Раздел 2. Научные основы специальной педагогики.

Занятие 3.

Тема 1. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. Этапы становления дефектологии.

Содержание практических занятий

1.Основные параметры отграничения лиц с ОВЗ на разных этапах.

2. Система практических учреждений.

3.Дифференцированная система обучения лиц с ОВЗ.

4. Инклюзивное образование.

Занятие 4.

Тема 2,3. Философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические основания специальной педагогики. Выдающиеся ученые-дефектологи

Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:

1.Взгляды известных философов на проблемы ли с ОВЗ.

2. Лингвистические и психололингвистические основы специальной педагогики.

Доклады.

Выдающиеся ученые-дефектологи(Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, К.Г. Коровин и др.) и их вклад в развитие дефектологической науки.

Раздел 3. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.

Занятие 5,6.

Тема 1,2. Профессиональная деятельность педагога системы специального образования. Готовность (теоретическая и практическая) педагога-дефектолога к реализации коррекционно-педагогической деятельности. Требования к личности педагога-дефектолога.

Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:

1.Сущность и содержание коррекционно-педагогической деятельности. Структура, целевые установки.

2.Понятия коррекция, компенсация.

3. Виды коррекционной деятельности в специальном учреждении.

4. Профессиональная деятельность педагога системы специального образования.

Доклад

Требования к личности педагога-дефектолога.

Задание 1.

1.В современной научной литературе "педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах."(Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, 1997. С.17.)

Вопросы.

1.В чем заключается специфика проявления педагогического творчества в области

специального образования?

2.Дайте определение понятиям: коммуникация, эвристика, креативность.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, 1997. С.17.)

Задание 2.

Е.С. Громов и В.А. Молявко указывают следующие признаки креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность.

Как эти качества проявляются в деятельности специального педагога?

Задание 3.

Для педагога -творца свойственна инициативность, самостоятельность, способность е преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

В чем специфика их проявления применительно в области специального образования?

Задание 4.

"Педагогическая специальность - вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией".

В чем заключается общность решаемых организационных и сугубо педагогических задач в рамках направлений специальной педагогики?

Задание 5.

"Педагогическая специализация- определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста".

Назовите виды специализаций Логопедии.

Задание 6.

"Педагогическая квалификация - уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

(В.С. Сластенин и др. с.20.)

Какие задачи призван решать учитель-логопед?

Задание 7. Педагогическая деятельность"представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе." ( Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, 1997. С.17.) По А.Н. Леонтьеву системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель, которая связана с реализацией цели воспитания, рассматриваемой как общечеловеческий идеал гармонично развитой личности.

Определите целевые установки логопедической деятельности?

Наши рекомендации