Игровые комплексы для развития
УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШЕСТИ-СЕМИЛЕТНИХ
ДЕТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ
Возрастные особенности детей 6 — 7 лет, разный уровень психолого-педагогической подготовленности к учебной деятельности, психологические трудности, связанные с интеллектуальным и личностным развитием, требуют от педагогов дошкольных учреждений, начальной школы и родителей создания оптимальных условий для благоприятной адаптации детей к школе.
Одно из условий успешной адаптации — психопрофилактика, основными задачами которой являются:
1) гармонизация психических процессов (внимание, восприятие, мышление, память, воображение) на основе познавательного интереса к интеллектуальной деятельности;
2) формирование позиции ученика (желание стать школьником и учиться);
3) развитие и формирование навыков и умений учебной деятельности в процессе учебы.
Формирование навыков учебной деятельности:
а) восприятие и осознание учебной задачи;
б) ориентировочные и исполнительские действия;
в) контроль за правильностью и качеством учебных действий;
г) оценка собственной работы.
К основным умениям учебной деятельности относятся:
а) умение с помощью педагога или самостоятельно ставить
познавательные задачи;
б) умение анализировать задачи, находить общий способ дей
ствий;
в) умение планировать самостоятельную деятельность;
г) находить способы решения задач, контролиролать ход ре
шения, руководствуясь указаниями учителя или собственным
планом;
д) умение оценивать свои действия и полученный результат,
ориентируясь на критерии оценки;
е) умение сотрудничать с учителем, сверстниками в индиви
дуальной, парной, групповой, коллективной форме организации
учебной деятельности.
Одним из средств реализации! поставленных задач в рамках преемственности дошкольного и начального образования могут стать игровые методы развивающего и психокоррекционного характера, которые можно использовать в старших группах детских садов и подготовительных классах. Игровые методы являются одним из обязательных требований, которые продиктованы необходимостью создания постоянного поддерживающего «фона» для детей 6 — 7 лет, а также оптимальных условий для их интеллектуального развития.
Следует отметить, что такие условия обеспечиваются в начальной школе не в полной мере, поскольку педагоги слишком часто дают детям упражнения тренировочного характера, не требующие проявления творчества и инициативы. Поэтому у детей недостаточно развиваются такие важные качества, как глубина, критичность и гибкость мышления.
Так как психические функции интеллекта ребенка созревают и развиваются не одновременно, а по закону гетерохромности, педагоги, психологи дошкольных учреждений и начальных классов в своей практике должны изменить соотношение игровой и учебной деятельности по усвоению знаний, умений и навыков.
Сущность интеграции технологий развивающего типа заключается в разработке игровых комплексов, которые выполняли бы стимулирующую, развивающую и выравнивающую функции, в форме занятий, имеющих различную направленность. Они могут быть использованы в работе с нормально развивающимися детьми, а также с детьми, у которых есть отклонения в интеллектуальной, личностной и эмоциональной сферах.
Основное требование к таким занятиям, рассчитанным на детей с разным интеллектуальным развитием, заключается в том, что они смогли бы решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом. Учитель начальных классов может осуществить это на поддерживающих и стимулирующих занятиях. Довольно часто педагоги на стимулирующих занятиях, которые рассчитаны на сильных учеников, дают задания учебного характера повышенной степени сложности. На поддерживающих занятиях, рассчитанных, как правило, на детей с более низкой успеваемостью, основным приемом является «натаскивание» на основе учебного материала. Практический опыт показывает, что при таком подходе стимулирующие и в большей степени поддерживающие занятия не являются эффективным средством развития познавательных интересов силь-
ных учащихся и коррекции трудностей детей, которые они испытывают в процессе обучения: снижаются интерес, мотивация к учению, постепенно развивается педагогическая запущенность.
В такой ситуации ребенок, который не усвоил учебный материал и плохо решает типовые задачи (лингвистические, математические, графические), начинает испытывать дополнительные трудности, которые проявляются в его эмоциональном состоянии, в поведении, общении со сверстниками и учителем.
