Фронтального фонетического занятия

Тема: Звук о

Цель. Учить детей различать на слух и правильно произ­носить звуки.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед. Сядет тот, кого я назову ласково (Наталья — Наташенька. Татьяна — Танюшка, Сережа — Сереженька и т. д.).

II. Повторение пройденного материала

Логопед. Какие гласные звуки вы уже знаете? Назовите предметы, имена, которые начинаются со звуков а, у, и.

Я произнесу звуки тихо-тихо, а вы угадаете их и повторите хором:

А — у; и — у — а; а — у — и

Логопед только показывает артикуляцию звуков, не про­износя их вслух. Дети повторяют хором эти звуки.

Сколько звуков я произнесла? Какой звук первый, второй, третий?

III. Знакомство с новым материалом

Логопед расставляет на фланелеграфе 3 картинки, изоб­ражающие девочку, школьницу, взрослую женщину. Называ­ются их имена: Оленька, Оля, Ольга. Дети определяют пер­вый звук в этих именах и проговаривают хором его индиви­дуально.

IV. Игра «Эхо»

Логопед. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Эхо». Я буду говорить громко звук о, а вы отвечайте как эхо — тихо.

Затем логопед дает установку детям на длительное про­изнесение звука о и краткое.

Ребята, сейчас я буду произносить разные звуки, а вы мо­жете попрыгать как зайчики, но как только услышите новый звук о, вы должны сразу подбежать ко мне.

Ребята, звуку о скучно одному, он решил найти себе друга и подружился со звуком п. Получился маленький слог on, повторите его все вместе. Назовите, какой звук первый, вто­рой?

V. Физкультминутка

Не под окном, а около Каталось «О» и охало, «О» охало, «О» охало Не под окном, а около.

Дети, проговаривая потешку, выполняют различные дви­жения.

На стенде расставлены картинки с изображением предме­тов, названия которых начинаются на о: обручи, овощи, окна, осень, окунь, оса, облако.

Логопед называет предмет, дети — первый звук в слове. Затем картинки переставляются, проводится игра на разви­тие внимания и наблюдательности «Что изменилось?».

VII. Игра «Один — много»

Логопед бросает мяч ребенку, называя один предмет. Ребе­нок, поймав мяч, должен назвать этот предмет во множествен­ном числе. Например: окунь — окуни, облако — облака, окно — окна и т. д. При этом выделяется первый звук о в словах.

VIII. Итог занятия

Логопед еще раз уточняет с детьми, какой новый звук изу­чали на занятии. Ребята первого ряда произносят этот звук длительно, а второго — кратко.

В конце занятия дети вспоминают картинки, с которыми они знакомились и определяют первые звуки в этих словах.

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамма- тических средств языка проводятся 3 раза в неделю. Их со­держание включает в себя:

Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках.

Практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания (лимон­ный, яблочный), растениями (дубовый, березовый), различны­ми материалами (кирпичный, каменный, деревянный, бумаж­ный и т. д.).

Различение и выделение в словосочетаниях названий при­знаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое? Формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе.

Упражнения в составлении сначала 2-х, а затем 3-х форм одних и тех же глаголов (иди — идет — иду), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица един­ственного и множественного числа: идет — идешь — идем.

Употребление предлогов на, под, в, из, обозначающих про­странственное расположение предметов, в сочетаниях с соот­ветствующими падежными формами существительных.

Совершенствование навыка ведения подготовленного ди­алога (просьба, беседа).

Закрепление навыка построенйя предложений; распрост­ранение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Составление коротких рассказов по картинке, серии кар­тинок, рассказов-описаний, пересказов.

Примерное распределение количества занятий следующее: 14 — отводится на формирование словаря и грамматического строя, 12 — на развитие связной речи. При проведении занятий используется лексический материал по темам: «Одежда», «Про­дукты питания» (повторение), «Домашние и дикие животные», «Частитела», «Новыйгод», «Зима», «8Марта», «Весна».

Отбор лексического материала производится с учетом не­достаточного навыка словообразования, типичного для детей данной категории, объема и характера словосочетаний, образу­емых отобранными для изучения лексическими единицами, соотнесенностью с тематикой воспитательных занятий. Этим определяется, в первую очередь, предметно-смысловое содер­жание коррекционной работы.

