Одежда, обувь, головные уборы
3 картинки с изображением одежды, 1 — с обувью.
3 картинки с изображением обуви, 1 — одежды.
3 картинки с верхней одеждой, 1 — с нижним бельем.
3 картинки с нижним бельем, 1 — с верхней одеждой.
3 платья с аппликацией, 1 — без нее.
3 платья гладких, 1 — с вышивкой. 3 платья одноцветных, 1— в клеточку. 3 платья нарядных, 1 — без отделок. 3 юбки на лямках, 1 — без них. 3 юбки длинные, 1 — короткая. 3 юбки в складку, 1 — прямая. 3 фартука с карманами, 1 — без карманов. 3 платья летних, 1 — зимнее. 3 платья детских, 1 — взрослое. 3 взрослых платья, 1 — детское.
3 платья без одной детали (недошитые), 1 — полностью готовое.
3 зимних пальто, 1 — плащ. 3 летних пальто, 1 — шуба. Кофта, куртка, свитер и юбка. 3 детали одежды, 1 — платье. Панама, шапка, шляпа и платок. Сапоги, ботинки, валенки и тапочки. 3 вида обуви на каблуке, 1 — без каблука. 3 вида детских туфель, 1 — взрослые. 3 вида обуви зимней, 1 — летней. 3 детей обутых, 1 — босиком. 3 детей без обуви, 1 — обутый.
3 детей в головных уборах, 1 — без головного убора. 3 детей в меховых шапках, 1 — в панаме.
ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, НАСЕКОМЫЕ
3 животных, 1 птица. 3 птицы, 3 животных. 3 животных домашних, 1 — дикое. 3 животных бегут, 1 — едет. 3 взрослых животных, 1 — детеныш. 3 животных рогатых, 1 — нерогатое. 3 нерогатых животных, 1 — рогатое. 3 детеныша животных, 1 — взрослое. 3 диких животных, 1 — домашнее.
3 животных, 1 — рыба.
3 животных жарких стран, 1 — средней полосы.
3 животных сидят, 1 — бежит.
3 части тела животных, 1 — животное целиком.
3 неодушевленных летающих предмета, 3 летающие птицы (насекомые).
3 скачущих насекомых (пресмыкающихся, животных), 1 летающая птица.
3 птицы перелетные, 1 — зимующая.
3 птицы летающие, 1 — не летающая.
3 гнезда на дереве, 1 — конура собаки.
3 насекомых (млекопитающих), 1 лягушка.
3 хвоста животных, 1 — павлиний.
3 хвоста птичьих, 1 — животного.
3 части тела птицы, 1 — птица целиком.
3 животных с детенышами, 1 — без детеныша.
3 птицы с птенцами, 1 — без птенцов.
3 птенца, 1 — взрослая птица.
3 взрослых птица, 1 — птенец.
3. Рекомендации по использованию лексического материала по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на занятиях воспитателя
При планировании работы по развитию речи рекомендуется использовать следующий лексический материал.
Здание детского сада. Оформление здания. Назначение различных помещений (игровые комнаты, спальни, гардероб, зал, кабинет врача, кабинет логопеда, кабинет заведующего, кухня).
Профессии работников детского сада: заведующая, врач, логопед, воспитатель, музыкальный работник, повар, няня. Привлечение внимания детей к деятельности взрослых. Воспитание уважения к труду работников детского сада.
Наша групповая комната. Знакомство с групповой комнатой, ее описание (большая, светлая, чистая, красивая и т. д.).
Что в ней находится, что в ней делают? Название и назначение предметов, находящихся в групповой комнате (игровой, трудовой, книжный уголок).
Ознакомление с явлениями неживой природы. Формирование у детей первоначального представления о простейших физических явлениях, которые они могут наблюдать в повседневной жизни: знакомство с использованием парового отопления, газа, электричества в быту (для согревания жилища, приготовления пищи, освещения и т. д.).
Игровой уголок. Обобщающее слово «игрушки» (из чего сделаны, кто их сделал).
Предметы и оборудование, необходимые для занятий.
Мебель в групповой комнате. Закрепление обобщающего слова «мебель». Части мебели. Кем изготовляется мебель?
