Состав редакционной коллегии
СОСТАВ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ
ЧепурныхЕ. Е. - | заместитель министра образования Российской Федерации, кандидат педагогических наук; |
Бруднов А. К. - | начальник Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России; |
Вульфов Б. 3. - | зав. кафедрой педагогики Университета РАО, доктор педагогических наук; |
Волохов А. В. - \ | заместитель председателя Союза пионерских организаций - федерации детских организаций, кандидат педагогических наук; |
Евладова Е. Б. - | зав. лабораторией дополнительного образования Института общего образования Минобразования России, кандидат педагогических наук; |
Караковский В. А. - | - директор средней школы № 825 Москвы, академик РАО, доктор педагогических наук; |
Киселев В. Н. - | директор Санкт-Петербургского городского Дворца детского творчества; |
Клятова Н. И. - | директор Московского городского Дворца детско-юношеского творчества; |
Кучер Н. И. - | начальник отдела Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России; |
Лебедев О. Е. - | член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Университета педагогического мастерства; |
Остапец-Свешников А. А. - | академик Академии детско-юношеского туризма, руководитель клуба «Родина», доктор педагогических наук. |
ВВЕДЕНИЕ
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
В последние годы в ряде школ появилась новая должность — «классный воспитатель», которая позволяет педагогам, работающим с классом, полностью сосредоточиться на воспитательной работе.
Серьезные изменения, происходящие сегодня во всех сферах
социальной жизни, затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой — дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности участников педагогического процесса в образовательных учреждениях, и прежде всего в школе, где многие проблемы уже не могут быть решены традиционными средствами. Необходимы интересные проекты и изыскания не только в содержании образования, но и в самой структуре отношений между педагогами и учащимися, между администрацией школы и членами педагогического коллектива. Их основой должно стать сотрудничество и равноправное партнерство.
Авторы данной книги, адресованной классным руководителям общеобразовательных и профессиональных школ, исходят из того, что воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с социальной средой. Роль классного руководителя заключается в создании таких условий, которые помогли бы детям найти себя и свое место в классном и школьном коллективах, свою нишу в социальной жизни.
Авторами этой книги являются ученые из Москвы, Ярославля, Костромы: М. И. Рожков (Введение, гл. 1, § 3-10; гл. 2, § 6-10), Л-В. Байбородова (гл. 1, § 16-19; гл. 2, § 1-5; гл. З, § 3-5 и 8-10;
гл. 4, § 1-16), Б. З. Вульфов (гл. 2, § 11-13; гл. 3, § 1-2), МА. Ко-валъчук (гл. 1, § 11-13; гл. З, § 11-13; Дневник классного руководителя), А. Э. Мельников (гл. 1, § 1-2), СЛ. Паладьев(гл. З, § 6-7), Н. Л. Селиванова (гл. 2, § 1-5), В. В. Успенский (гл. 1, § 14-15), АЛ. Чернявская (гл. 4, § 17-20), АЛ. У минский (Дневник классного руководителя), Н. Г. Рукавишникова (Дневник классного руководителя).
В книге частично использованы материалы исследований лаборатории региональных проблем воспитательной работы института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, а также приводятся примеры из практики работы классных руководителей школ Ярославской, Костромской и других областей России: Н. В. Клементьевой, А. П. Логиновой, А. А. Меркуловой, Н. К. Минаевой, Е. Пулиной, И. Барановой, Л. Бурченковой, О. Евдокимовой, Н. Кононовой, Е. В. Титовой, Е. Н. Кривенко, Н. И. Масловской, Н. К. Строгалевой, С. Шереметьевой.
В работе использованы материалы Ю. С. Тюнникова, Т. М. Трегубовой, О. С. Гребенюка.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Целевая социальная защита
Под целевой социальной защитой понимается деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении: из многодетных семей, детей-инвалидов, сирот, беженцев и остальных, больше других нуждающихся в экстренной социальной помощи, а также социально-защитная работа со всеми детьми, их родителями по различным направлениям.