Овладение грамматическими умениями происходит в спе­циально организуемых коммуникативных ситуациях, связан­ных с изучаемой тематикой. Этим подготавливаются условия для овладения первоначальными навыками монологической речи. У детей формируются языковые средства для связного речевого высказывания.

Одновременно происходит овладение средствами синтак­сической связи для выражения несложных лексико-семанти- ческих отношений (причины, сравнения, времени и др.), а также для передачи межфразовой связи в коротком монологе.

В этом периоде обучения продолжается работа по разви­тию понимания речи, слухового внимания детей. Однако спе­циальных занятий в этом направлении не проводится. От­дельные упражнения включаются как фрагменты в логопеди­ческие занятия по развитию речи. У детей развивается вни­мание к слову, к более точному пониманию его значения, уме­нию выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной си­туации. Например, логопед спрашивает детей, как правильно сказать: девочка сломала или разбила стекло? жук звонит или жужжит? мама приклеивает или заклеивает конверт? Про кого можно сказать: шипит, звенит, каркает, чирикает (змея, комар, ворона, воробей)? Усложненными являются упражне­ния, когда логопед просит детей послушать и сказать, правиль­ны ли по смыслу следующие предложения: На улице идет дождь, сними плащ. Надень шапку и развяжи ленточки и т. д.

Продолжается закрепление в речевых конструкциях грам­матического материала I периода обучения. Усложнение со­стоит в том, что логопед должен научить детей использовать этот материал в более сложных видах речевой деятельности.

Наряду с подобными заданиями во II периоде обучения логопед работает с детьми над пониманием текстов с конф­ликтной ситуацией.

Указанные методические приемы способствуют развитию внимания и памяти. Своевременное развитие понимания речи позволяет предупредить появление ошибок в активной речи детей.

Во II периоде продолжается работа по обучению детей са­мостоятельной постановке вопросов. Во время игры нужно создавать такую ситуацию, когда для правильного выполне­ния задания ребенок должен сам задать вопрос.

В процессе усвоения предметного словаря продолжается знакомство детей с различными способами словообразования. Сначала необходимо уточнить знания детей о различных ма­териалах и их свойствах (мех, дерево, стекло, бумага), продук­тах питания (шоколад, молоко, сливки), растениях (дуб, сосна).

Внимание детей привлекается к образованию новых слов с помощью суффиксов, при этом подчеркиваются звуковые и смысловые различия между словами. Например, стол дере­вянный — он сделан из дерева, кораблик бумажный — сделан из бумаги. Детей учат понимать обобщенное значение слова (например, дается задание отобрать все пластмассовые, дере­вянные предметы, бумажные, металлические игрушки и т. д.). Только после этого предлагается самостоятельно образовать относительные прилагательные от существительных, обозна­чающих название материала, из которого сделан предмет (ме­ховой, стеклянный, пластмассовый), со значением соотнесен­ности с продуктами питания (молочный, шоколадный, сливоч­ный), растениями (дубовый, еловый, кленовый, сосновый).

Детей учат вслушиваться в окончания прилагательных (мужской, женский, средний род), отвечать на вопросы типа: Про какой предмет можно сказать деревянный? деревянная? деревянное? (Пирамида, линейка, башня, колесо). Словарная работа тесно связана с практическим усвоением граммати­ческих форм слов. Различение и выделение в словосочетани­ях признаков предметов по их названию и вопросам: какой? какая? какое? требует умения вслушиваться в слова и пра­вильно соотносить окончание вопросительного слова и прила­гательного. Постепенно правильно образованные детьми при­лагательные включаются в разнообразные упражнения, тре­бующие от них самостоятельного образования соответствующей формы слов в зависимости от рода, числа, падежа существи­тельного, с которым они согласуются.

