Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам игры ребенка-дошкольника
ВВЕДЕНИЕ.
Чтобы понять ребенка, найти подход к нему, необходимо взглянуть на ребенка с точки зрения его развития. Не следует рассматривать детей как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Педагог с помощью игры может не только обучать, но и лучше узнать ребенка. Стремясь облегчить ребенку выражение и исследование собственного эмоционального мира, воспитатель должен освободиться от своего мира реальностей и словесного выражения и войти в концептуально-экспериментальный мир ребенка. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра.
На значение игры в педагогике и воспитании обращали внимание классики-педагоги -Н.К. Крупская,А.С. Макаренко, К.Д.Ушинский, Е.А.Аркин (20-30-е годы),позднее игре были посвящены работы Р.Я. Фрадкиной, А.П.Усовой, Д.В. Менджерицкой, Р.И.Жуковской, В.П. Залогиной, Т.А.Марковой и другие...
Макаренко писал:"Есть еще один важный метод-игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте - игра - это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело... к ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. Надо не только дать время ему поиграть всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра".[16]
(Макаренко А.С. 1991 г.)
Игра как бы создает зону ближайшего развития ребенка Л.С. Выготский писал: "В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного по ведения, он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в тенденции развития; ребенок в игр как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения".
Игра является средством ознакомления детей с окружающей жизнью. Сейчас в нашем государстве многие профессии стали невостребованными и большое количество мам и пап осталось без работы. Поэтому есть такие дети, которые не имеют представления о той или иной профессии. таким образом у детей сменились ценностные ориентации. Актуальность проблемы влияния игры на развитие личности дошкольника очевидна. Именно в этом возрасте перед ребенком открывается жизнь с её особой стороны, перед ним встают задачи: освоить нормы и правила поведения в лице людей, сформировать собственные ценности. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности.
Игра больше, чем какая-либо другая деятельность в дошкольном возрасте, требует от ребенка определенных поступков, выявления личностных свойств и качеств. Здесь ребенок делает первые шаги, устанавливая взаимоотношения со своими сверстниками. Это первая школа воспитания общественного поведения. Повседневно встречаясь друг с другом в детском саду, дети обращаются в различные моменты их жизни и активнее всего это происходит в играх. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки, умение действовать совместно, понимая свои ещё очень простые, но общие интересы, развивается целенаправленность действий, оценка личных и общих достижений. Вместе с этим формируются чувства сотрудничества, подчинения и равенства.
В контексте этого хочется привести высказывания А.С.Макаренко: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба... Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего в игре".
У всех народов во все времена первыми играми ребенка были и есть игры типа “Сорока-ворона”, ”Ладушки” – то есть игры с собственными ручками, пальчиками. И эти первые игры ребенка с мамой являются одними из первых средств социализации в раннем возрасте.
Опыт использования игр в развитии детей первых трех лет жизни определил выбор темы дипломного проекта и позволил выдвинуть гипотезу: систематическое применение пальчиковых игр с детьми раннего возраста способствует ускорению темпов развития мелкой моторики, речевых навыков, навыков общения и других показателей развития детей.
Целью данной работы является исследование возможностей использования «пальчиковых игр» в развитии детей данного возраста.
Для реализации цели поставлены задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам игры ребенка-дошкольника
Подобрать и внедрить в практику работы с детьми раннего возраста многообразные “пальчиковые” игры и упражнения (на занятиях и в повседневной жизни)
Подобрать и апробировать методы диагностики особенностей развития ребенка раннего возраста
Провести сравнительный анализ результатов использования “пальчиковых” игр и упражнений в группах раннего возраста
5. Разработать рекомендации воспитывающим взрослым
Объект исследования: особенности развития детей раннего возраста.
Предмет исследования –влияния “пальчиковых” игр на психологическое развитие детей раннего возраста.
Глава I Психолого-педагогические особенности
Ребёнка-дошкольника
Генетические корни игры.