Предлагаемые игровые комплексы могут сыграть положительную роль в процессе перехода шестилетнего ребенка из мира игр в мир знаний и стать в определенной степени гарантом успешной адаптации его к учебной деятельности, чтобы ребенок обрел уверенность в своих силах, поскольку неучебные задачи способствуют повышению активности и сообразительности.
Эффективность использования психологических методов развития и коррекции интеллектуального развития дошкольников и младших школьников научно обоснована в исследованиях, проведенных в области возрастной и педагогической психологии [1, 8, И, 12, 15, 17, 22, 24, 30, 32, 44, 47].
Игровые комплексы могут быть различными по форме организации (непосредственное или косвенное общение с детьми). По виду игровые комплексы подразделяются на развивающие занятия и тренинги с определенной направленностью. Форма организации их бывает фронтальной, групповой, индивидуальной. По содержанию игровые комплексы, которые несут психологическую нагрузку, могут рассматриваться как психотехнические методы, приемы активизации познавательной деятельности детей 6 — 7 лет.
Экспериментальные исследования показали, что 50 — 60% детей нуждаются в профилактической диагностике и коррекции в зависимости от степени педагогической и социальной запущенности.
Чем раньше осуществляется необходимая психологическая помощь и поддержка, тем быстрее решаются проблемы детей в процессе дошкольного обучения и тем успешнее они включаются в учебу.
Рассмотрим виды игровых комплексов, которые являются для психолога одним из видов психологической коррекции, а для педагога — развивающей технологией.
Развивающие занятия— это комплекс игр и упражнений, направленных на стимулирование активности познавательных процессов. Занятия построены так, чтобы дети имели возможность самостоятельно решать проблемные задачи, экспериментировать индивидуально или коллективно. Снимается информативная, дидактическая функция педагога, детям предоставляется предельная активность в познавательной деятельности.
К Зак. 5108.
Дети учатся самостоятельно планировать мыслительные и практические действия, корректировать ошибки, адекватно оценивать результаты, согласовывать свои действия.
Принцип построения занятий таков: сначала детям предлагают игры, рассчитанные на развитие произвольности внимания, затем используются игры сенсоиоторного характера, стимулирующие процессы восприятия; наибольшая нагрузка приходится на комплекс игр, активизирующих мыслительные операции и процессы памяти. Для снижения интенсивной нагрузки на мозг ребенка в занятия включаются игры, развивающие воображение, в заключение используются игры-шутки. В течение занятия педагог поддерживает мажорный, эмоциональный фон. Занятие длится 30 — 45 минут. Количество детей зависит от наличия необходимого игрового материала (как правило, 10 — 12 человек). Занятия проводятся с детьми, имеющими средний и высокий уровень интеллектуального развития. Благодаря таким занятиям повышаются познавательная активность, успеваемость, реализуется потребность в интеллектуальной нагрузке.
Развивающие занятия можно проводить и с детьми, которые испытывают определенные трудности в интеллектуальном развитии. При этом необходимо дозировать количество игр, уровень их сложности и продолжительность.
В зависимости от характера выявленных психологических трудностей нами были разработаны следующие виды коррекци-онного тренинга для старших дошкольников и младших школьников: учебно-позиционный, интеллектуальный, мнемонический, сенсомоторный, психомоторный, социально-психологический, психогимнастика.
Учебно-позиционный тренинг— это игровой комплекс, ориентированный на формирование у старших дошкольников мо-тивационной готовности к обучению в школе. Она базируется на потребности в социальном соответствии и социальной компетентности, т. е. на необходимости включаться в серьезные, вполне реальные и социально значимые формы деятельности. Это возможно, если у ребенка формируется позиция ученика и осознание позиции учителя. Стремление старшего дошкольника к более точному воспроизведению правил взаимоотношений в ролевой игре должно постепенно перейти в желание освоить нормы учебной деятельности, правила коммуникации в коллективном взаимодействии.
