Часть 3. Логопедическая работа с заикающимися детьми в подготовительной группе

Период Содержание коррекционной работы
  Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром Занятия по изобразительной деятельности и конструированию
I Сен­тябрь, октябрь, ноябрь Уточнять и расширять знания детей по лекси­ческим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Деревья», «Перелетные птицы». Уточнять и расширять представления детей о ха­рактерных признаках осени. Учить понимать причинно-следственные связи, обусловленные изменениями в природе: меняется погода, становится холодно, поэтому люди утеп­ляют жилища и носят более теплую одежду, не­которые птицы улетают на юг, потому что им не­чем питаться зимой (поэтому их называют перелетными), насекомые прячутся в щели и под кору деревьев, деревья сбрасывают листву, неко­торые животные готовятся к зимней спячке, дру­гие — делают запасы на зиму, линяют. Осенью поспевает урожай овощей и фруктов. Колхозники убирают урожай в специальные хранилища. Овощи выращивают в поле, а фрук­ты в саду. Расширять и активизировать словарь детей наи­более распространенными названиями фруктов и овощей, их характерными признаками (окраска, форма, вкусовые качества). Знакомить со способами приготовления пищи: ее жарят, варят, солят, сушат, едят в сыром виде; разъяснять, какая часть растения употребляется в пищу (вершки, корешки). * Воспитание вниманияк речи Воспитывать у детей умение вслушиваться в речь логопеда и воспитателя. Упражнять в точном выполнении устных зада­ний, направленных на воспроизведение заданного ряда, последовательности действий: «Сначала покажи детям кубик, потом шар, потом брусок и кирпич и все это закрой салфеткой», «Снача­ла возьми...», «Отнеси...», «Спрячь...», «Поло­жи...» и т. д. Упражнения в пользовании элементарной самостоятельной ситуативной речью Учить детей пользоваться однословными ответа­ми при рассматривании предметов, игрушек, муляжей, картин, называя предмет, его части, характерные признаки (форму, величину, окраску предмета и его частей), материал, из которого сделан предмет, действия или состояния 1 предмета. Учить более точно и гибко пользоваться словарем, обозначающим, например: оттенки цветов (фиоле­товый, голубоватый, желто-зеленый), названия форм (продолговатая, удлиненная, заостренная, ок­руглая), вкусовых качеств (горький — горькова­тый, сладковатый, кисленький) и т. п. Пользуясь наглядной опорой, упражнять детей в самостоятельных ответах словосочетаниями: Яблоко желтое. Гриб большой. Шляпка круглая. Для обеспечения самостоятельности детских отве­тов рекомендуется разнообразить их, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы: «Саша сказал, что яблоко желтое, а ты скажи об этом ласково». (Яблоко желтенькое.) «Слива си­няя». (Слива синенькая.) Учить детей пользоваться такими словами и сло­восочетаниями, как овощи, фрукты, грибы, уро­жай, золотая осень, перелетные птицы, листвен­ные деревья и т. д. Учить внимательно вслушиваться в речь взрос­лых и точно выполнять все задания. Активное пользование речью допускается в огра­ниченном объеме применительно к отдельным де­тям (по согласованию с логопедом). На занятиях по художественной литературе раз­вивать любовь к различным жанрам детской ху­дожественной литературы и фольклора. Учить де­тей понимать поступки героев, мотивированно оценивать поведение персонажей (начиная с III периода обучения). Учить отвечать на конкретные вопросы по содер­жанию литературных произведений. Учить выразительно читать стихи и пересказывать художественные произведения, пользуясь смысло­выми паузами, ударениями, интонациями. Воспитание внимания к речи - Учить детей внимательно вслушивать­ся в речь логопеда и воспитателей, точно выполнять задания в соответст­вии с устной инструкцией («Нарисо­вать огурец слева, помидор справа»), сдерживать личные желания. - Воспитывать у детей умение запоми­нать задания с первого объяснения, не переспрашивать, соблюдать опре­деленную последовательность в рабо­те, отвечать, только когда спросят и о чем спросят. - Формировать у детей умение сочетать разные виды деятельности, например: рисовать (лепить, вырезать, конструи­ровать) и слушать вопросы; лепить и в это время обдумывать ответ, при­слушиваясь к ответам товарищей; резать бумагу и отвечать на вопросы логопеда. - Воспитывать умение сдерживать или ограничивать импульсивные реакции. Упражнения в пользовании элементарной самостоятельной ситуативной речью - Учить детей пользоваться однослов­ными ответами в процессе всего заня­тия (подготовка, раздача материала, объяснение и выполнение задания). Учить называть одним словом без заикания изображаемые предметы, их части, форму, цвет, величину предмета и его частей, выполняемые действия и материал, с которым рабо­тают на занятии. - Учить более полно и точно характери­зовать видимые или осязаемые при­знаки предметов, например: бумага (ее цвет, форма, плотность, величи­на), салфетки, клеенки (их форма, ве­личина, рисунок, расцветка), кисть (цвет ее ворса, ручки, материал, из которого она