя заключается в создании таких условий, которые помогли бы детям найти себя и свое место в классном и школьном коллективах, свою нишу в соци­альной жизни.

Авторами этой книги являются ученые из Москвы, Ярослав­ля, Костромы: М. И. Рожков (Введение, гл. 1, § 3-10; гл. 2, § 6-10), Л-В. Байбородова (гл. 1, § 16-19; гл. 2, § 1-5; гл. З, § 3-5 и 8-10;

гл. 4, § 1-16), Б. З. Вульфов (гл. 2, § 11-13; гл. 3, § 1-2), МА. Ко-валъчук (гл. 1, § 11-13; гл. З, § 11-13; Дневник классного руково­дителя), А. Э. Мельников (гл. 1, § 1-2), СЛ. Паладьев(гл. З, § 6-7), Н. Л. Селиванова (гл. 2, § 1-5), В. В. Успенский (гл. 1, § 14-15), АЛ. Чернявская (гл. 4, § 17-20), АЛ. У минский (Дневник класс­ного руководителя), Н. Г. Рукавишникова (Дневник классного ру­ководителя).

В книге частично использованы материалы исследований лаборатории региональных проблем воспитательной работы института педагогики и психологии Ярославского государствен­ного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, а так­же приводятся примеры из практики работы классных руково­дителей школ Ярославской, Костромской и других областей России: Н. В. Клементьевой, А. П. Логиновой, А. А. Меркуловой, Н. К. Минаевой, Е. Пулиной, И. Барановой, Л. Бурченковой, О. Евдокимовой, Н. Кононовой, Е. В. Титовой, Е. Н. Кривенко, Н. И. Масловской, Н. К. Строгалевой, С. Шереметьевой.

В работе использованы материалы Ю. С. Тюнникова, Т. М. Трегубовой, О. С. Гребенюка.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Целевая социальная защита

Под целевой социальной защитой понимается деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, ока­завшихся в особо трудном положении: из многодетных семей, детей-инвалидов, сирот, беженцев и остальных, больше других нуждающихся в экстренной социальной помощи, а также соци­ально-защитная работа со всеми детьми, их родителями по раз­личным направлениям.

Непосредственная социальная защита школьника — это компонент целевой функции деятельности классного руководи­теля, реализуя который, он должен идти от острых, сиюминут­ных ситуаций к опережению событий, опираясь на точный про-

гноз, отводя от ребенка те проблемы и трудности, с которыми он может столкнуться.

Вторым компонентом реализации функции социальной за­щиты школьников в деятельности классного руководителя яв­ляется подготовка их к социальной самозащите.

По своему содержанию социальная самозащита — сложное понятие. Мы определяем его как способность личности активно и гибко реагировать на изменения внешних условий, социальных и психологических реалий и в то же время постоянно сохранять принятые ею нормы, установки и ценностные ориентации, про­тиводействуя негативным воздействиям социальной среды.

Под негативными принято понимать воздействия, отрица­тельно влияющие на социальное благополучие данной личнос­ти. Подготовить школьника к социальной самозащите — это значит сформировать комплекс качеств личности, позволяю­щих человеку успешно реализовывать функцию социальной самозащиты.

Самозащита личности — это понятие комплексное. Можно выделить различные ее виды, тесно взаимосвязанные: юриди­ческая, физическая, материальная, физиологическая, психоло­гическая и социальная.

Человек может уметь хорошо защитить себя в различных жизненных ситуациях, но используя при этом безнравственные способы. Поэтому формировать способность социальной само­защиты надо одновременно с воспитанием таких качеств, как человечность, доброта, чуткость, сострадание, отзывчивость, готовность помочь другим.

