Формирование элементарных навыков письма и чтения — три раза в неделю
Произношение | Формирование элементарных навыков письма и чтения | |||||||||||
Неделя обучения | Звуки | Кол-во занятий | Дифференциация звуков на слух | Анализ звукового состава слов | Буквы | Чтение, выкладывание, подбор слов к буквенным схемам | ||||||
Закрепление [С, 3, Ш, Ж] [Л, Л', Р, Р'] | Анализ слов разно- | Ь | Слова с мягким знаком и двусловные предложения | |||||||||
[Ч] | [Ч—Г— Щ] | го звуко-слогового состава, произнесение кото- | Ч | Слова разного звуко-сло-гового состава. Правило написания ЧА, ЧУ | ||||||||
[Ч, Т'] | Ю | Слова с буквой Ю | ||||||||||
[Ц] | [Ц—С—Т] | рых не | Ц | Слова разного звуко-сло-гового состава. Короткие предложения | ||||||||
[Ц, С] | расходится с написанием | |||||||||||
[Ч, С, Т'] [Ц, С] | Ф | Слова разного звуко-сло-гового состава. Короткие предложения | ||||||||||
[Щ] | [Щ-Ш-С] | |||||||||||
Произношение | Формирование элементарных навыков письма и чтения | |||||||||||
Неделя обучения | Звуки | Кол-во занятий | Дифференциация звуков на слух | Анализ звукового состава слов | Буквы | Чтение, выкладывание, подбор слов к буквенным схемам | ||||||
[Щ] | * | щ | Слова разного звуко-сло- | |||||||||
[Щ-Ч] | гового состава. Правило написания ЩА, ЩУ | |||||||||||
[Щ, Ч, Т] [С, Г] [Ц, С, С] | ь | Слова с разделительным мягким знаком | ||||||||||
Повторение пройденного | ъ | Слова с разделительным твердым знаком | ||||||||||
33 34 35 36 | Упражнения на все звуки по усмотрению логопеда | Чтение послебукварных текстов; упражнения с разрезной азбукой; выкладывание слов по буквенным схемам; письмо, упражнения в занимательной форме | ||||||||||
37 38 39 40 | Подгрупповые и индивидуальные занятия в соответствии с индивидуальными планами | |||||||||||
В случае выявления нарушений словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи рекомендуется более детальное обследование по методикам Г. А. Каше, О. Е. Грибовой, Г. И. Жаренковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.
I. Анкетные данные
1. Где находился ребенок до поступления в группу
2. Жалобы родителей
3. Данные о речевом развитии (появление первых слов, предложений)
П. Уровень общего развития ребенка
1. Устойчивость внимания, работоспособность
2. Состояние общей и мелкой моторики
III. Общее звучание речи (разборчивость, темп, интонация )
1. Строение и подвижность артикуляционного аппарата
2. Произношение звуков:
• Свистящие
• Шипящие
• [Л], [Л']
• [Р], [Р']
• Аффрикаты
3. Различение звуков на слух и в произношении
4. Сформированность фонематического восприятия
Рекомендуется использовать пособие по диагностике речевых нарушений «Методы обследования речи детей», М., 2005 (под ред. Г. В. Чиркиной)
5. Произношение слов сложного слогового состава, имеющихся в лексическом запасе ребенка
Рекомендуется использовать классификацию А. К. Марковой и др.
6. Словарный запас
7. Грамматический строй речи
8. Связная речь (рассказ по картинке, серии картин, пересказ)
Заключение
В соответствии с клинико-педагогической классификацией: алалия, дизартрия, ринолалия, дислалия.
В соответствии с психолого-педагогической классификацией: фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи.