сделана, — деревянная, пластмассовая), ножницы (их длина, ширина лезвий и другие признаки: длинные — короткие, узкие — широ­кие, острые — тупые, остроконеч­ные — тупоконечные, новые — ста­рые, металлические — железные, блестящие), а также действия, произ­водимые при лепке, аппликации, рисовании (разминаю — мну, при­клеиваю — наклеиваю — под­клеиваю, мажу — намазываю, промо­каю — вытираю — стираю — снимаю лишний клей и т. д.). - Учить пользоваться словосочетания­ми (салфетка клетчатая, ручка пласт­массовая, ножницы блестящие, ка­рандаш красный), короткими фразами (Я нарисовал дом. Я разре­зал бумагу. Я нарисую вазу). - Поощрять наряду с обычными ответа­ми детей использование уменьши­тельно-ласкательных форм того же слова: кисть — кисточка, дом — домик, куб — кубик, ваза — вазочка. На занятиях воспитателя допускается пользование самостоятельной речью отдельными детьми только по согла­сованию с логопедом.
II Декабрь, январь, февраль Расширять и уточнять полученные в предыдущей группе знания детей по лексическим темам: «Зима», «Транспорт», «Домашние и зимующие птицы», «Домашние животные», «Почта», «Посуда», «Хвойные деревья». Уточнять и расширять знания детей о характер­ных признаках зимы. Учить понимать причинно-следственные связи, обусловленные изменениями в природе: зимой хо­лодно, поэтому вода замерзает, превращается в лед; люди носят теплую одежду; зимующие пти­цы прилетают ближе к жилью человека; чтобы птицы не погибли от холода и голода, люди уст­раивают им кормушки; рыбы спят на дне водо­емов. Зимой очень длинная ночь и короткий день. Зимой часто выпадает снег. Расширять представления о свойствах снега: в тепле тает, на морозе скрипит, на солнце блестит, искрится. При изучении тем «Домашние животные и пти­цы», «Транспорт», «Почта» знакомить детей с трудом взрослых: почтальон в любую погоду при­носит письма, телеграммы, газеты, журналы; колхозники ухаживают за домашними животны­ми и птицами, ежедневно поят, кормят, содержат их в чистоте; шоферы и водители на различных видах транспорта перевозят людей и грузы. Дать представления о пользе домашних животных. Обогащать и активизировать словарь детей при формировании следующих понятий: хвойные деревья, транспорт — грузовой и легковой, воз­душный и водный, пассажирский; столовая, чай­ная, кухонная посуда (сервизы). Расширять активный словарный запас детей за счет употреб­ления названий наиболее распространенных зимующих птиц (синица, воробей, голубь, сорока, ворона, снегирь), домашних животных и птиц и их детенышей. Формирование элементарных навыков письма и чтения Учить детей составлять предложения из двух, трех, четырех слов (без предлогов). Учить анализировать предложения по количеству и порядку слов (выделять первое, второе, третье и т. д. слово в предложении); слова по количеству слогов и звуков (односложные слова с закрытым слогом (кот, мак), двух-трехсложные слова с открытыми слогами (рука, молоко). Учить детей слышать звуки в составе слова и к предложенному слогу подбирать один или несколько слогов, чтобы получить слова: мама, Маша, малина, машина и т. д. Примерная тематика занятий 1 занятие. Знакомить с предложением. Учить составлению предложений из двух слов. 2 занятие. Закреплять знания детей о предло­жении. Знакомить со схемой двусловного предло­жения. 3 занятие. Учить самостоятельно составлять ко­роткие предложения, определять количество слов в них, составлять схему. 4 занятие. Дать понятие о «маленьких словах» в предложении. Учить составлять предложения по опорным словам. 5 занятие. Упражнять детей в составлении и ана­лизе предложения. 6 занятие. Знакомить с делением слов на части. Дидактическая игра «Закончи слово». 7 занятие. Учить делению на части двусложных слов с открытыми слогами. Учить схеме деления слова на части. 8 занятие. Закреплять понятия о гласных и со­гласных звуках. Упражнять детей в делении дву­сложных слов на части. 9 занятие. Учить составлению предложений по опорным словам с определением места слов в предложении. Учить делению трехсложных слов с открытыми слогами на части. Учить составлять схему слова. 10 занятие. Развивать фонематический слух (звуки [ж] — [ш]). Закреплять понятия о гласных и согласных. 11 занятие. Воспитывать у детей способность выделять звук и определять его место в слове. Дидактическая игра «Придумай слово на данный звук». Закреплять умение делить слова на части. 12 занятие. Развивать фонематический слух (зву­ки [с] — [з]). Дидактическая игра на умение определить место звука в слове «Угадай, какой общий звук». 13 занятие. Знакомить с односложными словами, например: сыр, мак, кот. Учить записывать слова схематически, определяя количество звуков в слове. 14 занятие. Развивать фонематический слух (звуки [с] — [ш]). Игра на определение места зву­ка в слове. 15 занятие. Развивать фонематический слух (звуки [з] — [ж]). Закреплять знания детей о сло­ве, части слова, количестве частей в слове. 