В это же время продолжается работа по обучению, состав­лению и распространению предложений. Работа над однород­ными членами предложения сочетается с работой над обобща­ющими понятиями. Дети составляют предложения с однород­ными дополнениями, подлежащими (На столе лежат книги, тетради. Мама, бабушка и Аленка пошли в лес за грибами), определениями (мяч — круглый, красный, резиновый), сказуе­мыми (Оля встала, взяла лейку, полила цветы). При этом ис­пользуются разные виды работ: составление предложений по картинкам, демонстраций действий, опорным словам, допол­нение предложения недостающими словами.

По мере того, как дети овладевают навыками употребле­ния простого распространенного предложения с однородными членами, можно начинать обучать их составлять разные виды сложных предложений. Например: Сначала надо посуду вы­мыть, а потом ее вытереть. У Вовы карандаш, он будет рисовать дом или раскрашивать машину.

При обучении правильному синтаксическому и граммати­ческому построению сложного предложения рекомендуется использовать вопросно-ответную форму речи. Сначала дети проговаривают вторую часть сложного предложения, отвечая на поставленный вопрос.

Необходимо научить детей правильно отвечать на вопрос почему? (Мальчик заплакал, потому что шар улетел), а так­же строить сложноподчиненные предложения типа: Я хочу, чтобы мы пошли в цирк.

Переход к практическому усвоению более сложных мор­фологических закономерностей диктует необходимость вклю­чения в логопедические занятия упражнений с предложными конструкциями. Поскольку предложные конструкции связа­ны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосоче­таний и несложных фраз. На первые занятия выносятся наи­более простые предлоги на, под, обозначающие место действия. Эти предлоги в речи появляются в числе первых, они являют­ся обиходными, легко моделируются в процессе наглядной демонстрации.

Работа над предлогами проводится поэтапно. Сначала уточ­няется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного предлогами на, под.

Логопед дает детям «усеченное» задание:

— Положи кружок ... стол, а грибок ... стул, — и спраши­вает: — Понятно, как надо выполнить действия? А теперь по­слушайте еще раз: Положи кружок на стол, а грибок под стул. — Одинаковые или разные действия с предметами нуж­но выполнить? Чем они отличаются?

Логопед учит детей дифференцировать задания, вслуши­ваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти ее пос­ледовательность.

Постепенно задания усложняются: в ряду «маленьких слов» надо выделить, например, слова под или на. Услышав их, в ряду: на, из, в, под, на, около, между, над, на, ребенок должен хлопнуть в ладоши. На этом этапе происходит ориен­тация на формальные признаки звукового образа предлога.

Затем детям предлагается задание на понимание обоб­щенного значения предлогов на, под: Книга лежит на столе. А где еще может лежать книга? (На стуле, на окне, на полке и т. д.). Мяч упал под стол. Куда он еще может закатиться? (Под шкаф, под кровать, под скамейку и т. д.).

При этом логопеду следует голосом, интонацией выделять предлог и изменяемое окончание: положить на стол, под стол, лежит на столе, под столом.

Таким образом, большая роль в занятиях отводится вслу- шанию в грамматические формы, ориентировке на морфем­ный состав слова.

После обучающего этапа в занятия включаются разнооб­разные упражнения на закрепление правильного и сознатель­ного употребления в речи предложных конструкций, состав­ление предложений по демонстрации действий или по анало­гии. Широко используются при этом подстановочные упражнения. Например, детям нужно вставить пропущенный предлог.

Правильность усвоения навыка контролируется задания­ми на выбор предлога, соответствующего заданной ситуации, например: яблоки лежат под столе, кошка сидит на столом. Какие «маленькие слова» надо изменить?

Можно использовать и такой вид работы: раздать детям по 2 предмета (мяч и игрушка, коробка и карандаш, книга и картинка и т. д.), предложить самостоятельно продумать, а за­тем продемонстрировать ряд действий с использованием этих предметов. Затем предложить им составить предложение так, чтобы в нем обязательно было одно из «маленьких слов» — на, под. Например: Я положил картинку на книгу, мячик под шкаф и т. д.

Осознанное употребление предложных конструкций по­могает вырабатывать у детей языковое чутье и явление пере­носа. При подборе упражнений, направленных на формирова­ние грамматических навыков, следует включать лексические единицы, знакомые детям.

