Одежда, обувь, головные уборы

3 картинки с изображением одежды, 1 — с обувью.

3 картинки с изображением обуви, 1 — одежды.

3 картинки с верхней одеждой, 1 — с нижним бельем.

3 картинки с нижним бельем, 1 — с верхней одеждой.

3 платья с аппликацией, 1 — без нее.

3 платья гладких, 1 — с вышивкой. 3 платья одноцветных, 1— в клеточку. 3 платья нарядных, 1 — без отделок. 3 юбки на лямках, 1 — без них. 3 юбки длинные, 1 — короткая. 3 юбки в складку, 1 — прямая. 3 фартука с карманами, 1 — без карманов. 3 платья летних, 1 — зимнее. 3 платья детских, 1 — взрослое. 3 взрослых платья, 1 — детское.

3 платья без одной детали (недошитые), 1 — полностью го­товое.

3 зимних пальто, 1 — плащ. 3 летних пальто, 1 — шуба. Кофта, куртка, свитер и юбка. 3 детали одежды, 1 — платье. Панама, шапка, шляпа и платок. Сапоги, ботинки, валенки и тапочки. 3 вида обуви на каблуке, 1 — без каблука. 3 вида детских туфель, 1 — взрослые. 3 вида обуви зимней, 1 — летней. 3 детей обутых, 1 — босиком. 3 детей без обуви, 1 — обутый.

3 детей в головных уборах, 1 — без головного убора. 3 детей в меховых шапках, 1 — в панаме.

ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, НАСЕКОМЫЕ

3 животных, 1 птица. 3 птицы, 3 животных. 3 животных домашних, 1 — дикое. 3 животных бегут, 1 — едет. 3 взрослых животных, 1 — детеныш. 3 животных рогатых, 1 — нерогатое. 3 нерогатых животных, 1 — рогатое. 3 детеныша животных, 1 — взрослое. 3 диких животных, 1 — домашнее.

3 животных, 1 — рыба.

3 животных жарких стран, 1 — средней полосы.

3 животных сидят, 1 — бежит.

3 части тела животных, 1 — животное целиком.

3 неодушевленных летающих предмета, 3 летающие пти­цы (насекомые).

3 скачущих насекомых (пресмыкающихся, животных), 1 летающая птица.

3 птицы перелетные, 1 — зимующая.

3 птицы летающие, 1 — не летающая.

3 гнезда на дереве, 1 — конура собаки.

3 насекомых (млекопитающих), 1 лягушка.

3 хвоста животных, 1 — павлиний.

3 хвоста птичьих, 1 — животного.

3 части тела птицы, 1 — птица целиком.

3 животных с детенышами, 1 — без детеныша.

3 птицы с птенцами, 1 — без птенцов.

3 птенца, 1 — взрослая птица.

3 взрослых птица, 1 — птенец.

3. Рекомендации по использованию лексического материала по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на занятиях воспитателя

При планировании работы по развитию речи рекомендует­ся использовать следующий лексический материал.

Здание детского сада. Оформление здания. Назначение различных помещений (игровые комнаты, спальни, гардероб, зал, кабинет врача, кабинет логопеда, кабинет заведующего, кухня).

Профессии работников детского сада: заведующая, врач, логопед, воспитатель, музыкальный работник, повар, няня. Привлечение внимания детей к деятельности взрослых. Вос­питание уважения к труду работников детского сада.

Наша групповая комната. Знакомство с групповой ком­натой, ее описание (большая, светлая, чистая, красивая и т. д.).

Что в ней находится, что в ней делают? Название и назначение предметов, находящихся в групповой комнате (игровой, трудо­вой, книжный уголок).

Ознакомление с явлениями неживой природы. Формиро­вание у детей первоначального представления о простейших физических явлениях, которые они могут наблюдать в повсед­невной жизни: знакомство с использованием парового ото­пления, газа, электричества в быту (для согревания жилища, приготовления пищи, освещения и т. д.).

Игровой уголок. Обобщающее слово «игрушки» (из чего сделаны, кто их сделал).

Предметы и оборудование, необходимые для занятий.

Мебель в групповой комнате. Закрепление обобщающего слова «мебель». Части мебели. Кем изготовляется мебель?

Воспитание бережного отношения к игрушкам, оборудова­нию, книгам.