Всякий, кто хоть немного наблюдал за ребенком знает, какое большое место в его жизни занимает игра. Вот годовалый малыш забавляется с погремушкой или кубиками, вот 2-летний ребенок часами крутит какой-нибудь новый предмет; вот группа 5-летних играет в магазин. А бесчисленные "догонялки" и "застукалки" на школьных переменах, "морской бой", "крестики-нолики"- чего только не придумает живой детский ум! В современных европейских культурах существует просто-таки культ детской игры: такое большое место занимает она не только в жизни детей, но и взрослых. но всегда ли так было? Была ли детская игра у наших далеких предков?
Вот некоторые факты. Немецкий археолог Шиман, обнаруживший один из древних городов - Трою, организовал раскопки, в ходе которых были найдены детские игрушки: терракотовая кукла, погремушка с металлическими частицами внутри маленькая игрушечная посуда.
В Египте рядом с мумиями детей, пролежавшими тысячи
лет, находили куклы и другие игрушки. Много игрушек было обнаружено в раскопках римского города Помпей, погибшего при извержении Везувия, в могилах времен бронзового века, расположенных на территории Европы и Кавказа, в скифских курганах. В развалинах древнего перуанского города была найдена мумия ребенка, а рядом с ней - погремушка, сделанная из морской раковины.
В большинстве известных нам архаичных культур, за
исключением, может быть, самых примитивных, мы встречаем элементы детской игры. Так, у американских индейцев мальчик 2-3 лет практикуется в использовании игрушечного лука и стрел, в верховой езде, часами бросает он маленькое лассо на каждый выступающий предмет. 5-летние индейские девочки нянчат тряпичных кукол в игрушечной колыбели. У австралийских аборигенов малыши, перед тем как включится в трудовую жизнь взрослых, играют с маленьким бумерангом, копьем, щитом, палкой, собираясь группами, дети имитируют охоту, приготовление пищи, прием гостей. В Африке маленькие кафры, лепят из глины игрушечные дома, кукол, коралле для скота, а потом разыгрывают сюжетные игры.
Дети имитируют не только труд и семейные отношения взрослых, но такие обряды и ритуалы, которые им удается подсмотреть. В игре ребенок не просто воспроизводит предметы и действия взрослых, но и проявляет творчество. Современные дети имеют больше времени для игры, чем дети наших далеких предков, у наших детей больше игрушек, чем у детей древности, но суть игры не изменилась по-прежнему дети упражняют свои умения в играх с волчком, веревочкой, трещоткой и т.п. Так ли это? Возьмем, например, игрушку. Для чего нужна ребенку кукла? Ответ известен: для того, чтобы было кого кормить, одевать, купать... Ведь такая тренировка пригодится девочке в её будущей жизни, поможет выполнять нелегкие обязанности матери. Но это с нашей европейской точки зрения. А вот носители паралогического мышления думают иначе. Конечно, кукла нужна и для тренировки, но основное не это. Главное - в той магической силе, которая заключена в ней и которая, конечно же, поможет девочке стать матерью, убережет от бесплодия. Советский исследователь Богораз-Тан, наблюдая за игрой чукотских девочек, писал об их основной игрушке-кукле: "Куклы эти считаются н только игрушками, но отчасти и покровительницами женского плодородия.
Выходя замуж женщина уносит с собой свои куклы и прячет их в мешок в тот угол, который приходится под изголовьем, для того чтобы воздействием их получить скорее детей. Отдать кому-нибудь куклу нельзя, т.к. вместе с этим будет отдан залог плодородия семьи. Зато, когда у матери родятся дочери, она отдает им играть свои куклы, причем старается разделить их между дочерьми. Постепенно, по мере исчезновения паралогического мышления в европейских культурах, игрушка освобождалась от своих магических свойств и становилась обычной игрушкой, такой какой знаем мы ее.
Известный современный психолог Д.Б. Эльконин полагает, что игра по своему содержанию восходит к труду взрослых. Маленький эскимос играет с волчком, жужжалкой - прекрасно. Так он овладевает вращательными движениями, которые пригодятся ему в дальнейшем, чтобы сделать крепления для нарт. Негритянский ребенок играет с веревочкой - это поможет ему впоследствии, постичь искусство плетения сетей.
