Развитие восприятия музыки - основа воспитания музыкальной культуры младшего школьника.
Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, для того, чтобы разучить песню, ее надо сначала послушать; исполнить песню, важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность ее звучания; аккомпанируя на ритмичных инструментах, двигаясь под музыку, необходимо следить за ее изменением, развитием и передавать свое отношение к произведению.
Вместе с тем восприятие музыки является и самостоятельным видом деятельности на уроке. В методической литературе он определяется, как слушание или слушание – восприятие. Здесь учащиеся знакомятся с музыкальным произведением, более сложными по сравнению с теми, которые могут исполнить сами.
Однако, процесс слушания таких произведений не сводится к знакомству с музыкой. Важно формировать у них навыки и умения для полноценного восприятия музыкальных произведений, развивать творческие способности, интерес и музыкальный вкус.
Основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественные музыкальные произведения и активная музыкальная деятельность. Правильно организованное слушание заключается в следующем:
Слушая музыкальное произведение, мы не воспринимаем отдельно его мелодию, ритм, тембр, гармонию, но — музыку в целом, обобщая в образе отдельные средства выражения. Когда мы слушаем музыкальное произведение и с первых же тактов говорим, это Шопен, а это — Бетховен, тем самым, мы, относим услышанное к определенным эпохам, стилевому направлению, композитору. Мы можем также определить жанр произведения — симфонический или камерный, характер художественного образа — лирический или героический, средства, с помощью которых раскрывается содержание данного образа.
Для постижения классической серьезной музыки в начальной школе требуются глубокая сосредоточенность, аналитическое размышление вызываемых переживаний.
Развить музыкальное восприятие — значит научить школьника переживать чувства и настроения, выражаемые композитором с помощью игры звуков; включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам.
Для умения слушать серьезное музыкальное произведение необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных способностей — слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются в процессе целенаправленных музыкальных занятий. Восприятие музыки - это процесс целостного, образного, эмоционально- осознанного, личностно окрашенного постижения музыкального произведения, Ф.Лист «Восприятие музыки – это познание самого себя».
Механизмами восприятия является эмоциональная отзывчивость на музыку, развитый слух, память, музыкальное мышление как обобщенное качество музыкального восприятия, а также сформированность способности к творчеству.
Ему свойственны эмоциональность, образность, целостность, осмысленность, ассоциативность, избирательность, вариативность и др.качества.
По мнению Асафьева, процесс восприятия музыки есть процесс становления в сознании слушателя музыкального образа.
1 стадия – музыкальное восприятие при первом, а часто и последующих прослушиваниях музыкального произведения отличается смутностью, нерасчлененностью. Воспринимая муз. произведения младший школьник получает лишь общее представление о музыкальном образе.
При первом знакомстве у младших школьников возникает непосредственный интерес к восприятию нового, обычно это эмоциональный отклик на музыку, чаще положительный, но не следует забывать, что часто неполноценное восприятие заставляет ребенка оставаться равнодушным к прослушанной музыке. Через эмоциональную реакцию, выраженную в мимике, жестах , моторно- пластических проявлениях, также размышлениях по поводу услышанной дети могут достаточно точно выразить характер и настроение прослушанного.
Задача учителя на этом этапе - помочь ребенку найти свое отношение к музыкальному произведению, понять какие чувства вызывает эта музыка.
2 стадия – связана с повторным прослушиванием целиком или в отрывках. Происходящий процесс углубления в содержание произведения «ощупывание» его слухом и мыслью, выделение ярких особенностей, осознание отдельных средств музыкальной выразительности.
Повторное обращение к музыкальному произведению может вызвать «привыкание» к нему, изменить отношение к услышанному произведению, выявить гедонистическое ( любование красотой) чувство.
3 стадия – это повторное слушание произведения, обогащенное возникшими ранее музыкально- слуховыми представлениями и ассоциациями. Идет взаимодействие целостного эмоционального впечатления от музыки, именно здесь возможно творческое восприятие музыки.
Здесь можно использовать метод создания композиций:
1ч.- вокалируют, т.е. поют 2 ч.- слушают 3ч.- исполняют на инструментах или пластически интонируют, через различные движения.
Ученый Яворский отмечал, что в основе восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку, как «членораздельную речь». Тараканов: «важно привить детям элементарные навыки восприятия музыкальной структуры». Психолог Теплов писал «что одна из трудных задач в развитии музыкального восприятия в сохранении эмоционального отношения на прослушивание».
