Иные сведения и (или) материалы
Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
N п/п | Разделы и темы дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||
ВСЕГО | Из них аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Контрольная работа | Курсовая работа | ||||||
Лекции | Лаборатор. работа | Практическ.занятия | ||||||||
Раздел 1.Теория специальной педагогики | Тесты | |||||||||
Раздел 2.Научные основы специальной педагогики | Тесты | |||||||||
Раздел 3. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования | . Реферат. | |||||||||
Раздел 4.Основы дидактики специальной педагогики | . Реферат. . | |||||||||
Раздел 5. Современная система специальных образовательных услуг | Устный опрос. Доклады. Практические работы | |||||||||
Раздел 6. Педагогические системы специального образования | Устный опрос. Доклады. Практические работы. | |||||||||
Экзамен | Комплект билетов | |||||||||
ИТОГО | х | Экзамен |
Очно-заочная форма обучения (срок обучения 5лет)
№ п/п | Разделы и темы дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||
ВСЕГО | Из них аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Контрольная работа | Курсовая работа | ||||||
Лекции | Лаборатор. работа | Практическ.занятия | ||||||||
Раздел 1.Теория специальной педагогики | Устный опрос, доклады | |||||||||
Раздел 2.Научные основы специальной педагогики | Устный опрос, Реферат. Доклады. Практические работы | |||||||||
Раздел 3. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования | Устный опрос. Доклады. Реферат. Практические работы | |||||||||
Раздел 4.Основы дидактики специальной педагогики | Устный опрос. Доклады. Реферат. Практические работы. | |||||||||
Раздел 5. Современная система специальных образовательных услуг | Устный опрос. Доклады. Практические работы | |||||||||
Раздел 6. Педагогические системы специального образования | Устный опрос. Доклады. Практические работы. Тесты | |||||||||
Экзамен | Комплект билетов | |||||||||
ИТОГО | + | Экзамен |
4.2.Содержание дисциплины (модуля), структурированное по разделам (темам)
Раздел 1. Теория специальной педагогики.
Тема 1. Основные понятия, объект, предмет, цель, и задачи специальной педагогики.
Содержание лекционного курса.
Специальная педагогика как наука. Основные понятия, объект, предмет, цель, и задачи специальной педагогики.Место специальной педагогики в структуре педагогического знания.
Содержание практических занятий
1.Аксиологическая основа специальной педагогики.
2.Понятийный аппарат специальной педагогики.
3. Целевые установки, связь с общепедагогическими установками.
4. Специальная педагогика, коррекционная педагогика, лечебная педагогика.
5..Классификация нарушений психического развития.
Тема 2. Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками.
Содержание лекционного курса.
Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками (науками медицинского цикла, общей, возрастной и педагогической психологией, специальной психологией, общей, возрастной педагогикой, сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, логопедией, специальными методиками и др.)
Содержание практических занятий
1. Олигофренопедагогика.
2.Сурдопедагогика.
3.Тифлопедагогика.
4.Логопедия.
5.Методы научного исследования в специальной педагогике.
Практические занятия.
Раздел 1. Теория специальной педагогики.
Занятие 1
Тема 1. Основные понятия, объект, предмет, цель, и задачи специальной педагогики.
Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:
1.Аксиологическая основа специальной педагогики.
2.Понятийный аппарат специальной педагогики.
3. Целевые установки, связь с общепедагогическими установками.
4. Специальная педагогика, коррекционная педагогика, лечебная педагогика.
Доклад
Классификация нарушений психического развития.
Занятие 2. Тема 2. Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками.
Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:
1. Олигофренопедагогика.
2.Сурдопедагогика.
3.Тифлопедагогика.
4.Логопедия.
5.Методы научного исследования в специальной педагогике.
Практические работы.
Задание 1.
1. По Л.С. Выготскому развитие психики аномальных детей подчиняется тем же самым основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка.
1) Положение о неравномерностипсихического развития, которая обусловлена , во-первых, активным созреванием мозга в определенные периоды жизни ребенка, во-вторых, тем, что отдельные психические функции развиваются на базе ранее сформированных.
