Ценностный подход к формированию личности человека
Ценностный подход в педагогике занял прочное место в общем ряду реализуемых в педагогической науке практике работы школы подходов личностно-ориентированного, системного, деятельностного, акмеологического, прогностического. Сущность ценностного подхода состоит в рассмотрении педагогических явлений и фактов, целей, технологий и результатов образования в овзаимодействии "человек и мир", в особом внимании к формированию внутреннего мира личности, его стремлений, притязаний, интересов, нравственных доминант жизнедеятельности, общей направленности перспектив.
Проблема ценности во все исторические эпохи оставалась одной из актуальных в процессе осмысления человеком своего внутреннего, индивидуально-неповторимого, духовного мира. С глубокой древности внимание мыслителей привлекала проблема ценностей. Еще Сократ и Платон задумывались над вопросом о том, что есть благо, истина, красота, справедливость, доброта, милосердие и др. В последние годы аксиологический подход особенно активно развивается и становится важным и необходимым компонентом изучения ценностных систем человека. Это связано с социально-экономическими, политическими и духовными изменениями, которые начались в России в 90-х гг. ХХ в. и продолжаются по сегодняшний день. Реформы всех сфер общественной жизни потребовали не только существенной трансформации прежней системы ценностей и ценностных ориентаций, но и выработки в общественном и индивидуальном сознании нового ценностного восприятия действительности, формирования новой ценностной ментальности в обществе.
Аксиологический подход мы рассматриваем как способ организации деятельности студентов с позиции социально и личностно значимых ценностей.
Его актуальность определяется необходимостью формирования системы ценностных ориентаций как основы поведения, отношений, сознания; как составной части мировоззрения личности. Ценностные ориентации являются неотъемлемым компонентом структуры личности, они обобщают жизненный опыт, накопленный личностью в её индивидуальном развитии. Но ориентиром деятельности и поведения человека ценности могут стать только при условии сформированности у него ценностного сознания и отношения, при наличии способности определить в соответствующей ситуации наиболее значимую ценность, а также способности осознать и воспринять универсальные общечеловеческие ценности как собственные ценности. Являясь неотъемлемым компонентом структуры личности, они обогащают жизненный опыт, накопленный личностью в её индивидуальном развитии, задают направленность и мотивацию жизни, деятельности человека, его отношению к миру и конкретным поступкам.
В условиях современного общества становится очевидна необходимость формирования у студентов умений сознательной регуляции своих поступков, учета чувств, настроения и интересов других людей, ориентации на них в своем поведении.
Знания, умения и навыки, составляющие исполнительскую сторону профессиональной деятельности, могут успешно формироваться, развиваться и актуализироваться только в том случае, если они приобретают для студента личностный и общественный смысл, ценность, значение, благодаря которым развиваются такие качества будущего профессионала, как ответственность, мобильность, инициативность, самостоятельность, готовность к творчеству.
По мнению Л.С. Выготского, формирование личности, развитие её индивидуальности представляет собой процесс культурного развития. В своих работах он многократно подчеркивал, что чем больше в человеке представлено культурного, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением, тем значительнее личность [2].
Подготовка будущих специалистов в вузе должна стать источником приобщения студента к ценностям культуры, образования и профессии. При этом социально значимыми общечеловеческими ценностями, целеобразующими в системе образования, являются жизнь, свобода, истина, любовь к людям, доброта, справедливость, ответственность, знание, труд и др.
Аксиологический подход как методологическая основа развития индивидуальности личности позволяет определить состав и иерархию ценностей, которые в свою очередь определяют направленность профессиональной деятельности, сознание, мышление и поведение, стиль взаимодействия человека с миром и другими людьми, собственную миссию и место в обществе.
В контексте аксиологического подхода происходит ценностное наполнение содержания образования, включающее идеи гуманизма, на основе которых развиваются человеколюбие, человечность, принятие человека как высшей ценности. В этом случае образование рассматривается как необходимое условие для развития будущего специалиста. Овладение фундаментальными знаниями создает условия для творчества, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, решать профессиональные и коммуникативные задачи, используя продуктивные творческие приемы мышления и аксиологический потенциал личности. Высокая степень осознания жизненных и профессиональных ценностей, умение осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели обеспечивают необходимый уровень осуществления различных видов деятельности.