Немало людей рядом со школьниками живут трудно, нуж­даются в помощи. Но важно, чтобы помощь эта производилась осознанно, не для галочки. Ученики поначалу охотно откли­каются на предложение помогать старушке. Приходят — и пьют у нее чай. Пьют день, пьют другой. . . Потом, конечно, и в магазин, бывает, сходят, и пол помоют. Но походят — и пе­рестанут. Было, пришла в школу бабушка: «А что же ребятки-то не приходят?» — «Они ж вам не помогают ничем». — «Пусть хоть чай придут попьют. . . »

Как-то в школе проводилась игра, смысл которой состоял в том, чтобы сделать как можно больше добрых дел. Классы со­ревновались друг с другом, отчитываясь за свои добрые дела в штабе игры. Однажды пятиклассники прибежали к классно­му руководителю: «Вот, нам дали список ветеранов. Мы будем помогать им после уроков. Нам сколько очков за это дадут! Се-

годня же пойдемпо адресам». Учительницу и прежде смуща­ла необходимость отчитыватьсяза совершенные добрые дела. Но тут она решительно сказала: «Нет. Вы пойдете туда не се­годня, а послезавтра, в воскресенье!» — «Почему?!» — «Вы придете, пустите пыль в глаза, наобещаете — а потом забуде­те. Надо для себя решить, сможете ли вы бывать в этой семье хотя бы раз в неделю. Можете ли вы взять на себя эту ответ­ственность?» Задумались, ушли. К вечеру в тот день появились 3 человека: «Мы решили. Мы сможем». Так воспитывается уме­ние ответить за то, что делаешь.

Классный руководитель не жалеет времени на то, чтобы объяснить школьникам смысл, конкретную цель милосердия, будь то помощь старикам из находящегося невдалеке дома пре­старелых или детям, нуждающимся в срочной операции. Уча­щиеся приносят продукты, одежду, готовят концерт для ста­риков, и все, кто хотят и могут чем-то помочь, едут в дом престарелых. Иногда такая поездка становится серьезным ис­пытанием, эмоциональной встряской. Старики во время встре­чи с гостями плачут, и это не может не волновать детей. Случа­ется, школьник возвращается домой в слезах и не хочет больше бывать в доме престарелых. Тогда родители говорят классно­му руководителю: «Больше мы его туда не отпустим». Но про­ходит какое-то время, и ребенок сам сознает, что он должен сно­ва поехать к ветеранам: «Ведь они плакали, потому что это мы там с ними были. Значит, мы им нужны. . . »

Организуя работу по подготовке к социальной самозащите, классный руководитель должен учитывать, что формирование этой подготовленности осуществляется в целом всем образом жизни, социумом, в котором находится школьник, через про­цесс его включения в различные виды социальной деятельнос­ти, но на более эффективное формирование способности соци­альной самозащиты влияет целенаправленная подготовка через специально организуемую классными руководителями деятель­ность учащихся в русле 3 основных элементов.

Психологическая подготовка соотносится с таким психоло­гическим образованием личности, как установка, и включает в себя положительную оценку и восприятие учеником способ­ности социальной самозащиты как неотъемлемой способности современного человека.

Теоретическая подготовка заключается в накоплении зна­ний о человеке, его поведении и реакциях, об индивидуально-психологических особенностях своей личности, особенностях

социальной обстановки, в которой молодому человеку предсто­ит строкть свою жизнь, о различных видах самозащиты лично­сти и ее направленности.

Практическая подготовка состоит в приобретении умений и навыков, с одной стороны, устойчивого, а с другой— гибко­го реагирования на различные социальные воздействия, фор­мирование запаса творческих решений реальных социально значимых задач, выработка потребности творческих исканий, принятие оптимальных решений, уверенности в своих возмож­ностях.

Существуют различные психолого-педагогические средства, помогающие классному руководителю реализовать данную функцию. Таковыми могут быть лекции, позволяющие учащим­ся овладеть теоретическими знаниями о современном состоянии общества, положении в нем человека, об особенностях и воз­можностях формирования своей личности. Это и социально-психологический тренинг, ориентирующий учащихся на поло­жительное восприятие и оценивание способности самозащиты. Это и знания-практикумы, в ходе которых школьники будут реализовывать личностные особенности, принимать решения о путях и средствах развития тех или иных качеств, свойств и способностей или их коррекции. Это и уроки-решения педа­гогических ситуаций, способствующие формированию запаса разнообразных решений проблемных ситуаций, накоплению опыта устойчивого и гибкого реагирования на различные соци­альные воздействия.