Тренинг способствует развитию системы произвольной регуляции (самооценка, самоконтроль, рефлексивные способности, принятие решений, постановка целей). Эти качества не могут сформироваться без развития коммуникативных способностей, базирующихся в этом возрасте на эмоциональной децентрации как способности ребенка поставить себя в положение другого и переживать его успехи и неудачи как свои.
Таким образом, в основе построения учебно-позиционного тренинга заложены три принципа: мотивационный, операциональный и коммуникативный. Тренинг проводится со всей группой детей или по подгруппам. Как показали результаты диагностики, старшие дошкольники имеют примитивные представления об учебной деятельности, у 15% детей выявлено стойкое отрицательное отношение к ней или положительное, но мотивированное не сложившимися взаимоотношениями с детьми, с воспитателем группы. Стремление ребенка к школе рассматривается в данном случае как потребность избавиться от дискомфорта, который он испытывает в детском саду. Желание ребенка через полгода покинуть школу связано с рядом причин дезадаптации психологического характера.
Интеллектуальный тренинг— это игровой комплекс, включающий логически структурированные игровые упражнения и задания. Основной его целью является стимулирование познавательной активности, развитие мыслительных действий и операций у детей с различным уровнем умственных способностей. Он может помочь детям, которые испытывают трудности в выполнении различных видов учебной деятельности, поможет понять и осмыслить новый материал, будет способствовать его запоминанию и усвоению, установлению необходимых взаимосвязей между различными явлениями в решении проблемных, практических задач.
Интеллектуальные игры следует использовать в порядке возрастания сложности, они должны быть тематически связаны друг с другом. Количество игр колеблется от 5 до 8. Это зависит от уровня психического развития детей. Тренинг- можно проводить как с гомогенной группой, так и с гетерогенной. Для каждой группы составляется вариативный тренинг с заданиями различной сложности.
Длительность занятий — 20 — 25 минут, состав группы — 5 — 8 человек, частота проведения — один-два раза в неделю. Количество занятий зависит от уровня развития детей и успешности выполнения игровых заданий. В процессе тренинга задания могут повторяться, но на другом игровом материале, включающем новые (две-три), не знакомые ребенку проблемные ситуации. Педагог (психолог) может использовать как коллективный способ решений заданий, так и индивидуальный. Детям предоставляется возможность договариваться о способе решения, обмениваться информацией, советоваться друг с другом. Педагог стимулирует их мыслительную деятельность, подбадривая и ненавязчиво привлекая тех, кто пока не проявляет должной активности. Такие занятия способствуют развитию творческого мышления, совершенствованию универсальных механизмов и свойств мышления.
Мнемонический тренинг— это комплекс игровых упражне-
ний, которые в большей степени ориентированы на развитие различных видов памяти; процессов запоминания и воспроизведения на основе мыслительных действий и операций.
Результаты диагностики показали, что у 5 —7-летних детей в основном хорошо развито механическое запоминание нового материала и совсем не развиты приемы продуктивного запоминания и воспроизведения. Часть детей используют их интуитивно. Психологическими трудностями в развитии памяти детей являются: ослабление активного внимания с выраженной утомляемостью; забывчивость и рассеянность; неустойчивость внимания; эмоциональная вялость.
В связи с этим такие занятия необходимы для развития образной памяти (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной, эмоциональной) и словесно-логической для того, чтобы дети научились использовать рациональные приемы запоминания (сравнение, группировка, классификация, образные связи по сходству, смежности, функциональные, ассоциативные). Такой тренинг полезен всем детям, особенно тем, у которых есть показания для коррекции выявленных симптомов (продолжительность занятий — 10—15 минут, количество детей — 3 — 6).
Сокращение времени проведения занятий и количества участников обусловлено высокой интеллектуальной нагрузкой для детей, а также тем, что педагог должен заниматься с ними индивидуально.
Сенсомоторный тренингспособствует развитию и стимулированию активности таких психических процессов, как восприятие и воображение. Благодаря ему повышается уровень сформированное™ сенсорных умений, аналитико-синтетической деятельности, развивается творческое воображение. Комплекс игр во время такого занятия стимулирует основные виды чувствительности (зрительную, слуховую, осязательную, кинестетическую, тактильную); помогает ребенку овладеть системой перцептивных действий в процессе восприятия таких понятий, как пространство, время, движение. У детей формируются навыки восприятия формы, величины, взаимного расположенш; предметов, обобщенные ориентировочные действия при обследовании предметов, глазомер.