2) Развитие психики это процесс количественно-качественных и структурных преобразований.
3) Положение о пластичности нервной системы и основанной на этом способности к компенсации: чем меньше ребенок, тем он более раним, но в то же время его нервная система обладает большими резервами пластичности, а следовательно - компенсаторными возможностями.
4) Положение осоотношении биологических и социальных факторовв процессе психического развития. Общеизвестно положение о единстве и взаимодействии биологического и социального факторов в процессе развития. Однако, у этого единства две особенности: во-первых, оно изменяется в процессе развития. На первых этапах жизни ребенка большую роль играет биологическое начало, тогда как позднее наибольшее предпочтение отдается социальному фактору. Во-вторых, каждый из этих факторов имеет разный удельный вес в становлении различных психических функций. В развитии более простых психических функций велика роль биологического фактора, в развитии более сложных психических функций - социокультурных.
Вопросы.
1.Покажите общность и своеобразие проявления данных закономерностей при нарушенном развитии.
2. Приведите примеры внутрисистемной и межсистемной компенсации.
3. В чем заключается специфика реализации специальных принципов в системе специального образования применительно к детям с нарушениями речи?
Задание 2.
Психолингвистический анализ отклонений от нормального речевого развития.
Согласно А.А. Леонтьеву (Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.- М., 1997.) патология речи определяется как нарушение речевой деятельности, обусловленное несформированностью или разладкой психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языкового коллектива, т.е. как нарушение языковой способности. В случаях патологии речи возникает вопрос о возможности или невозможности общения.
С психолингвистической точки зрения выделяются следующие формы речевой патологии:
-собственно патопсихолингвистические речевые нарушения, связанные с патологией личности, сознания и ВПФ (например, шизофрения)
-речевые нарушения, возникающие вследствие локальных поражений мозга (афазия)
-речевые нарушения, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем (глухота)
-речевые нарушения, связанные с умственной отсталостью или временной задержкой психического развития
-речевые нарушения, связанные с дефектом моторного программирования речи или реализацией моторной программы (заикание).
Вопросы.
1. Укажите наличие речевого нарушения в общей структуре основного дефекта при различных вариантах психического дизонтогенеза.
2.Какие можно выделить формы речевой патологии?
Задание 3. Обзор журналов: "Дефектология", "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития" и др.
1.Составление библиографического списка.
2.Составление аннотации к статьям.
3.Реферирование статьи (по выбору студента).
Занятие 4.
Тема 2,3. Философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические основания специальной педагогики. Выдающиеся ученые-дефектологи
Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:
1.Взгляды известных философов на проблемы ли с ОВЗ.
2. Лингвистические и психололингвистические основы специальной педагогики.
Доклады.
Выдающиеся ученые-дефектологи(Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, К.Г. Коровин и др.) и их вклад в развитие дефектологической науки.
Раздел 3. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.
Занятие 5,6.
Тема 1,2. Профессиональная деятельность педагога системы специального образования. Готовность (теоретическая и практическая) педагога-дефектолога к реализации коррекционно-педагогической деятельности. Требования к личности педагога-дефектолога.
Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:
1.Сущность и содержание коррекционно-педагогической деятельности. Структура, целевые установки.
2.Понятия коррекция, компенсация.
3. Виды коррекционной деятельности в специальном учреждении.
4. Профессиональная деятельность педагога системы специального образования.
Доклад
Требования к личности педагога-дефектолога.
Задание 1.
1.В современной научной литературе "педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах."(Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, 1997. С.17.)
Вопросы.
1.В чем заключается специфика проявления педагогического творчества в области
специального образования?
2.Дайте определение понятиям: коммуникация, эвристика, креативность.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, 1997. С.17.)
Задание 2.
Е.С. Громов и В.А. Молявко указывают следующие признаки креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность.
Как эти качества проявляются в деятельности специального педагога?
Задание 3.