Интеграция социальных и личностных ценностей находит отражение не только в характере и содержании ценностей, проявляющихся в общественном сознании, но и в целях, мотивах, идеалах, установках личности, составляет в своей совокупности систему ценностных ориентаций, регламентирующих деятельность человека. В качестве основных составляющих системы ценностей выступают: 1) ценности, связанные с утверждением общественной значимости деятельности, признанием профессии; 2) ценности, удовлетворяющие потребность в общении с коллегами, обмен духовными ценностями; 3) ценности, ориентированные на развитие профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование; 4) ценности, позволяющие специалисту самореализоваться в профессиональной деятельности, в жизни; 5) ценности, удовлетворяющие прагматические потребности личности; 6) инструментальные ценности или ценности-средства, которые формируются в результате овладения теорией, методологией и технологиями, составляя основу профессионального образования будущего специалиста, самодостаточные ценности, включающие творческий характер труда, социальную значимость, ответственность, возможность самоутверждения. Ценности этого типа служат основанием развития личности, являются смыслом деятельности человека [3].
Овладение компетентностью является одной из важнейших задач профессионального образования личности, сопровождающегося эмоционально-волевым восприятием ценностей. В процессе становления и развития будущего профессионала происходит субъективизация профессионально и личностно значимых ценностей. Субъективные восприятие и присвоение ценностей определяются богатством личности человека, направленностью его профессиональной деятельности. Направленность личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность человека относительно независимо от конкретных условий. Она характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, в которых выражается мировоззрение человека, система его взглядов, идей и убеждений, становящимися руководящими в его активной деятельности, направленной на достижение относительно сложных и важных целей. Ценностные ориентации личности, ее жизненная позиция и побуждения определяют стойкое отношение человека к окружающей действительности, позволяют сделать свой профессиональный выбор, найти свой путь в достижении целей жизни. Высокий уровень сформированности профессиональной направленности проявляется, прежде всего, в удовлетворенности выбранной профессией, устойчивости профессиональных интересов, взглядах и намерениях, высоком уровне профессиональной мотивации, осознании общественной значимости своей профессии, развитии высокого уровня профессионального сознания.
Развитию способности специалиста осознавать, анализировать, подвергать критическому осмыслению то, как его действия и поступки воспринимаются обучающимися, насколько эффективно профессиональная компетентность специалиста позволяет решать профессиональные задачи, способствует ценностная рефлексия.
Рефлексия является важнейшим фактором личностного самосовершенствования человека.
На наш взгляд, ценности необходимо рассматривать как рефлексивное восприятие человеком окружающей действительности, как уровень его личностного развития. Рефлексия в процессе познавательной деятельности, в осмыслении и освоении человеком окружающей действительности и своего внутреннего мира формирует ценностную картину мира и ценностные ориентации.
Умение рефлексировать способствует созданию целостности внутреннего мира человека, гармонизации его эмоционального состояния и волевой сферы, гибкому управлению ими.
Она проявляется в самоанализе личности собственной деятельности и уровня сформированности различных видов компетенций, необходимых для её осуществления; реализации ценностных ориентиров; самообразовании и саморазвитии личности, её работе над собой, а также в применении этой способности в совместной деятельности с другими людьми. Самоосмысление и переосмысление стимулируют процессы самопознания человека, обогащают его «Я-концепцию». Следует отметить, что взаимосвязь рефлексии и индивидуальности позволяет более глубоко изучить особенности творческой уникальности личности, осознать роль рефлексии в развитии личности.
Сформированные ценности не только позволяют удовлетворять потребности человека, но служат ориентирами его социальной и профессиональной активности. Потребности в саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании и развитии самого себя - становятся ведущими в иерархии потребностей, в осознании понятия «Я - профессионал».
Ценностное отношение к профессии обеспечивает специалисту целесообразное и адекватное построение профессиональной деятельности и взаимодействие с другими людьми. Ценностное отношение к профессиональной деятельности, задающее способ взаимодействия в коллективе, отличается гуманистической направленностью, в нем в равной мере значимыми являются отношение человека к себе, как к профессионалу и личности.
Реализация аксиологического подхода к индивидуальности студентов предполагает создание комплекса организационных и психолого-педагогических условий, таких как: 1) интеграция специализированных дисциплин с психологией и философией; 2) взаимосвязь аудиторной и внеаудиторной самостоятельной деятельности; 3) становление гуманистической ценностной позиции будущих специалистов; 4) ценностно-диалоговое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, включение их в деятельность по осмыслению и личностно значимому выбору общечеловеческих ценностей; 5) воздействие на эмоциональную сферу личности студента; 6) специальное программно-методическое и диагностическое обеспечение образовательного процесса в вузе. Таким образом, аксиологический подход в контексте развития индивидуальности личности студента предполагает овладение им общей и профессиональной культурой, интеграцию всех систем ценностей (ценности-цели, ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания), активное освоение студентом фундаментальных знаний и технологий и должен быть определен как совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий по освоению и трансляции ценностей и технологий, обеспечивающих реализацию и успех профессиональной деятельности, творческую самореализацию личности.
25. Развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы личности студента.
1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.
2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.
3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, "пиковых" результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.
Если же изучить студента как личность, то возраст 18- 20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало "экономической активности", под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта.
Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального "я" с реальным. Но идеальное "я" еще не выверено и может быть случайным, а реальное "я" еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости.
Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений.
Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Вследствие этого многим из них свойственны застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества.
Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов - от восторженного в первые месяцы учебы в вузе до скептического при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т.п.
Для определения способностей, необходимых для овладения той или иной профессией, которой обучают в вузе, требуется предварительное описание профессиограмм. В соответствии с требованиями, предъявляемыми профессиограммой к психике человека, выделяются три уровня: 1) абсолютно необходимые; 2) относительно необходимые; 3) желательные. Использование этих профессиограмм дает положительные результаты.
Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен. В разных вузах эти уровни слегка различаются, но в общем они близки между собой, даже если сравнивать столичные и периферийные вузы, так называемые престижные и непрестижные профессии. Для успешного овладения гуманитарными профессиями в вузе человек должен обладать ярко выраженным вербальным типом интеллекта, превышающим невербальный в среднем на 16 условных единиц интеллекта. Гуманитарии должны характеризоваться широтой познавательных интересов, эрудированностью, хорошо владеть языком, иметь богатый словарный запас, уметь правильно его использовать, точно соотносить конкретные и абстрактные понятия и иметь в целом высокоразвитое абстрактное мышление. Специалисты гуманитарного профиля постоянно живут, образно выражаясь, "в мире слов", в то время как специалисты технического и естественного профиля относительно чаще обращаются к предметному и конкретному миру вещей.
Молодые люди, претендующие на поступление на естественные факультеты, должны обладать в первую очередь высокоразвитым логическим и абстрактным мышлением, способностью произвольно управлять собственными мыслительными процессами, т.е. быстро и активно сосредоточиваться на интересующем объекте, полностью отвлекаясь от всего остального. Последнее возможно лишь при наличии высокой степени концентрации внимания. Строгость и логичность суждений у них должны быть безупречны.
Качества ума, необходимые для овладения естественными профессиями, должны быть хорошо сформированы уже ко времени поступления в вуз.
Студенты естественных специальностей отличаются повышенной серьезностью и независимостью суждений. Однако им присущ низкий уровень социабельности, т.е. недостаточно развитое умение общаться с людьми. Интровертированность личности высокозначимо коррелирует с уровнем успеваемости студентов-математиков. Значит, интровертированность - необходимое условие успешного обучения в вузе, и ее также следует включить в структуру специальных способностей абитуриентов естественных факультетов. Обнаружена еще одна характерная черта личности студентов этих специальностей - самооценочные суждения у них (особенно о своих социальных свойствах) в основном неадекватны. Себя они знают плохо и в этом плане нуждаются в помощи.
Ведущие компоненты в структуре умственных способностей будущих инженеров - высокий уровень развития пространственных представлений и быстрота сообразительности. Кроме того, им необходимо иметь высокий уровень невербального, т.е. действенно-практического интеллекта.
По экспериментальным данным оказалось, что пространственные представления достигают высокого уровня развития уже у первокурсников. Этот уровень является индивидуальным максимумом к моменту поступления в технический вуз и в процессе обучения развивается очень незначительно. Значит, при поступлении в технический вуз абитуриент должен обладать высокой способностью к пространственным представлениям. Очевидно, это качество больше зависит от природных свойств индивида в отличие от других умственных способностей, например, понятливости, сообразительности и т.п.
За время пребывания в вузе у будущих инженеров развиваются такие свойства личности, которые характеризуют положительное отношение к социально принятым нормам, усиливается интровертированность личности, что сопутствует, как правило, интенсификации умственной деятельности и повышению ее эффективности. Однако будущим инженерам свойственна узость познавательных интересов. Так, у них снижено внимание к политической жизни страны, еще меньше их увлекают философские проблемы.
Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.
Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно воспитаны навыки самообразования и самовоспитания.
Известно, что методы обучения в вузе резко отличаются от школьных, так как в средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать регулярно, иначе очень быстро появится масса двоек. В иную обстановку попадает вчерашний школьник, переступив порог вуза: лекции, лекции, лекции. Когда же начинаются семинары, к ним тоже оказывается можно не всегда готовиться. В общем, не надо каждый день что-то учить, решать, запоминать. В результате нередко возникает мнение о кажущейся легкости обучения в вузе в первом семестре, формируется уверенность возможности все наверстать и освоить перед сессией, возникает беспечное отношения к учебе. Расплата наступает на сессии.
Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.
Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра.
Одной из главных причин, затрудняющих адаптацию к условиям обучения в институте, свыше 50% опрошенных назвали недостаток времени для самостоятельной работы при подготовке домашних заданий. В связи с этим почти 25% студентов приходят на занятия неподготовленными
Одной из основных задач работы с первокурсниками является разработка и внедрение методов рационализации и оптимизации самостоятельной работы.
Существующая система контроля за самостоятельной работой студентов через семинарские, практические и лабораторные занятия отнюдь не исключает пассивности и уклонения от выполнения соответствующих требований со стороны некоторой части студентов.
Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента к вузу, важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, систему доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной регуляции поведения и т.д. (схема 2.1). Успешное решение этой проблемы связано с развитием психологической службы вуза.
Преподаватель, читающий лекцию потоку, естественно, не может учитывать индивидуальный темп усвоения учебного материала каждым студентом, способность каждого к анализу и синтезу, уровень развития мышления. Преподавателям труднее заметить изменения психических состояний студента в стрессовых ситуациях, к примеру, зачета или экзамена, уже хотя бы потому, что им не с чем сравнивать их - при слушании лекции студент "растворен" в общей массе аудитории. Не случайно многие студенты-первокурсники, чувствовавшие еще вчера внимание и опеку школьных учителей, в условиях вуза чувствуют себя на первых порах дискомфортно. Новые условия деятельности их в вузе - это качественно иная система отношений ответственной зависимости, где на первый план выступает необходимость самостоятельной регуляции своего поведения, наличие тех степеней свободы в организации своих занятий и быта, которые еще недавно были им недоступны.
Процесс адаптации каждого студента идет по-своему. Юноши и девушки, имеющие трудовой стаж, легче и быстрее адаптируются к условиям студенческой жизни и быта, вчерашние школьники - к академической работе. Задача студенческой группы - не поиск усредненного варианта включения учащихся в новые виды деятельности, а создание условий для общей оптимальной деятельности.
Во всех вузах обычно специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза. К числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; ритуал "Посвящение в студенты" и чтение курса "Введение в специальность"; выступления ведущих преподавателей в группах; знакомство с историей вуза и выпускниками, прославившими его; организация консультационных пунктов в общежитии силами преподавателей и студентов-первокурсников; введение ежемесячной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь.
Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.
Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.
Второй курс - период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.
Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.
Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.
Четвертый курс - первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.
Пятый курс - перспектива скорого окончания вуза - формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.
Поиски друга жизни играют на III-IV курсах большую роль, оказывая влияние и на успеваемость, и на общественную деятельность студентов. Интерес к противоположному полу занимает значительное место в мыслях и поведении студентов. Но было бы ошибкой видеть в этом негативное явление. Интимные отношения нередко способствуют повышению желания лучше учиться, рабочему настроению, творческой активности. Данные социологов говорят, что, как правило, после некоторого "затишья" семейные пары не остаются в стороне от общественной работы и не выпадают из коллектива. Вступление в брак большинства студентов к концу учебы не ведет к распаду студенческих коллективов, хотя число непосредственных межличностных и межгрупповых контактов среди его членов несколько уменьшается.
В целом же развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений:
• укрепляются идейная убежденность, профессиональная направленность, развиваются необходимые способности;
• совершенствуются, "профессионализируются" психические процессы, состояния, опыт;
• повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;
• растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;
• на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента;
• повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;
• крепнут профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе.
Психологическое развитие личности студента - диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.
Б. Г. Ананьев представлял развитие личности как возрастающую по масштабам и уровню интеграцию - образование подструктур и их усложняющийся синтез. С другой стороны, происходит параллельный процесс возрастающей дифференциации психических функций (развитие, усложнение, "разветвление" психических процессов, состояний, свойств).