Любой человек, обладающий простым физическим слухом, может определить, где звучит музыка, а где - просто шум, воспроизводимый различными предметами, машинами или другими объектами. Развить музыкальное восприятие - это значит научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при помощи средств музыкальной выразительности. Это значит включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам произведения.
Далеко не сразу слушатель может постичь всю глубину музыкального сочинения в полном объеме. Для этого необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных особенностей - слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются в процессе на уроке музыки, которые в начальной школе, включают в себя различные виды музыкальной деятельности.
На первых этапах развития музыкального восприятия слушатель воспринимает главным образом «внешний слой» музыкального произведения. Здесь восприятие смутное и нерасчлененное. Слушатель осознает отдельные детали характера и фрагменты сочинения. На этапе сформированного восприятия произведение осмысливается как целиком, так и с отчетливым слушанием средств музыкальной выразительности.
Исследователи-практики (Кабалевский, Алиев, Алеев, Критская, Терентьева и др.) предлагают следующую последовательность постижения музыкального произведения в процессе его слушания (восприятия):
1) выявление главного настроения;
2) определение средств музыкальной выразительности;
3) рассмотрение особенностей развития художественного образа;
4) выявление главной идеи произведения;
5) понимание позиции автора;
6) нахождение в произведении собственного личностного смысла.
Каждое из этих направлений работы связано с постановкой перед учащимися проблемных заданий.
1. Выявление главного настроения. Какие чувства передаются в предлагаемой музыке? Испытал ли ты их или просто бесстрастно зарегистрировал? Какие эпизоды понравились тебе больше всего?
Следует обратить внимание учащегося на то, что эмоциональные переживания человека всегда связаны с его нравственными ценностями, с тем, что он почитает за добро и зло.
2. Определение средств музыкальной выразительности (жанр, характер, темп, ритм, тембр и т.д.).
Понимание особенностей использования средств музыкальной выразительности помогает сравнение одного и того же настроения у разных композиторов. Такие сравнения приводят к пониманию стиля музыки, который в разные эпохи был разным. Сравнение контрастных по настроению музыкальных произведений способствует более отчетливому пониманию специфики каждого средства музыкальной выразительности. Основное направление слушания музыки заключается в том, чтобы выявить, какие ассоциации может вызывать то или иное средство.
3. Развитие художественного образа.
Настроение и возникающий с ним образ, отражающийся в музыке, во многих произведениях подвергается динамическому развитию и в конце концов он может перевоплотиться в образ, контрастный тому, что был в начале произведения. Умение слышать, следить за развитием образа предполагает умение слушателя передавать словами то, что он слышит. Хотя многие музыковеды не без основания считают, что содержание музыкального внепрограммного произведения невозможно перевести на язык адекватных понятий, все же, выполняя подобные задания и следя за развитием художественного образа произведения, учащийся начинает его лучше понимать.
Вопросы к ученику могут быть следующие:
- Внимательно прослушай это произведение и попытайся ответить на следующие вопросы:
- Как это произведение начинается? Какой характер имеет мелодия и другие средства музыкальной выразительности? Какой образ возникает в твоем сознании? Как он дальше развивается - плавно или с резкими контрастами? Как заканчивается это произведение? К чему привело развитие образа?
Объясняя содержание музыкального произведения словами, ученик начинает лучше понимать его.
Развитию образного мышления способствует поиск своего названия, которое необходимо придумать к прослушанной музыке. Для этого подходят задания на продолжение предложений незаконченного типа. «В этой музыке как будто…».
Обсуждение наиболее удачного названия помогает детям освоить художественный образ произведения.
Например, при обсуждении возможного содержания образа первой части Пятой симфонии Бетховена учащиеся в ход эксперимента предложили нам такие названия: «Шторм на море», «Восстание рабов», «Гибель корабля на море» и т.д.
Постижению образного смысла музыкального сочинения помогает обращение к произведениям литературы и других видов искусства - живописи, скульптуре, литературе в которых передается сходное эмоциональное состояние…
4. Постижение идеи произведения. Постижение образного строя музыкального произведения в дальнейшем ведет к пониманию внутренних смысловых значений, стоящих за звуками музыки. Можно спросить учащихся:
- Как ты думаешь, для чего автор создал это произведение? Какая основная мысль владела им в процессе его создания? Что он хотел сказать людям своей музыкой?
