Игры с движениями и тактильными ощущениями

Поскольку прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка неприятными, поначалу старайтесь не до­трагиваться до него. Будьте терпеливы и тактичны и дождитесь момента, когда ребенок первый проявит ини­циативу. Это может произойти по-разному: вот ребенок впервые забрался к вам на колени или вдруг во время занятия в первый раз надолго остановил взгляд на вашем лице, а затем протянул руку и стал ощупывать ваш нос, щеки, лоб (надо обязательно предоставить ему эту возможность), или же снял кофточку и словами «Боль­но, болит!» выразил просьбу погладить ему спинку. Будьте внимательны и не пропустите этот важный шаг ребенка в вашу сторону.

Если это произошло, то в занятиях становится воз­можным проведение таких игр:

- ТОРМОШЕНИЕ, ВОЗНЯ

Игры с движениями и тактильными ощущениями - student2.ru
Обычно происходит на полу или диване, и ребенок яв­ляется инициатором этой игры. Во время подобных игр можно валяться, обниматься, толкаться, кататься, щеко­таться и т.п.

- ДОГОНЮ-ДОГОНЮ, ПОЙМАЮ-ПОЙМАЮ

Делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, а он убега­ет. Предложите ему вариант игры наоборот — пускай он попробует догнать вас. Однако этот вариант очень сло­жен для аутичного ребенка, т.к. требует от него боль­шей активности и произвольности действий.

- ЗМЕЙКА

Возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колеба­тельные движения рукой, отходите от ребенка, предла­гая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Ско­рее догони!» Дайте ребенку возможность победно на­ступить на змейку ногой.

- САМОЛЕТИКИ

Покружите ребенка в воздухе — «Полетели, полетели!», затем опустите на диван или на пол—«Приземлились...»




Такие и подобные игры полезны еще и тем, что ребе­нок сможет выплеснуть накопившиеся у него эмоции это придает подобным играм терапевтический зффект (см. с. 45). А от взрослого потребуется больше эмоцио­нальности. Однако есть опасность, что взрослый превра­тится для ребенка лишь в средство достижения необхо­димого ему ощущения (например, когда ребенка кружат). Чтобы этого избежать, старайтесь не допускать стереотипности таких игр, разнообразить их. Например, перед тем, как покружить ребенка, предложите: «А се­годня возьмем с собой в полет мишку».

Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр

Во время проведения сенсорных игр возможно возник­новение различных затруднений. Приведенные ниже рекомендации помогут избежать или сгладить наиболее часто повторяющиеся трудности.

— Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия либо выражает протест, не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комменти­руйте их так, словно вы действуете вместе с ребенком, «введите» в игру любимую игрушку. Поначалу не стоит ждать от ребенка активности, радуйтесь любому, даже самому минимальному, участию в игре. Может случиться и так, что ребенок станет воспроизводить игровые действия вне занятия. Или однажды попросит педагога повторить действие. К примеру, ребенок, который вроде бы не обращал внимания на пение педагога, вдруг начинает петь песенки самостоятельно. Такое поведение аутичного ребенка можно объяснить особенностями его психического развития: по внешним проявлениям далеко не всегда удается понять, что он усвоил, а что нет.

— Помните, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку невозможно предположить заранее, какое впечатление произведет на ребенка данный сенсорный эффект, следует соблюдать осторожность — предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за реакцией ребенка и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.

— Понравившаяся ребенку игра потребует повторений. Не противьтесь его просьбам повторить игровые действия вновь и вновь — ему необходимо время, чтобы обжить новые ощущения.

— Учитывайте, что произвольное внимание ребенка кратковременно и неустойчиво. Поэтому, если в игре уже появилась сюжетная линия, не осложняйте сюжет. Пусть поначалу игровые действия будут свернуты — например, на «грядку» «посажены» всего два «помидорчика», а кукольный «обед» длится всего пару минут. Главная задача на данном этапе — с помощью эмоционального комментария сохранить логическую структуру игры, завершить игровое действие и подвести итог.

— Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая при этом вам в лицо в ожидании реакции. Это могут быть фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Улыбнитесь в ответ и повторите то, что сказал ребенок (с соблюдением интонации). Такая форма общения — своеобразная «перекличка» — даст ребенку подтверждение того, что вы его понимаете, вызовет большое доверие к вам.

— Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желение, постарайтесь найти возможностьэтожелание удовлетворить (конечно, учитывая нюансы конкретной ситуации), либо предложите заменитель желаемого. Например, вместо таблеток для кукольной ап­течки подойдут безвредные конфетки-горошки. Однако часто это бывает непросто, т.к. желание оказывается необычным или опасным для ребенка. К тому же можно встретить возражения родителей: «Нельзя потакать ре­бенку во всем». Но не следует забывать, что в этот мо­мент ребенок по-настоящему страдает от неудовлетво­ренности своего желания. К тому же особенности его психики не позволяют быстро переключиться, забыть о своем желании, а объяснения и порицания не достигают своей цели. В этом случае перед взрослыми стоит труд­ная и серьезная задача — найти социально адекватный способ разрешения ситуации. В любом случае, недопу­стимо просто отмахнуться от настойчивых просьб ре­бенка. Ведь желание захватывает его целиком, и он не успокоится, пока не получит желаемое.

При этом ребенок не понимает, «почему нельзя». Мо­жет, к примеру, захотеть в магазине какую-нибудь очень дорогую вещь — а как объяснить, почему невозможно ее купить: аутичный ребенок не видит разницы между по­купкой конфетки (которую «можно») и флакона фран­цузских духов? Понимая особенности психики аутичного ребенка, следует искать заменитель желаемого, но да­леко не всегда ребенок примет такой заменитель. При этом его желание не исчезает, его сила не ослабевает. Тогда постарайтесь организовать исполнение желания, но под вашим контролем и страховкой.

Приведем пример. Аутичный мальчик пяти лет, уви­дев дома бутылку с коньяком, стал проявлять к ее содер­жимому большой интерес. Ребенок целый год подходил к шкафу, в котором стояла бутылка, и, заглядывая в гла­за взрослым, просительно повторял: «Коньяк! Коньяк!» Наконец, на одном из занятий с психологом была органи­зована игра в «Бар» — торжественно извлечена из шка­фа бутылочка, расставлены стаканы. Бармен (ребенок, который по такому поводу по собственной инициативе надел нарядную одежду, а на шею — галстук-бабочку) открыл бутылку и разлил напиток по стаканам. Под на­блюдением психолога мальчик даже попробовал капель­ку напитка, который тут же выплюнул. Затем напиток переливался по разным стаканам и посудинкам. Таким образом, желание ребенка, его любопытство было удов­летворено. Игра была повторена еще два раза (при этом содержимое бутылки было заменено на подкрашенную воду): ребенок разливал «коньяк» по стаканам, носил стаканы на подносе, угощал мишку, переливал содержимое бутылки в разные емкости. Под руководством специалиста игра продолжалась, пока мальчик не насытился этим впечатлением. Некоторое время ребенок еще играл с пустой бутылкой, а еще через некоторое время перестал об этом вспоминать.

В другой раз ребенок страстно захотел выбросить, за окошко детали конструктора. Поскольку переключить ребенка на другую деятельность никак не удавалось, педагог разрешил и даже принял участие в выбрасывании конструктора (ребенок жил на первом этаже, под окном находился палисадник). Однако после того как конструктор оказался за окном, ребенку было настойчиво предложено одеться, обуться, взять ведерко и вместе с педагогом отправляться собирать конструктор. Таким образом, ребенок смог достичь желаемого и получил от этого удовлетворение. Но вместе с тем его действия не остались «висеть» в пространстве и времени —ему было предложено самому устранить последствия этих действий, что, безусловно, дало возможность практическим путем осмыслить некоторые простые причинно-след­ственные связи.

— Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты, которые будут зависеть от желаний ребенка, вашей фантазии и педагоги­ческого чутья. Будьте готовы к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет сразу, а с чем-то не согласится категорически.

— Всегда существует опасность того, что предложенные действия ребенок начнет воспроизводить в много­кратно усиленной, а порой — неадекватной форме. Так ребенок стучит по стеклу со всей силой, с помощью огня свечи начинает поджигать палочки и т.п. При этом отвлечь ребенка от подобных экспериментов не получается. Позвольте ребенку получить новое впечатление под вашим контролем и страховкой, а затем постарайтесь переключить на стереотипную игру.

Итак, мы описали возможные варианты игр, дающих ребенку новые сенсорные ощущения и разнообразные положительные эмоциональные впечатления. Во всех вариантах были приведены возможные пути расширения игры в дальнейшем. Такое развитие игры происходит либо посредством разнообразия впечатлений (напри­мер, использования различных материалов), либо путем введения сюжетной линии. Первый путь имеет количе­ственный характер, второй вносит качественное ново­образование в развитие ребенка — дает возможность развития начатков сюжетно-ролевой игры. Однако описа­ние методики формирования и развития у аутичного ребенка сюжетно-ролевой игры выходит за рамки данной книги и требует отдельного разговора.

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ (ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ИГРЫ) 1

Наши рекомендации