Современные европейские дети играют в продавцов, докторов, моряков - разве такие игры не помогут им через 10-12 лет определить свою будущую профессию и овладеть ею? Конечно, не следует думать, что ребенок станет именно тем, в кого он любит играть. Но какие-то общие навыки, умения ориентироваться в отношениях взрослых, знания о мотивах и смысле деятельности взрослых людей, безусловно, пригодятся ему в будущем. А зачем ребенку тренировать себя именно в игре? Разве он не может приобретать навыки, помогая взрослым в их делах? Дело в том, что на определенной ступни развития цивилизации труд и его орудия настолько усложнились, что ребенок просто не может освоить их в натуральном виде. Психические и физические способности малыша явно не дотягивают до того, чтобы он был в состоянии охотиться на бизона с большим тяжелым луком или вести самосвал. А желание есть, и еще какое! Тут-то и приходит на помощь игра. Маленький лук, игрушечный самосвал, немного воображения - и малыш уже охотиться в прериях или везет тяжелый груз. А это значит, что в тех культурах, где ребенок с первых лет жизни включается в труд взрослого, его игра либо должна быть очень примитивной, либо отсутствовать вообще. Там она просто не нужна. В самом деле, зачем малышу играть в сбор съедобных растений, если он и так собирает с матерью и отцом; зачем ему играть в няню, если он уже нянчит младшего брата; к чему лепить из глины овец, если он пасет настоящих. И еще любопытный факт. В большинстве архаичных культур игрушки детей - миниатюрные копии орудий труда взрослых. Из маленького лука можно стрелять, как из большого; маленький аркан кидают так же, как и большой аркан. Вся разница в размерах. В современных индустриальных культурах игрушки - лишь внешнее подобие предметов, используемых взрослыми. Иными словами, чем сложнее делаются формы и орудия труда, тем меньше игрушки становятся простой имитацией орудий. И тем больше детская игра из тренировки на владение орудиями превращается в тренировку умения исполнять какие-то обязанности в обществе. Итак, игра есть деятельность, которая заполняет досуг ребенка по мере того, как ход истории освобождает его от труда.
РЕБЕНКА.
Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Ребенок испытывает удовольствие от процесса игры.
О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.
Игра - основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное, нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Вот почему даже самые простые вопросы: почему дети играют; когда впервые возникла игра; как игра влияет на развитие ребенка - стали предметом серьезных научных исследований в педагогике и психологии.
Игра - это серьезно и для самого ребенка. Игра -это сама жизнь, это детская непосредственность, наивность, иногда лукавство, иногда удивительная серьезность. Для ребенка игра - н всегда милая забава, часто -это труд, преодоление себя. Словом, игра - это целый мир. Чем игра отличается, например, от трудовой деятельности? Как различить, когда ребенок играет "с ложкой", а когда "работает ею? Когда он "работает" ложкой, то ест, а когда играет- только воображает, что ест. Игра - это воображение. Суть ее в том и состоит, что она понарошку. А значит, в игре не вырабатывается тот полезный продукт, который производится в труде: играть в няню - значит нянчить куклу, а не живого малыша; 3-летний пожарник тушит воображаемый, а не реальный пожар. Разумеется игра игре
рознь. Одно дело - игра 2-летнего малыша, другое коллективная игра 5 - летних, третье - игра с правилами у маленьких дошкольников. И все же есть общее. Ведь продуктом игры всегда является сам ребенок. Иначе говоря, игра - это работа ребенка над самим собой. Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка, сознательного желания учиться. Обращая внимание на эту особенность игры, Д.Б.Эль-
конин пишет: "Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи". Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов, именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффектно - отраженных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.
Конечно и другие виды деятельности льют воду на мельницу формирования этих новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослого, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка[33]
Как уже отмечалось, игра является и первой школой воли. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчинятся различным требованиям. Как ни заманчиво ребенку посмотреть новую книгу или детский концерт, но если он -"пограничник", ни какие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят другие.
