Психодрама как способ борьбы со страхами

Психодрама— воспроизведение впечатления, подобного травмирующему, с постепенным нагнетанием напря­жения, кульминацией и благополучным резрешением в конце.

механизм возникновения психодрамы

В ходе терапевтической игры ребенок, достигнув состояния особого эмоционального возбуждения, может как бы «осмелеть» и начать совершать действия, не прису­щие ему ранее, сопровождая их речью. Например, во время игры с крупой ребенок вдруг убежал в детскую комнату и, вернувшись с машинкой, с напряженным ли­цом стал зарывать ее в гречку, приговаривая страшным голосом: «Осторожно — машина!». Или, играя с водой, внезапно схватил полотенце и замахнулся им на взрос­лого со словами: «Сейчас как дам!». Тут правомерно го­ворить о появлении у ребенка свернутой психодрамы.

Свернутая психодрама может появиться у аутичного ребенка и вне терапевтической игры. Однако можно ут­верждать, что после начала психотерапевтической рабо­ты психодрама возникает чаще. В любом случае ее появ­ление — это важное достижение, говорящее о зарожде­нии у ребенка механизма борьбы со страхами. Особенности психодрамы аутичного ребенка:

— Характерно, что во время переживания ребенком психодрамы он приходит в состояние сильного возбуж­дения. Внешне это проявляется в импульсивных дви­жениях, агрессивных действиях по отношению к пред­метам, игрушкам, людям, проговаривании (возможно, криком) какой-либо фразы, объясняющей состояние ре­бенка в этот момент. Движения, действия, их речевое сопровождение повторяются неизменно при каждом последующем воспроизведении ситуации психодрамы.

— Психодрама аутичного ребенкапредставлена в свернутом варианте: в своей попытке бороться со стра­хом ребенок достигает состояния аффективного напря­жения, однакосамостоятельно не может найти вариант положительного завершения ситуации и в результате облегчение не наступает.

— Поскольку страхи аутичных детей разнообразны, варианты психодрамы индивидуальны, а часто уникаль­ны для каждого ребенка. Однако природа переживания ребенка, этапы, через которые проходит это пережива­ние, а также логика действий взрослого в момент психо­драмы остаются в каждом случае общими.

— Психодрама потребует повторений.

Перечисленные особенности свернутой психодрамы определяют главную задачу, стоящую перед взрослым, — помочь привести каждое такое переживание к положительному разрешению. Дляэтого необходимодавать немедленный положительный комментарий происходящего. При повторении ситуации психодрамы воспроиз­водите такой комментарий многократно в неизменном виде до тех пор, пока действия и высказывания ребенка не станут менее напряженными.

варианты психодрамы

Мы уже говорили, что страхи аутичных детей могут быть самыми разными. Соответственно и варианты пси­ходрамы в каждом конкретном случае будут различать­ся. В этом разделе мы приведем несколько конкретных примеров, с которыми столкнулись в практике работы с аутичными детьми. Это продемонстрирует общую тактику поведения и варианты конкретных действий психо­лога или педагога во время проведения психодрамы.

- СТРАХ МАШИН

Вспомним пример, описанный выше. В ходе терапевти­ческой игры мы наблюдали у ребенка агрессивные дей­ствия и высказывания, направленные на игрушечную ма­шинку. На основе этих наблюдений в ходе беседы с ма­мой ребенка был произведен анализ событий прошлого. Удалось выяснить первопричину страха ребенка — пере­живания в ситуации аварии, в которую мальчик вместе с мамой попал за два года до того. Чтобы окончательно убедиться в правильности этого предположения, было организовано наблюдение за ребенком в других ситуаци­ях. В результате были выявлены следующие особенности поведения ребенка: во-первых, он сильно напрягался, переходя через дорогу; во-вторых, с игрушечными машин­ками проигрывал только один сюжет —аварии.

При появлении агрессивных действий по отношению к игрушечной машинке был немедленно предложен та­кой вариант развития событий: «Ой, машинка перевер­нулась — кажется, авария. Сейчас быстренько починим и снова можно ехать — поехали!» Такие слова повторя­лись всякий раз при возникновении подобных действий. Работа продолжалась и вне занятий под наблюдением мамы, которой педагог объяснил, как нужно действовать. Со временем психодрама ребенка стала принимать более разнообразные формы; он топил игрушечные машинки в ванной с водой, закапывал в песок, играя в песочнице. В дальнейшем действия ребенка перешли на реальные объекты: он подходил к стоящим на улице автомобилям и дотрагивался до них, в некоторых случаях пинал их ногами по колесам. Но всякий раз взрослый предлагал положительный выход из ситуации: «Смотри, машина большая, красивая, зеленого цвета. А колеса круглые, черные. Завтра на машине поедем в гости к бабушке». Ребенку разрешили посидеть за рулем настоящего автомобиля, принять участие в мытье машины (за городом), поливая ее водой из шланга. В результате можно было наблюдать, как страх постепенно теряет свою силу.

