Часть 1. Логопедическая работа с заикающимися детьми в средней группе

  Содержание работы
Период Развитие речи и ознакомление с окружающей природой Занятия по изобразительной деятельности и конструированию
I Сен­тябрь, октябрь, ноябрь Расширять и уточнять знания детей об осени. Вести с детьми наблюдения характер­ных явлений, происходящих осенью: листо­пад, отлет птиц, созревание плодов, призна­ки погоды (похолодание, осадки, ветер). Закреплять знание названий некоторых осен­них цветов, растущих в ближайшем окруже­нии, листьев знакомых деревьев (березы, клена, дуба), знакомых овощей и фруктов. Учить выделять характерные свойства пред­метов (на овощах и фруктах) и называть их цвет, форму, вкус, особенности поверхности. Обращать внимание детей на красоту осенней природы. Лексические темы:«Овощи», «Фрук­ты», «Грибы», «Игрушки», «Геометрические формы», «Деревья», «Мебель», «Постельные принадлежности», «Столовая и чайная по­суда», «Цветы ». Воспитание внимания к речи Формировать у детей умение вслушиваться в речь окружающих. Учить их внимательно слушать образцы речи логопеда и воспитателей и точно выполнять словесные задания, например: «Дай огурец, помидор, морковь, лук», «Положи...*, «От­неси...», «Спрячь...» и т. д. Воспитывать умение не перебивать говоря­щих, не вмешиваться в разговор старших. Упражнения в элементарной самостоятельной ситуативной речи Учить дошкольников точно отвечать на во­просы при рассмотрении знакомых натураль­ных предметов, игрушек и предметных кар­тин, называя в ответах предмет, его части, форму и цвет, величину предмета и его час­тей, материал, из которого он сделан, дейст­вия или состояния предмета. Учить отвечать без заикания одним словом на конкретные вопросы при наличии наглядного материала: «Кто это?», «Что это?» (Девоч­ка, яблоко, слива...), «Какой предмет по форме?» (Круглый, овальный...), «Какой предмет по величине?» (Маленький, боль­шой...), «Какой предмет по цвету?» (Синий, зеленый, красный...), «Что делает?» (Лежит, висит, стоит...), «Какой предмет по материалу? (Деревянный, стеклянный...). Постепенно (примерно в конце третьего меся­ца обучения) по образцу логопеда некоторым детям становятся доступны ответы словосоче­таниями, например: Мяч красный. Шар круглый; нераспространенными фразами: Собака лежит. Мальчик играет. Девочка рисует; варианты ответов: стол — столик, чашка — чашечка. На занятиях воспитателя заикающиеся толь­ко слушают его речь (комментирование дей­ствий, объяснения, указания) и точно выпол­няют задания в соответствии со словесной инструкцией. Активное пользование само­стоятельной речью детьми допускается в ис­ключительных случаях по согласованию с логопедом и в ограниченном количестве. Уточнять представления детей о форме предметов, об их строении, о цвете, учить передавать это в рисунке, лепке, апплика­ции и конструировании. Закреплять навыки детей, полученные на занятиях воспитателя. Воспитание внимания к речи Воспитывать внимание детей к речи (к устным заданиям, сопровождаемым по­казом образца работы), вырабатывать умение запоминать и точно выполнять за­дания по месту расположения предметов на бумаге (в центре, вверху, с одной сто­роны, с другой стороны), по использова­нию цвета, формы, по чередованию пред­метов, выполнять различные поручения. Упражнения в элементарной самостоятельной ситуативной речи Учить детей, пользуясь усвоенными рече­выми моделями, отвечать на вопросы в момент объяснения задания, а также в процессе других частей занятия (подго­товка и раздача материала, подведение итогов работы). Формировать умение сочетать деятель­ность разного характера: слушать речь логопеда во время лепки, рисования, вырезывания, наклеивания, конструиро­вания. Учить детей, отвечая на вопрос, называть без заикания одним словом наглядный материал, с которым работают на занятии (карандаш, бумага, кисть, клей, салфет­ка, пластилин, ножницы и т. д.), изобра­жаемый предмет, его части, цвет, форму всего предмета или его частей, а также действия, выполняемые логопедом при лепке, аппликации, рисовании, конструи­ровании. («Что я рисую!» — Яблоко. «Какое оно по форме!» — Круглое. «Чем я рисую!» — Карандашом и т. п.) В конце первого периода некоторые дети могут без заикания отвечать на вопросы словосочетаниями: Бумага белая. Пла­стилин мягкий. Зеленый огурец. Белая ножка. На занятиях воспитателя пользование са­мостоятельной речью отдельными детьми допускается в ограниченном количестве по согласованию с логопедом.
II Декабрь, январь, февраль Уточнять и расширять знания детей о зиме. Вести наблюдение за характерными явления­ми, происходящими зимой: снегопад, мороз, образование льда, поведение зимующих птиц, уборка снега. Дети должны знать и называть некоторых зимующих птиц (голубь, воробей, синица), деревья (береза, ель), диких животных средней полосы (заяц, медведь, лиса), предметы зимней одежды (пальто, шуба, варежки, шапка), обору­дование для прогулок (санки, лыжи, лопатка). Учить выделять характерные свойства снега, льда, внешние признаки птиц и животных (некоторые детали зимней одежды, матери­ал, из которого она сделана). Воспитатель должен обращать внимание де­тей на красоту зимней природы. Лексические темы: «Зимняя одежда», «Куклы», «Птицы» (зимующие), «Зимние развлечения» (снеговик), «Дикие животные» (заяц, медведь), «Дома» (одноэтажные и двухэтажные здания), «Наша армия», «Игрушки» (неваляшки). Воспитание внимания к речи Развивать у детей умение вслушиваться в речь окружающих; учить их внимательно слушать и точно выполнять более сложные поручения, направленные на соблюдение по­следовательности действий: «Сначала возь­ми..., потом... и все положи на стол»; вни­мательно слушать ответы сверстников, не пе­ребивая их, и более сложные речевые модели логопеда (развернутые фразы, варианты фраз, короткий рассказ). Упражнения в самостоятельной ситуативной речи Учить отвечать на вопросы без заикания сло­восочетаниями и короткими фразами при на­блюдении за живыми объектами, рассматри­вании предметных и сюжетных картин, осмотре предметов, игрушек: Это синица. На картине нарисована синица. На этой картинке нарисована синичка. Воспитание внимания к речи Воспитывать внимание к речи логопеда, воспитателя и детей. Вырабатывать умение запоминать и по­следовательно выполнять устное задание (поручение) большего объема, чем на пре­дыдущем этапе обучения. Упражнения в самостоятельной ситуативной речи На основе прослушанных ранее образцов речи учить детей пользоваться в своих от­ветах короткими предложениями. На вопрос: «Что я сегодня рисую (леплю, вырезаю, строю)?» — дети отвечают: Вы рисуете машину. Вы строите дом. «Что ты наклеивал сегодня?» — Я наклеивал кружок. Учить подбирать на один вопрос несколь­ко ответов, характеризующих разные качества («Какая бумага вам нужна для занятий?» — Белая бумага. Прямоуголь­ная бумага. Блестящая бумага). Дети должны уметь отвечать без заикания на вопросы, относящиеся к изготовленному предмету не только о том, что они непо­средственно видят, но и по представлению. Упражнять детей только в однословных ответах по представлению, например: «Какого по цвету зайца мы наклеили сегодня?» — Белого. «А какой еще быва­ет заяц?» — Серый. Или: «Какой крас­кой вы, рисовали снеговика?» — Белой. «А какие еще бывают краски?» — Крас­ная. Черная. Синяя. Зеленая и т. д. Закреплять у детей навыки пользования самостоятельной речью, приобретенные в I периоде. На занятиях воспитателя дети активно пользуются формами самостоятельной ре­чи предыдущего этапа обучения.