Результаты диагностики показывают, что у большинства детей со средним и низким уровнем развития недостаточно сформированы механизмы восприятия (сравнение, различение, соотнесение, расчленение). Особенно явно это проявляется при оешении задач на создание образа и его преобразование. В большинстве случаев дети, решая игровые задачи, ориентируются на один-два признака, не выделяя ряд других, более конкретных.
Главный принцип построения сенсомоторного занятия заключается в том, что приобретенные умения и навыки ребенок
сможет практически использовать в различных видах деятельности в повседневной жизни. Комплекс игр составлен таким образом, чтобы в него входили дидактические игры манипуля-тивно-инструментального характера (отработка навыков), использовались проблемные ситуации творческого характера в процессе лепки, конструирования. Тренинг может иметь сюжетный характер или состоять из нескольких самостоятельных частей (длительность — 20 —25 минут, количество детей — 6 — 8).
Психомоторный тренингнаправлен на развитие психомоторных возможностей детей (координация и соразмерность движений кисти руки, мелкая моторика пальцев), зрительно-моторной координации, которые необходимы при обучении письму.
Комплекс игр и заданий состоит из трех компонентов:
а) упражнения манипулятивного, тренировочного характера:
пальчиковая гимнастика, различные упражнения (переклады
вание, нанизывание, растягивание, сжимание, раскатывание,
наматывание, разматывание, вязание);
б) упражнения, связанные с элементами графики (штрихов
ка, обведение, зрительные диктанты, зарисовка простых эле
ментов письма: точки, палочки, кружочки, волнистые линии,
заборчик);
в) упражнения, связанные с традиционными видами деятель
ности (рисование, аппликация, лепка), но используемые как
часть тренинга и имеющие развивающий характер.
Занятия проводятся в быстром темпе, имеют соревновательный характер с ограничением времени при решении определенных задач. Дети должны точно следовать правилам игры. При выполнении индивидуальных заданий педагог создает для каждого ребенка условия успешности, удовлетворенности результатом. Детям предоставляется большая самостоятельность, свобода в выборе способов решения заданий, упражнений (длительность занятий — 20 — 25 минут, количество участников — 8 — 10).
Рассмотренные виды коррекционно-стимулирующего тренинга по содержанию и выполняемым функциям направлены на развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников со средне-низким и низким уровнем развития.
Не менее важным критерием подготовленности ребенка к школе является личностная готовность. Она оценивается по уровню развития мотивационнои сферы и коммуникативных способностей, которые рассматриваются нами как умение подчинять свои желания сознательно принятым намерениям и правильно воспроизводить социальные нормы поведения. Для этого необходимо развивать у ребенка «эмоциональную децентрацию» (умение представить себя на место другого и сопереживать), отсутствие которой в этом возрасте приводит к отклонениям в формировании личности (неадекватная самооценка, смещенный
уровень притязаний, деформация модели поведения). В совокупности у ребенка развивается глобальный эгоцентризм или инфантильность, проявляющиеся в симптомокомплексах (незащищенность, неуверенность, тревога, комплекс неполноценности, враждебность, конфликтность, агрессивность). Чтобы снять подобные симптомы, необходим социально-психологический тренинг.
Основные требования:
а) занятия нужно проводить в комнате, классе или музыкаль
ном зале, где имеется достаточное количество игрушек;
б) педагог должен ориентироваться на сотрудничество и пар
тнерство с детьми: не следует советовать, запрещать им, оцени
вать их действия и поступки; в созданных педагогом ситуациях
ребенок действует не по нормам жизни, а так, как ему хочется;
в) дети должны чувствовать себя довольно свободно, чтобы
наиболее полно «раскрыться»; педагог должен быть предельно
сдержанным, доброжелательным, нужно использовать различ
ные средства невербального общения;
г) следует поощрять активность детей, не нужно навязывать
им свою помощь, недопустимо назойливое внимание, грубое при
нуждение; необходимо стимулировать спонтанные проявления
активности.