Положительное воспитательное воздействие оказывают не только ролевые игры, но и дидактические, игры со строительным материалом, драматизации, подвижные игры, пальчиковые игры, пальчиковый игротренинг. Преимущественно игры по сравнению с другими средствами нравственного воспитания заключается в том, что она является "школой морали в действии, а не только с представлении" (Л.С.Выготский). [6]
Игра создает, как показывают исследования А.В.Запорожца, и благоприятные условия для организации движений дошкольника. Дело в том, что когда ребенок берет на себя определенную роль, он сознательно и произвольно воспроизводит определенные движения, характерные для изображаемого персонажа.
Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения.
В игре формируются или перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, острота зрения (исследование Т.В.Ендовицкой). В игре ребенок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и ,например, запоминает больше количество слов, чем в лабораторных условиях (З.М.Истомина).
В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре
развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их. Итак, важная роль игры в развитии психических процессов ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних предметных
действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоению.
В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Использование игровых приемов делает обучение в этом возрасте" сообразным природе ребенка".
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКИХ ИГР.
Теория и практика игры включает в себя многообразный комплекс различных проблем и вопросов, основными из которых являются классификация детских игр и методика руководства ими.
Условно все многообразие детских игр можно разделить на 2 большие группы:
1) Сюжетно-ролевые творческие игры
2) Игры с правилами.
Таблица N 1
1)Сюжетно-ролевые творческие игры - это игры, которые придумываются самими детьми. В играх отражаются знания, впечатления, представление ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явлений окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации и превращения через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых" [34] Д.Б.Эльконин.
В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Космонавты совершают дальние рейсы на Марс и другие планеты, строят там города, конструкторы создают удивительные машины. Как писал Л.С. Выготский в своих работах, игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой деятельности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.
Таблица N 2
2)Игры с правилами - группа игр, имеющих готовое содержание, разнообразное разработанное взрослыми, четкие игровые правила. В них заранее установлена определенная последовательность действий. В каждой игре перед детьми ставится задача, решение которой связано с выполнением правил, обязательных для всех участников. Некоторые игры с правилами имеют сюжет в них разыгрываются роли.
В подвижных играх основная задача - совершенствование движений, развитие двигательной активности. Однако нельзя рассматривать игры только как метод физического воспитания, а дидактические - только как метод умственного развития. Во первых, развиваются мышление, речь, память, воображение, воля; во вторых решаются вопросы совершенствования двигательных навыков, воспитываются нравственные качества. Таким образом, игра с правилом служит средством формирования личности ребенка.
Следует подчеркнуть, что творческие игры с правилами имеют общие признаки. логические объективные связи и отношения: условная игровая цель, воображаемая ситуация, разыгрывание роли, игровые действия, игровые правила, которые предусматривают возможность перехода
игры одного типа в игру другую.
Среди игр с правилами много народных, которые передаются из поколения в поколение. В них познавательность сочетается с занимательностью, юмористическим началом.
Они способствуют развитию двигательных навыков, сообразительности, смелости. Первые игры в жизни ребенка имеют большое значение
Это такие игры как пальчиковые
Таблица N 3
3) "Пальчиковые игры - это инсценировка каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево","вверх", "вниз" и т.д. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их
деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается - ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетие дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.
1.4 "Пальчиковые игры" и их значение для
ДЕТСКОГО САДА.
Особая роль игры в воспитании ребенка требует насыщения ею всей жизни в детском саду. В связи с этим игра введена в ежедневно повторяющийся распорядок детской жизни. Для игры отводится время до завтрака и после него, после занятий на прогулках (дневной и вечерней), вечером до ухода домой.
Утром целесообразно создать условия для игр, не требующих большой подвижности. Это игры индивидуальные или небольшими группами. По содержанию наиболее желательные игры с дидактическими игрушками, настольные-печатные и сюжетно - ролевые.
Время на прогулках может быть использовано для организации подвижных игр, игр с природным материалом, строительно-конструктивных игр не требующих сложного игрового оборудования.
Наиболее полноценно игры развертываются в вечернее время, поэтому важно создавать условия для разнообразных игр; творческих, подвижных, дидактических, пальчиковых.
Установление в режиме дня специального времени для игры важнейшее педагогическое условие существования игры как самостоятельной деятельности и использование ее как формы организации детской жизни.