Если это программное произведение, можно спросить:
- Почему автор назвал это произведение именно так, а не иначе? Как можно было бы передать главную мысль произведения каким-нибудь афоризмом, строчкой стихотворения, образным сравнением?
5. Образ автора.
Лучше всего образ автора познается пониманием стилевых особенностей музыки того или иного композитора. Система средств музыкальной выразительности и приемов, находящих свое обобщение в стиле, передает и мироощущение композитора, и особенности эпохи, в которой он творил, и его мировоззрение.
Большое влияние на учащихся оказывает не только музыка, но и личность самого композитора. Лучше узнав его жизнь из исторических и мемуарных источников, биографии, слушатель, будет и лучше понимать музыку того или автора.
6. Личностный подход к произведению.
- Какие события из твоей жизни напоминает эта музыка? Какие воспоминания она пробуждает? Что бы тебе захотелось сделать, прослушав эту музыку?
Каждое поколение педагогов-музыкантов обращается к проблеме развития восприятия музыки школьниками и вносит в ее решение что-то новое, ранее неизвестное. Неизменным остается желание связать эту проблему с традициями отечественного музыкального образования. Методы интонационного анализа, разрабатываемые учеными сегодня, во многом перекликаются с методами и приемами, которые провозглашались еще в 20-е годы.
Идея о том, что с детьми надо разговаривать музыкой, не подавляя их стремление самим разобраться в художественном произведении, находит свое развитие в современной практике.
Слушание музыки, направленное на развитие восприятия, превратилось в один из разделов современной программы по музыке, освоение которого занимало минимальную часть времени на уроке. Перед учителем поставлены задачи - научить детей слушать, воспринимать музыку, понимать ее, размышлять о ней, не просто слушать, а слышать ее, быть активным, деятельным по отношению к ней. Особое внимание уделяется приобретению компетентности слушателя и исполнителя; развитию умений ориентироваться в современном музыкально-информационном пространстве. Все это способствует воспитательному воздействию искусства на личность школьника.
Важное значение приобретает методика отбора музыкального материала по слушанию: народная музыка, композиторская, авторская и т.д. Свои первые музыкальные переживания (по мнению педагогов) ребенок должен получать на родном языке, поэтому необходимо слушать и свою родную музыку.
Татарская музыка является одним из средств формирования таких общечеловеческих ценностей как любовь к своему народу, музыкальной культуры. На уроках музыки предполагается предусматривать:
- изучение учащимися татарской народной музыки, творчества крупнейших представителей профессиональной татарской музыки, а также и деятельности исполнительских коллективов;
- выработку у учащихся интереса к музыке представителей всех народов, населяющих Республику Татарстан.
- использовать высокохудожественный, интересный, доступный для данного возраста материал.
Использовать различные методы и приемы эмоционального воздействия на учащихся с целью активизации их сенсорно-моторной, исполнительской, музыкально-познавательной и творческой деятельности: наглядный метод, игровой метод, метод «выхода за пределы музыки», проблемно-поисковый метод, метод создания ситуации успеха, творческие задания.
Учитель учит детей: внимательно слушать музыкальные произведения с начала до конца;
проникаться их эмоциональным содержанием; делать посильный разбор произведения (эмоционально-образное содержание, средства музыкальной выразительности, структура, исполнение);
узнавать по звучанию пройденные музыкальные произведения, помнить их названия и имена композиторов.
Развитие восприятия музыки требует осознания вызываемых ею эмоциональных впечатлений, а также ее доступных выразительных средств.
Понимать музыку — значит воспринимать ее сознательно и эмоционально чувствовать музыку.
В наше время дети слушают музыку разных жанров, дети мало знают классическую музыку, а порой совсем ее не воспринимают, ведь классическая музыка — это лучшее, отобранное временем наследие человечества.
Осмысленное прослушивание музыки, изучение значимых музыкальных произведений активизируют мышление, память, внимание; развивают чувственное познание — ощущение и восприятие; укрепляют психическое здоровье детей. Это давно доказано музыкальной психологией, которая как наука зародилась в недрах философии. Еще античные мыслители, размышляя о законах устройства миропорядка и общественной жизни, сделали ряд важных наблюдений и выводов, касающихся роли и значения музыки в общественной жизни.
