Установите должное соответствие.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Методы стимулирования и мотивации учения.
Методы контроля и самоконтроля.
А. Перспективные, словесные, наглядные, практические, логические, гностические, самоуправления учебными действиями
Б. Формирование интереса к учению, формирование долга и ответственности в учении
В. Устный и письменный опрос, контрольные работы.
Тест 25.
Установите должное соответствие.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
1 -словесные
2 - наглядные
3 - практические
Для справок:
А - лекция, рассказ, беседа
Б - демонстрация, иллюстрация
В - упражнения, опыты.
Тест 26.
Выберите правильный ответ.
На начальных этапах обучения ведущими могут быть...
а) наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения или беседы
б) словесные методы с дополнением наглядных и практических методов
Тест 27.
Выберите правильный ответ.
На более поздних годах обучения ведущимимогут быть...
а) наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения или беседы
б) словесные методы с дополнением наглядных и практических методов
Тест 28.
Выберите правильный ответ.
Отбор методов для коррекционно-педагогической работы с лицами, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов...
1) расписание занятий
2) характер нарушения и его степень выраженности
3) содержание учебного материала
4) тема урока (занятия)
5) этап работы
6) количественный состав группы
Тест 29.
Выберите правильный ответ.
Определите формы организации обучения.
1) индивидуальная
2) групповая
3) фронтальная
4) классно-урочная
5) коррекционное (логопедическое ) занятие.
6) экскурсия.
7) внеклассные занятия
Тема 5.Современная система специальных образовательных услуг.
Тест 30.
Выберите правильный ответ.
Комплектование специального коррекционного учреждения осуществляется с учетом:
1.Ведущего вида отклонения.
2.Согласия родителей и ребенка.
3.Возраста ребенка.
Тест 31.
Выберите правильный ответ.
Коррекционно-компенсирующая направленность образования обеспечивается:
1.Обязательностью соблюдения всеобуча.
2.Меньшей по сравнению с массовыми учреждениями наполняемостью групп.
3. Наличием специалистов-дефектологов.
4.Применением методов коррекционного воздействия.
5.Наличием оригинальных программ.
Тест 32.
В системе образования установлено типовое положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. Определены три профиля специальных групп.
1.Группа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
2.Группа детей с общим недоразвитием речи.
3.Группа детей с заиканием.
Выберите правильный ответ
Какой подход лежит в основе выделения специальных групп?
1)Клинико-психологический подход.
2)Психолого-педагогический подход.
Тест 33.
Вставьте нужное основание.
1. .... - обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющееся в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения и комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и в выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
2.... - включает социально-педагогическое сопровождение, социально-трудовую поддержку - посредническую помощь в получении профессиональной подготовки.
А - Профессиональная ориентация.
Б - Профориентационная работа.
Тест 34.
Выберите правильный ответ.
Назовите основные направления профессиональной ориентации.
1.Профессиональная информация.
2.Профессиональная консультация.
3.Профессиональный подбор.
4.Профессиональная, производственная и социальная адаптация.
5. Профессиональная подготовка.
Тест 35.
Выберите правильный ответ.
Человек с ограниченной трудоспособностью ( в зависимости от характера и степени тяжести нарушения) может получить профессиональное образование -начальное , среднее, высшее.
Воспитанники специальной школы 5 вида могут получить .... профессиональное образование:
1.Начальное
2.Среднее.
3.Высшее.
Тест 36.
Выберите правильный ответ.
Индивидуальная программареабилитации является...
1.Обязательной.
2.Рекомендательной
Тест 37.
Вставьте нужное слово
Лица с нарушениями развития .... в выборе профессии.
1.Не ограничены.
2.Ограничены.
Тест 38.
Вставьте нужное слово.
1.Социальная ....детей с недостатками в умственном и физическом развитии в специализированных учреждениях - процесс восстановления основных социальных функций личности.
2.Социальная ...- - полное, равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус, достижение возможности полноценной независимой жизни и самореализации в обществе.
Для справок.
Социальная интеграция
Социальная реабилитация
Тема 6.Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями в развитии.
Тест 39.
Типовым положением ДОУ определены профили специальных групп:
-группы для детей с ФФНР;
-с общим недоразвитием речи (ОНР)
-с заиканием.
Дополните.
1.Дети с ФФНР принимаются .... .