В игре осуществляется показание ребенка окружающего мира. Процесс формирования знаний, их совершенствование не является мотивом игры или целью. Ребенок играет не ради приобретения или закрепления знаний к игре его побуждают другие мотивы: желание действовать как взрослые, стремление к общению. К активным действиям, привлекательность игровой задачи, соревнование и т.д. Даже в дидактическую игру дети играют не ради того, чтобы научится чему-нибудь. Совершенствование знаний, развитие познавательных способностей является сопутствующим процессом, незаметным для ребенка, совершенно непреднамеренно.
В учебной деятельности формирования знаний осуществляется целенаправленно. На занятиях у детей постепенно формируются познавательные интересы как специфические мотивы этой деятельности; взрослый, воспитатель является ее организатором, она ощущается под его непосредственным руководством, по определенной программе, в определенной системе и последовательности. Взрослый сообщает детям знания и формирует у них элементарные навыки учебной деятельности - умение слушать воспитателя и действовать по его указанию, наблюдать, выражать в слове результаты своей познавательной деятельности. Содержание и характер обучения оказывают влияние на содержание и развитие игр. Хорошо поставленное обучение оказывает самое благотворное влияние на игры детей. Знание, глубокие впечатления, полученные на занятиях, экскурсиях, формируют детские игровые интересы, находят отражение в разнообразных играх. Особенно важны для развития игры - глубина и яркость получаемых впечатлений, эмоций, вызываемых содержанием занятий. С другой стороны, в процессе обучающих знаний,
проводимых разнообразными методами, используются различные игровые приемы, иногда роль, игровая имитация движений, голоса и т.д. Эти приемы поддерживают внимание детей, активизируют их восприятие, обеспечивают более полное освоение знаний.
Таким образом анализ литературы педагогики и психологии по данной теме доказывает важность, необходимость использования игр с детьми раннего возраста, в воспитании детей. В решении проблем адаптации и социализации детей первых лет жизни.
Немного о пальчиковых играх
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения — и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:
Здравствуй, пальчик, выходи,
На Юлю (называете имя своего ребенка) погляди.
Вот твоя ладошка — наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.) Bоm твоя ладошка — поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.)
Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми
десятью.
Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр и улучшается развитие речи.
Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость:
Репку мы сажали («роете» пальчиками в детской ладошке лунку), Репку поливали (показываете пальчиками, как льется вода из лейки), Вырастала репка (показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики)
Хороша и крепка (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)!
Тянем - потянем (крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут — каждый в свою сторону),
Вытянуть не можем (потрясли кистями рук),
Кто же нам поможет (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)?
Тянем -потянем, тянем,- потянем!
Ух (расцепили руки, потрясли кистями)!
Вытянули репку.
Простые правила игры
Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик — они самые ленивые).
Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.
Пальчиковые игры в быту
• Дайте газету, листы бумаги — пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»);
• Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы — пусть перебирает; • Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки;
Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.
Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.
Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребенком полезными и интересными.
Таблица № 1
Уровень адаптации детей экспериментальной и контрольной групп.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ
ГРУППА ГРУППА
Таким образом, из диаграммы наглядно видно, что уровень адаптации в экспериментальной группе (по мнению родителей) на несколько баллов выше, по отношению к группе сверстников контрольной группы.
б) По результатам качественного анализа ответов на анкету для воспитателей “оценка эффективности использования игр” (составленную нами, приложение 5), которая была проведена в экспериментальной группе, были получены следующие данные:
Дети очень много знают пальчиковых игр и любят в них играть, яасто являются инициаторами их проведения. Например: “Поздороваемся”, “Пианисты”, “Биноколь”, “Сорока-белобока” и тд.
Это доказывает, что данные игры играют большую роль в развитии речи, мелкой моторике рук, смекалки, воображения, а так же забавляют и радуют детей. Ребёнок чувствует себя более раскованно. Воспитатели детского сада считают, что эти игры можно применять на занятиях (3-4 раза в неделю), в свободное время утром и вечером, с привлечением родителей дома. Воспитатели предлагают заниматься пальчиковыми играми со всеми возрастными группами детского сада, так как они очень интересны детям и развивают память, воображение, внимание, речь.