психодрама как способ борьбы со страхами - student2.ru
- СТРАХ «ШАМПАНСКОГО»

На занятиях ребенок время отвремени произносил сло­во «шампанское», при этом заглядывая в глаза педагогу. В результате беседы с мамой выяснилось, что такое по­ведение ребенка продолжается уже длительное время, однако причина оставалась непонятной. Было решено специально организовать ситуацию, в которой у ребенка была бы возможность проявить свои эмоции.

В оговоренный заранее день мама и ребенок отпра­вились в магазин и купили бутылку детского шампан­ского. В этот день ребенок встретил педагога в коридоре с криками: «Шампанское! Шампанское!» На кухне была организована игра. Сначала ребенок долго ходил с бу­тылкой в обнимку, приговаривая: «Детское шампанское! Яблочное». Наконец он вполне насладился обладанием интересующим его предметом и попросил: «Открывать!» Из-за того, что ребенок, играя с бутылкой, взболтал ее содержимое, пробка вылетела с громким хлопком, за ко­торым последовал фонтан из шампанского. Ребенок от­реагировал громким криком и в страхе убежал.

Педагог, сохраняя полное спокойствие, дал ребенку возможность немного прийти в себя, погладил его по спинке. Сразу после этого была организована сюжетная игра. Педагог превратился в официанта (надев на шею галстук-бабочку) и торжественно внес в комнату поднос с бутылкой и стаканами. Сначала ребенок испуганно на­блюдал, а педагог, пока не добиваясь его активного уча­стия в игре, продолжал: разлил шампанское по стаканам и стал угощать кукол, приговаривая: «Ах, какое вкусное детское шампанское. Яблочное». Затем предложил ребен­ку попробовать напиток. И через некоторое время ребе­нок оправился от страха и активно включился в игру.

Игра в этот раз продолжалась довольно долго. По инициативе ребенка вновь и вновь проигрывалось от­крытие бутылки, сопровождаемое определенными словами и действиями: «Берем бутылку, откручиваем проволоку {имитируем действия}: ба-бах! Вылетела пробка! Пш-ш-ш! (поднимаем руки вверх, изображая «фонтан») Шампанское потекло! Теперь можно пить, вкусно!»

Впоследствии, в ситуации возникновения психодрамы «страх шампанского», использовалось совместное рисо­вание — был многократно прорисован момент откупорки бутылки с тем же речевым комментарием. При этом ре­бенок принял предложенный педагогом вариант разви­тия событий, имеющий положительный конец. В течение двух месяцев данный сюжет проигрывался 1—2 раза в неделю, после чего перестал быть актуальным для ребенка, и он стал возвращаться к этой теме все реже.

- СТРАХ ТЕМНОТЫ И ЗАМКНУТОГО ПРОСТРАНСТВА

Прячась в картонную коробку, ребенок накрывался крышкой и принимался кричать «загробным» голосом: «Ой-ой-ой! Не страшно, не страшно!» Чтобы предложить ребенку положительное завершение, была организована игра «Теремок»; ребенку было предложено взять с со­бой мишку, а когда он вместе с игрушкой закрывался в коробке, педагог стучал в стенку со словами; «Тук-тук, кто в теремочке живет?» Когда ребенок выбирался на­ружу, его встречали приветствием: «Здравствуйте! Вот кто в теремочке живет. Выходите погулять». Также в ко­робке было сделано небольшое окошко, куда заглядывал то педагог, то мишка, либо ребеноквыставлял наружу руку, как бы предлагая ее поймать.

В другом случае малыш закрывался в шкафу-купе, комментируя свои действия словами: «Лифт! Осторожно! Двери закрываются!» В тот же миг педагог подхватывал: «Где у нас кнопочки? А вот. На какой этаж нам надо? Нажимаем — двери закрываются! Поехали. Приехали — двери открываются. Выходи, тебя мишка ждет».