2.Дети с ОНР принимаются ... .
3.Дети с заиканием зачисляются в возрасте ... .
Для справок:
а) .....на один год с 5 лет
.б)... на 2-3 года
в) ...3-5 лет.
Тест 40.
Выберите правильный ответ.
Логопедический пунктпри общеобразовательной школе предназначен для детей, имеющих ...
а - общее недоразвитие речи, преимущественно 111 уровня;
б - фонетико-фонематическое недоразвитие, обуславливающее дислексию и дисграфию;
в - заикание;
г - трудности в обучении.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Специальная педагогика, основные понятия, объект, предмет, цель, и задачи.
2. Место специальной педагогики в структуре педагогического знания.
3.Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками.
4.Научные основы специальной педагогики философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические.
5.Методы научного исследования.
6. Выдающиеся ученые-дефектологи.
7.Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.
8.История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний.
9.Понятие профессиональной деятельности. Педагогическая деятельность. Коррекционно-педагогическая деятельность. Основное содержание, структура, целевые установки.
10.Основные образовательные потребности и содержание специального образования.
11. Принципы специального образования.
12.Принцип педагогического оптимизма.
13.Принцип ранней педагогической помощи.
14.Принцип коррекционно-компенсирующей направленности специального образования.
15.Принцип социально адаптирующей направленности специального образования.
16.Принцип деятельностного подхода в обучении и образовании.
17.Содержание образования в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями речи.
18. Учебники для специальных школ.
19.Методы обучения, применяемые в специальных школах.
20.Сущность, цели, задачи и принципы воспитания учащихся специальной школы для детей с нарушениями речи.
21.Технологии и методы специального образования.
22.Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи.
23.Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
24.Использование наглядных и технических средств в условиях специального обучения.
25.Коррекционная направленность уроков в специальной школе для детей с нарушениями речи.
26.Организация и содержание логопедической работы в специальной школе для детей с нарушениями речи.
27.Современная система специальных образовательных услуг.
28. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический патронаж.
29.Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
30.Школьная система специального образования для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
31.Отбор учащихся и комплектование специальных коррекционных учреждений.
32. Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью.
33.Социально-трудовая реабилитация лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
34. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья.
35.Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии.
36.Современные приоритеты в развитии системы специального образования.
37. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики.
38. Жизненные перспективы детей с нарушениями речи.
39.Основные требования к личности педагога-дефектолога.
40.Работа с родителями.
6.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.Фонд оценочных средств оформлен в виде приложения к рабочей программе дисциплины
Уровень требований и критерии оценок
Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования обучающихся по результатам выполнения самостоятельных работ. Итоговый контроль проводится в форме экзамена. Экзамен проводится в письменной (устной) форме в виде ответов на вопросы билета. Количество билетов 20. Для сдачи экзамена необходимо знать подробные ответы на 40 вопросов.
При этом оценка знаний осуществляется как по пятибалльной системе, так и в баллах в комплексной форме с учетом:
1. оценки по итогам промежуточного контроля (аттестация)
2. оценки за работу в семестре (оценка за выполнение практических работ, написании рефератов, выполнения заданий для самостоятельной работы и т.д.)
3. оценки итоговых знаний в ходе экзамена.
Ориентировочное распределение максимальных баллов по видам отчетности представлено в таблице.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
N П /п | Задания | Максим. Сумма |
1. | Реферат | |
Практические работы | ||
Доклад | ||
Промежуточный контроль | ||
5. | Тесты | |
6. | Ответ на экзамене | |
Максимальное число баллов |
Оценка знаний по 100-балльной шкале в соответствии с установленными критериями реализуется следующим образом:
- менее 50 баллов – «неудовлетворительно»
- от 50 до 65 баллов – «удовлетворительно»
- от 70 до 85 баллов – «хорошо»
- свыше 85 баллов – «отлично».