  Формировать умение подбирать на один во­прос несколько ответов, характеризующих предмет с разных сторон: «Какая это маши­на? » — Игрушечная. Пластмассовая. Синяя. Пользоваться уменьшительно-ласка­тельными суффиксами для образования но­вых слов: кошка — кошечка, дом — домик, елка — елочка. Закреплять у детей навыки пользования самостоятельной речью, полу­ченные в I периоде обучения. На занятиях воспитателя дети активно начи­нают пользоваться самостоятельной речью, усвоенной на предыдущем этапе обучения.    
III Март, апрель Уточнять и углублять знания детей о весне. Наблюдать за характерными явлениями, проис­ходящими весной: таяние снега и льда, образо­вание ручьев, пробуждение после зимней спяч­ки насекомых, появление цветов, листьев, травы, поведение перелетных птиц, вьющих гнезда, признаки погоды (потепление). Дети должны знать и называть некоторых представителей животного мира (грач, скворец, бабочки, жуки, кошка, собака) и их части тела (голова, хвост, усы, крылья, рога, уши), цветы (одуванчик), машины (легковая, грузовая), из чего они сделаны (железо, пластмасса) и т. д. Учить выделять характерные свойства снега и льда весной, некоторые внешние признаки цветов, растений (форму, окраску, количест­во лепестков, на примере одуванчика), насекомых (окраску, на примере божьей коровки), перелетных птиц (величину, при сравнении грача и скворца, окраску), домашних животных (тело покрыто шерстью, она мягкая, пушистая, на примере кошки). Обращать внимание на красоту весенней при­роды. Лексические темы: «Подарок маме», «Новая кукла», «Машины», «Перелетные птицы», «Цветы», «Насекомые», некоторые «Домашние животные» (кошка или собака). Воспитание внимания к речи Формировать у детей умение вслушиваться в речь окружающих. Учить внимательно слушать образцы расска­зов логопеда, воспитателей и ответы детей; запоминать речевые модели и вариативно пользоваться ими в своих ответах; подме­чать неправильные или неточные ответы товарищей. Упражнения в пользовании развернутой ситуативной речью Учить отвечать на вопросы распространенными предложениями, различая конструкции со сло­вами «скажи» и «расскажи» («Расскажи под­робнее, иначе, по-другому; скажи одно слово...»). Учить составлять рассказы по вопросам, по предметной и сюжетной картинке (рассказы описательного характера). Учить составлять по вопросам предложение к изображенному на картине действию. Учить детей объяснять причинную зависи­мость, доступную пониманию: «Руки озябли, потому что холодно». Учить пересказывать по вопросам содержание короткого рассказа или знакомой сказки. Закреплять навыки пользования самостоя­тельной речью, усвоенные в I и II периодах. На занятиях воспитателя дети активно поль­зуются теми формами самостоятельной речи, которые усвоены на предыдущих этапах обу­чения, при соблюдении индивидуального подхода к каждому ребенку.   Воспитание внимания к речи Учить детей внимательно слушать боль­шие по объему устные объяснения к пред­стоящей деятельности, понимать, запоми­нать и правильно, в заданной последовательности, выполнять задание. Воспитывать внимание детей не только к речи взрослых, но и товарищей. Дети должны научиться замечать неправильные высказывания сверстников, исправлять их. Упражнения в пользовании развернутой ситуативной речью Учить детей отвечать развернутой фразой с опорой на образец поделки, рисунка, составлять рассказ по вопросам, восста­навливая последовательность основных звеньев в работе при наличии наглядной опоры. Совершенствовать фразовые ответы детей в стилистическом отношении, освобож­дать их от повторов, следить за правиль­ным порядком слов в предложении. Воспитывать умение предварительно мыс­ленно подбирать слово для ответа, а так­же перестраивать первоначальный план, чтобы не повторять ответ товарища. Закреплять усвоенные ранее навыки пользования самостоятельной речью различной сложности. На занятиях воспитателя дети активно закрепляют навыки пользования само­стоятельной речью предыдущих этапов обучения.
 