16 занятие. Закреплять знания пройденного мате­риала. Дать полный анализ предложения и слова устно и схематически. Воспитание внимания к речи Воспитывать у детей умение вслушиваться в речь взрослых и своих товарищей на занятиях, ис­пользовать речевые модели логопеда и воспитате­лей (развернутые фразы, варианты фраз, рассказ) для построения собственных ответов. Учить детей точно выполнять поручения по вос­произведению ряда последовательных действий. Упражнения в пользовании более сложной самостоятельной ситуативной речью Учить детей пользоваться без заикания краткими и развернутыми фразовыми ответами при наблю­дении за живыми объектами, обследовании и осмотре натуральных предметов, игрушек, муляжей, рассматривании предметных и сюжетных картин и другого наглядного материала. Учить строить короткие и распространенные отве­ты в зависимости от требований логопеда, напри­мер: «Кто это?» (Кошка.) «Скажи полным ответом, кого я показала». (Вы показали кошку.) Учить детей подбирать несколько ответов на один вопрос, характеризуя разные признаки предмета и учитывая при этом ответы товарищей, чтобы не повторяться. Воспитывать умение быстро отбирать речевые средства (слова, грамматические формы) для по­строения ответов, пользуясь речевыми моделями логопеда. Учить точно использовать слова, обозначающие похожие действия: летит, прилетает, садится, опускается, взлетает, подлетает, улетает, вылета­ет и т. п. Учить детей пользоваться в ответах такими сло­вами и словосочетаниями, как посуда, транспорт, хвойные деревья, домашние животные, зимую­щие птицы и т. д. Учить по вопросам составлять коллективно и ин­дивидуально рассказы по картине. Учить приду­мывать на каждый вопрос несколько ответов, вы­бирать наиболее удачный. Закреплять навыки пользования самостоятельной речью, усвоенные в I периоде. На занятиях воспитателя закрепляется активное пользование самостоятельной речью, усвоенной в предыдущем периоде на занятиях логопеда. Для закрепления правильной речи используются та­кие ситуации, как разговор во время дежурств, наблюдений и т. д. Воспитание внимания к речи Воспитывать у детей внимание к сво­ей речи, к речи воспитателей и своих товарищей; умение заметить ошибку товарища. Формировать умение запоминать и выполнять в определенной последова­тельности задание, несколько боль­шее по объему, чем в I периоде; быть собранным, сосредоточенным, запоми­нать задание и выполнять его само­стоятельно, не подсматривая к това­рищу и не переспрашивая взрослых; работать в едином темпе. Развивать умение сочетать разные ви­ды деятельности: слушать вопросы и рисовать; рисовать и, удерживая в па­мяти вопрос, обдумывать ответ; рисовать и отвечать на вопрос; рисо­вать и слушать ответы товарищей (аналогично на всех занятиях по изо­бразительной деятельности, конструи­рованию). Упражнения в пользовании более сложной самостоятельной ситуативной речью Формировать у детей умение отвечать без заикания короткими и разверну­тыми предложениями в соответствии с требованиями взрослого при нали­чии наглядного материала («Скажи кратко, скажи полным ответом, подробнее...»; «Что находится (ле­жит) на ваших столах?», «Что при­готовлено для занятия?» (Каранда­ши и бумага.) «Кто скажет полным ответом?» (У нас на столах лежат карандаши и бумага.) «Кто скажет подробнее?» (У нас на столах лежат разноцветные карандаши и бумага.) Учить подбирать на один вопрос лого­педа несколько сначала однословных, а затем развернутых ответов, характери­зующих предмет с разных сторон: «Что можно сказать об этой коробке, какая она?» (Эта коробка картонная. Вы показываете прямоугольную коробку. У вас краси­вая новая коробка. Эта коробка пря­моугольной формы. Эта коробка с красивым рисунком.) Учить строить рассказ, передавая в нем последовательность действий, выполняемых в процессе занятия по лепке, аппликации, рисованию или конструированию, сначала по вопро­сам логопеда, а затем самостоятельно. Учить составлять отдельные ответы и рассказы сначала с опорой на нагляд­ный материал, а затем без него, по представлению. Учить отвечать на вопросы словосоче­таниями и распространенными пред­ложениями без опоры на наглядный материал: Зимующие птицы. Домаш­ние животные. Мы рисовали зимую­щих птиц и т. п. Закреплять у детей навыки пользова­ния самостоятельной речью, усвоен­ные в I периоде.
III Март, апрель Расширять и уточнять знания детей по лекси-ческим темам: «Весна», «Дикие животные», «Перелетные птицы», «Звери жарких стран». Уточнять и расширять представления детей о ха­рактерных признаках весны, учить сравнивать ее с зимой. Учить понимать причинно-следственные связи, обусловленные изменениями в природе: солнце греет все теплее, поэтому тает снег, появляются сосульки, тает лед на реках, начинается ледоход; обилие влаги и тепла необходимо для роста расте­ний; становится теплее, поэтому люди меняют одежду; кончились холода, поэтому птицы возвращаются на родину, вьют гнезда, выводят птенцов; с наступлением тепла появляются насе­комые, у диких животных рождаются детеныши. Дать представления о пользе, которую приносят дикие животные и перелетные птицы. При изучении темы «Весна» знакомить детей с трудом взрослых по обработке почвы и подготов­ке ее к посеву и посадкам, уходу за плодовыми