Исследователи подтверждают благотворное влияние слушания классической музыки не только на умственные способности человека, но и на развитие его мозга в целом. В результате обследования группы профессиональных музыкантов, а также людей, которые слушали классическую музыку в детстве, было выяснено, что они имеют отличную память и способность к языкам.
Кроме того, ученые обнаружили, что мозжечок у музыкантов на 5% больше, чем у людей, не имеющих отношения к этой профессии. Именно этот участок мозга, отвечающий за координацию движений, «слушает» и чувствует музыку! Музыкальная психология предлагает использовать музыку в оздоровительных целях, предлагая ее как для слушания, так и для исполнения и творчества. Способность музыки непосредственно влиять на эмоциональное состояние человека обеспечивает глубокие переживания в процессе ее восприятия и исполнения.
Развитие восприятия предполагает умение выделять отдельные средства музыкальной выразительности — мелодию, тембр, гармонию, фактуру, темп, ритм и другое; выявление ассоциаций, которые вызваны тем или иным средством музыкальной выразительности.
Основное средство достижения этой цели — постоянные и систематические встречи учащихся с музыкой.
В процессе школьных музыкальных занятий учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, анализируют общий характер, настроение музыки, значение различных элементов музыкальной речи в их совокупности, всегда анализируется два контрастных произведения, например, быстрое и медленное («Веселая. Грустная» Бетховена).
Главная цель занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у учащихся интереса к музыке, и на основе этого развитии у них умения чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальные произведения, наслаждаться ими, испытывая потребность в систематическом общении с музыкой. Наряду с этой воспитательной задачей большое значение имеют задачи образовательные. Необходимо, чтобы школьники накапливали опыт, впечатления от общения с высоким искусством, систематически и последовательно, от класса к классу овладевали знаниями о музыке, без которых невозможно глубокое постижение музыкальных произведений. В связи с этим через все годы обучения проходят основные познавательные темы, например «ТРИ КИТА – жанры ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ», «МЕЖДУ МУЗЫКОЙ МОЕГО НАРОДА НЕТ НЕПЕРЕХОДИМЫХ ГРАНИЦ» и др., развитие которых предполагает знакомство с образцами профессиональной и народной музыки с ведущими музыкантами-солистами и музыкальными коллективами; с музыкальными жанрами, формами.
Восприятие музыки на уроке является самостоятельным видом деятельности на уроке. Оно определяется как слушание или слушание-восприятие. Учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, более сложными по сравнению с теми, которые могут исполнить сами. Однако процесс слушания таких произведений не сводится лишь к знакомству с музыкой. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них интерес и музыкальный вкус. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствуют развитию интересов учащихся, формированию их музыкальных потребностей.
Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.
Музыка воздействует комплексом выразительных средств. Это - ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм, они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека.
Именно поэтому музыковеды утверждают, что слушать музыку так, чтобы слышать ее – это напряженная работа сердца, ума и особое творчество. В первую очередь важно привить детям элементарные навыки восприятия музыкальных структур, так как для слушателя, лишенного чувства восприятия формы, не ощущающего ее в данном сочинении, музыка «не оканчивается, а прекращается». Иначе, анализ музыкальных произведений углубляет их эмоциональное восприятие. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Радость и печаль, надежда и разочарование, счастье и страдание – всю эту гамму человеческих чувств, переданную в музыке, учитель должен помочь детям услышать, пережить и осознать. Педагог создает все условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Только потом он подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навыки культурного слушания, умения рассуждать о музыке, то есть давать эстетическую оценку ее содержанию. Учитель разными средствами стремится внести радость в общение детей с музыкой. Это во многом зависит от используемых на уроке произведений. Они должны быть художественно ценными, образно-увлекательными близкими детям по содержанию, доступными по языку и вместе с тем должны удовлетворять потребность учащихся в общении с прекрасным.
Подготовка школьников к эмоциональному восприятию музыки может осуществляться разными методами и приемами. К ним относятся вступительное слово учителя, использование произведений других видов искусств, вокализация тем инструментальных сочинений. Одной из особенностей художественного мышления является его образность, а образ всегда связан с целостным представлением объекта. С помощью ощущений, представляемых нашими анализаторами, мы можем видеть, слушать, различать, что происходит в окружающем нас мире. Различные анализаторы в процессе своей работы взаимодействуют, проникая друг в друга, синтезируясь, развивают цветной слух. Чувство ритма связано с общей уравновешенностью в нервной системе процессов торможения и возбуждения. На основе формальных признаков темпа и лада музыкального произведения можно выявлять конкретное настроение, передаваемое им.
