Игра на развитие внимания «Кто лучше слушает?»
Логопед называет разные предлоги «в», «на», «под», «из», а дети должны поднимать символ предлога «в». Затем дети поднимают символ предлога «из»
Этап закрепления нового материала
Составление предложений
Дети подходят к столу логопеда и выбирают набор из 2-х картинок: изображение животного или птицы и символ предлога. Составляются предложения (Кто где живет?) типа: Лошадь живет в конюшне. Свиньи живут в свинарнике.
Лошадь выходит из конюшни.
Коз гонят из хлева.
Волк выглядывает из логова.
Змея выползает из норы.
Орел сидит в гнезде.
Вариант задания: Дети объединяются парами с одинаковыми предлогами, составляют сложные предложения с противительным союзом А:
Ворона сидит в гнезде, а лиса — в норе.
В гнездах живут орлы, вороны, грачи, галки, а в норах живут ежи, лисы, змеи, хомяки, кроты, мыши.
Лиса выглядывает из норы, а орел вылетает из гнезда.
Вариант задания: Дети объединяются парами с противоположными символами, называют свои предложения типа:
Змея вползает в нору, а медведь вылезает из берлоги.
Куры выбегают из курятника, а коров загоняют в коровник.
Еж сидит в норе, а лиса выглядывает из норы.
Вопрос логопеда: Какие маленькие слова помогают правильно называть предложение?
Дидактическое упражнение «Найди знакомое слово»
Логопед предлагает детям найти знакомые слова — «в» или «из» в читаемом им рассказе и сосчитать эти слова.
Логопед читает рассказ, выделяя голосом предлоги.
В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливает корм на зиму.
Детям задаются вопросы по содержанию рассказа. Они отвечают на них полными предложениями. Одновременно выставляются на доске опорные картинки по содержанию каждого предложения: лес — еж, ночь — сад, еж — яблоки, яблоки — иголки, яблоки — нора ежа, яблоки — зима.
Затем подсчитывается, сколько раз в рассказе повторяется предлог «в».
В заключение можно предложить рассказать текст по цепочке (или 1-2 детям).
Итог занятия
Дети вспоминают, какие два маленьких слова помогали правильно называть предложения («в», «из»). Они получают на дом по одному из символов предлогов и самостоятельно придумывают предложение с соответствующим предлогом.
ТЕМА: ПРЕДЛОГИ «ИЗ-ПОД», «ИЗ ЗА»
Цель: закрепить навык практического употребления в речи сложных предлогов «из-под», «из-за».
Ход занятия
I. Организационный этап
Логопед предлагает детям показать и назвать, какая в комнате находится мебель: взрослая, детская и игрушечная (стол, столик, шкаф, шкафчик, диван, диванчик, скамейка, скамеечка, полка, полочка и т.д.).
II. Обучающий этап
Игра «Прятки»
Раздается стук в дверь, появляется «мяч». Он читает о себе загадку:
Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко, Почему беднягу бьют, Потому что он надут. (Мяч)
«Мяч» предлагает детям поиграть в прятки, а чтобы было удобно прятаться, помргать ему будет его друг — мячик». Вызванный ребенок подходит к «мячу», опускает руку в мешочек, среди игрушек находит маленький мяч. Именно его и будут прятать дети.
— Под какие предметы мебели, куда можно прятать мяч? Дети вспоминают действия с мячом, рассказывают, куда они спрятали мяч... (Я спрятал мяч пол стол, стул, шкаф, скамейку, книгу...)
— Долго там мяч лежать не может. Ему скучно, надо достать его оттуда.
— Послушайте, как правильно об этом рассказывать.
— Мяч лежал под столом, его достали откуда? — Из-под стола.
Появляется символ предлога из-под.
— Маленькое слово из-под помогает правильно назвать действие.
Детям раздаются символы разных предлогов. Они должны поднять сигнальную карточку, только если услышат предлог «из-под». [под, из, в, из-под] Ребенок достает мяч из-под стола и говорит:
— Я мяч достаю из-под стола.
— Откуда (из-под чего?) еще можно достать мяч?
— Из-под скамейки, из-под стула и т.д.
III. Этап закрепления
Игра «Путаники»
Раздается стук в дверь. Появляются двое детей — «Путаник» и «Путаница».
На головах у них шапки с перемешанными картинками. Они показывают детям карточки с изображением разных сюжетных действий и рассказывают: Щенок выглядывает под шкафа. Мяч выскакивает из стола. Мальчик достает тапочки из стула. Девочка выметает мусор из дивана.
Тот, кто обнаружил ошибку, должен ее исправить и назвать правильно все предложения. Логопед еще раз фиксирует внимание детей на том, как слово из-под помогает правильно назвать действия.
