Раздел 1. Теория специальной педагогики.
Занятие 1
Тема 1. Основные понятия, объект, предмет, цель, и задачи специальной педагогики.
Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:
1.Аксиологическая основа специальной педагогики.
2.Понятийный аппарат специальной педагогики.
3. Целевые установки, связь с общепедагогическими установками.
4. Специальная педагогика, коррекционная педагогика, лечебная педагогика.
Доклад
Классификация нарушений психического развития.
Занятие 2. Тема 2. Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками.
Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:
1. Олигофренопедагогика.
2.Сурдопедагогика.
3.Тифлопедагогика.
4.Логопедия.
5.Методы научного исследования в специальной педагогике.
Практические работы.
Задание 1.
1. По Л.С. Выготскому развитие психики аномальных детей подчиняется тем же самым основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка.
1) Положение о неравномерностипсихического развития, которая обусловлена , во-первых, активным созреванием мозга в определенные периоды жизни ребенка, во-вторых, тем, что отдельные психические функции развиваются на базе ранее сформированных.
2) Развитие психики это процесс количественно-качественных и структурных преобразований.
3) Положение о пластичности нервной системы и основанной на этом способности к компенсации: чем меньше ребенок, тем он более раним, но в то же время его нервная система обладает большими резервами пластичности, а следовательно - компенсаторными возможностями.
4) Положение осоотношении биологических и социальных факторовв процессе психического развития. Общеизвестно положение о единстве и взаимодействии биологического и социального факторов в процессе развития. Однако, у этого единства две особенности: во-первых, оно изменяется в процессе развития. На первых этапах жизни ребенка большую роль играет биологическое начало, тогда как позднее наибольшее предпочтение отдается социальному фактору. Во-вторых, каждый из этих факторов имеет разный удельный вес в становлении различных психических функций. В развитии более простых психических функций велика роль биологического фактора, в развитии более сложных психических функций - социокультурных.
Вопросы.
1.Покажите общность и своеобразие проявления данных закономерностей при нарушенном развитии.
2. Приведите примеры внутрисистемной и межсистемной компенсации.
3. В чем заключается специфика реализации специальных принципов в системе специального образования применительно к детям с нарушениями речи?
Задание 2.
Психолингвистический анализ отклонений от нормального речевого развития.
Согласно А.А. Леонтьеву (Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.- М., 1997.) патология речи определяется как нарушение речевой деятельности, обусловленное несформированностью или разладкой психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языкового коллектива, т.е. как нарушение языковой способности. В случаях патологии речи возникает вопрос о возможности или невозможности общения.
С психолингвистической точки зрения выделяются следующие формы речевой патологии:
-собственно патопсихолингвистические речевые нарушения, связанные с патологией личности, сознания и ВПФ (например, шизофрения)
-речевые нарушения, возникающие вследствие локальных поражений мозга (афазия)
-речевые нарушения, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем (глухота)
-речевые нарушения, связанные с умственной отсталостью или временной задержкой психического развития
-речевые нарушения, связанные с дефектом моторного программирования речи или реализацией моторной программы (заикание).
Вопросы.
1. Укажите наличие речевого нарушения в общей структуре основного дефекта при различных вариантах психического дизонтогенеза.
2.Какие можно выделить формы речевой патологии?
Задание 3. Обзор журналов: "Дефектология", "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития" и др.
1.Составление библиографического списка.
2.Составление аннотации к статьям.
3.Реферирование статьи (по выбору студента).