Рекомендации
В случае выявления общего недоразвития речи у ребенка, логопедом могут быть даны рекомендации родителям ребенка обратиться на ПМПК для уточнения диагноза и определения типа образовательного учреждения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примерный режим дня в младшей группе (3—4 года) для детей с ОНР1
Режимные моменты | Время |
Прием детей, игры, утренняя гимнастика | 7.00—8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20—9.05 |
Подготовка к занятиям | 9.05—9.10 |
Занятия | 9.10—9.30 9.40—9.55 |
Подготовка к прогулке | 9.55—10.00 |
Прогулка, индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия | 10.00—12.20 |
Оформление логопедической документации | 12.20—13.00 |
Обед | 12.20—13.00 |
Сон | 13.00—15.10 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, подготовка к полднику | 15.10—15.20 |
Индивидуальные и подгрупповые занятия воспитателя с детьми по заданию логопеда | 15.20—15.40 |
Полдник | 15.40—16.00 |
Физкультурные/музыкальные занятия | 16.00—16.15 |
Самостоятельные игры детей | 16.15—16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.30—18.00 |
Игры, уход домой | 18.45—19.00 |
1 Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду и может быть скорректирован с учетом работы конкретного ДОУ.
День недели | Тип занятий | Время | ||||
Понедельник | 1. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 1 | 9.10—9.30 | ||||
2. Формирование элементарных математических представлений, группа 2 | 9.10—9.30 | |||||
3. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 2 | 9.40—9.55 | |||||
4. Формирование элементарных математических представлений, группа 1 | 9.40—9.55 | |||||
Вторник | 1. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 1 | 9.10—9.30 | ||||
2. Ребенок и окружающий мир/ художественная литература, группа 2 | 9.10—9.30 | |||||
3. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 2 | 9.40—9.55 | |||||
4. Ребенок и окружающий мир/ художественная литература, группа 1 | 9.40—9.55 | |||||
Среда | 1. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 1 | 9.10—9.30 | ||||
2. Рисование/лепка, группа 2 | 9.10—9.30 | |||||
3. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 2 | 9.40—9.55 | |||||
4. Рисование/лепка, группа 1 | 9.40—9.55 | |||||
5. Музыкальное занятие | 16.00—16.15 | |||||
Четверг | 1. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 1 | 9.10—9.30 | ||||
2. Конструирование/аппликация, группа 2 | 9.10—9.30 | |||||
3. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 2 | 9.40—9.55 | |||||
День недели | Тип занятий | Время | ||||
4. Конструирование/аппликация, группа 1 | 9.40—9.55 | |||||
5. Физкультурное занятие | 16.00—16.15 | |||||
Пятница | 1. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 1 | 9.10—9.30 | ||||
2. Музыкальное занятие, группа 2 | 9.10—9.30 | |||||
3. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 2 | 9.40—9.55 | |||||
4. Музыкальное занятие, группа 1 | 9.40—9.55 | |||||
5. Физкультурное занятие | 16.30—16.45 (на прогулке) | |||||
Режимные моменты | Время | |||||
Прием детей, игры, утренняя гимнастика | 7.00—8.30 | |||||
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30—8.55 | |||||
Подготовка к занятиям, занятия по подгруппам | 8.55—9.20 9.30—9.50 | |||||
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.00—12.25 | |||||
Индивидуальные и подгрупповые занятия, проводимые во время прогулки | 10.00—12.35 | |||||
Оформление логопедической документации | 12.35—13.00 | |||||
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед | 12.40—13.10 | |||||
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.10—15.00 | |||||
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, подготовка к полднику | 15.00—15.10 | |||||
Индивидуальные и подгрупповые занятия воспитателя с детьми по заданию логопеда | 15.00—15.25 | |||||
Полдник | 15.25—15.40 | |||||
Игры детей, художественная и трудовая деятельность | 15.40—16.20 | |||||
Занятия воспитателя (если они предусмотрены сеткой занятий) | 15.40—16.00 | |||||