В процессе тренинга используются игры-путешествия в «сказочные страны», но ситуации должны быть приближены к реальным (такие игры связаны с развитием сюжета, моделированием ситуации, фантазированием); игры-поручения, в которых педагог ставит перед детьми различные задачи (дети с удовольствием высказывают свои предположения, исходя из собственного опыта); игры-дискуссии, в основе которых лежит общение педагога с детьми и детей друг с другом. Ценность этих игр заключается в том, что они способствуют развитию таких качеств, как умение слушать друг друга ивзрослых, умение сосредоточить внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать свои суждения, участвовать в беседе.
Игры-упражнения тренируют внимание, наблюдательность, память, зрительное и слуховое восприятие, помогают снять напряжение, усталость, способствуют повышению активности.
Психогимнастиканаправлена на коррекцию психологических трудностей в личностной сфере. Основной ее функцией является регуляция эмоционально-волевой сферы ребенка.
Основные принципы проведения психогимнастики:
а) снятие напряжения с помощью бега и ходьбы, которые
имеют порой социометрическое значение;
б) пантомимика (обучение детей умению воссоздавать образы
предметов, представляя их характерные особенности, образы
животных, изображая их повадки, движения, внешние особен
ности);
в) коллективные игры, ориентированные на коррекцию ста
туса ребенка в группе, на эмоциональное благополучие;
г) упражнения, которые помогают ребенку осознать свое
внутреннее состояние, регулировать его, используя приемы ра
ционального восприятия для преодоления барьера в общении и
приобретения навыков расслабления.
Предлагаемая система коррекции психического развития может быть использована в том случае, если в дошкольном учреждении проводятся психолого-педагогические обследования детей в два или три этапа: 1 -й этап — в конце обучения детей в средней группе с переходом в старшую; 2-й этап — в конце обучения старшей группы с переходом в подготовительный класс.
Анализ индивидуальных карт психического развития позволил установить, что в стимулирующе-коррекционной работе нуждаются 50--60% детей, у которых выявлен средне-низкий и низкий уровень развития по большинству показателей. На основе результатов диагностики для каждой подгруппы детей определяется содержание коррекционной программы.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ
1. Педагог должен подготовиться к занятию, мысленно «про
играв» каждое упражнение, осознать их психологическую нап
равленность и найти механизмы стимулирования познаватель
ной активности детей.
2. Перед занятием необходимо соответствующим образом «настроиться». Если педагог утомлен, раздражен, агрессивен, тренинг проводить не стоит.
3. Нужно принимать детей такими, какие они есть, независимо от их положительных или отрицательных качеств. Доброжелательность, равенство, деловое сотрудничество, эмоциональная поддержка — вот основные принципы, на которых должны строиться отношения с детьми.
4. Если в процессе игры возникли трудности, которые нельзя устранить сразу, следует продолжить занятие и вести себя так, будто ничего не произошло. В том случае, если упражнение выполнить сложно, нужно переключиться на следующее. У многих детей не все получается с первого раза. Педагог должен отметить для себя, какие упражнения даются им с трудом.
Следует проанализировать причины неудач. Это может быть некомпетентность в управлении познавательной деятельностью детей; неправильная инструкция; задания по своей сложности могут не соответствовать уровню развития детей.
5. Не следует фиксировать внимание детей на неудачах, не
нужно делать замечаний, даже если хочется кого-то остановить
или что-то исправить. Дети должны уметь самостоятельно выполнять задания.
6. В процессе социально-психологического тренинга не рекомендуется давать качественную оценку поведения детей. Не бывает правильных или неправильных действий, все дети стараются проявить себя, не боясь порицания и осуждения.
7. Нельзя сравнивать детей друг с другом, ставить кого-то в пример. Нужно, чтобы у детей сформировалась потребность оказывать помощь друг другу, поддерживать тех, у кого что-то не получается.
