Педагогическая деятельность и концепция А.С. Макаренко. Организация и воспитание детского коллектива.

Антон Семенович Макаренко (1888—1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А С Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны. Многочисленные труды А С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма и “Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей М среди прогрессивных педагогов всего мира. Жизнь и деятельность А. С. Макаренко родился 13 марта 1888 г в г Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. В 1905 г он окончил с отличием высшее нач училище с одногодичными пед курсами. Огромное влияние на формирование мировоззрения М оказал М Горький, владевший тогда умами передовых людей России. В эти же годы М познакомился с марксистской литературой, к восприятию которой он был подготовлен всей окружающей его житью. В своей работе он стремился осуществить прогрессивные пед идеи: установил тесные связи с родителями учеников, пропагандировал идеи гуманного отношения к детям, уважения их интересов, пытался ввести труд в школе. В 1920 г. ему было поручено организовать колонию для малолетних правонарушителей. В течение восьми лет напряженного педагогического труда и смелых новаторских поисков методов коммунистического воспитания М одержал полную победу, создав замечательное воспитательное учреждение, прославившее советскую педагогику и утвердившее действенный и гуманный характер марксистско-ленинского учения о воспитании. Героическая история создания и расцвета этой колонии прекрасно изображена М в “Пед поэме”. В 1928—1935гг М руководил организованной харьковскими чекистами коммуной имени Ф. Э. Дзержинского. Работая здесь, он смог подтвердить жизненность и действенность сформулированных им принципов и методов коммунистического воспитания. Жизнь коммуны отражена М в его произведении “Флаги на башнях”. В 1937 г. было опубликовано крупное художественно-пед произведение М “Книга для родителей”. Ранняя смерть прервала работу автора, предполагавшего написать 4 тома этой книги. Ряд его лекций для родителей неоднократно издавался под заглавием “Лекции о воспитании детей”. М скончался 1 апреля 1939 г. Важнейшие принципы пед теории и практики М Он считал, что четкое знание педагогом целей воспитания самое непременное условие успешной педагогической деятельности Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности М. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему». М глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее. Сторонники “свободного воспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает раба”. М справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы. Ориентировка на будущее составляет, по мнению М, важнейший закон социалистического строительства, целиком устремленного в будущее, он соответствует жизненным стремлениям каждого человека. “Воспитать человека — значит воспитать у него,— говорил М,— перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы”. Работа эта должна организовываться по “системе перспективных линий”. Воспитание в коллективе и через коллектив Центральная проблема педагогической практики и теории М — организация и воспитание детского коллектива, о чем говорила и Н. К. Крупская. Большая заслуга М заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. М видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Необходимо создать, считал М, совершенную систему крупных и небольших коллективных единиц, выработать систему их взаимоотношений и взаимозависимостей, систему воздействия на каждoгo воспитанника, а также установить коллективные и личные отношения между педагогами, воспитанниками и руководителем учреждения. Важнейшим “механизмом”, педагогическим средством является “параллельное воздействие”— одновременное воздействие воспитателя на коллектив, а через него и на каждого воспитанника. Коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу, перспективы движения вперед. По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную многообещающую. Искусство руководства коллективом заключается, по мнению М, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. О трудовом воспитании М говорил, что правильное коммунистическое воспитание не может быть нетрудовым. Наше государство — это государство трудящихся. В нашей Конституции написано: “Кто не работает, тот не ест”. И воспитатели должны научить детей творчески трудиться. Этого можно достичь, только воспитав у них представление о труде как об обязанности советского человека. Тот, кто не имеет привычки к труду, не знает, что такое трудовое усилие, кто боится “трудового пота”, тот не может видеть в труде источник творчества. Трудовое воспитание, считал М, являясь одним из важнейших элементов физической культуры, содействует вместе с тем психическому, духовному развитию человека. В учреждениях, которыми руководил М, была выработана своя система трудового воспитания, был установлен обычай: самую трудную работу поручать лучшему отряду. Отмечая огромное влияние игры на ребенка дошкольного возраста, М раскрыл в лекциях о воспитании детей ряд важнейших проблем, относящихся к этому вопросу. Нужно так организовать игру, чтобы в процессе ее у ребенка воспитывались “качества будущего работника и гражданина”. Освещая вопросы методики игры, М считал, что в игре дети должны проявлять активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры. Родители и воспитатели должны интересоваться игрой детей. Классифицируя игрушки, М выделял следующие типы: 1. Игрушка готовая или механическая: куклы, лошадки, автомобили и т. д. Она хороша тем, что знакомит со сложными идеями и вещами, развивает воображение. Нужно, чтобы ребенок хранил эти игрушки не для того, чтобы ими хвастаться, а действительно для игры, для организации какого-то движения, изображения той или иной жизненной ситуации. 2. Игрушка полуготовая, как-то: картинки с вопросами, ящики, конструкторы, кубики и т. д. Они хороши тем, что ставят перед ребенком определенные задачи, для разрешения которых требуется работа мысли. Но вместе с тем они имеют и недостатки: они однообразны и потому могут надоесть детям. 3. Самый благодатный игровой элемент — это различные материалы. Они более всего приближают к деятельности взрослого человека. Такие игрушки реалистичны, и в то же время они дают простор большой творческой фантазии. В игровой деятельности детей дошкольного возраста необходимо комбинировать эти три типа игрушек, считал М. Он так же подробно анализировал содержание игр младших и старших школьников и. дал ряд советов, как они должны быть организованы. О семейном воспитании М уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. В семье должно быть, по мнению М, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим. Одним из самых опасных ложных авторитетов М считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей М противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами. М сыграл огромную роль в развитии советской пед науки. Творческий опыт М, как и его пед произведения, является прекрасным убедительным доказательством превосходства советской педагогики перед буржуазными теориями воспитания.





Наши рекомендации