Непосредственная социальная защита школьника — это компонент целевой функции деятельности классного руководителя, реализуя который, он должен идти от острых, сиюминутных ситуаций к опережению событий, опираясь на точный про-
гноз, отводя от ребенка те проблемы и трудности, с которыми он может столкнуться.
Вторым компонентом реализации функции социальной защиты школьников в деятельности классного руководителя является подготовка их к социальной самозащите.
По своему содержанию социальная самозащита — сложное понятие. Мы определяем его как способность личности активно и гибко реагировать на изменения внешних условий, социальных и психологических реалий и в то же время постоянно сохранять принятые ею нормы, установки и ценностные ориентации, противодействуя негативным воздействиям социальной среды.
Под негативными принято понимать воздействия, отрицательно влияющие на социальное благополучие данной личности. Подготовить школьника к социальной самозащите — это значит сформировать комплекс качеств личности, позволяющих человеку успешно реализовывать функцию социальной самозащиты.
Самозащита личности — это понятие комплексное. Можно выделить различные ее виды, тесно взаимосвязанные: юридическая, физическая, материальная, физиологическая, психологическая и социальная.
Человек может уметь хорошо защитить себя в различных жизненных ситуациях, но используя при этом безнравственные способы. Поэтому формировать способность социальной самозащиты надо одновременно с воспитанием таких качеств, как человечность, доброта, чуткость, сострадание, отзывчивость, готовность помочь другим.
Немало людей рядом со школьниками живут трудно, нуждаются в помощи. Но важно, чтобы помощь эта производилась осознанно, не для галочки. Ученики поначалу охотно откликаются на предложение помогать старушке. Приходят — и пьют у нее чай. Пьют день, пьют другой. . . Потом, конечно, и в магазин, бывает, сходят, и пол помоют. Но походят — и перестанут. Было, пришла в школу бабушка: «А что же ребятки-то не приходят?» — «Они ж вам не помогают ничем». — «Пусть хоть чай придут попьют. . . »
Как-то в школе проводилась игра, смысл которой состоял в том, чтобы сделать как можно больше добрых дел. Классы соревновались друг с другом, отчитываясь за свои добрые дела в штабе игры. Однажды пятиклассники прибежали к классному руководителю: «Вот, нам дали список ветеранов. Мы будем помогать им после уроков. Нам сколько очков за это дадут! Се-
годня же пойдемпо адресам». Учительницу и прежде смущала необходимость отчитыватьсяза совершенные добрые дела. Но тут она решительно сказала: «Нет. Вы пойдете туда не сегодня, а послезавтра, в воскресенье!» — «Почему?!» — «Вы придете, пустите пыль в глаза, наобещаете — а потом забудете. Надо для себя решить, сможете ли вы бывать в этой семье хотя бы раз в неделю. Можете ли вы взять на себя эту ответственность?» Задумались, ушли. К вечеру в тот день появились 3 человека: «Мы решили. Мы сможем». Так воспитывается умение ответить за то, что делаешь.
Классный руководитель не жалеет времени на то, чтобы объяснить школьникам смысл, конкретную цель милосердия, будь то помощь старикам из находящегося невдалеке дома престарелых или детям, нуждающимся в срочной операции. Учащиеся приносят продукты, одежду, готовят концерт для стариков, и все, кто хотят и могут чем-то помочь, едут в дом престарелых. Иногда такая поездка становится серьезным испытанием, эмоциональной встряской. Старики во время встречи с гостями плачут, и это не может не волновать детей. Случается, школьник возвращается домой в слезах и не хочет больше бывать в доме престарелых. Тогда родители говорят классному руководителю: «Больше мы его туда не отпустим». Но проходит какое-то время, и ребенок сам сознает, что он должен снова поехать к ветеранам: «Ведь они плакали, потому что это мы там с ними были. Значит, мы им нужны. . . »
Организуя работу по подготовке к социальной самозащите, классный руководитель должен учитывать, что формирование этой подготовленности осуществляется в целом всем образом жизни, социумом, в котором находится школьник, через процесс его включения в различные виды социальной деятельности, но на более эффективное формирование способности социальной самозащиты влияет целенаправленная подготовка через специально организуемую классными руководителями деятельность учащихся в русле 3 основных элементов.