деревьями и кустарниками. Продолжать знакомить с различными профессия­ми взрослых. Обогащать и активизировать словарь детей при формировании понятий: весна, дикие животные, перелетные птицы, звери жарких стран, труд взрослых. Расширять активный словарь за счет употребления названий наиболее распространен­ных перелетных птиц (грач, скворец, ласточка, жаворонок, соловей, журавль и др.), диких зве­рей, характерных признаков их внешнего вида, названий детенышей и т. д. Воспитание внимания к речи Учить внимательно слушать связные рассказы логопеда, воспитателей и своих товарищей, чтобы затем вариативно использовать лексический мате­риал в своих ответах. Воспитывать умение замечать ошибки в расска­зах товарищей и удерживать их в памяти до кон­ца рассказа. Закреплять у детей навыки по запоминанию уст­ного задания и воспроизведению определенного ряда действий в определенной последовательности. Упражнения в пользовании контекстной речью Учить детей составлять рассказы без наглядной опоры сначала по вопросам, а затем без них. Учить составлять рассказы по картине, а затем — умению продолжать развивать по представлению сюжет, который мог бы быть после изображенного на картине действия. Аналогично учить детей составлять рассказ о том, что могло предшествовать изображенному на кар­тине действию. Поощрять творческую активность детей в состав­лении рассказов на заданную тему, из личного опыта, по образцу рассказа логопеда и т. д. Воспитывать умение быстро отбирать речевые средства и правильно формулировать мысль. Учить пересказывать прочитанные тексты снача­ла по вопросам, затем без вопросов, учить продол­жать рассказ товарища с того места, где он оста­новился. Учить детей отличать сказку по некоторым при­знакам от рассказа и в соответствии с заданием самим придумать сказку или рассказ. Учить самостоятельно делать вывод при сравне­нии предметов. Закреплять все навыки пользования самостоя­тельной речью, полученные ранее. На занятиях воспитателя поощряется активная речь детей, они пользуются самостоятельной речью, усвоенной в I и II периодах. Закрепление речевых навыков проводится и вне занятий: на прогулках, экскурсиях, при одевании, раздева­нии, дежурствах, посильном труде и т. д. Воспитание внимания к речи Формировать у детей умение выслу­шивать и запоминать полностью все задания к предстоящей деятельности и выполнять ее в соответствии с ука­занным порядком. Воспитывать внимание к речи товари­щей (дети должны уметь замечать ошибки, допущенные в рассказе о предстоящей деятельности, и исправ­лять их) и к своей речи (замечать до­пущенные ошибки, неточности и са­мостоятельно исправлять их). Воспитывать умение спокойно реаги­ровать на дополнительные вопросы логопеда, воспитателя и замечания товарищей. Упражнения в пользовании элементарной контекстной речью Формировать у детей умение отвечать на вопросы кратко и развернуто без опоры на образец рисунка, поделки, опираясь лишь на представления о предмете, явлении. Учить логично рассказывать о после­довательности выполнения предстоя­щей работы, а также объяснять неко­торые моменты, например: «Чем обусловлен выбор того или иного материала?» (Я выбрал острые нож­ницы. Мне нужны острые ножницы, потому что я буду резать плотную бумагу.) Чем обусловлено то или иное расположение предметов на листе бумаги? («Почему ты нарисуешь дерево справа?» — Потому что слева на моем рисунке будет дом.) С чем связана такая последовательность в выполнении ряда операций? (Сначала я буду примеривать дверь и окно, а потом приклеивать. «Почему надо сначала примеривать?» — Сначала надо примерить дверь и окна, чтобы знать, сколько их уместится, а по­том уже их наклеивать.) Закреплять у детей навыки пользова­ния объясняющей речью путем вы­ступления их в роли учителя («Объ­ясни, как учитель, что и как надо делать...» «Объясни так, чтобы тебя поняли все дети...»). Учить детей умению не только пра­вильно объяснить процесс выполнения работы, но и задавать конкретные вопросы, точно и кратно формулиро­вать их. Упражнять детей в пользовании более сложной рассуждающей речью, на­пример: «Как бы ты поступил, если бы тебе не дали зеленую краску?» — Я попросил бы зеленый лист бумаги и траву рисовать не стал бы, а только цветы и деревья. «А если бы я не дала ножницы, как бы ты выполнил зада­ние? » — Я стал бы выщипывать из тонкой бумаги облака, как вы нас учили, и потом наклеил бы их и т. п. Учить детей предварительно планиро­вать рассказ мысленно (про себя), а затем рассказывать его вслух. Учить умению перестраивать свой план, чтобы не повторять рассказ товарища. Совершенствовать стилистику дет­ских рассказов. Обращать внимание детей на излишние повторы, незакон­ченные фразы, порядок слов в предложении, что способствует формированию внутренней речи. Закреплять у детей навыки пользова­ния самостоятельной речью различ­ной сложности. На занятиях воспитателя и в специаль­но организованных ситуациях (умыва­ние, дежурство, уборка помещения и т. д.) закреплять у детей навыки са­мостоятельной речи, приобретенные на предыдущих этапах обучения.
 