Надеемся, что описанные примеры дали представле­ние о развитии психодрамы аутичного ребенка и пока­зали роль в ней психолога и педагога. Перед тем, как приступить к такой работе, советуем запомнить, что:

— Причина возникновения конкретного страха мо­жет затеряться во времени и не поддаваться восстанов­лению (как было в примере с шампанским — понять, где ребенок мог увидеть его и испугаться, близким ребенка не удалось). Либо близкие могут не заметить возникновение новогостраха у ребенка и его причину (ребенок может увидеть пугающую ситуацию по телевизору, испу­гаться чего-то, для остальных совсем не страшного), тем более если ребенок не проявил свой испуг. Но когда в хо­де терапевтической работы или в другой ситуации он дал знать о своем страхе и готов бороться с ним, главная за­дача — немедленно помочь ему. Во время проведения психодрамы часто источник страха становится ясен из речи ребенка, когда он многократно повторяет ключевое для его страха слово: «волк», «лифт», «машина» и т.д.

— Обычно страхи проявляются постепенно, «всплы­вая» один за другим. Но так как работа над преодолени­ем каждого страха может занимать разное время, часто на поверхности оказываются сразу несколько страхов, работу над которыми придется вести параллельно.

— В дальнейшем, когда страх ослабеет, можно попро­бовать развить сюжет психодрамы, акцентируя внимание и на других аспектах ситуации. Осуществляют это по-разному: рисуя сюжетные картинки, вводя в игру но­вые персонажи (используйте игрушки) и т.д. В любом случае необходима положительная развязка сюжета. Так, в примере со страхом шампанского была организована игра «День рождения мишки», где любимый мишка и другие игрушки с удовольствием пили шампанское.

СОВМЕСТНОЕ РИСОВАНИЕ

Метод совместного рисования

Совместное рисование — это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует раз­личные предметы, ситуации из жизни ребенка и его се­мьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоцио­нальным комментарием.

Можно говорить о том, что в данном случае имеет место особый метод обучения, а не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка.

Использование совместного рисования в занятиях возможно после того, как налажен эмоциональный кон­такт между аутичным ребенком и взрослым.

Метод совместного рисования предоставляет новые интересные возможности:

1. Возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям. Ребенка завораживает волшебство, происходящее на листе бумаги. Тем более если рисуются предметы и сюжеты, особенно интересные ребенку. Используя этот интерес, взрослый побуждает ребенка к активному участию в процессе рисования: делает паузы, советуется с ним, «забывает» дорисовать важную деталь, как бы предлагая ему завершить рисунок. Ребенку интересно и при этом важно получить результат как можно быстрее, и он часто соглашается на то, что в других си­туациях оказывалось невозможным. Так, он впервые возьмет в руки карандаш и попытается что-то дорисовать самостоятельно, ответит на поставленные вопросы.

Тут возникает ситуация эмоционального и делового общения, подразумевающая активные действия отдачи и принятия между партнерами по общению. В этой уникальной для аутичного ребенка ситуации взрослый должен следовать определенной тактике: даже если он понял, чего хочет ребенок, не надо воплощать это желание немедленно. Побудите ребенка выразить желание любым приемлемым способом — словом, жестом. Для этого делайте паузы в рисовании и комментариях к нему. За­давая вопросы, дайте понять,что результат зависит и от действийребенка: если тот не проявляет активности, рисунок как бы «замирает». Поскольку ребенку не терпится поскорее получить желаемый результат, можно предположить, что проявление активности с его сторо­ны не заставит себя долго ждать.

2. Ситуация совместного рисования дает новые воз­можности для знакомства аутичного ребенка с окружающим миром. Здесь упомянем особенности усвоения информации аутичным ребенком: оно происходит спон­танно и выборочно. При этом информация, привлекшая непроизвольное внимание ребенка, далеко не всегда по­лезна в жизни, близка опыту ребенка. Кроме того, почти всегда трудно понять, что ребенок усвоил, а что нет. Так, взрослые с удивлением обнаруживают, что ребенок обладает довольно глубокими знаниями в какой-то области, к примеру узнает и называет разнообразные геомет­рические формы, знает сложные оттенки цветов, решает математические задачки. Скорее всего, он непроизволь­но запомнил эту информацию и однажды спонтанно воспроизвел. Однако ее произвольное использование невозможно — ребенок пользуется своими знаниями только «по вдохновению» и беспомощен, когда применение усвоенных знаний становится необходимо. Обладая раз­нообразными специфическими знаниями, аутичный ре­бенок при этом может оставаться неприспособлен к правильным действиям в обычных житейских ситуациях.