Психологическая подготовка соотносится с таким психологическим образованием личности, как установка, и включает в себя положительную оценку и восприятие учеником способности социальной самозащиты как неотъемлемой способности современного человека.
Теоретическая подготовка заключается в накоплении знаний о человеке, его поведении и реакциях, об индивидуально-психологических особенностях своей личности, особенностях
социальной обстановки, в которой молодому человеку предстоит строкть свою жизнь, о различных видах самозащиты личности и ее направленности.
Практическая подготовка состоит в приобретении умений и навыков, с одной стороны, устойчивого, а с другой— гибкого реагирования на различные социальные воздействия, формирование запаса творческих решений реальных социально значимых задач, выработка потребности творческих исканий, принятие оптимальных решений, уверенности в своих возможностях.
Существуют различные психолого-педагогические средства, помогающие классному руководителю реализовать данную функцию. Таковыми могут быть лекции, позволяющие учащимся овладеть теоретическими знаниями о современном состоянии общества, положении в нем человека, об особенностях и возможностях формирования своей личности. Это и социально-психологический тренинг, ориентирующий учащихся на положительное восприятие и оценивание способности самозащиты. Это и знания-практикумы, в ходе которых школьники будут реализовывать личностные особенности, принимать решения о путях и средствах развития тех или иных качеств, свойств и способностей или их коррекции. Это и уроки-решения педагогических ситуаций, способствующие формированию запаса разнообразных решений проблемных ситуаций, накоплению опыта устойчивого и гибкого реагирования на различные социальные воздействия.
Важным педагогическим средством, используемым для формирования подготовленности школьников к социальной самозащите, являются педагогические игры. Для учащихся они служат сферой реализации себя как личности и позволяют, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений, с другой — приобрести опыт устойчивого и гибкого реагирования в ситуациях различной трудности, раскрыть возможные или уже имеющиеся проблемы и моделировать их снятие. С помощью игр можно ввести учеников в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.
Для развития нравственности личности, способности человека не только защитить себя в различных социальных ситуациях, но защитить и нравственно, можно использовать сочинения-размышления по прочитанным произведениям, дискуссии и диспуты.
Два взаимосвязанных компонента — система педагогической работы классного руководителя по социальной защите сво-
их воспитанников и деятельность, связанная с их подготовкой к самозащите — обеспечивают каждому конкретному школьнику социальную защищенность.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Подготовка
Дать для обдумывания детям следующие ситуации.
— На улице вы встретили монахиню, которая собирает деньги на восстановление храма.
— По телевизору — объявление. Вы услышали зов о помощи: мальчику нужна операция, деньги перечислитенасчет . №. . .
И другие ситуации подобного рода.
Задание: обдумайте возможные реакции людей на данные ситуации, обоснуйте свое мнение.
Проведение
1. Анализ ситуаций. На доске выписываются возможные реакции, которые предложили учащиеся, все вместе обсуждают, о каких качествах личности они свидетельствуют.
2. Два понятия: добро и милосердие. Дети должны дать ответ на вопрос, какие из выделенных выше качеств входят в эти два понятия.
3. Вместе выводят определение: «добро» и «милосердие».
4. Дискуссия на тему: наскольковысока ценность добра и милосердия в современную эпоху?
Дискуссия проводится с доказательствомсвоего мнения и с конкретными примерами.
5. Что надо сделать, чтобы ценность этих понятий повышалась, чтобы эти качества развивались в людях?
6. Выход на конкретные дела. А что мы можем сделать?
Таким образом, классный час может проводиться в различных формах. Классному руководителю важно разнообразить эти формы по содержанию и методике проведения, добиваясь при этом решения конкретных и перспективных воспитательных задач.
Завершая рассмотрение вопроса о классном часе, можно дать еще ряд советов по его организации.
1. Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации кееоценке, от общих оценок — к развернутым суждениям.
2. В процессе обсуждения поставленных вопросов учитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размыш-
лять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.
3. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и п-ри его снижении, особенно через 20-25 минут, использовать активные воздействующие средства (интересный по содержанию материал, постановка острого вопроса, коллективная «мозговая атака», музыкальная пауза) или сменить вид деятельности, подготовить сюрприз, приятную неожиданность.
4. Очень важен тон учителя, его доброжелательность. Нельзя допускать сентенций и назидательности — это верный способ выработать отношение, обратное желаемому.
5. Во время классного часа надо предложить учащимся самим выбрать себе удобное место и приятного соседа.
6. Постепенно необходимо накапливать традиции в проведении классного часа. Ими может стать соблюдение привычной тишины, внимание к говорящему, создание благоприятной для высказывания обстановки, предупреждение шума, криков, обидных реплик при спорах. Традиционный порядок приучает детей к культуре группового общения. Могут быть коллективно выработаны определенные поведенческие нормы на классном часе, например:
— уважительное отношение к любому выступающему;
— поднятая рука — единственный способ сообщить о своем желании выступить;
— право на любой вопрос, который можно задать на классном часе, и отсутствие права на насмешку над задающим вопрос и над самим вопросом;
— максимальная искренность и связанное с ней право учеников на молчание, когда нет желания говорить;
. — в тишине и только в тишине можно думать, говорить, слушать.
Проведение
1. Вступительное слово ведущего:
«Мы собрались по важному поводу: вместе определить те проблемы, которые нас волнуют сегодня. Для того чтобы сформулировать проблемные вопросы, разобъемся на группы» (время на обсуждение 5-7 минут).
2. После обсуждения учащиеся предлагаютвопросы, которые фиксируются на доске. Например:
— Как сделать нашу жизнь интересной?
— Как сделать так, чтобы не было отстающих?
— Какие общественные поручения необходимы в классе?
— Как бороться с равнодушием?
— С какими другими коллективами, классами мы будем общаться, участвовать в совместных делах?
3. Чтобы наши обсуждения на собраниях были интересными и продуктивными, необходимо ответить на следующие вопросы:
— Как должно проходить собрание, в какой форме?
— Что должно быть обязательным при обсуждении?
— Каковы правила проведения нашего собрания? Учащиеся обсуждают эти вопросы в течение5-7 минут по группам, предлагают свои варианты.
Так могут быть определены следующие правила:
— критикуешь — предлагай;
— правило поднятой руки;
— не допускай оскорбления личности;
— уважай мнение других;
— принятое решение должно выполняться и др.
4. «Теперь давайте определим, кто должен организовать работу классного собрания. Должен ли это быть постоянный ведущий или он будет меняться на каждом классном собрании? Предлагая свои варианты, аргументируйте их».
Учащиеся предлагают варианты:
— постоянный, так как он уже будет знать, как проводить классное собрание;
— должен меняться, так как одному будет тяжело и это будет надоедать;
— один должен быть постоянным,чтобы следитьза ходомдела, а другой — ему помогать.
Принимается вариант: один ведущий классного собрания должен быть постоянным, другой — меняться, являясь помощником в организации.
5. «Целесообразно выбрать человека, который отвечал бы за организацию всей жизни класса, дать ему название. Чтобы выбор был успешен, сначала определим качества, которым он должен соответствовать. Каким вы хотите видеть главного организатора?»
Учащиеся предлагаютварианты, которые фиксируются:
— успевающий в учебе;
— ответственный;
— хозяйственный;
— инициативный;
— умеющийувлечь других и т. п.
6. В течение 5 минут учащиеся определяютфункции командира (организатора):
— функция связного;
— организатор дел;
— должен видеть все, что происходитв коллективе;
— объективно решать текущие вопросы;
— за всем происходящим должен наблюдать и отвечать за все.
7. Выборы (с обсуждением) командира.
8. «Мы выбрали командира, теперь подумаем, кто будет выполнять функцию секретаря, который должен фиксировать основные положения, принимаемые на классном собрании.
Кто хочет выполнять функции секретаря?» Если нет желающих, то следует проголосоватьза выдвинутые предложения.