8. Не следует слишком выражать свои симпатии и внимание к детям.
9. При проведении тренинга рекомендуется использовать различные формы невербальной поддержки.
Дети должны испытывать радость от общения с педагогом и от самого процесса познавательной деятельности.
Развивающее занятиеI. Дидактическая цель: развитие устойчивого внимания, умения сравнивать предмет по величине и цвету, пользоваться приемом запоминания для установления смысловых связей между предметами.
1. «Зеркало». Цель: развитие внимания, умения выполнять
действия по образцу.
Детям предлагают «стать зеркалом». Они должны повторять все движения педагога (психолога) (поднимать правую и левую руки, разводить их в стороны, приседать, топать, вращать кистями рук и т. д.).
2. «Найди такое же колечко». Цель: научить сравнивать
предметы по величине, пользуясь приемом зрительного соотне
сения.
Каждому ребенку дают пирамидку, с которой дети сначала свободно манипулируют. Педагог показывает одно из колечек пирамидки и просит найти такое же. Проигрывает упражнение 3 — 4 раза. Затем проводится игра в парах. Один ребенок показывает колечко, другой находит такое же у себя.
3. «Найди отличия». Цель: развитие действий различения
на основе сравнения двух предметов (Прил. 3, рис. 1).
Дети рассматривают картинку. Педагог предлагает, чтобы они объяснили, чем различаются пирамидки. Дети должны сравнить цвет, используя сложные предложения. Например, у пирамидки, изображенной слева, верхушка красного цвета, а у той, что справа, — зеленого. Затем нужно сказать, что у них общего (количество колец, форма, величина).
4. «Кто здесь прячется?». Цель: развитие смыслового за
поминания и припоминания путем установления смысловых свя
зей между предметами.
Педагог раскладывает перед детьми в случайном порядке кар-
тинки, на которых изображены кукла, платье, гриб, корзина, мышка, кот, и предлагает запомнить их (обучение приему смыслового соотнесения). Например, к слову «кукла» подойдет слово «платье». Затем педагог переворачивает картинки. Один из детей берет палочку и стучит по картинке: «Кто здесь спрятался?». Другой ребенок отвечает: «Это я, кукла». Педагог спрашивает: «Кто покажет, где спряталась картинка, которая подходит к картинке, где изображена кукла?». Таким образом обыгрыва-ются все картинки. В заключение он просит кого-то из детей назвать все спрятанные парные картинки.
5. « Чем или кем это может быть?». Цель: развитие вообра
жения, замещающих действий с предметами.
Каждому ребенку дают колечко от пирамидки (колечки разной величины). Педагог предлагает подумать, чем может быть колечко от пирамидки (колесом от машины, солнышком, блином, биноклем).
6. Игра-шутка. Нужно надеть на пальцы кольца от пира
мидки и, постукивая рука об руку, вращая кистями рук, изоб
ражать индейцев.
Развивающее занятие II.Дидактическая цель: развитие произвольного внимания, умения рассуждать, опосредованного запоминания, творческого воображения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
1. «Уши, щеки, нос». Цель: развитие произвольного внима
ния (сосредоточенности, распределения внимания).
Педагог предлагает детям внимательно следить за его движениями, речью и показывать у себя ту часть лица, которую он называет. В ходе игры он специально указывает на те части лица, которые не называет.
2. «Кто изображен на картинке?». Цель: развитие целос
тности восприятия предмета, образных представлений (Прил. 3,
рис. 2).
Дети парами или индивидуально отыскивают в сочетании линий силуэты различных животных, птиц, рыб, насекомых, зверей. Каждое найденное животное отмечают фишкой. Нужно отыскать как можно больше животных.
3. «Что плавает, что тонет?». Цель: развитие любозна
тельности, наблюдательности, умения находить закономернос
ти.
Детям предлагают предметы из металла и дерева (ложку металлическую, деревянную, пластмассовую, шарик или кубик деревянный, пластмассовый, металлический и т. д.). Задают вопросы: «Что будет плавать? Что утонет?». Высказав свои предположения, дети проверяют их на опыте. Вместе с педагогом делают выводы.