Обучение составлению и распространению предложений путем введения однородных членов, объединение этих предло­жений в короткий рассказ занимают значительное место в си­стеме занятий II периода обучения. Одновременно отводится специальное время на упражнения, помогающие овладеть на­выками составления рассказов по картинке и серии картинок.

Статичные картинки включают в себя тот дидактический материал, который может служить основой для рассказа-описа­ния. Детям предлагается рассмотреть предмет (игрушку), с помощью логопеда выделить основные качества (цвет, величи­ну, форму, материал, из которого он сделан), а также назначение предмета. После чего, опираясь на план, предложенный логопе­дом, ребенок составляет короткий рассказ. В случае возникно­вения затруднений логопед дает образец своего рассказа-описа- ния, который ребенок повторяет. Далее проводится аналогич­ная работа с рассматриванием и описанием другого предмета (игрушки), но уже предусматривается большая самостоятель­ность ребенка (сам составляет рассказ, используя план).

Динамические картинки включают в себя дидактический материал, позволяющий ребенку рассказать о событиях, изобра­женных на них, о последовательно сменяющихся ситуациях.

Составлению рассказа по картинке предшествует следую­щая работа:

а) рассматривание картинки;

б) уточнение понимания отдельных слов;

в) беседа по вопросам с целью выяснения понимания содер­жания картинки.

Затем дается план, опираясь на который, дети составляют рассказ.

В процессе работы над рассказом по картинке можно вклю­чать элементы рассуждения. Логопед задает вопросы типа: Почему заплакала Наташа? Почему ты решил, что наступило лето? и т. д.

Для составления рассказов по картинке можно рекомен­довать такие серии, как «Мы играем», «В детском саду», «Наша Таня», «Зимние забавы», иллюстрации к русским народным сказкам.

В процессе всей этой работы логопед приучает детей удер­живать в памяти заданный план в строгой логической последо­вательности, рассказывать прежде всего о главных событиях.

Большое место в формировании связной речи занимает пе­ресказ. На первоначальных занятиях с целью развития слухо­вой памяти и внимания предлагаются следующие упражнения:

Запоминание коротких текстов из 3-4 предложений, свя­занных между собой по содержанию. Материал подбирается из слов с правильно произносимыми звуками. Рекомендуется давать упражнения с деформированным текстом.

Запоминание 3 предложений, которые логопед называет в нарушенной последовательности. Дети должны восстановить правильную последовательность в деформированном тексте и пересказать его. Например: Мальчики закрывают ворота гара­жа. Дети нагружают самосвал кирпичом. Дети строят гараж.

При планировании занятий по пересказу подбираются тек­сты с простой и понятной фабулой, с четко выраженной логи­ческой последовательностью действий.

Пересказ предполагает развитие у детей таких речевых умений, как репродукция, комбинирование, конструирование. Значение пересказа важно в плане развития логичности речи. В обучении детей пересказу рекомендуется поэтапность.

Сначала логопед проводит краткую беседу, подводя детей к теме рассказа. Например:

Кто из вас, дети, видел ежика?

Чем покрыто тело ежика?

Чем питаются ежи? И т. д.

Далее логопед предлагает послушать рассказ про ежа (без установки на пересказ). Прослушав рассказ, дети отвечают на иопросы по его содержанию.

Повторное чтение рассказа сопровождается установкой логопеда: «Прослушайте внимательно рассказ, вы будете его пересказывать». Затем логопед задает несколько вопросов и предлагает детям пересказать прослушанный рассказ.

Это занятие проводится с подгруппой из 6-8 детей. Реко­мендуется прослушать пересказ 1-2 детей, предупредив осталь­ных, чтобы они слушали внимательно и при необходимости помогли исправить ошибки. В ряде случаев при пересказе ис­пользуется фланелеграф и отдельные эпизоды рассказа на­глядно оформляются на доске (с помощью фигур действую­щих лиц). Для воспитания устойчивого и активного внима­ния можно предложить детям пересказ «по цепочке», а также драматизацию фрагментов рассказа. При проведении всех видов работы по обучению пересказу необходимо стремиться к тому, чтобы дети правильно употребляли ранее отработан­ные грамматические категории и поставленные звуки. Ниже приводятся примерные конспекты фронтальных занятий.

Наши рекомендации