Важным педагогическим средством, используемым для фор­мирования подготовленности школьников к социальной само­защите, являются педагогические игры. Для учащихся они слу­жат сферой реализации себя как личности и позволяют, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений, с другой — приобрести опыт устойчи­вого и гибкого реагирования в ситуациях различной трудности, раскрыть возможные или уже имеющиеся проблемы и модели­ровать их снятие. С помощью игр можно ввести учеников в ре­альный контекст сложнейших человеческих отношений.

Для развития нравственности личности, способности чело­века не только защитить себя в различных социальных ситуа­циях, но защитить и нравственно, можно использовать сочине­ния-размышления по прочитанным произведениям, дискуссии и диспуты.

Два взаимосвязанных компонента — система педагогичес­кой работы классного руководителя по социальной защите сво-

их воспитанников и деятельность, связанная с их подготовкой к самозащите — обеспечивают каждому конкретному школь­нику социальную защищенность.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Подготовка

Дать для обдумывания детям следующие ситуации.

— На улице вы встретили монахиню, которая собирает деньги на восстановление храма.

— По телевизору — объявление. Вы услышали зов о по­мощи: мальчику нужна операция, деньги перечислитенасчет . №. . .

И другие ситуации подобного рода.

Задание: обдумайте возможные реакции людей на данные ситуации, обоснуйте свое мнение.

Проведение

1. Анализ ситуаций. На доске выписываются возможные реакции, которые предложили учащиеся, все вместе обсужда­ют, о каких качествах личности они свидетельствуют.

2. Два понятия: добро и милосердие. Дети должны дать от­вет на вопрос, какие из выделенных выше качеств входят в эти два понятия.

3. Вместе выводят определение: «добро» и «милосердие».

4. Дискуссия на тему: наскольковысока ценность добра и милосердия в современную эпоху?

Дискуссия проводится с доказательствомсвоего мнения и с конкретными примерами.

5. Что надо сделать, чтобы ценность этих понятий повыша­лась, чтобы эти качества развивались в людях?

6. Выход на конкретные дела. А что мы можем сделать?

Таким образом, классный час может проводиться в различ­ных формах. Классному руководителю важно разнообразить эти формы по содержанию и методике проведения, добиваясь при этом решения конкретных и перспективных воспитательных задач.

Завершая рассмотрение вопроса о классном часе, можно дать еще ряд советов по его организации.

1. Содержание классных часов следует строить так, что­бы постепенно переходить от «предметной» информации кееоценке, от общих оценок — к развернутым суждениям.

2. В процессе обсуждения поставленных вопросов учитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, дол­жен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные воп­росы, акцентировать внимание на важных моментах, размыш-

лять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.

3. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и п-ри его снижении, особенно через 20-25 минут, использовать ак­тивные воздействующие средства (интересный по содержанию материал, постановка острого вопроса, коллективная «мозго­вая атака», музыкальная пауза) или сменить вид деятельнос­ти, подготовить сюрприз, приятную неожиданность.

4. Очень важен тон учителя, его доброжелательность. Нельзя допускать сентенций и назидательности — это верный способ выработать отношение, обратное желаемому.

5. Во время классного часа надо предложить учащимся са­мим выбрать себе удобное место и приятного соседа.

6. Постепенно необходимо накапливать традиции в про­ведении классного часа. Ими может стать соблюдение привыч­ной тишины, внимание к говорящему, создание благоприятной для высказывания обстановки, предупреждение шума, криков, обидных реплик при спорах. Традиционный порядок приучает детей к культуре группового общения. Могут быть коллектив­но выработаны определенные поведенческие нормы на класс­ном часе, например:

— уважительное отношение к любому выступающему;

— поднятая рука — единственный способ сообщить о своем желании выступить;

— право на любой вопрос, который можно задать на класс­ном часе, и отсутствие права на насмешку над задающим воп­рос и над самим вопросом;

— максимальная искренность и связанное с ней право уче­ников на молчание, когда нет желания говорить;

. — в тишине и только в тишине можно думать, говорить, слу­шать.