IV Май, июнь Расширять знания детей о лете, насекомых, растениях. Уточнять и обогащать знания о харак­терных признаках лета, учить умению сравнивать лето с другими временами года. Познакомить детей со школой и библиотекой. Дать представления о том, что в школе учатся читать, писать, считать, о школьных принадлеж­ностях (парты, доска, мел, портфель, книги (учебники), тетради, ручки, карандаши, линейки, разрезная азбука). Дать представление о том, что в библиотеке хра­нятся книги, их можно брать и читать дома или в читальном зале. Познакомить с такой професси­ей, как библиотекарь. Воспитывать бережное от­ношение к книгам. Уточнить, расширить и активизировать словарь детей при формировании понятий о лете, насеко­мых, растениях, школе, библиотеке. Воспитание внимания к речи Закрепить навыки умения внимательно выслу­шать любого собеседника как на занятиях, так и вне их: не перебивать, не вмешиваться в разговор, запоминать ошибки, неточности в речи товарищей, уметь поправлять ошибку. Воспитывать умение спокойно реагировать на за­мечания взрослых и товарищей, правильно вы­полнять сложные поручения. Упражнения в пользовании более сложной контекстной речью Закрепить навыки пользования самостоятельной связной речью различной сложности, как ситуа­тивной, так и контекстной. Большее количество упражнений отводить на закрепление сложной контекстной речи. Упражнять детей в составлении творческих рас­сказов и сказок по картине, по образцу логопеда, из личного опыта, придумывании конца к рассказу. Учить детей использовать в рассказах сравнения, определения и другие выразительные средства (интонация, пауза, подражание голосам дейст­вующих лиц в сказке или рассказе). Воспитатель на своих занятиях и в различных ре­жимных моментах должен закреплять все речевые навыки детей, усвоенные на протяжении года. Воспитание внимания к речи Закрепить все навыки речевого пове­дения, полученные за год: вниматель­но слушать речь всех окружающих (взрослых, близких, родных, незнако­мых людей, своих товарищей), выслу­шивать до конца, понимать содержа­ние сказанного, правильно выполнить просьбу или поблагодарить за совет, пожелание; уметь объяснить понятно, кратко или развернуто, отвечая на во­прос взрослого. Замечать ошибки в речевом поведении своих товарищей, уметь объяснить ошибку, предложить вариант правильного ответа, способа поведения. Упражнения в пользовании более сложной контекстной речью Закреплять навыки построения после­довательного рассказа о предстоящей деятельности, задуманной самими детьми, и предварительного мыслен­ного планирования с учетом прослу­шанных рассказов детей. Широко практикуются прерывание рассказов ребенка вопросом логопеда, требую­щим дополнения, объяснения или рассуждения, а иногда и доказатель­ства только что сказанного. Учить детей одно и то же содержание своей деятельности передавать развер­нуто и кратко, называя лишь основ­ные операции в предстоящей работе. Закреплять все формы ситуативной и контекстной речи. На занятиях воспитателя закрепля­ются навыки самостоятельной речи, усвоенной на предыдущих этапах обучения.