9. « Мы выбрали командира класса, секретаря. Теперь можно определить перспективы дальнейшей работы, наметить темы ближайших классных собраний. Предложенныевамитемы записаны на доске. Каждый может подойти и поставить «плюс» напротив трех важных для него проблем (учащиеся выбирают).
Давайте посмотрим, какие темы набрали наибольшее количество «плюсов».
Теперь определим темы ближайших классных собраний.
Все это вывесим в нашем классном уголке, чтобы каждый мог видеть и знать, о чем в дальнейшем пойдет речь.
По поводу обсуждения каждой темы совет дела будет вывешивать ориентировочные вопросы для обсуждения, к которым вы заранее можете подготовиться».
10. «На основе всех ваших предложений инициативная группа выработает основные положения классного собрания, и с этим решением вы сможете ознакомиться»,
11. «Наше собрание подходит к концу. Теперь целесообразно определить, кто будет подготавливать следующие классные собрания».
Каждый выбирает тему собрания, в подготовке которого хотел бы участвовать. Формируются группы, выполняющие роль советов дел при подготовке собраний.
12. «Итак, мы выбрали командира класса, наметили перспективы. У кого есть мнения о проделанной работе?»
Учащиеся высказываются. Можно коллективно проанализировать собрание. Педагог подводит итог.
Методика подготовки и проведения собрания, характер взаимоотношений классного руководителя и детьми в этом процессе меняются от класса к классу, по мере накопления опыта самостоятельной и самоуправленческой деятельности школьников.
Ответственность за подготовку и проведение собраний, выполнение решений несет староста (командир) класса, хотя на первом этапе, когда у учащихся еще нет подобного опыта, эту роль выполняет классный руководитель.
Педагогическое руководство процессом становления классных собраний будет протекать успешно, если учитель продумает перспективу на несколько лет вперед, например, с 5-го по 7-й класс, так, чтобы к 8-9-му классу ребята научились самостоятельно организовывать и вести собрания лишь при консультативной помощи учителя.
Как показывает практика, в 5-м классе собрания целесообразно проводить даже несколько раз в месяц, для того чтобы обсуждение и решение вопросов жизни коллектива, подведение итогов стало для учащихся потребностью. Собрание должно проходить оперативно, в течение20-30 минут, чтобы не ослабевало внимание детей и не допускалось формализма в принятии решений. Важно следить за регламентом, четко проводить голосование. Пятикласснику это нелегко сделать, поэтому педагог ведет собрание сам, чтобы показать учащимся образец. В повестку дня включаются и вопросы, тесно связанные с интересами каждого ученика: обсуждение оценок поведения за четверть, организация и проведение дежурства по классу, итоги участия в том или ином конкретном деле, обсуждение правил поведения на перемене и уроке (заранее готовятся памятки и обсуждаются их проекты).
По мере налаживания деятельности собраний классный руководитель привлекает к их ведению старосту (командира) класса. Педагог учит его формулировать вопросы повестки дня, составлять предполагаемое решение, следить за его выполнением. В помощь можно составить памятки председателю и секретарю собрания, а также выступающим.
Пока общественное мнение коллектива не сформировалось и актив еще недостаточно сплочен и авторитетен, целесообразно в индивидуальных и групповых беседах тактично выяснить точку зрения учащихся на предлагаемые для обсуждения вопросы, иногда незаметно для них подсказать пути правильного решения. Такая подготовка общественного мнения необходима для того, чтобы избежать скоропалительных предложений и решений. Легче и незаметнее всего влиять на суждения детей через микроколлективы.
Одна из задач классного руководителя — постепенное вовлечение в работу собраний все большего числа учащихся класса. С этой целью можно отдельным ученикам поручать, например, подготовку небольших выступлений, а микроколлективам — сатирических сценок.
На одном из собраний школьники могут составить «Положение о классном собрании», затем ежегодно вносить в него коррективы в соответствии с достигнутым уровнем самодеятельности и усложнением содержания работы.
В 6-м классе от назначения председателя и секретаря целесообразно перейти к их выборности. Хотя обычно ими становятся наиболее опытные организаторы, следует заблаговременно определять кандидатуры.