Режим дня. Последовательность проведения режимных моментов.

Уголок природы. Растения уголка природы — знать 2-4 на­звания. Животные (черепаха, морские свинки, ежи, рыбы и др.). Уход за растениями и цветами. Наблюдения за прораста­нием семян и ростом растений (посадка лука, гороха, фасоли, овса и т. п.).

Наш участок. Знакомство с участком, описание его, что находится на участке (терраса, где дети играют во время дож­дя, игрушки, посадки — деревья, кустарники, цветы). Воспита­ние бережного отношения к посадкам.

Кухня. Работа повара. Бытовое электрооборудование (плита, мясорубка, картофелерезка и др.). Закрепление обобщающих слов: пища, продукты питания, посуда (кухонная, столовая, чайная).

Моя семья. Состав семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры и др.). Знание своего адреса, своего полного имени, своего возраста (время рождения), полных имен и фамилий родителей (или лиц, их заменяющих), их профессии и места работы. Воспитание уважения к труду родителей. Старшие и младшие члены семьи. Взаимоотношения детей в семье, забо­та о младших, чуткое отношением старшим, помощь взрос­лым в быту. Выработка и закрепление навыков культурного поведения и личной гигиены (совместно с родителями ребен­ка). Труд по самообслуживанию. Заботливое отношение к до­машним животным, уход за растениями.

Наша улица. Улица, ее особенности (широкая, узкая, пря­мая, длинная, тихая, шумная, центральная; много новых домов, деревьев, цветов; есть магазин, мастерские и т. п.). Наблюде­ния детей.

Здания на нашей улице. Жилые дома: новые, красивые, низкие, высокие, многоэтажные, громадные, деревянные, кир­пичные, блочные. Части дома: фундамент, стена, крыша, под­вал, подъезд, лестница, лестничная площадка, лифт, мусоропро­вод, водопровод.

Знакомство детей с 2-3 предприятиями своего района (за­вод, фабрика, магазин и т. п.), с тем, какую продукцию они вы­пускают, и культурными учреждениями (кинотеатр, библио­тека и т. п.).

Рассказ о людях, которые работают на этих предприятиях или учреждениях, о значении их труда. Примерный словарь: магазин (продуктовый, промтоварный, книжный, булочная), продавец, кассир, покупатель, прилавок, чеки, завод, станки, продукция, рабочие, инженеры и т. п.

Построение улицы, дороги: тротуар, проезжая часть, обо­чина, перекресток, площадь.

Транспорт на нашей улице: трамвай, автобус, троллейбус, машины легковые, грузовые и. т. п. Наблюдения детей за улич­ным движением. Виды транспорта в зависимости от их назна­чения: пассажирский, грузовой, специальный (скорая помощь, милицейские машины, пожарные, перевозка хлеба, молока и др.). Назначение разных видов транспорта. Названия профес­сий людей, работающих на транспорте. Части автомобиля: кузов, кабина, дверцы, двигатель, руль, тормоза, фары, подфар­ник.

Правила уличного движения. Переход улицы: регулиру­емые и нерегулируемые перекрестки, переходы, мосты, «зеб­ра», милиционер-регулировщик, светофор, сигналы светофора, что они обозначают. Одностороннее и двухстороннее движе­ние. Правила перехода, знак «пешеходный переход».

Правила поведения на улице: не играть на улице, не ка­таться на велосипеде (санках, коньках) на проезжей части дороги, при ходьбе придерживаться правой стороны, перехо­дить улицу только на зеленый свет.

Культура общения с окружающими людьми (на улице, в магазине, в транспорте, в других общественных местах): гово­рить тихо, уступать место людям старшего возраста, малень­ким детям, не мешать окружающим, не сорить.

Озеленение улицы. Парк, сквер, клумбы, газон. Знать, что деревья и цветы специально сажают и за ними ухаживают. Воспитание бережного отношения к посадкам.

Город. Отличительные признаки города (в сравнении с сель­ской местностью): много улиц, домов, учреждений, предприя­тий, живет много людей, разнообразные транспортные средства.

Город, где мы живем. Название города, главная улица, пло­щадь. Основные достопримечательности; памятники, парки, красивые здания. Важнейшие предприятия и учреждения города. Виды труда, распространенные в нашем городе.