IV Май, июнь Уточнять и расширять знания детей о лете на основе наблюдений за явлениями приро­ды: летом чистое небо, яркое солнце, жара, бывает гроза, быстро растет трава, цветут цветы, поспевают некоторые ягоды, овощи, фрукты, чтобы они росли, их надо поливать. Коровы и другие домашние животные (в за­висимости от наблюдения) пасутся на лугу, они едят траву, птицы выводят птенцов и ищут для них корм. Дети должны знать и называть: домашних птиц и их детенышей (гусь, утка, курица, петух, гусенок, утенок, цыпленок), рыбок, живущих в аквариуме, летние цветы, бабо­чек, домашних животных. Учить выделять некоторые характерные при­знаки внешнего вида, некоторые повадки, части тела животных, части растений. Обращать внимание детей на красоту летней природы. Лексические темы: «Домашние живот­ные», «Рыбки в аквариуме», «Домашние птицы », « Лето », « Цветы », « Бабочки ». Воспитание внимания к речи Закреплять у детей навык внимательно вы­слушивать собеседника (взрослого и ребенка, знакомого и незнакомого человека, близкого, родственника и т. д.), спокойно реагировать на замечания как взрослых, так и товарищей, Воспитание внимания к речи Закреплять у детей навыки речевого пове­дения: внимательное отношение к речи ок­ружающих, умение выслушать, понять и правильно выполнить задание, поручение, заметить и исправить ошибку товарища, предложив более правильную формулиров­ку фразы, точную по смыслу, с правиль­ным порядком слов в предложении. Упражнения в доступной контекстной речи Закреплять у детей навыки последова­тельного и очень подробного рассказа, со­ставления рассказа о проделанной или предстоящей деятельности по вопросам логопеда как с опорой, так и без опоры на наглядность, по представлению, продол­жать рассказ, начатый товарищем, зада­вать конкретные вопросы товарищу к имеющемуся наглядному материалу. На занятиях воспитателя закрепляются все формы речи.
  правильно выполнять более сложные задания, поручения взрослых. Упражнения в доступной контекстной речи Учить детей составлять рассказы по картине по вопросам, описывать предмет и пере­сказывать короткие рассказы только по вопросам. Учить строить распространенные предложе­ния, в которых используются определения, отвечать на вопросы, начинающиеся со слов «зачем», «почему», «для чего». Закреплять у детей все формы речи, усвоен­ные за учебный год. На занятиях воспитателя дети также упраж­няются во всех формах речи, которые усвое­ны ранее.    

Оцениваются:





• степень сформированности звуковой и лексико-грамматической стороны речи;

• особенности речевого общения — вариабельность про­явления заикания в зависимости от: темы общения; ситуации общения; формы речи (диалогическая, мо­нологическая; ситуативная, контекстная); степени подготовленности; темпа речи;

• особенности речевого поведения (активность, импуль­сивность);

• проявления заикания (частота и интенсивность запи­нок, продолжительность речевой судороги, непредна­меренные паузы в высказывании, «трудные» звуки, эмболофразия, сопутствующие движения).

К концу обучения в средней группе дети должны:

• усвоить содержание программы средней группы обще­образовательного детского сада;

• овладеть навыками пользования самостоятельной речью различной сложности — от простейшей ситуа­тивной до контекстной с опорой на вопросы логопеда и наглядную помощь (при постепенном убывании на­глядной опоры);

• научиться регулировать свое речевое поведение — от­вечать точными однословными ответами без заикания на конкретные вопросы логопеда в соответствии с коррекционной программой.

Наши рекомендации