расширяется. В их повестку все чаще включаются вопросы, выходящиеза пределы классного коллектива: об участии класса в общешкольных мероприятиях, соревнованиях, дежурстве по школе.
В выступления на собраниях следует вовлекать всех шес-тикласников. Требуется кропотливая индивидуальная работа с пассивными учащимися. Педагог помогает школьникам, которым пока еще трудно публично выступать, подготовить какую-либо информацию. Он следит за тем, чтобы на собрании не выступали одни и те же, строго соблюдался регламент, очередность в предоставлении слова. Проводя итог собранию, уместно отметить активность учащихся, особенно тех, кто раньше ее не проявлял. В седьмом классе продолжается от-шлифовывание техники проведения собрания. Обязанности ведущего, председателя и секретаря по очереди выполняют все. За счет совершенствования процесса можно увеличить число обсуждаемых вопросов. К 7-му классу складываются традиции, законы и правила проведения собрания. Ими могут стать закон точности (закон «ОО»), закон поднятой руки, выпуск стенгазеты, пение любимых песен после окончания собрания и др.
Семиклассников отличает возросшее стремление к самостоятельности, независимости, тенденция к самоутверждению. В этой связи педагогу целесообразно предоставлять им возможность для максимального проявления активности. Инициатива созыва собрания, как правило, принадлежит самим детям. Помощь классного руководителя ученическому активу принимает все более консультативный характер. Главное внимание должно быть сосредоточено на предоставлении каждому подростку условий для самовыражения в процессе коллективной работы. В то же время классный руководитель следит и за тем, чтобы семиклассники не задерживались на одних и тех же организаторских ролях, а как можно чаще меняли их. Возросший уровень самостоятельности школьников, их расширившийся организаторский опыт позволяют педагогу доверять учащимся самостоятельное проведение собраний по вопросам самообслуживания, выставления оценок за поведение, распределения поручений.
Отметим, что особенности подготовки и проведения классных собраний от 5-го к 7-му классу указаны весьма условно, так как возможна ситуация, когда и в 8-м классе у учащихся отсутствует опыт проведения классных собраний. В этом слу-
чае требуется творческий подход к вышеизложенным рекомендациям.
Усилия классного руководителя, затраченные на обучение школьников подготовке и проведению классных собраний, полностью оправдываются. Участие в этом процессе является для них хорошей школой организаторского мастерства и демократии.
§ 11. Как выбратьлидера?
Принципиальная особенность ученического самоуправления — удовлетворениепотребности в самоорганизации, присущей всякому сообществу, особенно детскому. В нем непременно и стихийно выдвигаются лидеры («задвигаются» изгои) всего объединения или его части по личностым качествам (силач, совесть класса, юморист), по талантам (чтец, компьютерщик, музыкант). . . От педагога требуется содействие тому, чтобы доверие к ребятам, вера в их ответственное отношение к делу — даже при неумении на первых порах его толково вести — помогали укреплению их истинного авторитетав глазах одноклассников, чтобы при решении текущих проблем «работал» прежде всего авторитет личности, а не власти, которую та представляет.
При этом важнопедагогическое стимулирование лидерства, осуществляемое как непосредственно, так и опосредованно на основе дифференциации и индивидуализации педагогического влияния на учащихся. Педагогическое стимулирование лидерства предполагает выявление в различных видах деятельности наиболее способных организаторов и включение их в ситуации, где они могут проявить свои способности.
Лидер — человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится «выложиться» для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства; именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «завести» окружающих.
Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.
Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах коллектива класса и всех его членов, которых он ведет за собой (а по большому счету — в интересах всех людей).
Лидер-разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).
В классе встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры — генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, эрудиты, умельцы.
Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в трудовой, спортивной, поисково-туристской и другой деятельности.
Лидеры-инициаторы выделяются на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.
Лидер-умелец — это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе — самый опытный турист).
Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном к сфере межличностного общения в коллективе, группе в рамках класса. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.
Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено их стремлением хорошо знать своих одноклассников, что позволяет им соответственно этим знаниям строить взаимоотношения. Эмоциональные лидеры нередко не испытывают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между одноклассниками точнее характеризуют деловые лидеры.