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
А) Рекомендуемая основная литература
1. Глухов, Вадим Петрович. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций) [Текст] : учеб. Пособие / В. П. Глухов. – М. : В. Секачев, 2012. – 256 с. – ISBN 978-5-88923-316-9.74.3 – Г 55
2. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Электронный ресурс]/ С.И. Артамоненкова [и др.].— Электрон. Текстовые данные.— М.: Теревинф, 2015.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/41163.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Специальная педагогика [Текст] : учеб. Пособие / В. С. Кукушин [и др.] ; под общ. Ред. В. С. Кукушина ; МПСУ. – М. : МПСУ, 2014. – 552 с. – ISBN 978-5-9770-0752-8.74.3 – С 71
4. Социализация в образовательном пространстве детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс]: сборник материалов Международной научно-практической конференции 21-22 мая 2015 г./ Т.В. Авакян [и др.].— Электрон. Текстовые данные.— Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2015.— 510 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/38497.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
5. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений/ В.И. Селиверстов [и др.].— Электрон. Текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2015.— 319 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36872.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
6. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии в современном образовательном пространстве [Электронный ресурс]: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции (18–20 апреля 2013 г.)/ Е.Ф. Архипова [и др.].— Электрон. Текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2013.— 196 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26581.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
б) Рекомендуемая литература дополнительная
1. Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики [Текст] : Материалы I Междунар. Науч.-практич. Конф. «Инновации в коррекции расстройств аутистического спектра, СДВГ, сложных речевых нарушений: метод Томатиса, сенсорная интеграция, компьютерные технологии», 28 окт. 2013 г. Вып. 1 / под общ. Ред. Ж. В. Антиповой, МПСУ. – М. : МПСУ, 2013. – 100 с. – ISBN 978-5-9770-0793-1.
2. Антипова, Жанна Владимировна. Развитие речи учащихся начальных классов, испытывающих трудности в обучении [Текст] : учеб.-метод. Пособие / Ж. В. Антипова, Е. В. Крылова, Н. В. Горина, МПСУ. – М. : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2014. – 144 с. – ISBN 978-5-9770-0712-2.74.3 – А 72
3. Астапов, Валерий Михайлович. Коррекционная педагогика с основами нейро и патопсихологии [Текст] : учеб. Пособие / В. М. Астапов ; МПСИ. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010. – 232 с. – (Б-ка педагога-практика). – ISBN 978-5-89502-407-2.74.3 – А 91
4. Белякова, Лидия Ивановна. Логопедия. Дизартрия [Текст] : учеб. Пособие / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. : ВЛАДОС, 2013. – 287 с. – (Коррекционная педагогика). – ISBN 978-5-691-01781-0.74.3 – Б 44
5. Бенилова, Светлана Юрьевна. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика) [Текст] : моногр. / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович; МПСУ. – М. : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2014. – 536 с. – ISBN 978-5-9936-0061-1.74.3 – Б 46
6. Давидович, Людмила Рафаиловна. Логопедия. Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии [Текст] : Н. Для педагогов и родителей / Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко, Ж. В. Антипова, МПСУ. – М. : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2014. – 216 с. – ISBN 978-5-9770-0693-4.74.3 – Д 13
7. Неретина, Татьяна Геннадьевна. Специальная педагогика и коррекционная психология [Текст] : учеб.-метод. Комплекс / Т. Г. Неретина ; МПСИ. – 2-е изд. – М. : ФЛИНТА : МПСИ, 2010. – 376 с. – (Библиотека психолога).74.3 – Н 54
8. Содержание образования в начальной школе : система ценностей [Текст] : сб. науч. Тр. / под ред. Н. Ф. Виноградовой. – СПб. : Нестор-История, 2011. – 136 с. – ISBN 978-5-98187-864-0.74 – С 57
9. Специальная педагогика [Текст] : учеб. Пособие / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Акад., 2000. – 400 с. – (Высшее образование).74.3 – С 71
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.
● eqworld.ipmnet.ru – Раздел «Специальное обучение и воспитание». Приведены интересные статьи, даны ссылки на дефектологические сайты, программы, электронные библиотеки и др. Можно скачать большое количество книг (формат pdf и djvu), в т.ч. труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам специальной педагогики и психологии.
● dvoika.net – Учебные пособия для студентов: Специальная педагогика. Коррекционная педагогика. Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Логопедия и др.
· Logoped.ru – Учебные пособия и дидактические материалы для студентов и логопедов-практиков: Логопедия. Специальная педагогика. Логопедические и специально-педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. И др.
● Psychiatr-spb.narod.ru|index.files|page5903.htm – Лекции, методические материалы, учебно-методические пособия по учеб. Дисциплине «Специальная педагогика» и др.