Тема: рассказ по представлению

Цель. Закрепить навык составления развернутого расска­за (рассказ о собаке).

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед, обращаясь к детям, предлагает им найти волшеб­ный конверт, который спрятан в комнате между взрослыми и детскими столами, под большим красным кубом, под малень­ким красненьким кубиком, на большом кубе и т. д. Затем дети читают слоги, находящиеся в этом конверте: ка, жуч, пол, кан, шок, пу и т. д.

II. Составление слов из прочитанных слогов

Дети должны соединить карточки таким образом, чтобы из слогов получились слова: Полкан, Жучка, Пушок и т. д.

Эти слова читаются хором. Логопед уточняет, что они обо­значают клички собак. Далее на доске выставляются 4 кар­тинки, из которых дети отбирают одну лишнюю, объясняя, по­чему она не подходит. Например: 3 взрослые собаки и щенок; 3 пушистые собаки и одна гладкошерстная; санитарная соба-

ка, сторожевая, овчарка (служит на границе) и дворняжка; собачьи уши, лапы, хвост и щенок.

III

Сравнение двух собак: болонки и таксы. Чем они похожи? Чем они отличаются друг от друга? Дети придумывают клич­ки этим собакам, затем составляют рассказ-описание одной из собак по плану, предложенному логопедом:

1. Кто это?

2. Как зовут собаку?

3. Какая она по размеру?

4. Какие у нее уши, хвост, лапы, шерсть?

5. Чем она питается?

6. Где она живет и какую пользу приносит?

Рассказ записывается логопедом и прочитывается всем детям. Они дополняют то, что забыл сказать отвечающий.

IV

Двое ведущих прячут в группе несколько конвертов с кар­тинками, изображающими разные породы собак, и рассказывают, как можно найти эти конверты. Дети, обнаружившие картинки, складывают их. Тот, кто первым выполнит задание, составляет рассказ-описание собаки по своей картинке (опрашиваются 2- 3 ребенка). Остальным дается задание на вечер.

V. Итог занятия

Логопед в беседе с детьми уточняет, о ком сегодня расска­зывали на занятиях, что говорили о собаках. Далее дается дифференцированная оценка работы детей.

ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ЗАДАННОМУ ПЛАНУ

Цель. Учить детей составлять связный рассказ по плану; закрепить знания детей о транспорте; закрепить умение упот­реблять в речи сложноподчиненные предложения.

Ход занятия

I. Организационный момент

V детей на столах лежат картинки с изображением видов транспорта. Логопед предлагает сесть тому, кто назовет профессии людей, управляющих разными видами транспорта: мотоцикл — мотоциклист, велосипед — велосипедист, теплоход — капитан, поезд — водитель, тепловоз — машинист, самолет — пилот и т. д.

II

В гости к детям приходит старик Хоттабыч (используется кукольный персонаж). Логопед обращает внимание детей на его ковер-самолет. На столе стоят игрушки-машины: самолет, самосвал, трамвай, катер, скорая помощь, хлебовоз. Логопед предлагает познакомить старика Хоттабыча с современным транспортом и рассказать о нем по плану.

1. Что это?

2. Кто управляет этим видом транспорта?

3. Где движется этот транспорт?

4. Что он перевозит?

III. Знакомство старика Хоттабыча с правилами дорож­ного движения

Логопед предлагает детям ответить на вопрос: Что озна­чает каждый дорожный знак? (светофор; осторожно — дети!, столовая...).

IV. Физкультминутка

Игра с мячом «Назови новое слово-действие». Логопед предлагает детям образовать новое слово-действие от глагола ехать с той частью слова, которую он назовет.

Об — объехать клумбу (дерево, щенка).

Под — подъехать к дому (к бензоколонке).

В-, вы-, про-, от- и т. д.

V

Составление детьми предложений сюжетным картин­кам — выкладывание каждого сюжета на фланелеграфе.

VI

Коллективный рассказ детей о путешествии старика Хот­табыча по дорогам города на автомобиле (с опорой на сюжет­ные картинки-фрагменты и картинку на фланелеграфе).