Воспитание бережного отношения к игрушкам, оборудованию, книгам.
Режим дня. Последовательность проведения режимных моментов.
Уголок природы. Растения уголка природы — знать 2-4 названия. Животные (черепаха, морские свинки, ежи, рыбы и др.). Уход за растениями и цветами. Наблюдения за прорастанием семян и ростом растений (посадка лука, гороха, фасоли, овса и т. п.).
Наш участок. Знакомство с участком, описание его, что находится на участке (терраса, где дети играют во время дождя, игрушки, посадки — деревья, кустарники, цветы). Воспитание бережного отношения к посадкам.
Кухня. Работа повара. Бытовое электрооборудование (плита, мясорубка, картофелерезка и др.). Закрепление обобщающих слов: пища, продукты питания, посуда (кухонная, столовая, чайная).
Моя семья. Состав семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры и др.). Знание своего адреса, своего полного имени, своего возраста (время рождения), полных имен и фамилий родителей (или лиц, их заменяющих), их профессии и места работы. Воспитание уважения к труду родителей. Старшие и младшие члены семьи. Взаимоотношения детей в семье, забота о младших, чуткое отношением старшим, помощь взрослым в быту. Выработка и закрепление навыков культурного поведения и личной гигиены (совместно с родителями ребенка). Труд по самообслуживанию. Заботливое отношение к домашним животным, уход за растениями.
Наша улица. Улица, ее особенности (широкая, узкая, прямая, длинная, тихая, шумная, центральная; много новых домов, деревьев, цветов; есть магазин, мастерские и т. п.). Наблюдения детей.
Здания на нашей улице. Жилые дома: новые, красивые, низкие, высокие, многоэтажные, громадные, деревянные, кирпичные, блочные. Части дома: фундамент, стена, крыша, подвал, подъезд, лестница, лестничная площадка, лифт, мусоропровод, водопровод.
Знакомство детей с 2-3 предприятиями своего района (завод, фабрика, магазин и т. п.), с тем, какую продукцию они выпускают, и культурными учреждениями (кинотеатр, библиотека и т. п.).
Рассказ о людях, которые работают на этих предприятиях или учреждениях, о значении их труда. Примерный словарь: магазин (продуктовый, промтоварный, книжный, булочная), продавец, кассир, покупатель, прилавок, чеки, завод, станки, продукция, рабочие, инженеры и т. п.
Построение улицы, дороги: тротуар, проезжая часть, обочина, перекресток, площадь.
Транспорт на нашей улице: трамвай, автобус, троллейбус, машины легковые, грузовые и. т. п. Наблюдения детей за уличным движением. Виды транспорта в зависимости от их назначения: пассажирский, грузовой, специальный (скорая помощь, милицейские машины, пожарные, перевозка хлеба, молока и др.). Назначение разных видов транспорта. Названия профессий людей, работающих на транспорте. Части автомобиля: кузов, кабина, дверцы, двигатель, руль, тормоза, фары, подфарник.
Правила уличного движения. Переход улицы: регулируемые и нерегулируемые перекрестки, переходы, мосты, «зебра», милиционер-регулировщик, светофор, сигналы светофора, что они обозначают. Одностороннее и двухстороннее движение. Правила перехода, знак «пешеходный переход».
Правила поведения на улице: не играть на улице, не кататься на велосипеде (санках, коньках) на проезжей части дороги, при ходьбе придерживаться правой стороны, переходить улицу только на зеленый свет.
Культура общения с окружающими людьми (на улице, в магазине, в транспорте, в других общественных местах): говорить тихо, уступать место людям старшего возраста, маленьким детям, не мешать окружающим, не сорить.
Озеленение улицы. Парк, сквер, клумбы, газон. Знать, что деревья и цветы специально сажают и за ними ухаживают. Воспитание бережного отношения к посадкам.
Город. Отличительные признаки города (в сравнении с сельской местностью): много улиц, домов, учреждений, предприятий, живет много людей, разнообразные транспортные средства.
