Этапы развития совместного рисования
Совместное рисование взрослого с аутичпым ребенком требует поэтапного развития. Нецелесообразно начинать с развернутого сюжета. Сначала дайте ребенку время и возможность насладиться и насытиться простым предметным рисунком. Ведь чаще интерес аутичного ребенка направлен именно на мир предметов. Только после этого приступайте к постепенному разворачиванию сюжетов сначала из жизни самого ребенка, а затем из жизни большого мира людей.
- 1-Й ЭТАП: НАЛАЖИВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА, ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНТЕРЕСА К НОВОМУ ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
- 2-Й ЭТАП: РИСОВАНИЕ «ПО ЗАКАЗУ» РЕБЕНКА
Рисуете то, что нравится ребенку, закрепляя его интерес к совместному рисованию. Наберитесь терпения, потому что на этом этапе вам придется «бессчетное» число раз выполнять однотипные заказы ребенка, снова и снова рисуя столбики, кубики, бутылочки и т.н. Уже на этом этапе интерес ребенка вполне удовлетворен. Это объясняется особенностями его психики — поведение обусловлено внутренним стремлением к постоянству, закреплению различных стереотипов,
определенности и законченности. Он старается сохранить в неизменном виде и многократно повторять и проигрывать привычные действия, ситуации и сюжеты. На занятии по совместному рисованию ребенок будет требовать, чтобы всякий раз рисунок был повторен в неизменном виде — одинакового размера, цвета, с использованием одних и тех же материалов. Однако не останавливайтесь на достигнутом — осторожно начинайте переход к следующему этапу.
- 3-Й ЭТАП: ПОСТЕПЕННОЕ ВВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ИСПОЛНЕНИЯ ОДНОГО РИСУНКА, НОВЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗОБРАЖЕНИЯ
По-прежнему выполняя заказ ребенка, начинайте использовать различные изобразительные средства, варьируйте рисунок. Однако помните, что ребенку надо дать возможность насытиться воспроизведением совершенно одинаковых изображений.
Если ваши попытки привнести что-то новое встретят резкий протест, вернитесь на предыдущий этап. Но через некоторое количество повторений возобновите попытку разнообразить рисунок. Если действовать осторожно и постепенно, то однажды ребенок обязательно согласится с привнесением нового, ведь он очарован волшебством появления на бумаге изображения его любимого предмета.
Предлагаем варианты разнообразия рисунка:
— Используйте различные материалы: попробуйте помимо карандашей и фломастеров использовать мелки, краски, не только белую бумагу, но и цветную, картон.
— Сам рисунок варьируйте по размеру, форме, цвету и положению в пространстве.
— Дополняйте изображения новыми деталями; рисуя одно и то же, старайтесь всякий раз вносить небольшие изменения.
- 4-Й ЭТАП: ВОВЛЕЧЕНИЕ РЕБЕНКА В ПРОЦЕСС РИСОВАНИЯ, ПОБУЖДЕНИЕ К АКТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
Ребенку доставляет удовольствие наблюдение за действиями взрослого, однако часто он все же предпочитает оставаться пассивным. Ребенок не проявляет активности, если ее не стимулировать специально. Приглашая ребенка в «соавторы», взрослый иногда останавливает рисование: он прекращает активные действия — и возникает пауза. В этом случае ребенок начинает подталкивать руку взрослого, таким образом выражая просьбу продолжать, либо просит: «Еще!» Если ребенок с нетерпением ждет завершения рисунка, то можно предложить: «Давай вместе рисовать!» Теперь карандаш держит ребенок, а вы водите его рукой.
Особенно эффективны следующие приемы:
— Задавая вопросы,побуждайте ребенка делать «заказ» на разных этапах рисунка и каждый раз выполняйте его просьбу. Предложите выбрать карандаши для рисования, принести бумагу.
— «Забывайте» дорисовать в изображении важную деталь, а когда ребенок заметит это и потребует завершения изображения (что для аутичного ребенка особенно важно), предложите дорисовать эту деталь самостоятельно (для начала это должно быть что-то очень простое в исполнении, в дальнейшем возможно постепенное усложнение).
|
- 5-Й ЭТАП: ВВЕДЕНИЕ СЮЖЕТА
На этом этапе ставшие близкими ребенку изображения его любимых предметов помещаются внутрь сюжета. Такой сюжет должен быть, с одной стороны, близок опыту ребенка, а с другой — должен давать возможность уточнить уже сформированные у ребенка представления и в случае необходимости скорректировать их.