4. «Четвертый лишний». Цель: развитие логического мыш-
п
ления посредством классификации по главным и второстепенным признакам.
Дети рассматривают картинки. Нужно из четырех предметов
выбрать лишний. Дети должны сравнить предметы, найти сход
ство и различие, обобщить совокупность предметов по одному
из признаков: ^
1) сани, телега, повозка, лошадь;
2) гусь, корова, щенок, кошка;
3) стул, ковер, кровать, стол;
4) морковь, свекла, огурец, лук;
5) куртка, майка, плащ, пальто.
5. «Запомни слова парами». Цель: развитие слуховой памя
ти, обучение приемам рационального запоминания (смысловые
связи).
Педагог предлагает детям поиграть в «запоминалки» и произносит слова. Дети должны уловить парные связи и воспроизвести их. В том случае, если им не удается установить парные связи, педагог помогает им.
6. «Татрам». Цель: развитие воображения, пространствен
ной ориентации.
Педагог предлагает, детям рассмотреть контурное или силуэтное изображение предметов (животного, человека, птицы) на фланелеграфе и, ориентируясь на образец, составить его из набора геометрических фигур. В процессе работы рассказывает загадку на заданную тему. Если кто-то не может сложить фигуры, следует предложить детям помочь своему другу.
7. «Кто быстрее заполнит баночку». Цель: развитие мелкой
моторики пальцев.
Дети должны заполнить баночку с узким отверстием, кладя горошины по одной (ситуация соревнования). После «веселой» паузы им предлагают вспомнить слова, которые они запоминали парами.
Развивающее занятие III.Дидактическая цель: повышение активности познавательных процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения).
1. «Найди предметы». Цель: развитие сосредоточенности,
распределение внимания.
Педагог предлагает детям найти в комнате все предметы зеленого цвета (признак может быть выбран произвольно). На выполнение задания дается 1 минута. Дети находят предметы, а затем называют их. Важно, чтобы они не только нашли предметы зеленого цвета, но и выделили этот цвет в одежде сверстников.
2. «Татрам». Цель: развитие зрительного соотнесения и рас
членения геометрических фигур.
3. «Найди картинки». Цель: развитие мыслительных опе
раций обобщения, группировки на понятийном уровне.
На столе педагога в случайном порядке разложены разные картинки. На них изображены птицы (домашние и дикие); транспорт (грузовой и пассажирский); одежда (зимняя и летняя). Всего по три-пять картинок на каждую тему. Педагог предлагает детям разделиться на две команды. Детям одной из команд раздают по одной картинке. Необходимо из общего количества картинок выбрать те, которые составляют группу, и расположить их на наборном полотне. Вторая команда проверяет правильность выполнения задания. Дети должны обосновать свой выбор.
4. «Сравнение картинок». Цель: развитие дифференциро
ванного восприятия, аналитико-синтетической деятельности
(Прил. 3, рис. 3).
Детям предлагают рассмотреть две одинаковые предметные или сюжетные картинки. Необходимо найти как можно больше отличий одной картинки от другой, соблюдая правило: нужно отвечать только по сигналу педагога; нельзя повторяться; найденное отличие обозначают фишкой. По окончании игры дети подсчитывают их количество.
5. «Запомни картинки». Цель: развитие зрительной памяти,
произвольного запоминания с использованием приема «группи
ровки».
Педагог убирает с наборного полотна картинки на одну тему и предлагает поиграть в «запоминалки». Нужно запомнить все 20 картинок. Как это лучше сделать?
Дети с помощью педагога осваивают алгоритм запоминания:
1) запомнить группы картинок: одежда — транспорт;
2) запомнить по подгруппам: зимняя — летняя одежда; пассажирский — грузовой транспорт (проводятся игры: «Что изменилось?»; «Какой группы картинок не стало?»; «Какой картинки на данную тему не стало?»);
3) запомнить картинки каждой группы и место их расположения (педагог переворачивает картинки изображением вниз и предлагает кому-то из детей назвать все их группы и подгруппы, другому — картинки на тему «Одежда», третьему — «Транспорт», затем просит назвать картинки в случайном порядке). В заключение кто-то должен назвать все картинки. Победителя награждают медалью «Самый лучший запоминалыцик».