Город, где мы живем. Название города, главная улица, площадь. Основные достопримечательности; памятники, парки, красивые здания. Важнейшие предприятия и учреждения города. Виды труда, распространенные в нашем городе.
Строительство. Следует обратить внимание детей на то, что в городе ведется большое строительство, воздвигаются многоэтажные жилые дома с удобными квартирами, здания детских садов, школ, больниц, театров, библиотек. Дома постоянно ремонтируются. Рекомендуется познакомить детей с некоторыми профессиями (каменщик, маляр), а также с названиями машин, помогающих человеку (грузовая машина, самосвал, подъемный кран, бульдозер, экскаватор).
Промышленность города. Познакомить детей с 2-3 видами выпускаемой продукции (машины, одежда и т. д.).
Культурные учреждения города (кинотеатры, театры, библиотеки, музеи, цирк, спортивные сооружения).
Связь в городе. Знать, как люди пользуются разными формами связи: почтой (познакомить более подробно), телеграфом, телефоном, радиосвязью.
Транспорт города и его окрестностей. Виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный). Уметь сравнивать разные виды транспорта. Роль транспорта (работники транспорта перевозят на автомобилях, поездах, судах, самолетах пассажиров разные грузы, почту в пределах города, из одних городов в другие и в другие страны). Знать, что для обеспечения работы транспорта трудится много людей разных профессий.
Природа нашего края. Знакомство детей с живой и неживой природой. Формирование у них представления о явлениях природы. Знакомство с природой родного края.
Формирование у детей обобщенного представления о каждом сезоне на основе комплекса признаков, отражающих изменения в неживой природе, растительном и животном мире.
Развитие у детей наблюдательности и умения устанавливать простейшие причинно-следственные отношения между явлениями природы. Воспитание бережного отношения к природе, охрана природы. Привлечение внимания к красоте природы. Ознакомление детей с работой людей в разные времена года.
Закрепление временных понятий: времена года, месяцы, дни недели; понятия: сегодня, завтра, вчера, начало, конец, середина, утро, день, вечер, ночь.
Воспитание навыка определения времени по часам, пользования календарем.
Осенний период. Осенние месяцы. Знакомство с приметами осени.
Ранняя осень («Золотая осень»). Красота осенней природы. Наблюдения детей. Характерные признаки ранней осени: день становится короче, а ночь длиннее, солнце греет меньше, изменения погоды — похолодание, дожди, туманы. Листопад — изменение окраски листьев, пожелтение и увядание трав, цветов. Созревание плодов и семян. Уметь различать некоторые деревья (5-6), кустарники; (4-5), садовые цветущие растения, лесные травы по листьям, цветам, плодам. Уметь отличать дерево от кустарников. Знать строение дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды).
Поздняя осень. Признаки поздней осени: день продолжает укорачиваться, становится холодно, дуют холодные ветры, первый снег, заморозки, деревья сбросили листья. Перелетные птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся. Уметь связывать изменения в живой и неживой природе с измерениями внешних условий: постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием; отлет птиц связан с исчезновением насекомых и замерзанием водоемов.
Животный мир. Закрепление и расширение полученных ранее представлений о диких животных и их детенышах. Внешний вид животных, части тела. Описание животных. Учить детей выделять признаки приспособления животных к среде обитания в строении их тела, в поведении. Длинные сильные ноги дают возможность быстро бегать. Если задние ноги длиннее передних (заяц, белка), то животные передвигаются большими прыжками. Острые загнутые ногти помогают лазать по деревьям (белка). Многие животные имеют ярко выраженные приспособительные особенности в покрове тела; маскировочную окраску (заяц, белка, еж, черепаха и др.), иглы (еж), твердое покрытие (черепаха), которые помогают в защите от врагов. Подготовка животных к зиме: изменение окраски, заготовка запасов на зиму (белка, заяц).
Осенние работы людей. Плодовый сад. Названия плодовых деревьев (яблоня, груша, вишня, слива); ягод (смородина, крыжовник, малина, клубника). Работы в саду: сбор фруктов и ягод, посадка деревьев и кустарников.
Осенние работы на огороде — сбор овощей. Знание распространенных видов овощей и умение различать их по внешнему виду, вкусу, форме, способу употребления. Закрепление обобщающих понятий: фрукты, овощи.