Для педагога -творца свойственна инициативность, самостоятельность, способность е преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.
В чем специфика их проявления применительно в области специального образования?
Задание 4.
"Педагогическая специальность - вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией".
В чем заключается общность решаемых организационных и сугубо педагогических задач в рамках направлений специальной педагогики?
Задание 5.
"Педагогическая специализация- определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста".
Назовите виды специализаций Логопедии.
Задание 6.
"Педагогическая квалификация - уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.
(В.С. Сластенин и др. с.20.)
Какие задачи призван решать учитель-логопед?
Задание 7. Педагогическая деятельность"представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе." ( Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, 1997. С.17.) По А.Н. Леонтьеву системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель, которая связана с реализацией цели воспитания, рассматриваемой как общечеловеческий идеал гармонично развитой личности.
Определите целевые установки логопедической деятельности?
Занятие 7.
Тема 1,2. Основные образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования.
Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:
1.Специфика решения образовательных задач в зависимости от особых образовательных нужд.
2.Условия протекания обучения и воспитания в специальном образовательном процессе.
3.Уровни специального образования. Государственный образовательный стандарт.
4.Содержание специального образования.
Доклады
Принцип коррекционной направленности.
Практические работы.
Задание 1.
Анализ программы специальной коррекционной школы для детей с нарушениями речи вида (структура, перечень учебных предметов).
Заполните таблицу
Задания | Массовая школа | Специальная школа |
1.Сроки обучения | ||
2. Учебные предметы (общеобразовательные и специальные) | ||
3.Содержание пояснительной записки (русский язык) | ||
4.Цели и задачи обучения. | ||
5.Содержание 1 года обучения (по выбору студента) |
Задание 2.
1.Анализ программы по русскому языку по годам обучения (пояснительная записка, структура самой программы, бюджет учебного времени).
2.Определить этапы обучения русскому языку в школе для детей с нарушениями речи.
3.Реферат пояснительной записки к программе по русскому языку в школе для детей с нарушениями речи.
Занятие 8.
Тема 3,4. Содержание образования. Учебники для специальных школ.
Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:
Назначение учебника. Функции учебника. Структура учебника..Наличие пропедевтических или дополнительных разделов, наличие средств актуализации знаний и личного опыта, средств актуализации познавательных возможностей детей, средств развития речи, мышления в соответствии с особенностями интеллектуального развития, средств для коррекции и активизации сенсомоторного развития и др.
Практическая работа.
Анализ учебника (по выбору студента) по русскому языку для специальной школы для детей с нарушениями речи.
Примерный план.
1.Автор
2.Назначение учебника.
2.Функции учебника.
3.Структура учебника.
4. Наличие пропедевтических или дополнительных разделов, наличие средств актуализации знаний и личного опыта, средств актуализации познавательных возможностей детей, средств развития речи, мышления в соответствии с особенностями интеллектуального развития, средств для коррекции и активизации сенсомоторного развития и др.
Занятие 9.
Тема 5,6. Технологии и методы специального образования.
Тема 7,8. Сущность, цели, задачи и принципы воспитания учащихся специальных школ.Коррекционно-педагогическая деятельность как социальное явление.
Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:
1.Технологии стратегические, тактические и оперативные.
2.Словесные, наглядные и практические методы
3. Методы воспитательного воздействия. Информационные методы. Практически-действенные методы. Побудительно-оценочные методы. .Методы формирования социального опыта, методы осмысления детьми своего социального опыта, методы самоопределения личности, методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе. Специфика их реализации в воспитании детей с нарушениями развития.
Доклады.
Принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Принцип единства диагностики и коррекции. Принцип раннего начала диагностико-коррекционной деятельности. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Деятельностный принцип коррекции. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогического воздействия. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
Практические работы..
Задание 1.Покажите специфику реализации методов в обучении детей с нарушениями речи. Приведите примеры.
Занятие 10.
Доклады.
1.Значение и функции наглядности в образовательном процессе.