Строительство. Следует обратить внимание детей на то, что в городе ведется большое строительство, воздвигаются многоэтажные жилые дома с удобными квартирами, здания детских садов, школ, больниц, театров, библиотек. Дома посто­янно ремонтируются. Рекомендуется познакомить детей с некоторыми профессиями (каменщик, маляр), а также с назва­ниями машин, помогающих человеку (грузовая машина, само­свал, подъемный кран, бульдозер, экскаватор).

Промышленность города. Познакомить детей с 2-3 вида­ми выпускаемой продукции (машины, одежда и т. д.).

Культурные учреждения города (кинотеатры, театры, биб­лиотеки, музеи, цирк, спортивные сооружения).

Связь в городе. Знать, как люди пользуются разными фор­мами связи: почтой (познакомить более подробно), телеграфом, телефоном, радиосвязью.

Транспорт города и его окрестностей. Виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный). Уметь сравнивать разные виды транспорта. Роль транспорта (работники транс­порта перевозят на автомобилях, поездах, судах, самолетах пассажиров разные грузы, почту в пределах города, из одних городов в другие и в другие страны). Знать, что для обеспече­ния работы транспорта трудится много людей разных профес­сий.

Природа нашего края. Знакомство детей с живой и нежи­вой природой. Формирование у них представления о явлени­ях природы. Знакомство с природой родного края.

Формирование у детей обобщенного представления о каж­дом сезоне на основе комплекса признаков, отражающих из­менения в неживой природе, растительном и животном мире.

Развитие у детей наблюдательности и умения устанавли­вать простейшие причинно-следственные отношения между явлениями природы. Воспитание бережного отношения к при­роде, охрана природы. Привлечение внимания к красоте при­роды. Ознакомление детей с работой людей в разные времена года.

Закрепление временных понятий: времена года, месяцы, дни недели; понятия: сегодня, завтра, вчера, начало, конец, се­редина, утро, день, вечер, ночь.

Воспитание навыка определения времени по часам, пользо­вания календарем.

Осенний период. Осенние месяцы. Знакомство с примета­ми осени.

Ранняя осень («Золотая осень»). Красота осенней приро­ды. Наблюдения детей. Характерные признаки ранней осени: день становится короче, а ночь длиннее, солнце греет меньше, изменения погоды — похолодание, дожди, туманы. Листопад — изменение окраски листьев, пожелтение и увядание трав, цве­тов. Созревание плодов и семян. Уметь различать некоторые деревья (5-6), кустарники; (4-5), садовые цветущие растения, лесные травы по листьям, цветам, плодам. Уметь отличать дерево от кустарников. Знать строение дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды).

Поздняя осень. Признаки поздней осени: день продолжа­ет укорачиваться, становится холодно, дуют холодные ветры, первый снег, заморозки, деревья сбросили листья. Перелетные птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся. Уметь связывать изменения в живой и неживой природе с измерени­ями внешних условий: постепенное замирание жизни расте­ний вызвано похолоданием; отлет птиц связан с исчезновени­ем насекомых и замерзанием водоемов.

Животный мир. Закрепление и расширение полученных ранее представлений о диких животных и их детенышах. Внешний вид животных, части тела. Описание животных. Учить детей выделять признаки приспособления животных к среде обитания в строении их тела, в поведении. Длинные сильные ноги дают возможность быстро бегать. Если задние ноги длиннее передних (заяц, белка), то животные передвига­ются большими прыжками. Острые загнутые ногти помогают лазать по деревьям (белка). Многие животные имеют ярко выраженные приспособительные особенности в покрове тела; маскировочную окраску (заяц, белка, еж, черепаха и др.), иглы (еж), твердое покрытие (черепаха), которые помогают в защите от врагов. Подготовка животных к зиме: изменение окраски, заготовка запасов на зиму (белка, заяц).

Осенние работы людей. Плодовый сад. Названия плодо­вых деревьев (яблоня, груша, вишня, слива); ягод (смородина, крыжовник, малина, клубника). Работы в саду: сбор фруктов и ягод, посадка деревьев и кустарников.

Осенние работы на огороде — сбор овощей. Знание рас­пространенных видов овощей и умение различать их по внеш­нему виду, вкусу, форме, способу употребления. Закрепление обобщающих понятий: фрукты, овощи.

