Тема: рассказ по представлению
Цель. Закрепить навык составления развернутого рассказа (рассказ о собаке).
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед, обращаясь к детям, предлагает им найти волшебный конверт, который спрятан в комнате между взрослыми и детскими столами, под большим красным кубом, под маленьким красненьким кубиком, на большом кубе и т. д. Затем дети читают слоги, находящиеся в этом конверте: ка, жуч, пол, кан, шок, пу и т. д.
II. Составление слов из прочитанных слогов
Дети должны соединить карточки таким образом, чтобы из слогов получились слова: Полкан, Жучка, Пушок и т. д.
Эти слова читаются хором. Логопед уточняет, что они обозначают клички собак. Далее на доске выставляются 4 картинки, из которых дети отбирают одну лишнюю, объясняя, почему она не подходит. Например: 3 взрослые собаки и щенок; 3 пушистые собаки и одна гладкошерстная; санитарная соба-
ка, сторожевая, овчарка (служит на границе) и дворняжка; собачьи уши, лапы, хвост и щенок.
III
Сравнение двух собак: болонки и таксы. Чем они похожи? Чем они отличаются друг от друга? Дети придумывают клички этим собакам, затем составляют рассказ-описание одной из собак по плану, предложенному логопедом:
1. Кто это?
2. Как зовут собаку?
3. Какая она по размеру?
4. Какие у нее уши, хвост, лапы, шерсть?
5. Чем она питается?
6. Где она живет и какую пользу приносит?
Рассказ записывается логопедом и прочитывается всем детям. Они дополняют то, что забыл сказать отвечающий.
IV
Двое ведущих прячут в группе несколько конвертов с картинками, изображающими разные породы собак, и рассказывают, как можно найти эти конверты. Дети, обнаружившие картинки, складывают их. Тот, кто первым выполнит задание, составляет рассказ-описание собаки по своей картинке (опрашиваются 2- 3 ребенка). Остальным дается задание на вечер.
V. Итог занятия
Логопед в беседе с детьми уточняет, о ком сегодня рассказывали на занятиях, что говорили о собаках. Далее дается дифференцированная оценка работы детей.
ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ЗАДАННОМУ ПЛАНУ
Цель. Учить детей составлять связный рассказ по плану; закрепить знания детей о транспорте; закрепить умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.
Ход занятия
I. Организационный момент
V детей на столах лежат картинки с изображением видов транспорта. Логопед предлагает сесть тому, кто назовет профессии людей, управляющих разными видами транспорта: мотоцикл — мотоциклист, велосипед — велосипедист, теплоход — капитан, поезд — водитель, тепловоз — машинист, самолет — пилот и т. д.
II
В гости к детям приходит старик Хоттабыч (используется кукольный персонаж). Логопед обращает внимание детей на его ковер-самолет. На столе стоят игрушки-машины: самолет, самосвал, трамвай, катер, скорая помощь, хлебовоз. Логопед предлагает познакомить старика Хоттабыча с современным транспортом и рассказать о нем по плану.
1. Что это?
2. Кто управляет этим видом транспорта?
3. Где движется этот транспорт?
4. Что он перевозит?
III. Знакомство старика Хоттабыча с правилами дорожного движения
Логопед предлагает детям ответить на вопрос: Что означает каждый дорожный знак? (светофор; осторожно — дети!, столовая...).
IV. Физкультминутка
Игра с мячом «Назови новое слово-действие». Логопед предлагает детям образовать новое слово-действие от глагола ехать с той частью слова, которую он назовет.
Об — объехать клумбу (дерево, щенка).
Под — подъехать к дому (к бензоколонке).
В-, вы-, про-, от- и т. д.
V
Составление детьми предложений сюжетным картинкам — выкладывание каждого сюжета на фланелеграфе.
VI
Коллективный рассказ детей о путешествии старика Хоттабыча по дорогам города на автомобиле (с опорой на сюжетные картинки-фрагменты и картинку на фланелеграфе).
Примерный рассказ
Логопед. Старик Хоттабыч сел в машину и выехал из гаража.
й ребенок. Он подъехал к бензоколонке, налил бензин в бензобак и поехал дальше. Вдруг он увидел на шоссе собаку и объехал ее.
Логопед. Старик Хоттабыч поехал дальше.
й ребенок. Потом он поехал между автобусом и грузовой машиной. В автобусе было много пассажиров. А в кузове грузовой машины лежали большие арбузы. Шофер вез их на продажу в магазин.
Логопед. Старик Хоттабыч поехал дальше.
й ребенок. Он подъехал к переходу. На светофоре горел красный свет, и поэтому он остановился, подождал, когда перейдут дорогу пешеходы. Затем загорелся зеленый свет, старик Хоттабыч поехал дальше. Он увидел панелевоз. Панелевоз вез панели на стройку дома.
Логопед. Потом Хоттабыч увидел знак разворота.
й ребенок. Он развернул машину и увидел знак. Знак обозначал, что недалеко есть телефон. Старик Хоттабыч подъехал к телефонной будке и позвонил в детский сад.