Работы людей в поле. Названия нескольких злаков (пшеница, рожь, овес). Что из них делают?
Машины, облегчающие труд людей. Воспитание уважения к труду хлеборобов.
Работа людей на фермах. Закрепление и расширение знаний детей о домашних животных и птицах. Знание названий детенышей, обучение определению признаков, по которым животные относятся к домашним. Закрепление обобщающего понятия: домашние животные.
Работа детей на участке. Работа на огороде детского сада под руководством воспитателя, сбор выращенных овощей, фруктов; пересадка цветов.
Подготовка к зимней подкормке птиц: сбор плодов и семян различных растений, изготовление кормушек.
Работа в уголке природы. Знание 4-6 видов комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей; их название и строение (ствол, листья, цветы, корень). Умение различать по окраске растения светолюбивые (светлая окраска) и теневыносливые (темная окраска); по толщине стеблей и листьев — влаголюбивые (тонкие) и засухоустойчивые (толстые, мясистые). Наблюдения за пересаженными с участка цветущими растениями. Знакомство с наземными обитателями уголка природы. Наблюдения за особенностями их внешнего вида и поведением (как и чем питаются, как передвигаются и т. п.).
Изготовление украшений для групповой комнаты из природного материала вместе с воспитателем.
Зимний период. Названия зимних месяцев. Привлечение внимания детей к предстоящим изменениям в природе: день стал короче, чем осенью, солнце греет мало, земля покрывается снегом, а водоемы — льдом, часто бывают морозы, деревья и кустарники стоят без листьев, насекомых нет, птиц мало, выпал снег.
Различение знакомых деревьев и кустарников по веткам, почкам и коре.
Умение распознавать зимующих птиц по внешнему виду (окраске, размеру), поведению (издаваемым звукам, способу передвижения). Подкормка зимующих птиц. Знакомство с зимовьем животных (белка, заяц, медведь).
Воспитание у детей способности чувствовать красоту природы зимой. Учить детей оберегать деревья, кустарники, не ломать ветки во время прогулок, катания на санках и лыжах.
Работа в уголке природы. Уход за растениями с учетом их потребности в свете, влаге. Наблюдение за жизнью растений (ставить ветки деревьев в воду, производить посадку овощей, овса).
Знакомство с жизнью декоративных птиц, живущих в уголке природы (внешний облик, особенности поведения).
Весенний период. Названия весенних месяцев.
Привлечение внимания детей к происходящим изменениям в природе.
Ранняя весна: увеличение продолжительности дня, потепление, появление проталин, освобождение рек ото льда. Установление элементарных причинно-следственных связей (снег начал таять потому, что увеличился день и солнце стало греть жарче и т. п.). Последующие изменения: набухание почек, появление листьев, цветение ряда деревьев, первые весенние цветы.
Возвращение перелетных птиц. Их внешний вид, образ жизни, польза, приносимая птицами. Охрана птиц и гнездовий (изготовление скворечников). Наблюдение за гнездами птиц.
Пробуждение от зимней спячки ряда животных; изменение их окраски. Появление детенышей (повторить их названия). Появление насекомых.
Летний период. Названия летних месяцев. Наблюдения за изменениями природы летом. Устанавливается теплая, жаркая погода. Идут обильные дожди, гремят грозы. Иногда после дождя можно увидеть радугу. Цветут растения, созревают хлеба, фрукты, овощи. Появляются в лесу грибы и ягоды.
Следует показать детям, что летом все условия (тепло, свет, влага, питательная почва) максимально соответствуют потребностям растений, поэтому они бурно растут, цветут, зреют.
Определение по листьям и цветам 6-7 травянистых растений луга и леса, 2-3 видов злаков — по высоте и форме колосьев; не менее 2 видов лесных ягод. Умение различать некоторые съедобные и несъедобные грибы. Закрепление представления детей о различных способах использования в пищу овощей и фруктов (в сыром, вареном и других видах), о месте произрастания растений (лес, поле, луг, парк, степь, бахча, огород, сад).