Для воздействия на коллектив наряду с умением воспринимать личные отношения большое значение имеет умение определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте — деловые. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.
Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение класса, но и, прежде всего, благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.
Для развития группы как коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержа-
ния деятельности, что обеспечивает каждому возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыковорганизациидругих людей и самоорганизации.
Назовем качества личности, определяющиеделового лидера:
а) способность управлять собой («если хочу, то смогу»): в полной мере использовать свое время, энергию, умение преодолевать трудности, выйти из стрессовых ситуаций, заботиться о накоплении сил (в том числе и физических);
б) наличие четких личных целей («знаю, что хочу»): ясность в вопросах о целях своих поступков, наличие целей, совместимых с условиями общения и деятельности, понимание реальности поставленных целей и оценка продвижения к ним;
в) умение решать проблемы («найти выход в лабиринте мнений»), вычленять главное и второстепенное, оценивать варианты решения проблемы, прогнозировать последствия принятых решений, определять необходимые ресурсы для решения проблемы;
г) творческий подход к организации людей («не так, как все»): поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем, умение генерировать идеи, стремление к нововведениям;
д) умение влиять на окружающих («вести за собой»): уверенность в себе, умение устанавливать хорошие личные отношения, способность убеждать и внушать, умение слушать других;
е) знание особенностей организаторской деятельности: умение составить план, подобрать и расставить людей, включить их в его выполнение, стимулировать работу товарищей, тактично осуществляя контроль за их работой;
ж) наличие организаторских способностей (в их единстве):
организаторское чутье (психологическая избирательность, практическо-психологический ум, психологический такт), эмоционально-волевая воздейственность (общественная энергичность, требовательность, критичность), склонность к организаторской работе;
з) умение работать с группой («сплотить товарищей): понимание важности такого фактора, как сплоченность коллектива, способность преодолевать трудности, препятствующие эффективной работе, умение добиваться согласия, стремление к анализу условий развития группы и поиск их реализации.
В практике работы многих школ оправдала себя достаточно несложная методика выбора лидера, рассчитанная на учащих-"12-16 лет, т. е. на тех, кто учится в7-11-х классах.
с спои у руководителю
Методика состоит из нескольких микроигр, позволяющих поэтапно определить структуру межличностных отношений в классе, выявить лидеров и организовать выборы актива на основе состязательности.
МИКРОИГРА «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Ведущий, обращаясь к участникам игры, предлагает выявить ребят, которые пользуются наибольшей популярностью в организации. Для этого каждый должен записать не более трех фамилий тех, кого бы он пригласил на свой день рождения. 3-4 человека, получившие наибольшее количество предложений, становятся основными «именинниками». Они приглашают в гости всех участников игры.
Ведущий предлагает выбрать каждому того «именинника», к которому он желает пойти на день рождения. При этом он уточняет, что если кто-то не пожелает идти ни к одному из « именинников», то он имеет на это право.
Создаются разные по численности микрогруппы.
Для определения межгрупповых связей участникам игры предлагается после короткого совещания определить, с какой из групп они хотели бы объединиться.
В результате выявляются эмоциональные лидеры организации, а у ребят появляется возможность четко определить различие между деловым и эмоциональным лидером.
Как понять класс?
Понять класс — это значит учитывать его особенности, складывающиеся внутри него отношения, происходящие перемены.
В этой связи вновь обратимся к качественным параметрам. Трудно переоценить огромное значениесоциально-психологической структуры класса. Это одна из важнейших его особенностей, и без ее понимания классному руководителю трудно достичь успеха, а значит, и удовлетворенности своей работой.
Прежде всего — это состояние классного коллектива, т. е. его сплоченность, при которой хорошо всем, когда хорошо каждому. Между тем далеко не всякое соединение школьников под формализованным названием 6-й класс «Б» или 9-й класс «А» представляет собой настоящий коллектив, тем более — высокой степени развития. Помочь достичь ее значитвместе с ребятами организовать жизнедеятельность класс<