Проведение

1. Вступительное слово ведущего:

«Мы собрались по важному поводу: вместе определить те проблемы, которые нас волнуют сегодня. Для того чтобы сфор­мулировать проблемные вопросы, разобъемся на группы» (вре­мя на обсуждение 5-7 минут).

2. После обсуждения учащиеся предлагаютвопросы, кото­рые фиксируются на доске. Например:

— Как сделать нашу жизнь интересной?

— Как сделать так, чтобы не было отстающих?

— Какие общественные поручения необходимы в классе?

— Как бороться с равнодушием?

— С какими другими коллективами, классами мы будем об­щаться, участвовать в совместных делах?

3. Чтобы наши обсуждения на собраниях были интересны­ми и продуктивными, необходимо ответить на следующие воп­росы:

— Как должно проходить собрание, в какой форме?

— Что должно быть обязательным при обсуждении?

— Каковы правила проведения нашего собрания? Учащиеся обсуждают эти вопросы в течение5-7 минут по группам, предлагают свои варианты.

Так могут быть определены следующие правила:

— критикуешь — предлагай;

— правило поднятой руки;

— не допускай оскорбления личности;

— уважай мнение других;

— принятое решение должно выполняться и др.

4. «Теперь давайте определим, кто должен организовать работу классного собрания. Должен ли это быть постоянный ведущий или он будет меняться на каждом классном собрании? Предлагая свои варианты, аргументируйте их».

Учащиеся предлагают варианты:

— постоянный, так как он уже будет знать, как проводить классное собрание;

— должен меняться, так как одному будет тяжело и это бу­дет надоедать;

— один должен быть постоянным,чтобы следитьза ходомдела, а другой — ему помогать.

Принимается вариант: один ведущий классного собрания должен быть постоянным, другой — меняться, являясь помощ­ником в организации.

5. «Целесообразно выбрать человека, который отвечал бы за организацию всей жизни класса, дать ему название. Чтобы выбор был успешен, сначала определим качества, которым он должен соответствовать. Каким вы хотите видеть главного орга­низатора?»

Учащиеся предлагаютварианты, которые фиксируются:

— успевающий в учебе;

— ответственный;

— хозяйственный;

— инициативный;

— умеющийувлечь других и т. п.

6. В течение 5 минут учащиеся определяютфункции коман­дира (организатора):

— функция связного;

— организатор дел;

— должен видеть все, что происходитв коллективе;

— объективно решать текущие вопросы;

— за всем происходящим должен наблюдать и отвечать за все.

7. Выборы (с обсуждением) командира.

8. «Мы выбрали командира, теперь подумаем, кто будет выполнять функцию секретаря, который должен фиксиро­вать основные положения, принимаемые на классном собра­нии.

Кто хочет выполнять функции секретаря?» Если нет желающих, то следует проголосоватьза выдвину­тые предложения.

9. « Мы выбрали командира класса, секретаря. Теперь мож­но определить перспективы дальнейшей работы, наметить темы ближайших классных собраний. Предложенныевамитемы записаны на доске. Каждый может подойти и поставить «плюс» напротив трех важных для него проблем (учащиеся выбирают).

Давайте посмотрим, какие темы набрали наибольшее ко­личество «плюсов».

Теперь определим темы ближайших классных собраний.

Все это вывесим в нашем классном уголке, чтобы каждый мог видеть и знать, о чем в дальнейшем пойдет речь.

По поводу обсуждения каждой темы совет дела будет выве­шивать ориентировочные вопросы для обсуждения, к которым вы заранее можете подготовиться».

10. «На основе всех ваших предложений инициативная группа выработает основные положения классного собрания, и с этим решением вы сможете ознакомиться»,

11. «Наше собрание подходит к концу. Теперь целесообраз­но определить, кто будет подготавливать следующие классные собрания».

Каждый выбирает тему собрания, в подготовке которого хотел бы участвовать. Формируются группы, выполняющие роль советов дел при подготовке собраний.