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.10—18.00 | |||||
Игры, уход детей домой | 18.45—19.00 | |||||
День недели | Тип занятий | Время | ||||
Понедельник | 1. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 1 | 9.00—9.20 | ||||
Формирование элементарных математических представлений, группа 2 | 9.00—9.20 9.30—9.50 | |||||
2. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 2 | 9.30—9.50 | |||||
Формирование элементарных математических представлений, группа 1 | 10.00—12.25 | |||||
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия | ||||||
Вторник | 1. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 1 | 9.00—9.20 | ||||
Ребенок и окружающий мир/художественная литература, группа 2 | 9.00—9.20 | |||||
2. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 2 | 9.30—9.50 | |||||
Ребенок и окружающий мир/художественная литература, группа 1 | 9.30—9.50 | |||||
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия | 10.00—12.25 | |||||
Среда | 1. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 1 | 9.00—9.20 | ||||
Рисование/лепка, группа 2 | 9.00—9.20 | |||||
2. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 2 | 9.30—9.50 | |||||
Рисование/лепка, группа 1 | 9.30—9.50 | |||||
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия | 10.00—12.25 | |||||
Музыкальное занятие | 16.00—16.15 | |||||
Четверг | 1. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 1 | 9.00—9.20 | ||||
Конструирование/ аппликация, группа 2 | 9.00—9.20 | |||||
2. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 2 | 9.30—9.50 | |||||
Конструирование/аппликация, группа 1 | 9.30—9.50 | |||||
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия | 10.00—12.25 | |||||
Физкультурное занятие | 16.00—16.15 | |||||
Пятница | 1. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 1 | 9.00—9.20 | ||||
Музыкальное занятие, группа 2 | 9.00—9.20 | |||||
2. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 2 | 9.30—9.50 | |||||
Музыкальное занятие, группа 1 | 9.30—9.50 | |||||
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия | 10.00—12.25 | |||||
Физкультурное занятие | 16.30—16.50 (на прогулке) | |||||
Режимные моменты | Время | |||||
Прием детей, игры, утренняя гимнастика, дежурство | 7.00—8.30 | |||||
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30—8.50 | |||||
Подготовка к занятиям, занятия по подгруппам и фронтальные (групповые) | 8.50—11.05 | |||||
Игры, подготовка к прогулке, прогулка | 11.05—12.35 | |||||
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия | 11.05—12.35 | |||||
Оформление логопедической документации | 12.35—13.00 | |||||
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед | 12.35—13.15 | |||||
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.15—15.00 | |||||
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, подготовка к полднику | 15.00—15.25 | |||||
Полдник | 15.25—15.40 | |||||
Игры, художественная и трудовая деятельность | 15.40—16.30 | |||||
Занятия воспитателя (если они предусмотрены сеткой занятий), а также индивидуальные и подгрупповые занятия воспитателя с детьми по заданию логопеда | 15.40—16.30 | |||||
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.30—18.00 | |||||
Возвращение с прогулки, подготовка к ужину | 18.00—18.20 | |||||
Ужин | 18.20—18.45 | |||||
Игры, уход детей домой | 18.45—19.00 | |||||
День недели | Тип занятий | Время | Специалист | |||
Понедельник | 1Логопедическое фронтальное занятие 2.Ознакомление с окружающим 3. Лепка/аппликация 4.Физкультурное занятие | 9.00—9.30 9.40—10.10 10.20—10.55 вечер | Логопед Воспитатель Воспитатель Физ. работник | |||
Вторник | 1. Логопедическое фронтальное занятие 2. Развитие элементарных математических представлений 3. Рисование 4. Физкультурное занятие | 9.00—9.30 9.40—10.10 10.20—10.55 вечер | Логопед Воспитатель Воспитатель Физ. работник | |||
Среда | 1. Логопедическое фронтальное занятие 2. Конструирование/ручной труд 3. Музыкальное 4. Развитие речи | 9.00—9.30 9.40—10.10 10.20—10.55 вечер | Логопед Воспитатель Муз. работник Воспитатель | |||