- 6-Й ЭТАП: ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА
После того, как сюжет будет обжит ребенком, следует переходить к его расширению, введению новых линий. Таким образом, на этом этапе мы начинаем давать ребенку новые представления об окружающем мире.
- 7-Й ЭТАП: ПЕРЕНОС ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ В ДРУГИЕ СИТУАЦИИ
Теперь возможно переходить к проигрыванию этого сюжета с использованием игрушек и предметов, закреплять в повседневной жизни, использовать полученные знания в других видах деятельности (лепке, конструировании).
Описанный путь требует обязательного прохождения всех этапов лишь при первом знакомстве ребенка с методом совместного рисования. В дальнейшем возможно ускорение прохождения одних этапов, сворачивание других. Например, не понадобится всякий раз специально привлекать внимание ребенка, ведь он уже знаком с этим видом совместной со взрослым деятельности и ему нравится рисовать (1-й этап). Постепенно меньше времени будет тратиться на выполнение по заказу ребенка изображений предметов вне ситуации социальной жизни (2-й этап). Скорее всего, понадобится меньше времени, чтобы добиться согласия ребенка на введение новых деталей (3-й этап), на расширение сюжета (6-й этап). Но все же в целом логика развития занятий сохраняется.
Приведемпример:
Аутичный мальчик шести лет испытывал огромный интерес к бутылкам. Изображение бутылок завораживало его, и он требовал повторения рисунка снова и снова: со словами: «Бутылка! Бутылка!» подталкивал руку взрослого, вкладывал в пальцы карандаш. Когда бутылка была изображена много раз, постепенно стали вводиться детали — различные этикетки, крышки и пробки, а сами бутылки начали варьироваться по размеру и цвету. При этом использовалась любая возможность для развития диалога: «Бутылку нарисовать? А какую бутылку — большую или маленькую? Давай я нарисую большую. Вот так. А рядом маленькую. А эта бутылка пустая или полная? Наверно, полная. А что в бутылке? Ах, «фанта»! А какая «фанта» — лимонная или апельсиновая? Давай будет апельсиновая — значит, вода в бутылке оранжевого цвета. Дай мне карандаш оранжевого цвета». Через некоторое время мальчик стал делать более дифференцированный заказ: не просто «бутылка», а «минеральная вода», «фанта», «кока-кола», «квас» или «спрайт». А взрослый, используя интерес ребенка, старался вызвать его активное участие в рисовании: просил выбрать нужный карандаш, «забывал» дорисовать некоторые детали — крышки, пробки, а когда ребенок замечал это и требовал завершения рисунка, предлагал: «Возьми карандаш, дорисуй пробку».
На следующем этапе бутылки расставляли на полках. Еще через некоторое время был введен сюжет — теперь рисовали магазин «Напитки», где на полках и в холодильнике расставлялись разнообразные бутылки, к которым добавились пакеты с молоком и соком. Затем в магазине помимо напитков стало продаваться мороженое («раскладывая» мороженое в холодильнике, ребенок по собственной инициативе стал дорисовывать упаковку и озвучил это словом «фантик»), «чупа-чупс», конфеты. За прилавком стоял продавец, а рядом изображался сам мальчик, который покупал леденец. При этом мальчик не возражал против такого развития сюжета. И по ходу рисования стал задавать вопросы, например, бежал к маме и спрашивал: «Мороженое купим?». Затем специализированный магазин превратился в супермаркет — в ассортименте появились овощи и фрукты, молочные продукты, различные сопутствующие товары. Увеличивалось число действующих лиц, прорисовывался не только один магазин, но и дорога к нему, и соседние здания.
В дальнейшем этот сюжет был проигран в ходе сюжетных игр. Использовались куклы, мишки и разнообразные бутылки — стеклянные, пластиковые, а также вылепленные вместе с ребенком из пластилина разного цвета. А мама мальчика закрепляла с ним новые знания при посещении магазина.