1) Для подтверждения итогов экспериментальной работы в конце года были продиагностированы дети экспериментальной и контрольной групп по следующему тесту: “Методика психолого -педагогического обследования детей 3го года жизни” разработанный Л. Стребелевой (приложение 6)
Методика направлена на определение уровня сформированности основных показателей развития детей раннего возраста (умственных действий, мелкой моторики, зрительного восприятия, знаний об окружающем).
В тест вошло 6 заданий:
· лови шарик;
· спрячь шарик;
· разборка и складывание матрёшки;
· разборка и складывание пирамидки;
· парные картинки;
· разрезные картинки.
1. Лови шарик
Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребёнка со взрослым, понимание ребёнком словесной инструкции, слежение за движущимся предметом, развитие ручной моторики.
Оборудование: желобок, шарик.
Проведение обследования:психолог кладёт шарик на желобок и просит ребёнка: “Лови шарик!” Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: “Кати!”. Взрослый ловит шарик. Так повторяется 4 раза.
Обучение: если ребёнок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (2-3 раза), как это надо делать, т. е. Обучение идёт по показу.
Оценка действий ребёнка: принятие задания, понимание речевой инструкции, желание сотрудничать (играть) со взрослым, отношение к игре, результат, отношение к результату.
Оценка в баллах
1 балл –ребёнок не начал сотрудничать даже после обучения и ведёт себя
неадекватно бросает шарик, берёт в рот и тд.);
2 балла –ребёнок обучился и начал сотрудничать, пытается катить и ловить
шарик, но это не всегда удаётся практически;
3 балла –ребёнок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удаётся из-за моторных трудностей, после обучения результат положительный;
4 балла –ребёнок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.
2. Спрячь шарик.
Задание направлено на выявление практической ориентировки ребёнка на величину, а также наличие у ребёнка соотносящих действий.
Оборудование:две (три) разные по величине коробочки четырёхугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разные по величине, но одинаковые по цвету.
Проведение обследования: перед ребёнком кладут две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Взрослый кладёт большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик –в маленькую коробочку и просит ребёнка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребёнку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребёнок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку. Если ребёнок подбирает крышки не верно, взрослый показывает и объясняет: большой крышкой закрывает большую коробку, а маленькой крышкой –маленькою. Далее предлагается выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребёнка: понятие задания, понимание речевой инструкции, способы выполнения –ориентировка на величину, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к своей деятельности, результат.
Оценка в баллах
1 балл –ребёнок не понял задания, не стремиться к цели, после обучения
задания не понял.
2 балла –ребёнок не понял задания; после обучения, стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет;
3 балла –ребёнок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет;
4 балла –ребёнок сразу понял задание; выполнил задание и при этом использовал соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.
3 Разборка и складывание матрёшки
Задание направлено на выявление уровня развития практической ориентировки ребёнка на величину предмета, а также наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.
Оборудование: две двухсоставные (трёхсоставные) матрёшки.
Проведение обследования: взрослый даёт ребёнку двухсоставную (трёхсоставную) матрёшку и просит её раскрыть. Если ребёнок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрёшку и предлагает собрать её. В случаях затруднения взрослый берёт ещё одну двухсоставную матрёшку, раскрывает её, обращая внимание ребёнка на матрёшку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрёшкой (раскрыть её). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребёнка спрятать маленькую матрёшку в большую. Далее предлагается ребёнку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребёнка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, понимание указательного жеста, наличие соотносящих действий, результат.
Оценка в баллах
1 балл –ребёнок не научился складывать матрёшку; после обучения самостоятельно действует не адекватно: берёт в рот, кидает, стучит, зажимает её в руке и тд.;
2 балла –ребёнок выполняет задание в условиях подражания действия взрослого; самостоятельно задания не выполняет;
3 балла –ребёнок принял и понял задание, но выполняет его после помощи взрослого (указательный жест или речевая инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрёшку;
4 балла –ребёнок сразу принял и понял задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.
4. Разборка и складывание пирамидки.
Задание направлено на выявление уровня развития у ребёнка практической ориентировки на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.
Оборудование: пирамидка из трёх (четырёх) колец.
Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку разобрать пирамидку. Если ребёнок не действует, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ему собрат