Логопед. Потом старик Хоттабыч увидел другой знак.
й ребенок. Этот знак означал «Осторожно — дети!», и старик Хоттабыч поехал медленнее. Из школы вышли дети с портфелями и ранцами. Хоттабыч подъехал к переходу. Горел зеленый свет, поэтому он поехал дальше, не останавливаясь.
Логопед. Старик Хоттабыч увидел велосипедиста.
й ребенок. Хоттабыч обогнал его, потому что велосипед едет медленнее машины. Потом старика Хоттабыча обогнала пожарная машина, она спешила на пожар. А машина скорой помощи везла врача к больному.
Логопед. Старик Хоттабыч увидел знак поворота, повернул направо, въехал в переулок и продолжил свое путешествие по городу. Он побывал и в зоопарке, и в парке, но мы еще поговорим об этом. А сейчас мы придумаем название нашему рассказу.
VII. Итог занятия
Содержание фронтальных занятий по произношению и обучению грамоте
Основные задачи этого раздела:
• сформировать у детей систему четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем;
• научить их произносить слова различной слоговой сложности;
• научить детей свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.
Для выполнения поставленных задач, в первую очередь, специальными логопедическими приемами исправляется произношение дефектных звуков и уточняется артикуляция имеющихся. Выработка правильных артикуляционных навыков является лишь одним из условий, обеспечивающих успешное решение поставленных задач.
Отдельное время отводится на развитие фонематического восприятия и слуховой памяти, то есть дети учатся вслушиваться в речь, различать и воспроизводить ее отдельные звуковые элементы, запоминать воспринятый на слух материал, сравнивать звучание чужой речи с собственной.
Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь, способствуют овладению звуками речи. Это имеет большое значение для введения в речь поставленных или уточненных в произношении звуков. Таким образом, упражнения, направленные на закрепление навыка анализа и синтеза звукового состава слова, помогают нормализовать процесс фонемооб- разования и подготавливуют детей к освоению грамоты.
На всех этапах коррекционного обучения закрепление правильного произношения звуков сочетается с развитием дикции и устранением затруднений в произношении слов сложного звуко-слогового состава.
На этапах окончательного закрепления правильного произношения каждого из изучаемых звуков и слов различного звуко-слогового состава материал коррекционных упражнений подбирается с учетом одновременного развития лексических и грамматических элементов речи.
Учитывая, что для детей с ОНР характерны отвлекаемость, пониженная наблюдательность к языковым явлениям, плохое запоминание речевого материала, в системе коррекционного обучения предусмотрены специальные упражнения, направленные на развитие внимания и произвольного запоминания, а также проведение в середине занятия (на 10-15 мин.) динамической паузы.
Формирование произношения осуществляется на индивидуальных (подгрупповых) и фронтальных занятиях. Одновременно осуществляется обучение грамоте.
Коррекционное обучение по данному разделу имеет следующие цели:
• сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте;
• научить детей чтению и письму.
Обучение грамоте проводится на материале звуков, предварительно отработанных в произношении. В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, формами звуко-речевого анализа и обучением чтению и письму.
В течение всего года максимальное внимание уделяется автоматизации и дифференциации поставленных звуков в самостоятельной речи. Одновременно детей учат делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры схемы, состоящие из ранее отработанных звуков.
Логопед проводит специальную работу по звуковому анализу. При помощи интонации в слове выделяется каждый звук, например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию — ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заполняется фишками — заместителями звуков. В это же время дети в практическом плане усваивают термины слог, слово, звук, предложение, дифференцируют звуки по признакам мягкости, глухости, твердости, звонкости. Во II периоде обучения детей знакомят с гласными буквами а, у, о, и; с согласными м, п, т, к, с.
Дети складывают из букв разрезной азбуки слоги типа па, са, му, ту, а также простые односложные слова типа суп, мак.
Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно воспитателем в вечернее время, а родителями — в субботу и воскресенье.
Порядок изучения букв определяется артикуляционной сложностью соответствующего звука и связан с изучением его на фронтальных занятиях. Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования. Дети учатся по количеству хлопков придумывать слово, по заданному слогу придумать целое слово, добавить недостающий слог, чтобы получилось двух-, трехсложное слово, отобрать картинки, в названии которых имеется 1, 2, 3 слога. По мере знакомства с буквами эти слоги выписываются детьми в схему слова.
Упражнения в составлении схем слова сначала включаются в занятие как фрагмент, а затем являются ведущими в самостоятельных занятиях по грамматике. Дети узнают, что каждый слог содержит гласный звук, а в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. В III периоде обучения расширяется объем изучаемых звуков и букв. На фронтальные занятия выносится изучение следующих звуков: с — ш, р — л, с, з, ц, ч, щ. Усложняется анализ и синтез слов, берутся односложные слова со стечением согласных типа стол, шарф, двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (кошка), в начале (стакан), а затем трехсложные слова типа панама, капуста, стаканы.