2.Виды средств наглядности. Предметный дидактический материал, изобразительный дидактический материал (рисунки, серии картинок, схемы, чертежи, предметные карты).
3.Словесный дидактический материал (раздаточные карточки с заданиями, упражнениями, задачами, поручениями).
4.Технические средства обучения. Аудиовизуальные средства (кинофильмы, диапозитивы, кодопозитивы, диапозитивы и др., средства, корригирующие проявления дефекта (звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования, при обучении лиц с нарушениями слуха, лупы, очки, монокуляры и бинокуляры, приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения для лиц с нарушениями зрения.
5. Статические наглядные пособия (схемы, рисунки, диапозитивы и др.). Требования к их применению в учебном процессе.
6.Использование персональных компьютеров.
7.Слово учителя. Требования к речи учителя-дефектолога.
Практические работы.
Подбор средств наглядности. Работа с видеоматериалами
Раздел 5. Современная система специальных образовательных услуг.
Занятие 11.
Практические работы.
Задание 1.
Основные положения современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями:
- приоритет личности над интересами общества;
- достижение человеком максимальной самостоятельности и независимости (независимый образ жизни);
- независимая жизнь - независимость в широком смысле;
- право на независимую жизнь человека с ограниченными возможностями должно быть закреплено и обеспечено экономически;
- комфортность бытия человека с отклонениями в развитии;
- у детей с особыми образовательными потребностями должны быть сформированы необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации, развитие которых будет продолжено на следующих этапах.
Как реализуются данные положения в условиях современной образовательной политики?
Задание 2.
Понятие жизнеобеспечения включает:
- активное участие человека с ограниченной трудоспособностью в производительном труде;
- ведение домашнего хозяйства;
- максимально полное самообслуживание.
Покажите реализацию данного понятия применительно к детям с нарушениями речи.
Занятие 12,13.
Тема 2. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:
1.Учреждения системы социальной защиты (интернаты) для детей с глубокой степенью умственной отсталости (имбецильностьи), с осложненной формой дебильности (ДЦП, выраженным психопатоподобным состоянием, болезнью Дауна, шизофренией и т.д.) Специальные ясли для детей с органическим поражением ЦНС.
2. Специальные психоневрологические санатории для детей со сниженным интеллектом в степени дебильности. Детские дома для детей с глубокими степенями умственной отсталости (имбецильность, идиотия) в системе социальной защиты.
Доклады.
1. Специальные учреждения для детей с ЗПР.
2. Специальные детские сады для детей с нарушениями речи.
3. Специальные школы и школы-интернаты для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Практическая работа.
1. Посещение дошкольного учреждения.
2. Посещение занятия для детей с ОВЗ.
.Схема анализа посещенного занятия.
1. Дата. Возраст детей, группа.
2. ФИО воспитателя.
3. Тема занятия. Форма проведения.
4. Цель и задачи занятия.
5. Основные компоненты занятия с анализом.
6. Общая оценка занятия.
Тема 3. Школьная система специального образования.
Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:
Отбор учащихся и комплектование специальных коррекционных учреждений. Цензовость образования. Специальный охранительный режим.
Практические работы.
1.Посещение специального (коррекционного) учреждения для детей с нарушениями речи.
2. Письменный отчет.
В ходе посещения специальных учреждений обратить внимание на:
1) Режим работу СОУ.
2) Документация логопеда.
3) Особенности обучения в коррекционном классе:
- адаптированные программы и учебные планы (в соответствии со специальным образовательным стандартом);
- изучение специальных предметов (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ритмика и др.)
- индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика нового учебного материала);
- факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т.п.)
Занятие 14.
Тема 4. Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация.
Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:
1.Государственная служба медико-социальной экспертизы. Инвалидность. 2.Федеральная базовая программа реабилитации. Индивидуальные программы социально-трудовой реабилитации.
3.Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья.
Доклады.
1.Профориентационная работа в условиях школы.
2.Профессиональная подготовка в постшкольный период.
Раздел 6. Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями в развитии.
Занятие 15, 16.