Примерный рассказ

Логопед. Старик Хоттабыч сел в машину и выехал из гаража.

й ребенок. Он подъехал к бензоколонке, налил бензин в бензобак и поехал дальше. Вдруг он увидел на шоссе собаку и объехал ее.

Логопед. Старик Хоттабыч поехал дальше.

й ребенок. Потом он поехал между автобусом и гру­зовой машиной. В автобусе было много пассажиров. А в кузо­ве грузовой машины лежали большие арбузы. Шофер вез их на продажу в магазин.

Логопед. Старик Хоттабыч поехал дальше.

й ребенок. Он подъехал к переходу. На светофоре горел красный свет, и поэтому он остановился, подождал, когда пе­рейдут дорогу пешеходы. Затем загорелся зеленый свет, ста­рик Хоттабыч поехал дальше. Он увидел панелевоз. Панеле­воз вез панели на стройку дома.

Логопед. Потом Хоттабыч увидел знак разворота.

й ребенок. Он развернул машину и увидел знак. Знак обозначал, что недалеко есть телефон. Старик Хоттабыч подъе­хал к телефонной будке и позвонил в детский сад.

Логопед. Потом старик Хоттабыч увидел другой знак.

й ребенок. Этот знак означал «Осторожно — дети!», и старик Хоттабыч поехал медленнее. Из школы вышли дети с портфелями и ранцами. Хоттабыч подъехал к переходу. Го­рел зеленый свет, поэтому он поехал дальше, не останавлива­ясь.

Логопед. Старик Хоттабыч увидел велосипедиста.

й ребенок. Хоттабыч обогнал его, потому что велоси­пед едет медленнее машины. Потом старика Хоттабыча обо­гнала пожарная машина, она спешила на пожар. А машина скорой помощи везла врача к больному.

Логопед. Старик Хоттабыч увидел знак поворота, повер­нул направо, въехал в переулок и продолжил свое путеше­ствие по городу. Он побывал и в зоопарке, и в парке, но мы еще поговорим об этом. А сейчас мы придумаем название нашему рассказу.

VII. Итог занятия

Содержание фронтальных занятий по произношению и обучению грамоте

Основные задачи этого раздела:

• сформировать у детей систему четко различаемых, проти­вопоставленных друг другу фонем;

• научить их произносить слова различной слоговой слож­ности;

• научить детей свободно пользоваться приобретенными на­выками в самостоятельной речи.

Для выполнения поставленных задач, в первую очередь, специальными логопедическими приемами исправляется про­изношение дефектных звуков и уточняется артикуляция име­ющихся. Выработка правильных артикуляционных навыков является лишь одним из условий, обеспечивающих успешное решение поставленных задач.

Отдельное время отводится на развитие фонематического восприятия и слуховой памяти, то есть дети учатся вслуши­ваться в речь, различать и воспроизводить ее отдельные звуко­вые элементы, запоминать воспринятый на слух материал, сравнивать звучание чужой речи с собственной.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического вос­приятия происходит одновременно с развитием анализа и синте­за звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощуще­ния, в свою очередь, способствуют овладению звуками речи. Это имеет большое значение для введения в речь поставленных или уточненных в произношении звуков. Таким образом, упражне­ния, направленные на закрепление навыка анализа и синтеза зву­кового состава слова, помогают нормализовать процесс фонемооб- разования и подготавливуют детей к освоению грамоты.

На всех этапах коррекционного обучения закрепление правильного произношения звуков сочетается с развитием дикции и устранением затруднений в произношении слов сложного звуко-слогового состава.

На этапах окончательного закрепления правильного про­изношения каждого из изучаемых звуков и слов различного звуко-слогового состава материал коррекционных упражне­ний подбирается с учетом одновременного развития лекси­ческих и грамматических элементов речи.

Учитывая, что для детей с ОНР характерны отвлекаемость, пониженная наблюдательность к языковым явлениям, пло­хое запоминание речевого материала, в системе коррекцион­ного обучения предусмотрены специальные упражнения, на­правленные на развитие внимания и произвольного запоми­нания, а также проведение в середине занятия (на 10-15 мин.) динамической паузы.