12. «Итак, мы выбрали командира класса, наметили перс­пективы. У кого есть мнения о проделанной работе?»

Учащиеся высказываются. Можно коллективно проанали­зировать собрание. Педагог подводит итог.

Методика подготовки и проведения собрания, характер вза­имоотношений классного руководителя и детьми в этом про­цессе меняются от класса к классу, по мере накопления опыта самостоятельной и самоуправленческой деятельности школь­ников.

Ответственность за подготовку и проведение собраний, вы­полнение решений несет староста (командир) класса, хотя на первом этапе, когда у учащихся еще нет подобного опыта, эту роль выполняет классный руководитель.

Педагогическое руководство процессом становления класс­ных собраний будет протекать успешно, если учитель продумает перспективу на несколько лет вперед, например, с 5-го по 7-й класс, так, чтобы к 8-9-му классу ребята научились самостоя­тельно организовывать и вести собрания лишь при консультатив­ной помощи учителя.

Как показывает практика, в 5-м классе собрания целесооб­разно проводить даже несколько раз в месяц, для того чтобы об­суждение и решение вопросов жизни коллектива, подведение итогов стало для учащихся потребностью. Собрание должно про­ходить оперативно, в течение20-30 минут, чтобы не ослабева­ло внимание детей и не допускалось формализма в принятии решений. Важно следить за регламентом, четко проводить го­лосование. Пятикласснику это нелегко сделать, поэтому педа­гог ведет собрание сам, чтобы показать учащимся образец. В по­вестку дня включаются и вопросы, тесно связанные с интере­сами каждого ученика: обсуждение оценок поведения за четверть, организация и проведение дежурства по классу, ито­ги участия в том или ином конкретном деле, обсуждение пра­вил поведения на перемене и уроке (заранее готовятся памятки и обсуждаются их проекты).

По мере налаживания деятельности собраний классный ру­ководитель привлекает к их ведению старосту (командира) клас­са. Педагог учит его формулировать вопросы повестки дня, со­ставлять предполагаемое решение, следить за его выполнением. В помощь можно составить памятки председателю и секретарю собрания, а также выступающим.

Пока общественное мнение коллектива не сформировалось и актив еще недостаточно сплочен и авторитетен, целесообраз­но в индивидуальных и групповых беседах тактично выяснить точку зрения учащихся на предлагаемые для обсуждения воп­росы, иногда незаметно для них подсказать пути правильного решения. Такая подготовка общественного мнения необходи­ма для того, чтобы избежать скоропалительных предложений и решений. Легче и незаметнее всего влиять на суждения детей через микроколлективы.

Одна из задач классного руководителя — постепенное вовле­чение в работу собраний все большего числа учащихся класса. С этой целью можно отдельным ученикам поручать, например, подготовку небольших выступлений, а микроколлективам — сатирических сценок.

На одном из собраний школьники могут составить «Поло­жение о классном собрании», затем ежегодно вносить в него коррективы в соответствии с достигнутым уровнем самодея­тельности и усложнением содержания работы.

В 6-м классе от назначения председателя и секретаря целе­сообразно перейти к их выборности. Хотя обычно ими становят­ся наиболее опытные организаторы, следует заблаговременно определять кандидатуры.

расширяется. В их повестку все чаще включаются вопросы, вы­ходящиеза пределы классного коллектива: об участии класса в общешкольных мероприятиях, соревнованиях, дежурстве по школе.

В выступления на собраниях следует вовлекать всех шес-тикласников. Требуется кропотливая индивидуальная рабо­та с пассивными учащимися. Педагог помогает школьникам, которым пока еще трудно публично выступать, подготовить какую-либо информацию. Он следит за тем, чтобы на собра­нии не выступали одни и те же, строго соблюдался регламент, очередность в предоставлении слова. Проводя итог собранию, уместно отметить активность учащихся, особенно тех, кто раньше ее не проявлял. В седьмом классе продолжается от-шлифовывание техники проведения собрания. Обязанности ведущего, председателя и секретаря по очереди выполняют все. За счет совершенствования процесса можно увеличить число обсуждаемых вопросов. К 7-му классу складываются традиции, законы и правила проведения собрания. Ими мо­гут стать закон точности (закон «ОО»), закон поднятой руки, выпуск стенгазеты, пение любимых песен после окончания собрания и др.