Тема 1. Специальное образование лиц с нарушениями речи.
Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:
1.Логопедические кабинеты при поликлиниках и психоневрологических диспансерах. Специализированные ясли.
2.Оказание специальной логопедической помощи в системе социальной защиты (специализированные дома ребенка).
3.Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с тяжелой речевой патологией. Комплектование учреждения. Наличие подготовительного (диагностического) класса. Сроки обучения 8 лет, 9 лет, 9 лет с классом профессиональной подготовки. Комплектование классов для детей с тяжелой речевой патологией (1 уровень - в возрасте с 6 до 9 лет, 2 уровень - с 9 до 12 лет, 3 уровень - с13 до 18 лет).
Практические работы.
Задание 1.
Посещение занятия.
Занятие 17.
Тема 2. Обучение, воспитание, развитие и коррекция как единый педагогический процесс в специальном образовательном учреждении для лиц с нарушениями речи.
Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:
1.Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.
2. Соответствие средств принципам специального образования. Максимальная доступность и посильность обучения, учет познавательных возможностей умственно отсталых детей, деятельностный характер обучения, наглядно-практическая основа освоения материала, наличие коррекционно-компенсирующей направленности обучения и др. Использование средств артпедагогики и артерапии - психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное с воздействием на когнитивную и эмоционально-волевую сферы), психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое (развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.)
4. Оптимальный выбор средств реализации коррекционно-образовательного процесса, с учетом содержания материала, наличия у детей необходимого практического опыта, с учетом особенностей детей с речевыми нарушениями.
Доклады.
1.Игротерапия.
2юСказкотерапия.
3.Трудотерапия.
4.Библитотерапия.
Практические работы.
Задание 1.Составление тематического планирования (на примере уроков русского языка)
№№п/п Тематика и содержание | Методы и формы работы. Наглядные и тсо средства обучения | Работа по развитию речи |
Задание 2.
Подобрать игры и упражнения для коррекции нарушений психического развития.
Работа с видеоматериалами.
Задание 3.
Примерная схема.
1. Класс, группа.
2. Учебная дисциплина.
3.Тема.
4. Цель.
5. Общеобразовательная, воспитательная, коррекционная задачи.
6. Оборудование и ТСО.
7. Основные методы работы.
8. План урока (занятия).
9. Ход урока (занятия).
Занятие 18.
Тема 3.Современные приоритеты в развитии системы специального образования.
Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:
1.Модели интегрированного обучения.
2. Основные формы инклюзивного образования.
3. Работа тьютеров в условиях инклюзии.
Занятие 19.
Тематика рефератов
Критерии оценки рефератов
8-10 баллов | 6-7 баллов | 4-5 баллов | 1-3 балла | 0 баллов |
Присутствуют все компоненты работы. Представлен анализ нескольких источников рекомендованной литературы. Грамотные ответы на вопросы по проблеме. | Работа в целом выполнена. Отмечаются некоторые неточности в изложении отдельных частей работы. Владение основными позициями работы. | Грамотный пересказ 1-3 источников, отсутствуют элементы анализа. Поверхностное представление о проблеме. | Работа списана или скачана из Интернета. | Работа не выполнена. |
По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах или в процессе индивидуального собеседования преподавателя с обучающимися.
Задания для текущего контроля.
1 вариант
1.Задачи специальной педагогики.
2.Связь логопедии с медицинскими науками.
3.Система школьных учреждений для детей с нарушениями развития. (Назначение, принципы комплектования, сроки обучения.)
4. Основные требования к личности педагога-логопеда.
5. Сущность понятий "коррекция, компенсация".
6.Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.
7.Основные направления деятельности логопеда.
8.Наглядные средства, применяемые логопедом в работе.
11 вариант
1.Принципы специального образования.
2.Связь логопедии с науками психолого-педагогического цикла.
3.Система дошкольных учреждений для детей с нарушениями развития. (Назначение, принципы комплектования, сроки обучения.)
4. Основные требования к личности педагога-логопеда.