Формирование произношения осуществляется на индиви­дуальных (подгрупповых) и фронтальных занятиях. Одновре­менно осуществляется обучение грамоте.

Коррекционное обучение по данному разделу имеет следу­ющие цели:

• сформировать у детей необходимую готовность к обуче­нию грамоте;

• научить детей чтению и письму.

Обучение грамоте проводится на материале звуков, пред­варительно отработанных в произношении. В системе обуче­ния предусмотрено определенное соответствие между изучае­мыми звуками, формами звуко-речевого анализа и обучением чтению и письму.

В течение всего года максимальное внимание уделяется автоматизации и дифференциации поставленных звуков в самостоятельной речи. Одновременно детей учат делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры схемы, состо­ящие из ранее отработанных звуков.

Логопед проводит специальную работу по звуковому ана­лизу. При помощи интонации в слове выделяется каждый звук, например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная ар­тикуляция выполняет ориентировочную функцию — ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звуково­го состава слова при проведении звукового анализа заполня­ется фишками — заместителями звуков. В это же время дети в практическом плане усваивают термины слог, слово, звук, предложение, дифференцируют звуки по признакам мягко­сти, глухости, твердости, звонкости. Во II периоде обучения детей знакомят с гласными буквами а, у, о, и; с согласными м, п, т, к, с.

Дети складывают из букв разрезной азбуки слоги типа па, са, му, ту, а также простые односложные слова типа суп, мак.

Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно воспитателем в вечернее время, а родителями — в субботу и воскресенье.

Порядок изучения букв определяется артикуляционной сложностью соответствующего звука и связан с изучением его на фронтальных занятиях. Все упражнения проводятся в игро­вой, занимательной форме с элементами соревнования. Дети учатся по количеству хлопков придумывать слово, по заданно­му слогу придумать целое слово, добавить недостающий слог, чтобы получилось двух-, трехсложное слово, отобрать картинки, в названии которых имеется 1, 2, 3 слога. По мере знакомства с буквами эти слоги выписываются детьми в схему слова.

Упражнения в составлении схем слова сначала включа­ются в занятие как фрагмент, а затем являются ведущими в самостоятельных занятиях по грамматике. Дети узнают, что каждый слог содержит гласный звук, а в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Большое внимание уделяется упражнениям на преобра­зование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чте­ния. В III периоде обучения расширяется объем изучаемых звуков и букв. На фронтальные занятия выносится изучение следующих звуков: с — ш, р — л, с, з, ц, ч, щ. Усложняется анализ и синтез слов, берутся односложные слова со стечени­ем согласных типа стол, шарф, двухсложные слова со стече­нием согласных в середине слова (кошка), в начале (стакан), а затем трехсложные слова типа панама, капуста, стаканы.

Дети учатся вставлять пропущенные буквы в напечатан­ных карточках, читать слоги в специально вставленных лен­тах-полосках, составлять из этих слогов слова, слитно их чи­тать, объясняя смысл прочитанного.

Систематически проводятся упражнения по преобразова­нию слогов в слово: ко — шко — школа.

В конце II периода обучения детей учат членить предло­жения на слова, определять количество и порядок слов в пред­ложениях типа: Тата спит. Дима ест суп. Аня купает куклу. Состав предложений усложняется постепенно, их содержание связано с хорошо знакомой детям ситуацией.

Примерные конспекты фронтальных занятий по формированию звукопроизношения и обучению грамоте

ТЕМА: ЗВУКИ П, Т, К

Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков п, т., к; чтения звукосочетаний типа гс, сг, сгс.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед предлагает детям сесть в той последовательнос­ти, в которой он назовет их имена: Аня, Вова, Сережа, Юра, Петя, Максим, Дима, Коля, Юра, Ира, Саша.

II. Повторение пройденного материала

Логопед выставляет на доске несколько картинок, затем предлагает отобрать только те картинки, которые он назовет: туфли, коньки, пень; конь, танк, паук; тыква, книга, пулемет, панама, кот, телефон.