Дети учатся вставлять пропущенные буквы в напечатанных карточках, читать слоги в специально вставленных лентах-полосках, составлять из этих слогов слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного.
Систематически проводятся упражнения по преобразованию слогов в слово: ко — шко — школа.
В конце II периода обучения детей учат членить предложения на слова, определять количество и порядок слов в предложениях типа: Тата спит. Дима ест суп. Аня купает куклу. Состав предложений усложняется постепенно, их содержание связано с хорошо знакомой детям ситуацией.
Примерные конспекты фронтальных занятий по формированию звукопроизношения и обучению грамоте
ТЕМА: ЗВУКИ П, Т, К
Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков п, т., к; чтения звукосочетаний типа гс, сг, сгс.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед предлагает детям сесть в той последовательности, в которой он назовет их имена: Аня, Вова, Сережа, Юра, Петя, Максим, Дима, Коля, Юра, Ира, Саша.
II. Повторение пройденного материала
Логопед выставляет на доске несколько картинок, затем предлагает отобрать только те картинки, которые он назовет: туфли, коньки, пень; конь, танк, паук; тыква, книга, пулемет, панама, кот, телефон.
Дети определяют первый звук в этих словах (т,п,к).
III. Игра «Один — много»
Вызванный ребенок берет картинку, на которой нарисован один предмет, а другой ребенок подбирает картинку, на которой изображено много таких же предметов. При этом каждый называет то, что изображено у него на картинке. Например: У меня тыква. А у меня тыквы.
IV. Игра «Живые звуки»
На столе лежат шапочки с картинками, на них изображены предметы, начинающиеся с разных звуков. Каждый ребенок надевает выбранную им шапочку. «Шапочки-звуки» выстраиваются в линейку. Дети запоминают эти звуки, а затем закрывают глаза. Логопед убирает шапочку у одного из детей, а остальные определяют, какой звук спрятался. Далее логопед предлагает построиться звукам в той последовательности, в которых их называют: an, па, ту, am, ки, ик, а дети читают слоги.
V. Физкультминутка
Дети встают за спинку стула и играют с пальчиками: пальчики здороваются друг с другом, крепко прижимаясь подушечкой к подушечке; при этом проговариваются слоги.
VI
У детей на столах лежат квадратики красного и синего цвета. Уточняется, что красный квадрат обозначает гласный звук, синий квадрат — согласный.
Логопед дает задание детям первого и второго ряда выложить из квадратов слог an, а детям третьего и четвертого ряда — слог па. Далее выкладываются слоги пам, так и т. д.
VII. Итог занятия
Дети называют звуки, которые повторяли на занятии, затем показывают картинки, в названии которых находятся эти звуки.
ТЕМА: ЗВУКИ Ч- Щ
Цель: Дифференциация звуков ч — щ на материале слогов, слов и предложений.
Ход занятия
I. Организационный момент
Садятся дети, у которых на карточке нарисованы 3 голубых палочки и 2 синих квадрата, 2 синих палочки и 3 голубых квадрата, 3 желтых квадрата и 2 коричневых палочки и т. д.
Дети вспоминают, какие гласные и согласные звуки изучали раньше. Логопед показывает карточки, где написаны слова с пропущенными буквами. Дети вставляют недостающие буквы и читают слова: к...шк., л...пк., с...мк., ап...а.
III
На доске выставлены разные картинки. Дети называют их: сети, васильки, щетка, щенята, плащ, площадь, котята, ящик, цыплята, гусята, мяч, аторучка, телеграмма, грот, перчатки, выключатель. Логопед предлагает взять только те картинки, которые он назовет: щенята, щетка, плащ, ящик, щука, щепки. Затем уточняет звук, который повторяется в этих словах — щ.
Аналогично отбираются картинки: мяч, выключатель, грач, перчатки, чернильница. Логопед просит сказать, какой звук повторяется в этих словах, (ч).
IV
Четкое проговаривание слогов и сочетаний типа:
ач — аш — ащ — мы купили плащ;
ач — аги — ач — ты не плачь;
шу — щу — чу — я не шучу;
чи — щи — чи — где мои ключи;
чу — щу — чу — я урок учу.
V. Игра «Кто самый внимательный?»
На доске выставляются картинки (выключатель, щетки, плащи и т. д.). Логопед предлагает определить, про какой из этих предметов можно сказать: черный — выключатель, грач, щенок, плащ, чемодан, мяч, ящик; черное — крыло, перо; черная — авторучка, щетка; черные — плащи, перчатки, щепки.
Логопед называет предложение, а дети добавляют недостающее слово, используя эти картинки. Например: В магазине продается много красивых ... мячей. Мальчики поймали двух больших ... лещей. В ящике сидят пять маленьких ... щенят. На вешалке висят несколько детских ... плащей. На столе стоят пять фарфоровых ... чашек. Ребята смастерили несколько кормушек для ... грачей.
VI. Итог занятия
Дети проговаривают потешку, имитируя соответствующие движения:
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Логопед предлагает выбрать из этого стихотворения слова, в которых одновременно встречаются звуки ч — щ или только звук щ.