5.Сущность коррекционно-педагогической деятельности.
6.Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.
7.Основные направления деятельности логопеда.
8. Структура логопедического занятия.
Тестовые задания по дисциплине «Специальная педагогика».
Студенты очного и очно-заочного отделений выполняют тестирования во время текущего контроля. Студенты заочного отделения решают тесты во время самостоятельной работы и ответы представляют преподавателю при сдаче контрольной работы.
Тест 1.
Вставьте нужное основание.
Основная цель специальной педагогики - достижение развивающейся человеком с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности ... .
Для справок:
а - максимально возможной самостоятельности и независимой жизни;
б - полной социализации и самореализации.
Тест 2.
"Медицинская абилитация в раннем возрасте - это система лечебно-профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, двигательных, психоэмоциональных и речевых реакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины (медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж и лечебная физкультура, протезирование, оперативное вмешательство и др.)." ( Н.М.Назарова С. 63)
Тест 3.
Вставьте нужное основание.
Реабилитационные мероприятиядолжны быть ...
Слова для справок:
а)комплексными, многопрофильными, разнонаправленными
б)комплексными, разносторонними, но однонаправленными.
Тест 4.
Вставьте нужное слово.
Реабилитационная программадолжна быть строго ... для каждого больного в зависимости от нозологической формы, характера течения заболевания, возраста больного и пр.
Слова для справок:
а) индивидуальной
б)групповой
Тест 5.
Вставьте нужное основание.
Заключительным этапом реабилитационной программы для взрослыхдолжна являться ...
а) профессиональная ориентация и трудоустройство.
б) полное выздоровление
в) частичное восстановление функций.
Тест 6.
Вставьте нужное основание.
Заключительным этапом реабилитационной программы для детей - это...
а) возвращение к обычной для данного детского возраста деятельности, включая учебную.
б) перевод на индивидуальное обучение.
в) перевод в более младшую группу в обычных образовательных условиях.
Тест 7.
Тест 8.
Выберите правильный ответ.
Уменьшение числа лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности может сегодня достигаться через ... :
а)увеличение числа специальных учреждений
б)совершенствование профилактики;
в)своевременность раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка.
г)совершенствование абилитационных и реабилитационных мероприятий.
е)повышение качества медицинского сопровождения и коррекционно-образовательного процесса.
Выберите правильный ответ.
1. Л.С. Выготский придавал большое значение включению аномальных детей в разнообразную социально-значимую деятельность, созданию активных и действенных форм детского опыта.
2.Им было введено понятие структура дефекта.
3. Положение о взаимосвязи общих задач воспитания и специальных методик, подчинение специального воспитания социальному, их взаимосвязь.
4.Л.С. Выготский исключал возможность участия лиц с нарушениями в развитии в трудовой деятельности.
5.Основной путь компенсации людей с различными нарушениями развития по Л.С. Выготскому заключается во включении их в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества.
6.Глубокий научный и практический смысл имеет положение Л.С. Выготского о том, что "сами по себе слепота, глухота и т.п. частные дефекты не делают еще носителя их дефективным" Судьбу личности решает не дефект сам по себе, а его социально-психологическая реализация.
7.Л.С. Выготский считал, что лиц с нарушениями развития не следует создавать особых условий обучения и воспитания, включая их в обычные образовательные условия.
Тест 10.
Вставьте нужное слово.
"Компенсацияпсихических функций (от лат compensatio- уравновешивание, уравнивание)- это ...
недоразвитых или нарушенных психических функций." (Психологический словарь. -М., 1990.- С.169.
Для справок:
а)дополнение
б)возмещение
в)замена
Тест 11.
Вставьте нужное слово.
1...... компенсация осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур.
2. Второй вид - .... компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций.
Для справок:
а)Межсистемная
б)Внутрисистемная
Тема 3. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.
Тест 12.
Выберите основания дифференциации педагогических специальностей:
Для справок:
1) Различные предметные области знаний.
2) Возрастные периоды развития личности.
3) Особенности развития личности