6. «Собери картинку». Цель: развитие воображения, образ
ных представлений, умений согласовывать действия в коллек
тивной игровой ситуации.
Дети распределяются по подгруппам (три-четыре человека), каждый получает карточку, на которой написан номер. Ориентируясь на номера, дети объединяются в группы. Каждой из них педагог дает конверт, а также инструкцию для выполнения
задания. Оно заключается в том, чтобы быстрее собрать картинку. Какая из групп сделает это раньше?
В процессе игры следует соблюдать некоторые правила: начинать по сигналу педагога, согласовывать свои действия, работать дружно, спокойно, не ссориться; по окончании работы нужно поднять руку; необходимо помочь другой группе, если ребята согласны (не навязывать помощь против желания).
7. Игра-шутка. Детям предлагают превратиться в прыгающих лягушек. Затем нужно встать в круг, взяться за руки, закрыть глаза, помолчать 3 — 5 секунд, открыть глаза, улыбнуться, сказать «спасибо» друг другу и похлопать в ладоши.
Развивающее занятие IV.Дидактическая цель: развитие произвольного внимания, запоминания, мыслительных операций, словарного запаса, звукопроизношения [49].
1. «Внимание, можно начинать». Цель: развитие произволь
ного внимания, устойчивости, концентрации внимания
(Прил. 3, рис. 4).
Педагог предлагает детям рассмотреть рисунок, затем дает инструкцию для выполнения задания: «На бланке изображены геометрические фигуры. В квадратике находится комар, в круге — божья коровка. Необходимо быстро сосчитать комаров и божьих коровок. Работать надо быстро и без ошибок. Внизу нужно написать общее количество комаров и божьих коровок.
2. «Повторяем друг за другом». Цель: развитие произволь
ного запоминания, объема памяти.
Один ребенок называет какое-то слово. Другой повторяет его и добавляет свое слово. Следующий называет два слова по порядку и добавляет третье свое, и так до пяти слов. Потом можно повторить упражнение, увеличивая количество слов для повторения.
3. «Домино». Цель: развитие умения находить общие и от
личительные признаки предметов.
Детям дают инструкцию: «В каждом ряду укажите картинку, которая отличается от остальных, объясните, в чем ее отличие» (Прил. 3, рис. 5).
4. «Лишнее слово». Цель: развитие мыслительных операций
(классификация, сравнение, обобщение).
Педагог произносит вслух ряд слов, предлагает детям назвать среди них лишнее и объяснить почему:
1) щука, карась, окунь, рак;
2) ромашка, ландыш, сирень, колокольчик;
3) ветка, яблоко, цветы, птичка, виноград;
4) заяц, лось, кабан, волк, кролик;
5) ухо, лицо, нос, рот, глаза;
6) рысь, медведь, тигр, кошка, лев;
7) змея, паук, ящерица, дерево, улитка.
5. Кроссворд. Цель: развитие навыков слогового и звуко-бук-
венного анализа (Прил. 3, рис. 6).
Детям предлагают рассмотреть рисунки и написать в клеточках буквы, чтобы получились названия животных и рыб. Ответы: лось, олень, лошадь, медведь, пескарь, карась, окунь, линь.
6. Скороговорка. Цель: формирование четкого звукопроиз
ношения.
Педагог предлагает детям вместе с ним, а затем самостоятельно произнести две скороговорки: «У четырех черепашек четыре черепашонка. Сыпь песочек в черненький черепочек».
Развивающее занятие V.Дидактическая цель: развитие дифференцированного восприятия (логического мышления, любознательности, наблюдательности); обучение приемам рационального запоминания.
1. «Уши, щеки, нос». Цель: активизировать внимание детей.
Педагог называет какую-то часть лица, например нос, в сам
показывает на рот. Дети должны правильно показать названную часть лица. Упражнение следует повторить неско