Четверг | 1. Логопедическое фронтальное занятие 2. Развитие элементарных математических представлений 3. Рисование 4. Физкультурное занятие | 9.00—9.30 9.40—10.10 10.20—10.55 вечер | Логопед Воспитатель Воспитатель Физ. работник | |||
Пятница | 1. Логопедическое фронтальное занятие 2. Музыкальное 3. Ознакомление с художественной литературой 4. Развитие речи | 9.00—9.30 9.40—10.10 10.20—10.55 вечер | Логопед Муз. работник Воспитатель Воспитатель | |||
1. Сведения о ребенке (Ф. И. О., дата рождения, домашний адрес, откуда поступил ребенок, сведения о родителях, жалобы родителей на речь ребенка, обращались ли ранее к логопеду)
2. Сведения о раннем развитии ребенка (особенности протекания беременности и родов, раннее физическое и психическое развитие (когда начал сидеть, ходить, узнавать окружающих его родных и близких людей и т. д.), когда стал реагировать на звук, откликаться на свое имя, когда появились гуление и лепет; характер протекания лепетного этапа развития речи (низкая активность, однообразие и т. д.), понимание простых обращений, просьб, время появления осмысленных слов, характер первых слов (целостность или слоговое воспроизведение, многозначность и т. д.), насколько активно повторяет слова за взрослыми, время появления первых словосочетаний, характер поступательного развития речи (замедленный, динамичный, прерывалось ли речевое развитие (когда, по какой причине, в чем выражалось))_
3. Заключения специалистов (отоларинголога, окулиста, психоневролога и др.)_
4. Состояние неречевых процессов (способность устанавливать и поддерживать контакт, особенности внимания и памяти, особенности мыслительных операций, состояние общей и мелкой моторики, строение и подвижность органов артикуляционного аппарата)_
5. Обследование понимания названий игрушек, знакомых ребенку, обиходных предметов, частей тела (на своем примере и на примере куклы), предметов, изображенных на сюжетных и предметных картинках, обиходных действий, действий, выраженных возвратными глаголами, действий, близких по ситуации, вопросов по содержанию сюжетной картинки, пространственного расположения предметов (подойди к шкафу, возьми книгу, положи ее на полку; положи мяч под стул; карандаш — в коробку и т. д.), назначения предметов, названия признаков по величине, цвету, принадлежности и т. п., обобщающего значения слов, категории числа существительных, числа, рода, вида глаголов, понимание префиксального изменения глаголов, залоговых отношений, падежных форм, категории рода прилагательных_
6. Обследование понимания коротких текстов (прослушивание текста, выполнение указательных действий с опорой на вопросы по содержанию)_
7. Обследование активного словаря и навыков речевого подражания (количество словесных единиц в активной речи ребенка, частота использования отдельных слов, возможности повторения за логопедом слов из активного лексикона (в любом фонетическом оформлении, возможности повторения отдельных гласных звуков и их сочетаний ([у], [а], [о], [и]), возможность использования в речи звуко-комплексов и звукоподражаний, проявления многозначности слов, возможности соединения лепетных слов в фрагменты предложений («да ку» — дай куклу).
Логопедическое заключение*_
* Рекомендации к оценке полученных результатов обследования:
— сопоставить уровень понимания речи с уровнем развития экспрессивной речи ребенка;
— определить количественный состав имеющихся у ребенка слов и отдифференцировать их по категориям:
• правильно произносимые слова (папа, мама, баба);
• слова-фрагменты («япа» — яблоко, «ко» — кошка, «ми-ка» — мишка);
• слоговые звукоподражания (му-му, га-га);
• контурные слова («ника» — книга, «ати» — очки, «татя» — рука);
• диффузные слова (не соотносящиеся с нормативными лексемами) («вака» — кровать, «тика» — лошадка, «атя» — подушка);
— четко определить возможность/невозможность употребления простых предложений в самостоятельной речи.
При подведении итогов обследования необходимо сопоставить полученные результаты с условным эталоном речевого развития по возрастным этапам.