Работы людей в поле. Названия нескольких злаков (пше­ница, рожь, овес). Что из них делают?

Машины, облегчающие труд людей. Воспитание уважения к труду хлеборобов.

Работа людей на фермах. Закрепление и расширение зна­ний детей о домашних животных и птицах. Знание названий детенышей, обучение определению признаков, по которым животные относятся к домашним. Закрепление обобщающего понятия: домашние животные.

Работа детей на участке. Работа на огороде детского сада под руководством воспитателя, сбор выращенных овощей, фруктов; пересадка цветов.

Подготовка к зимней подкормке птиц: сбор плодов и се­мян различных растений, изготовление кормушек.

Работа в уголке природы. Знание 4-6 видов комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей; их назва­ние и строение (ствол, листья, цветы, корень). Умение разли­чать по окраске растения светолюбивые (светлая окраска) и теневыносливые (темная окраска); по толщине стеблей и ли­стьев — влаголюбивые (тонкие) и засухоустойчивые (толстые, мясистые). Наблюдения за пересаженными с участка цвету­щими растениями. Знакомство с наземными обитателями угол­ка природы. Наблюдения за особенностями их внешнего вида и поведением (как и чем питаются, как передвигаются и т. п.).

Изготовление украшений для групповой комнаты из при­родного материала вместе с воспитателем.

Зимний период. Названия зимних месяцев. Привлечение внимания детей к предстоящим изменениям в природе: день стал короче, чем осенью, солнце греет мало, земля покрывает­ся снегом, а водоемы — льдом, часто бывают морозы, деревья и кустарники стоят без листьев, насекомых нет, птиц мало, вы­пал снег.

Различение знакомых деревьев и кустарников по веткам, почкам и коре.

Умение распознавать зимующих птиц по внешнему виду (окраске, размеру), поведению (издаваемым звукам, способу передвижения). Подкормка зимующих птиц. Знакомство с зимовьем животных (белка, заяц, медведь).

Воспитание у детей способности чувствовать красоту при­роды зимой. Учить детей оберегать деревья, кустарники, не ломать ветки во время прогулок, катания на санках и лыжах.

Работа в уголке природы. Уход за растениями с учетом их потребности в свете, влаге. Наблюдение за жизнью растений (ста­вить ветки деревьев в воду, производить посадку овощей, овса).

Знакомство с жизнью декоративных птиц, живущих в угол­ке природы (внешний облик, особенности поведения).

Весенний период. Названия весенних месяцев.

Привлечение внимания детей к происходящим измене­ниям в природе.

Ранняя весна: увеличение продолжительности дня, потеп­ление, появление проталин, освобождение рек ото льда. Уста­новление элементарных причинно-следственных связей (снег начал таять потому, что увеличился день и солнце стало греть жарче и т. п.). Последующие изменения: набухание почек, появление листьев, цветение ряда деревьев, первые весенние цветы.

Возвращение перелетных птиц. Их внешний вид, образ жизни, польза, приносимая птицами. Охрана птиц и гнездовий (изготовление скворечников). Наблюдение за гнездами птиц.

Пробуждение от зимней спячки ряда животных; измене­ние их окраски. Появление детенышей (повторить их назва­ния). Появление насекомых.

Летний период. Названия летних месяцев. Наблюдения за изменениями природы летом. Устанавливается теплая, жаркая погода. Идут обильные дожди, гремят грозы. Иног­да после дождя можно увидеть радугу. Цветут растения, созревают хлеба, фрукты, овощи. Появляются в лесу грибы и ягоды.

Следует показать детям, что летом все условия (тепло, свет, влага, питательная почва) максимально соответствуют потреб­ностям растений, поэтому они бурно растут, цветут, зреют.

Определение по листьям и цветам 6-7 травянистых рас­тений луга и леса, 2-3 видов злаков — по высоте и форме ко­лосьев; не менее 2 видов лесных ягод. Умение различать не­которые съедобные и несъедобные грибы. Закрепление пред­ставления детей о различных способах использования в пищу овощей и фруктов (в сыром, вареном и других видах), о месте произрастания растений (лес, поле, луг, парк, степь, бахча, ого­род, сад).