Логопед предлагает детям в группе поиграть в прятки. Дается задание типа:
— Кто хочет спрятаться за дверь, за шкаф, за буфет, за диван и т.д.
Дети быстро разбегаются и рассказывают, кто куда спрятался.
Я спрятался за дверь, за шкаф, за диван... (как вариант можно попросить одного ребенка рассказать про каждого, кто где спрятался). Далее по сигналу логопеда все выглядывают из-за двери
И логопед сам рассказывает: Лена спряталась за дверь, она выглядывает из-за двери. Интонационно выделяется предлог из-за и дается его символ. Аналогично составляются предложения о других детях: кто откуда выглядывает: из-за дивана, из-за шкафа, из-за стола и т.д.
«Дополни мое предложение»
Каждый отбирает для себя несколько символов — предлогов. Логопед называет начало предложения, а ребенок заканчивает его, используя один из своих символов. Например:
Котенок выглядывает ... угла;
Бумажки вылетают ... тумбочки;
Медвежонок побежал ... дом;
Медвежонок выбежал ... дома;
Малыш спрятался ... стол;
Малыш вылезает ... стола и т.д.
Дети называют маленькие слова, которые помогли правильно называть действия — за, из-за, под, из-под.
IV. Итог занятия
Дети называют маленькие слова (из-за, из-под), которые были у них сегодня «в гостях». Перечисляют задания, которые им больше всего понравились. Затем каждый берет себе по символу, наклеивает в тетрадь, а дома придумывает соответствующие предложения.
ТЕМА: ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Цель: закрепить навык практического употребления в речи притяжательных местоимений и прилагательных.
Ход занятия
I. Организационный этап
Логопед входит в группу с коробкой, куда собраны вещи присутствующих детей. Просит их быть внимательными и отобрать и взять по очереди только свои собственные вещи. Дети возвращаются на свои места.
Логопед подходит к каждому ребенку и, показывая на один из предметов, спрашивает:
— Это чья шапка? Она твоя или нет?
Ребенок отвечает: «Это моя шапка». Далее, по аналогии логопед задают следующие вопросы другим детям
— Это чей шарф? Это твой шарф?
— Это чье, твое пальто?
II. Обучающий этап
Логопед обращает внимание детей на то, что в зависимости от вопросов — Чей? Чья? Чье? надо отвечать по-разному
Чей мяч? — мой, Чья чашка? — моя. Чье платье? — мое и т. д. Дети составляют и проговаривают предложения типа: Это мое, моя, мой предмет.
III. Этап закрепления
Игра «Назови, чья игрушка»
Помощник логопеда раздает детям по три игрушки, соответствующих предметам мужского, женского и среднего рода.
Логопед задает только вопрос — про чью игрушку можно сказать: Мой? Моя? Мое? Дети ориентируются на различия в окончании местоимений, показывают соответствующие игрушки и отвечают: это моя машина, это мой карандаш и т.д.
Игра «Дети на поляне»
Логопед предлагает детям назвать свои имена. Организуется диалог:
— Меня зовут Аня. А тебя?
— Меня зовут Дима. А тебя? И т.д.
Затем один из детей по памяти называет имена всех девочек в группе, а другой — всех мальчиков. Логопед поясняет детям, что предметы можно различать и называть по их принадлежности к хозяину.
У Тани шапка. Она чья? Это Танина шапка.
У Димы ведро. Оно чье? Димино.
Логопед описывает воображаемую ситуацию и организует игру. Все дети «гуляют по поляне». Поднялся сильный ветер и раскидал все вещи. Как их найти? Но тут выглянуло солнышко и вызвалось помочь детям. «Солнышко» (один из детей) собрало потерянные вещи и обращается к детям с вопросами. Это чья панама? Это Наташина панама?
Хозяйка отвечает: «Да, это моя панама».
Возможные ответы детей: «Нет, это не Славин свитер. Это Петин свитер. Это не мое пальто, это Ленино пальто».
«Наши растеряши»
Собрались дети в лес. Взяли корзины для грибов, обули резиновые сапоги, чтобы не промокнуть, на головы надели специальные шапки от комаров.
Долго бродили по лесу, а грибов не нашли. Устали, сели под деревом и заснули. Снится им сон: прилетел гном и спрятал их вещи. Заплакали дети, подбегают к гному и кричат:
— Отдай мой платок!
— Верни мою корзину!
— Где мое платье?
А гном отвечает:
— Угадайте, где ваши вещи, тогда я их верну.
Дети опускали руки в большую корзину и находили свои вещи. Они называли их:
— Это мой сапог!
— А это моя кофта! И т.д.
Разобрали дети свои вещи и проснулись. Вокруг никого не было, а все вещи были на месте.