Так, не обнаружив банного полотенца на обычном месте в ванной комнате, он может замерзнуть, но не предпримет попыток разрешить ситуацию. Аутичный ребенок совершенно теряется, если нарушается цепочка привычных действий; такая ситуация ставит его в тупик, и самостоятельно он не может найти выход из создав­шегося положения. Он не знает, где можно взять другое полотенце, и не умеет попросить помочь ему.

— При совместном рисовании удаетсяуточнить пред­ставления, которые уже есть у ребенка. Эта возмож­ность уникальна. Что ребенок знает, а чего нет, что по­нял искаженно, обычно открывается и становится по­нятным в спонтанных проявлениях. Произвольно (на­пример, задавая вопросы) это выяснить не удается. Если взрослый будет внимателен в ходе совместного рисования, то сумеет сделать много интересных выводов отно­сительно знаний ребенка об окружающем мире;

— Еще одна возможность — обогащение этих пред­ставлений. Взрослый постепенно начинает вводить в ри­сунок новые детали, предлагать ребенку варианты разви­тия знакомого сюжета. Если результат совместного ри­сования важен для ребенка (так бывает, если рисуется предмет интереса ребенка), он часто соглашается при­нять такие нововведения. В стремлении поскорее достичь желаемого он готов принять новое, даже несмотря на то, что нарушение привычного стереотипа доставляет дис­комфорт. Однако следует помнить об осторожности и соблюдать обычные в работе с аутичпым ребенком принципы — постепенность, дозирование подачи нового и обязательный учет интересов ребенка, его желаний. Используйте возможности ситуации, но постарайтесь не вызывать у ребенка состояние острого дискомфорта;

— Следующий этап —обобщение представлений об окружающем. Это необыкновенно важно, т.к. позволяет научить ребенка пользоваться уже имеющимися знани­ями в различных ситуациях. Для этого прорисованные много раз предметы и ситуации перетекают из сюжета в сюжет. Кроме этого, сюжет каждой картинки при следующем воплощении постепенно усложняется, в него вводятся новые элементы (не забывайте о стереотипности мышления аутичного ребенка и в случае его сопротивления изменениям отложите их до следующего раза). Отработанное в рисунках затем обыгрывается. В даль­нейшем полученные знания постоянно используются в жизни — в ходе эмоционального комментария взрослый проговаривает ситуации во всех деталях и нюансах, побуждает ребенка к активности. И тем самым не дает забыть усвоенное, постоянно актуализирует приобретен­ные ребенком знания и умения;

— Главным успехом такой работы станетперенос знаний в реальную жизнь. Это —показатель того, что ребенок усвоил новые знания о мире и использует их.

3. Использование метода совместного рисования да­ет возможность развивать средства коммуникации.

— При этом в значимой для ребенка ситуации в ходе эмоционального комментария обогащается егопассивный словарь. Взрослый обозначает словом все, что происходит на бумаге. Это позволяет уточнить значение слов, которые ребенок уже знает, а также сообщить ребенку новые слова и их значения;

— Особенно актуальна возможность развитияактив­ной речи, которая в этой ситуации оказывается одним из средств проявления ребенком активности. Поддерживайте любую попытку ребенка «поговорить», специально создавайте ситуации, в которых ему захочется сделать это снова. Постарайтесь понять даже невнятное бормо­тание, а поняв, повторите четко в виде простой фразы, давая ему таким образом образец правильной речи;

— К невербальным средствам общения относятся прежде всего жесты. Поскольку даже говорящий аутичный ребенок затрудняется активно использовать речь для коммуникации, целесообразно обучить его некото­рым общепринятым жестам: указательный жест, жесты «дай» и «на», «большой», «маленький», «один», «много» и др. В результате у ребенка появится «арсенал» обще­принятых жестов, которые помогут ему выражать свои желания, мысли, но при этом не помешают развитию речи как основного средства коммуникации.

4. Совместное рисование также дает возможности проведения с ребенком терапевтической работы.Для этого рисуются сюжеты из жизни ребенка, в которых он испытывает разного рода затруднения — бытовые моменты, то, чего ребенок боится и т.д. При этом сюжеты проговариваются, и обязательно находится выход из со­здавшейся трудной ситуации, предлагается благополуч­ный вариант развития событий (см. с. 55).

Наши рекомендации