На первом этапе развития неопытный слушатель воспринимает главным образом «внешний слой» музыкального произведения. На последующих — осознает отдельные детали и фрагменты сочинения. В соответствии с методикой и особенностями восприятия, я использую на уроках следующий порядок понимания музыкального произведения в процессе его восприятия:
-Выявление главного настроения; определение средств музыкальной выразительности; рассмотрение особенностей развития художественного образа; определение главной идеи произведения; понимание специфики автора; нахождение личностного подхода к произведению;
Каждое из этих направлений работы связано с постановкой перед учащимися проблемных заданий. Например, при выявлении главного настроения учащимся можно предложить обсуждение следующих вопросов:
-Какие чувства передаются в предлагаемой музыке? Какие эпизоды понравились больше всего?
Выполняя задания и следя за развитием художественного образа произведения, учащийся начинает его лучше понимать. И в ходе урока мы начинаем углубляться в образное содержание предложенных музыкальных примеров. Вопросы к ученику могут быть следующие:
-Как произведение начинается? Какой характер имеют мелодия и другие средства музыкальной выразительности? Какой образ возникает в твоем сознании? Как он развивается - плавно или с резкими контрастами? Как заканчивается произведение? К чему привело развитие образа?
Развитию образного мышления способствует поиск названия, которое необходимо подобрать к прослушиваемой музыке.
Можно спросить у учащихся:
- Для чего автор создал это произведение? Какая основная мысль владела им в процессе создания? Что он хотел сказать своей музыкой?
Если это программное произведение, можно спросить:
- Почему автор назвал произведение именно так, а не иначе? Как можно было бы передать главную мысль — строчкой стихотворения, образным сравнением?
Ответы на эти вопросы заставляют учащихся размышлять. Большое влияние на учащихся оказывает не только музыка, но и личность самого композитора. Часто ребята сами задают вопросы о жизни автора.
Вопросы к учащимся здесь могут быть такие:
- Каково его отношение к своим героям? Относится ли он к ним с симпатией, юмором, со страданием или с иронической усмешкой?
Следующие вопросы требуют самораскрытия учащегося, к чему он не всегда готов:
- Какие события из жизни напоминает эта музыка? Какие воспоминания и надежды она пробуждает? Что бы захотелось сделать, прослушав эту музыку?
Все творческие задания выполняются в определенной последовательности. Например, в начальных классах, чтобы найти выразительные движения, соответствующие музыке, дети сначала слушают произведение, выявляют его характер, средства музыкальной выразительности, форму. Затем они планируют возможные варианты тех или иных движений. Замысел обсуждается коллективно или обдумывается индивидуально и дополняется. Итогом творческого решения является выразительное исполнение сочинения. В первом классе используют шумовой оркестр из подручных средств: деревянные кубики, металлические ложки, бумага (шуршание), и т.д.
При выполнении заданий такого типа ребята учатся понимать и устанавливать взаимосвязь между музыкальным образом и средствами его воплощения.
Так же используют слушание и при разучивании новых песен. Но сначала ребята поют свои варианты песни, а уж потом предлагается оригинальное исполнение, чтобы не создавался стереотип, шаблон.Т.Оучащиеся легче воспринимают уже знакомое произведение.Итак, эмоционально-осознаное восприятие муз произведения способствует более глубокому проникновению в его содержание и осмысление его идеи. Каждый ученик, имея свой муз опыт и индивидуальные особенности, по-своему воспринимает муз произведение. При этом восприятие музыкального образа зависит от его музыкальных и творческих способностей.Таким образом, развитие восприятия музыки является основой воспитания музыкальной культуры школьников.
67. Значение педагогического наследия Я.А. Коменского в развитии начального школьного образования. Возрастная периодизация и система школ.
Я.А. Коменский, Исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода по 6 лет каждый: детство - от рождения до 6 лет включительно,
отрочество - от 6 до 12 лет,
юность - от 12 до 18 лет,
возмужалость - от 18 до 24 лет.
В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения; юность, характеризуется более высоким уровнем развития мышления.
Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т.е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области — академия. Каждая следующая ступень является продолжением предыдущей. Таким образом, Коменский выдвинул демократический принцип единой школы.