Семиклассников отличает возросшее стремление к самосто­ятельности, независимости, тенденция к самоутверждению. В этой связи педагогу целесообразно предоставлять им возмож­ность для максимального проявления активности. Инициати­ва созыва собрания, как правило, принадлежит самим детям. Помощь классного руководителя ученическому активу прини­мает все более консультативный характер. Главное внимание должно быть сосредоточено на предоставлении каждому подро­стку условий для самовыражения в процессе коллективной ра­боты. В то же время классный руководитель следит и за тем, чтобы семиклассники не задерживались на одних и тех же орга­низаторских ролях, а как можно чаще меняли их. Возросший уровень самостоятельности школьников, их расширившийся организаторский опыт позволяют педагогу доверять учащимся самостоятельное проведение собраний по вопросам самообслу­живания, выставления оценок за поведение, распределения поручений.

Отметим, что особенности подготовки и проведения класс­ных собраний от 5-го к 7-му классу указаны весьма условно, так как возможна ситуация, когда и в 8-м классе у учащихся отсутствует опыт проведения классных собраний. В этом слу-

чае требуется творческий подход к вышеизложенным реко­мендациям.

Усилия классного руководителя, затраченные на обучение школьников подготовке и проведению классных собраний, полностью оправдываются. Участие в этом процессе является для них хорошей школой организаторского мастерства и де­мократии.

§ 11. Как выбратьлидера?

Принципиальная особенность ученического самоуправле­ния — удовлетворениепотребности в самоорганизации, при­сущей всякому сообществу, особенно детскому. В нем непре­менно и стихийно выдвигаются лидеры («задвигаются» изгои) всего объединения или его части по личностым качествам (си­лач, совесть класса, юморист), по талантам (чтец, компьютер­щик, музыкант). . . От педагога требуется содействие тому, что­бы доверие к ребятам, вера в их ответственное отношение к делу — даже при неумении на первых порах его толково вес­ти — помогали укреплению их истинного авторитетав глазах одноклассников, чтобы при решении текущих проблем «рабо­тал» прежде всего авторитет личности, а не власти, которую та представляет.

При этом важнопедагогическое стимулирование ли­дерства, осуществляемое как непосредственно, так и опо­средованно на основе дифференциации и индивидуализации педагогического влияния на учащихся. Педагогическое стимулирование лидерства предполагает выявление в различ­ных видах деятельности наиболее способных организаторов и включение их в ситуации, где они могут проявить свои спо­собности.

Лидер — человек, способный повести за собой, пробудить ин­терес к делу. Он стремится «выложиться» для достижения об­щей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства; именно с ним хочется посо­ветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «завести» окружа­ющих.

Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.

Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах коллектива класса и всех его членов, которых он ведет за собой (а по большому счету — в интересах всех людей).

Лидер-разрушитель действует в своих собственных интере­сах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В классе встречаются лидеры, роли которых различны: ли­деры-организаторы (деловые лидеры), лидеры — генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-ини­циаторы, эрудиты, умельцы.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в трудовой, спортивной, по­исково-туристской и другой деятельности.

Лидеры-инициаторы выделяются на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.

Лидер-умелец — это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе — са­мый опытный турист).

Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, отно­сящимися в основном к сфере межличностного общения в кол­лективе, группе в рамках класса. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсо­лютных лидеров.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено их стремлением хорошо знать своих одноклассни­ков, что позволяет им соответственно этим знаниям строить взаимоотношения. Эмоциональные лидеры нередко не испыты­вают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между одноклассниками точнее характери­зуют деловые лидеры.

Для воздействия на коллектив наряду с умением восприни­мать личные отношения большое значение имеет умение опре­делять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте — деловые. От эмоцио­нальных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также при­нятые нравственные ценности.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на спло­чение класса, но и, прежде всего, благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.