Дети определяют первый звук в этих словах (т,п,к).

III. Игра «Один — много»

Вызванный ребенок берет картинку, на которой нарисован один предмет, а другой ребенок подбирает картинку, на кото­рой изображено много таких же предметов. При этом каждый называет то, что изображено у него на картинке. Например: У меня тыква. А у меня тыквы.

IV. Игра «Живые звуки»

На столе лежат шапочки с картинками, на них изображены предметы, начинающиеся с разных звуков. Каждый ребенок надевает выбранную им шапочку. «Шапочки-звуки» выстраи­ваются в линейку. Дети запоминают эти звуки, а затем закры­вают глаза. Логопед убирает шапочку у одного из детей, а ос­тальные определяют, какой звук спрятался. Далее логопед пред­лагает построиться звукам в той последовательности, в которых их называют: an, па, ту, am, ки, ик, а дети читают слоги.

V. Физкультминутка

Дети встают за спинку стула и играют с пальчиками: паль­чики здороваются друг с другом, крепко прижимаясь подушеч­кой к подушечке; при этом проговариваются слоги.

VI

У детей на столах лежат квадратики красного и синего цвета. Уточняется, что красный квадрат обозначает гласный звук, синий квадрат — согласный.

Логопед дает задание детям первого и второго ряда выло­жить из квадратов слог an, а детям третьего и четвертого ряда — слог па. Далее выкладываются слоги пам, так и т. д.

VII. Итог занятия

Дети называют звуки, которые повторяли на занятии, за­тем показывают картинки, в названии которых находятся эти звуки.

ТЕМА: ЗВУКИ Ч- Щ

Цель: Дифференциация звуков ч — щ на материале сло­гов, слов и предложений.

Ход занятия

I. Организационный момент

Садятся дети, у которых на карточке нарисованы 3 голу­бых палочки и 2 синих квадрата, 2 синих палочки и 3 голубых квадрата, 3 желтых квадрата и 2 коричневых палочки и т. д.

Дети вспоминают, какие гласные и согласные звуки изу­чали раньше. Логопед показывает карточки, где написаны слова с пропущенными буквами. Дети вставляют недостающие бук­вы и читают слова: к...шк., л...пк., с...мк., ап...а.

III

На доске выставлены разные картинки. Дети называют их: сети, васильки, щетка, щенята, плащ, площадь, котята, ящик, цыплята, гусята, мяч, аторучка, телеграмма, грот, пер­чатки, выключатель. Логопед предлагает взять только те картинки, которые он назовет: щенята, щетка, плащ, ящик, щука, щепки. Затем уточняет звук, который повторяется в этих словах — щ.

Аналогично отбираются картинки: мяч, выключатель, грач, перчатки, чернильница. Логопед просит сказать, какой звук повторяется в этих словах, (ч).

IV

Четкое проговаривание слогов и сочетаний типа:

ач — аш — ащ — мы купили плащ;

ач — аги — ач — ты не плачь;

шу — щу — чу — я не шучу;

чи — щи — чи — где мои ключи;

чу — щу — чу — я урок учу.

V. Игра «Кто самый внимательный?»

На доске выставляются картинки (выключатель, щетки, плащи и т. д.). Логопед предлагает определить, про какой из этих предметов можно сказать: черный — выключатель, грач, щенок, плащ, чемодан, мяч, ящик; черное — крыло, перо; чер­ная — авторучка, щетка; черные — плащи, перчатки, щепки.

Логопед называет предложение, а дети добавляют недоста­ющее слово, используя эти картинки. Например: В магазине продается много красивых ... мячей. Мальчики поймали двух больших ... лещей. В ящике сидят пять маленьких ... щенят. На вешалке висят несколько детских ... плащей. На столе стоят пять фарфоровых ... чашек. Ребята смастерили несколь­ко кормушек для ... грачей.

VI. Итог занятия

Дети проговаривают потешку, имитируя соответствующие движения:

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Логопед предлагает выбрать из этого стихотворения слова, в которых одновременно встречаются звуки ч — щ или толь­ко звук щ.

Наши рекомендации