Итоги коррекционно-развивающего обучения в подготовительнойгруппе

Оценивается:

• степень сформированности звуковой и лексико-грамматической стороны речи;

• особенности речевого общения — вариабельность про­явления заикания в зависимости от: темы общения; ситуации общения; формы речи (диалогическая, мо­нологическая; ситуативная, контекстная); степени подготовленности; темпа речи;

• особенности речевого поведения (активность, импуль­сивность);

• проявления заикания (частота и интенсивность запи­нок, продолжительность речевой судороги, непредна­меренные паузы в высказывании, «трудные» звуки, эмболофразия, сопутствующие движения).

К концу обучения в подготовительной группе дети должны:

• усвоить содержание программы подготовительной группы общеобразовательного детского сада;

• овладеть разными формами самостоятельной контек­стной речи — рассказом по представлению, переска­зом;

• свободно пользоваться плавной речью различной сложности в разных ситуациях общения;

• уметь адаптироваться к различным условиям обще­ния;

• преодолеть индивидуальные коммуникативные за­труднения.

Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским

(неродным) языком

Пояснительная записка

Среди детей, относящихся к категории дошкольников с недоразвитием или нарушением речи различной этиологии и степени выраженности, особую группу представляют так называемые двуязычные дети.

Проблема коррекционного обучения детей с нарушения­ми речи, овладевающих русским языком как вторым, ста­новится все более актуальной в связи с расширением меж­культурных контактов.

У логопедов, работающих в дошкольных общеобразова­тельных учреждениях компенсирующего вида, возникают трудности в организации коррекционно-развивающего про­цесса, в дифференциальной диагностике речевых наруше­ний, в выборе методических приемов коррекции речи детей, воспитывающихся в условиях двуязычия. В настоящее вре­мя принято выделять — первый (родной) язык — Яг и вто­рой (неродной) язык — Я2. Согласно психолингвистиче­ской теории билингвизм — это способность употреблять для общения две языковые системы. Между этими языко­выми системами возможны различные взаимодействия.