1. Сведения о ребенке (Ф. И. О., дата рождения, домашний адрес, откуда поступил ребенок, сведения о родителях, жалобы родителей на речь ребенка, обращались ли ранее к логопеду)
2. Сведения о раннем развитии ребенка (особенности протекания беременности и родов, раннее физическое и психическое развитие (когда начал сидеть, ходить, узнавать окружающих его родных и близких людей и т. д.), когда стал реагировать на звук, откликаться на свое имя, когда появились гуление и лепет, характер протекания лепетного этапа развития речи (низкая активность, однообразие и т. д., понимание простых обращений, просьб, время появления осмысленных слов, характер первых слов (целостность или слоговое воспроизведение, многозначность и т. д.), насколько активно повторяет слова за взрослыми, время появления первых словосочетаний, характер поступательного развития речи (замедленный, динамичный, прерывалось ли речевое развитие (когда, по какой причине, в чем выражалось))_
3. Заключения специалистов (отоларинголога, окулиста, психоневролога и др.)_
4. Состояние неречевых процессов (способность устанавливать и поддерживать контакт, особенности внимания и памяти, особенности мыслительных операций, состояние общей и мелкой моторики, строение и подвижность органов артикуляционного аппарата)__
личине, цвету, принадлежности и т. п., обобщающего значения слов, категории числа существительных, числа, рода, вида глаголов, понимание префиксального изменения глаголов, залоговых отношений, падежных форм, категории рода прилагательных_
5. Обследование понимания названий игрушек, знакомых ребенку, обиходных предметов, частей тела (на своем примере и на примере куклы), предметов, изображенных на сюжетных и предметных картинках, обиходных действий, действий, выраженных возвратными глаголами, действий, близких по ситуации; вопросов по содержанию сюжетной картинки, пространственного расположения предметов (подойди к шкафу, возьми книгу, положи ее на полку; положи мяч под стул; карандаш — в коробку и т. д.), назначения предметов, названия признаков по величине, цвету, принадлежности и т. п., обобщающего значения слов, категории числа существительных, числа, рода, вида глаголов, понимание префиксального изменения глаголов, залоговых отношений, падежных форм, категории рода прилагательных_
6. Обследование понимания коротких текстов (прослушивание текста, выполнение указательных действий с опорой на вопросы по содержанию)
7. Обследование понимания названий грамматических категорий (числа существительных, глаголов, рода глаголов, вида глагола, их префиксального изменения, падежных форм, рода прилагательных, падежно-предложные конструкции, выражающие отношения лиц, предметов между собой, временных отношений)_
8. Обследование состояния активной речи:
• объем и качественные характеристики предметного, глагольного словаря и словаря признаков (названия предметов и их частей, частей тела человека и животных, птиц и их детенышей, их жилищ, профессий и соответствующих действий и атрибутов, обобщающие слова, действия, связанные с окружающим животным и растительным миром)_,_
• навыки словообразования (уменьшительно-ласкательные формы существительных и простые приставочные глаголы) _
• навыки словоизменения (употребление падежных конструкций, согласование существительных с прилагательными и порядковыми числительными)_
• возможности понимания и использования предлогов (простых и некоторых сложных)_
• возможности составления предложений с опорой на наводящие вопросы, по картинке и т. п. (максимальное количество слов, употребляемых при составлении предложения, взаимосвязанность слов в предложении и т. д.)_
• возможности объединения нескольких предложений в короткий рассказ_
9. Обследование звукопроизношения и возможности воспроизведения слов разной слоговой структуры и звуко-наполняемости (в соответствии с выделенными А. К. Марковой классами слоговой структуры)_
10. Обследование фонематического восприятия (повторение слогов с оппозиционными звуками, при условии, что эти звуки произносятся правильно, определение наличия заданного звука в слогах, словах (после небольшого обучения))_
Логопедическое заключение*_
* При оценке детской речи необходимо сопоставить данные обследования с эталонами возрастной нормы.
1. Сведения о ребенке (Ф. И. О., дата рождения, домашний адрес, откуда поступил ребенок, сведения о родителях, жалобы родителей на речь ребенка, обращались ли ранее к логопеду)_
2. Раннее речевое развитие (когда появились гуление, лепет, первые слова и предложения; не прерывалось ли речевое развитие; когда родители заметили отставание в речевом развитии; какое участие семья принимала в стимуляции развития речи ребенка)_
3. Заключения специалистов (отоларинголога, окулиста, психоневролога и др.)_
4. Состояние неречевых процессов (способность устанавливать и поддерживать контакт, особенности внимания и памяти, особенности мыслительных операций, состояние общей и мелкой моторики, строение и подвижность органов артикуляционного аппарата)_
5. Характеристика состояния речи ребенка на момент обследования (образец беседы, общее звучание речи (общая оценка темпа, выразительности, разборчивости речи, звучания голоса ит. д., наличие фразовой речи (указать, предложения какой структуры используются в самостоятельной речи))_