Животные ближайшего окружения. Дети должны знать их названия, уметь различать по окраске, форме, размеру, изда­ваемым звукам, особенностям движения.

Дикие животные в природных условиях.

Расширение представлений детей о развитии животных. Птицы, детеныши зверей рождаются беспомощными, малень­кими, не умеют самостоятельно передвигаться и кормиться. Забота животных и птиц о детенышах — согревают, выкарм­ливают, охраняют от врагов, учат отыскивать корм.

Формирование обобщенного представления о диких жи­вотных на основе следующих признаков: жизнь в определен­ных условиях природы и приспособленность к ним, умение самостоятельно добывать пищу. Детей учат распознавать ди­ких, домашних животных, а также уметь объяснить, по каким признакам животные относятся к той или иной группе.

Наблюдения за жизнью бабочек, насекомых, лягушек: об­раз жизни, питание, маскировка.

Школа. Для того чтобы успешно трудиться, надо много знать и уметь, многому учиться. Поэтому все дети поступают в школу. В школе учиться трудно, но и в то же время интерес­но. В школе дети узнают обо всем, что их окружает (привести ряд примеров), учатся работать.

Для того чтобы хорошо учиться в школе, надо теперь на­учиться хорошо говорить, читать, писать, считать, решать зада­чи и т. п.

Родная страна. Название страны, флага, герба, гимна на­шей страны; Москва — столица нашей Родины. Кремль, Крас­ная площадь.

Природа родной страны: богатство, разнообразие, красота.

Праздники и знаменательные дни нашей страны

12 декабря — День Конституции.

23 февраля — День Защитника Отечества.

8 Марта — Международный женский день.

12 апреля — День космонавтики. Ю. А. Гагарин — пер­вый космонавт.

1 Мая — Праздник весны и труда.

9 Мая — День победы. Героизм в тылу и на фронте но время войны.

12 июня — День независимости.

Примерные конспекты занятий

ТЕМА: ПРЕДЛОГИ «В», «ИЗ»

Цель: Закрепить понимание и навык практического употреб­ления в речи предлогов «в», «из».

Ход занятия

I. Организационный этап

«Закончи предложение»

Дети вспоминают, какое животное живет в каком домике. Логопед начинает предложение, а дети его заканчивают. В дупле живет ... В дуплах живут ...

В медвежьей берлоге спит ... В берлогах спят ... В лисьей норе спряталась ... В норах спрятались... В собачьей конуре сидит ... В конурах сидят ... В скворечнике живет ... В скворечниках живут...

Детям предлагается разместить животных и птиц в их жилищах. Можно использовать панно, макет леса.

II. Обучающий этап

«Дополни предложение»

Логопед называет насколько предложений, пропуская в них предлог «в»

Белка живет... дупле. Медведь спит... берлоге. Лиса спряталась ... норе.

Детьми называются те же предложения, но с предлогом «в», который выделяется интонационно.

Логопед обращает внимание детей на то, что маленькое слово «в» указывает, что звери находятся внутри своего жи­лища:

Белка где? В дупле. Медведь где? В берлоге. Лиса где? В норе.

Дети проговаривают хором и индивидуально предложе­ния, также выделяя голосом предлог «в».

Логопед говорит, что маленькое слово «в» помогает пра­вильно назвать предложения. Появляется символ предлога «в».

III. Закрепляется обобщающее значение предлога «в»: где могут жить другие звери?(на доске вывешены картинки- символы)

В логове, в гнезде, в хлеву, в курятнике. — Уточняется. Кто живет в норах?

лиса, крот, хомяк, мышь, барсук, выдра; Кто живет в гнездах:

орел, ворон, грач, ласточка, коршун, сокол, воробей. Логопед поясняет, что зверям надоело сидеть в своих до­мах, они решили оттуда выбраться.

Называется предложение без и с предлогом «из». Белка выглядывает из дупла. Белка выглядывает отку­да? — Из дупла.

Аналогично отрабатываются сочетания с предлогом «из» (из берлоги, из норы, из скворечника). Появляется символ пред­лога «из» ...

Закрепляется обобщающее значение предлога «из». Отку­да могут выглядывать звери, птицы?

Из логова, из курятника, из гнезда, из хлева, из сквореч­ника, из норы.

Наши рекомендации