Для развития группы как коллектива характерна постоян­ная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержа-

ния деятельности, что обеспечивает каждому возможность пре­бывания в роли лидера и приобретения навыковорганизациидругих людей и самоорганизации.

Назовем качества личности, определяющиеделового ли­дера:

а) способность управлять собой («если хочу, то смогу»): в пол­ной мере использовать свое время, энергию, умение преодоле­вать трудности, выйти из стрессовых ситуаций, заботиться о на­коплении сил (в том числе и физических);

б) наличие четких личных целей («знаю, что хочу»): ясность в вопросах о целях своих поступков, наличие целей, совмести­мых с условиями общения и деятельности, понимание реаль­ности поставленных целей и оценка продвижения к ним;

в) умение решать проблемы («найти выход в лабиринте мне­ний»), вычленять главное и второстепенное, оценивать вариан­ты решения проблемы, прогнозировать последствия принятых решений, определять необходимые ресурсы для решения про­блемы;

г) творческий подход к организации людей («не так, как все»): поиск нестандартных подходов к решению управленчес­ких проблем, умение генерировать идеи, стремление к нововве­дениям;

д) умение влиять на окружающих («вести за собой»): уверен­ность в себе, умение устанавливать хорошие личные отношения, способность убеждать и внушать, умение слушать других;

е) знание особенностей организаторской деятельности: уме­ние составить план, подобрать и расставить людей, включить их в его выполнение, стимулировать работу товарищей, тактич­но осуществляя контроль за их работой;

ж) наличие организаторских способностей (в их единстве):

организаторское чутье (психологическая избирательность, практическо-психологический ум, психологический такт), эмо­ционально-волевая воздейственность (общественная энергич­ность, требовательность, критичность), склонность к организа­торской работе;

з) умение работать с группой («сплотить товарищей): пони­мание важности такого фактора, как сплоченность коллекти­ва, способность преодолевать трудности, препятствующие эф­фективной работе, умение добиваться согласия, стремление к анализу условий развития группы и поиск их реализации.

В практике работы многих школ оправдала себя достаточно несложная методика выбора лидера, рассчитанная на учащих-"12-16 лет, т. е. на тех, кто учится в7-11-х классах.

с спои у руководителю


Методика состоит из нескольких микроигр, позволяющих поэтапно определить структуру межличностных отношений в классе, выявить лидеров и организовать выборы актива на ос­нове состязательности.

МИКРОИГРА «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Ведущий, обращаясь к участникам игры, предлагает выя­вить ребят, которые пользуются наибольшей популярностью в организации. Для этого каждый должен записать не более трех фамилий тех, кого бы он пригласил на свой день рождения. 3-4 человека, получившие наибольшее количество предложений, становятся основными «именинниками». Они приглашают в го­сти всех участников игры.

Ведущий предлагает выбрать каждому того «именинника», к которому он желает пойти на день рождения. При этом он уточняет, что если кто-то не пожелает идти ни к одному из « име­нинников», то он имеет на это право.

Создаются разные по численности микрогруппы.

Для определения межгрупповых связей участникам игры предлагается после короткого совещания определить, с какой из групп они хотели бы объединиться.

В результате выявляются эмоциональные лидеры организа­ции, а у ребят появляется возможность четко определить раз­личие между деловым и эмоциональным лидером.

Как понять класс?

Понять класс — это значит учитывать его особенности, скла­дывающиеся внутри него отношения, происходящие перемены.

В этой связи вновь обратимся к качественным параметрам. Трудно переоценить огромное значениесоциально-психологичес­кой структуры класса. Это одна из важнейших его особенностей, и без ее понимания классному руководителю трудно достичь ус­пеха, а значит, и удовлетворенности своей работой.

Прежде всего — это состояние классного коллектива, т. е. его сплоченность, при которой хорошо всем, когда хорошо каждо­му. Между тем далеко не всякое соединение школьников под формализованным названием 6-й класс «Б» или 9-й класс «А» представляет собой настоящий коллектив, тем более — высо­кой степени развития. Помочь достичь ее значитвместе с ребя­тами организовать жизнедеятельность класс<

Наши рекомендации