6. Состояние звукопроизношения (произношение изолированно и в слогах, словах, фразах следующих звуков: гласные звуки первого ряда ([а, у, о, ы] и т. д.), йотированные звуки ([я, ю, е] и т. д.), шипящие и свистящие ([с, с', з, з', ш, ж, щ, ч, ц]), звонкие/глухие ([т—д, п—б, в—ф]), твердые/мягкие ([т—т\ д—д', п—п', в—в']), заднеязычные ([к—к', г—г', х—х'] и т. д.))_
• состояние фонематического восприятия (выделение звука из ряда других звуков, в слогах, словах, подбор картинок на заданный звук, самостоятельное придумывание слов с заданным звуком)_
7. Навыки звукового анализа и синтеза (выделение первого гласного/согласного звука в слове; выделение последнего согласного звука в слове; гласного звука в положении
• обследование слоговой структуры слова и звукона-полняемости (воспроизведение слов различной слоговой структуры и фраз, включающих слова сложной слоговой структуры)_
• обследование количественных и качественных показателей развития лексического строя языка (выявление степени сформированности понимания и употребления наименований предметов, глаголов, признаков с опорой на тематические циклы)_
• понимание и употребление названий: профессий и атрибутов к ним; животных, птиц и их детенышей; глаголов, обозначающих голоса животных и птиц; чувств, эмоций; различных явлений природы; действий, связанных с различной профессиональной деятельностью; глаголов, связанных с животным и растительным миром; семантически близких названий действий, признаков предметов, обозначающих величину, форму, цвет, вес, температуру, сезонность, подбор антонимов, синонимов, подбор однородных членов предложения к заданным словам, объяснение значений слов, объяснение переносного значения слов и целых выражений_
8. Обследование словообразовательных навыков (объяснение значения производных слов, образование существительных мужского, женского и среднего рода с уменьшительно-ласкательным и уничижительным значением, существительных с увеличительным значением, существительных со значением единичности, названий профессий мужского и женского рода, существительных с суффиксами -ник-, -ниц-, приставочных глаголов, притяжательных прилагательных, относительных прилагательных, относительных прилагательных, выражающих эмоциональную окраску, сложных слов, выявление словотворческих способностей) _
9. Обследование грамматического строя речи (па-дежно-предложные конструкции, выражающие отношения лиц, предметов между собой, временные отношения, употребление существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах,
употребление существительных в родительном падеже, существительных множественного числа в дательном и винительном падежах, навыки согласования существительных мужского, женского и среднего рода с прилагательными и существительными)_
10. Обследование состояния связной речи (составление рассказа по картине, по представлению (описанию), по серии картин, пересказа)_
Логопедическое заключение
Рекомендации
* При обследовании детей с IV уровнем речевого развития рекомендуется, придерживаясь указанной схемы, усложнять методику и содержание предлагаемых детям заданий: варьировать лексический материал, давать меньше опоры на наглядность, включать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики, наращивать структуру предложных конструкций, добиваться ответов полноценным развернутым высказыванием, включающим придаточные причины и следствия, добавлять творческие виды рассказывания, усложнять лексические темы, изучать подробнее навыки звукового и слогового анализа и синтеза, владение элементами грамоты и т. д.
Документация логопеда, занимающегося в группе для детей с заиканием
1. Календарный план работы логопеда.
2. Тетрадь обследования заикающегося ребенка.
3. Тетрадь заданий воспитателю.
4. Индивидуальная тетрадь ребенка.
5. Отчет о работе.
/. Календарный план работы логопеда
Календарный план работы логопеда составляется сроком на одну неделю. В плане на каждый день пишется:
• тема занятия (например: «Рисование фруктов»);
• задачи: программные (например, закрепление умения рисовать предмет округлой формы); коррекционные (упражнение детей в самостоятельных однословных ответах при наличии наглядной опоры); коррекционно-воспитательные (воспитывать у детей умение вслушиваться в речь логопеда или точно выполнять устные задания, поручения и т. д.);
• методические приемы (показ приемов изображения, объяснение, образец рисунка и т. д.);
• материал для занятия (бумага, карандаши, предметные картинки);
• основные вопросы (перечень вопросов, которые будут задаваться детям).
Индивидуальная работа по преодолению нарушенного звукопроизношения планируется один раз в неделю на разные подгруппы детей, подобранные по нарушению одних и тех же звуков.
В плане ежедневно заполняется графа «Учет». В учете пишется, как выполнены поставленные задачи в целом. Кроме того, выделяется графа «Индивидуальные проявления детей», в которой отмечается улучшение или ухудшение речи отдельных детей, особенности их поведения. Учет по индивидуальной работе с детьми пишется ежедневно.