Животные ближайшего окружения. Дети должны знать их названия, уметь различать по окраске, форме, размеру, издаваемым звукам, особенностям движения.
Дикие животные в природных условиях.
Расширение представлений детей о развитии животных. Птицы, детеныши зверей рождаются беспомощными, маленькими, не умеют самостоятельно передвигаться и кормиться. Забота животных и птиц о детенышах — согревают, выкармливают, охраняют от врагов, учат отыскивать корм.
Формирование обобщенного представления о диких животных на основе следующих признаков: жизнь в определенных условиях природы и приспособленность к ним, умение самостоятельно добывать пищу. Детей учат распознавать диких, домашних животных, а также уметь объяснить, по каким признакам животные относятся к той или иной группе.
Наблюдения за жизнью бабочек, насекомых, лягушек: образ жизни, питание, маскировка.
Школа. Для того чтобы успешно трудиться, надо много знать и уметь, многому учиться. Поэтому все дети поступают в школу. В школе учиться трудно, но и в то же время интересно. В школе дети узнают обо всем, что их окружает (привести ряд примеров), учатся работать.
Для того чтобы хорошо учиться в школе, надо теперь научиться хорошо говорить, читать, писать, считать, решать задачи и т. п.
Родная страна. Название страны, флага, герба, гимна нашей страны; Москва — столица нашей Родины. Кремль, Красная площадь.
Природа родной страны: богатство, разнообразие, красота.
Праздники и знаменательные дни нашей страны
12 декабря — День Конституции.
23 февраля — День Защитника Отечества.
8 Марта — Международный женский день.
12 апреля — День космонавтики. Ю. А. Гагарин — первый космонавт.
1 Мая — Праздник весны и труда.
9 Мая — День победы. Героизм в тылу и на фронте но время войны.
12 июня — День независимости.
Примерные конспекты занятий
ТЕМА: ПРЕДЛОГИ «В», «ИЗ»
Цель: Закрепить понимание и навык практического употребления в речи предлогов «в», «из».
Ход занятия
I. Организационный этап
«Закончи предложение»
Дети вспоминают, какое животное живет в каком домике. Логопед начинает предложение, а дети его заканчивают. В дупле живет ... В дуплах живут ...
В медвежьей берлоге спит ... В берлогах спят ... В лисьей норе спряталась ... В норах спрятались... В собачьей конуре сидит ... В конурах сидят ... В скворечнике живет ... В скворечниках живут...
Детям предлагается разместить животных и птиц в их жилищах. Можно использовать панно, макет леса.
II. Обучающий этап
«Дополни предложение»
Логопед называет насколько предложений, пропуская в них предлог «в»
Белка живет... дупле. Медведь спит... берлоге. Лиса спряталась ... норе.
Детьми называются те же предложения, но с предлогом «в», который выделяется интонационно.
Логопед обращает внимание детей на то, что маленькое слово «в» указывает, что звери находятся внутри своего жилища:
Белка где? В дупле. Медведь где? В берлоге. Лиса где? В норе.
Дети проговаривают хором и индивидуально предложения, также выделяя голосом предлог «в».
Логопед говорит, что маленькое слово «в» помогает правильно назвать предложения. Появляется символ предлога «в».
III. Закрепляется обобщающее значение предлога «в»: где могут жить другие звери?(на доске вывешены картинки- символы)
В логове, в гнезде, в хлеву, в курятнике. — Уточняется. Кто живет в норах?
лиса, крот, хомяк, мышь, барсук, выдра; Кто живет в гнездах:
орел, ворон, грач, ласточка, коршун, сокол, воробей. Логопед поясняет, что зверям надоело сидеть в своих домах, они решили оттуда выбраться.
Называется предложение без и с предлогом «из». Белка выглядывает из дупла. Белка выглядывает откуда? — Из дупла.
Аналогично отрабатываются сочетания с предлогом «из» (из берлоги, из норы, из скворечника). Появляется символ предлога «из» ...
Закрепляется обобщающее значение предлога «из». Откуда могут выглядывать звери, птицы?
Из логова, из курятника, из гнезда, из хлева, из скворечника, из норы.