В ситуации так называемого бытового двуязычия, у ре­бенка может наблюдаться равенство двух языков. В этих случаях родители не предусматривают для ребенка полный переход на второй язык, сами смешивают языки, не кон­тролируют речь ребенка, не исправляют (или не замечают) ошибок в его речи. Однако при общении со сверстниками ребенку приходится часто использовать неродной язык, при этом возникают и закрепляются в речи многочислен­ные ошибки. Считается, что именно такой «стихийный» билингвизм характеризуется наибольшими искажениями в фонетической и лексико-грамматической структуре второ­го (неродного) языка.

Возможна и другая ситуация: со временем второй (неродной) язык может постепенно вытеснить родной и стать доминантным. В этих случаях ребенком, не имею­щим проявлений речевой патологии, усваиваются полно­стью все компоненты новой языковой системы, но, как правило, сохраняются ошибки межъязыковой интерферен­ции, акцент и другие особенности, отражающие взаимодей­ствие двух языков.

Таким образом, для более полного понимания детского билингвизма необходимо учитывать различные ситуации:

• естественную, когда носители языка общаются на од­ном языке, но при этом отсутствует целенаправленное обучение. Усвоение второго языка детьми происходит за счет их богатой речевой практики без осознавания языковых правил;

• ситуацию так называемого учебного билингвизма, ко­гда происходит целенаправленное обучение второму (неродному) языку под руководством воспитателя, ло­гопеда, учителя, с использованием специальных мето­дов и приемов.

Щерба Л. В. выделил также «чистое» двуязычие, когда оба языка употребляются всегда независимо, например, только в школе или дома. «Смешанное» двуязычие наблю­дается в тех случаях, когда ребенок легко переходит с од­ного языка на другой, не замечая этого и не испытывая ни­каких затруднений. В то же время на практике многие исследователи отмечают преобладание различных вариан­тов двуязычия.

У двуязычных детей (так же как и в среде русскоговоря­щих детей) наблюдаются разные формы речевых наруше­ний: заикание, дизартрия, ринолалия, алалия, дислалия и др. При этом наиболее отчетливо можно определить у ре­бенка речевые нарушения, имеющие органическую приро­ду и характерную симптоматику, ярко проявляющуюся в обеих речевых системах (например, судорожные запин­ки, назальный тембр голоса, межзубный сигматизм, об­щая смазанность речи, затрудненная артикуляция звуков и мн. др.). В то же время выявление аграмматизма, пара­фазии, нарушений звукового состава слова и, в особенно­сти, «скрытых» нарушений фонематического восприятия, крайне затруднено для специалиста, не владеющего род­ным языком ребенка.

Для организации адекватной логопедической помощи двуязычному ребенку дошкольного возраста с речевой па­тологией в русскоязычной среде необходимо обследование состояния его речевой деятельности на родном языке. Если у ребенка обнаруживаются симптомы недоразвития или на­рушения родной речи, процесс усвоения второго языка так­же происходит с большими специфическими трудностями.

Поэтому огромное значение при оценке речи этих де­тей придается тщательному обследованию всех речевых процессов прежде всего на родном (доминантном) языке ребенка. Квалифицированное обследование речи должен осуществить логопед с помощью родителей. Необходимо провести соответствующую подготовительную работу с ро­дителями, ознакомить их с процедурой обследования, но при этом не демонстрировать наглядный материал для ди­агностики и конкретные приемы. Некоторые формы рече­вых нарушений (дизартрия, ринолалия, заикание, отдель­ные виды дислалии, нарушения голоса) легко опознать по явным фонетическим и просодическим признакам. Выяв­ление фонематического недоразвития, нарушений слоговой структуры, аграмматизма, трудностей в понимании и упот­реблении лексики и других признаков системного наруше­ния речи значительно сложнее и возможно при условии перевода на родной язык предъявляемых ребенку инструк­ций и его ответов. При оценке состояния речи на родном языке учитываются все требования к комплексной психо­лого-педагогической диагностике.

Традиционная схема обследования ребенка с ФФН или ОНР при обследовании ребенка с русским неродным язы­ком дополнена разделами, в которых раскрываются осо­бенности речевой среды в семье, уточняются сведения об уровне владения ребенком речью на родном языке (см. Приложение).

Наши рекомендации